Система взглядов и научных представлений относительно категории «гражданское общество» в современной российской правовой науке

(Устинович Е. С.) («Гражданское общество в России и за рубежом», 2013, N 3)

СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ И НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО КАТЕГОРИИ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ

Е. С. УСТИНОВИЧ

Устинович Елена Степановна, заместитель директора по науке Курского филиала Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доктор политических наук, доцент, член Общественной палаты Курской области, Комиссии по вопросам развития гражданского общества, общественной безопасности и взаимодействию со СМИ.

В настоящей статье автором проведен анализ состояния разработок категории «гражданское общество» в праве. Предпринята попытка систематизации взглядов, научных представлений, подходов современных ученых-правоведов по данной проблематике.

Ключевые слова: гражданское общество, право.

System of views and scientific perceptions with regard to the category of «civil society» in contemporary russian legal science E. S. Ustinovich

The author of the present article analyses the state of developments in the category of «civil society» in law; makes an attempt of systematization of views, scientific perceptions, approaches of contemporary legal scholars to these problems.

Key words: civil society, law.

В большей или меньшей степени, напрямую или косвенно, в 2000-х гг. в рамках различных отраслей правовой науки категорию «гражданское общество» исследовали целый ряд ученых, представителей нескольких научных школ. Для сегодняшнего времени характерно то, что, если в прошлом веке — в 80-х гг. — начале 90-х — данной проблематикой в большей степени занимались ученые — представители философии и теории права, то в современное время на активность в этом вопросе претендуют не только теоретики права, но и конституционно-правовая наука, наука гражданского права, информационного права. Далее, что называется, «подтягиваются» и ученые сферы предпринимательского, семейного, трудового права и т. д. Мы же остановились на исследовании представителей первых четырех названных, так как именно они сегодня являются наиболее ярко представленными своими работами на научном поле современной России. Исходя из проведенного анализа научных публикаций по проблематике разработки категории «гражданского общества» и иных связанных с ним, у нас сложилось представление о значимости как минимум двух московских научных школ — в Российской академии наук (И. Л. Бачило, А. Д. Керимов, Е. А. Лукашева), МГУ им. М. В. Ломоносова (С. А. Авакьян, В. В. Лазарев, М. Н. Марченко, Н. И. Матузов). Российская академия наук представлена, что называется, в основном в теории вопроса и его философско-правовом обосновании. Значительными следует также признать разработки сектора информационного права Института государства и права РАН. В Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова лидерство в исследовании правовых вопросов и проблем гражданского общества принадлежит кафедрам теории государства и права, конституционного и муниципального права. Однако следует признать, что значительные наработки, сделанные и в Финансовом университете при Правительстве РФ (Институт проблем эффективного государства и гражданского общества (Л. Ю. Грудцына)), свидетельствуют о становлении и в этом научном учреждении мощного самостоятельного научного направления по исследованию правовых проблем гражданского общества. Позиция названных выше представителей академической науки А. Д. Керимова и Е. Л. Лукашева выглядит следующим образом. А. Д. Керимов в своей монографии «Современное государство: вопросы теории» <1> высказывает свою позицию в отношении гражданского общества как о скорее теоретическом идеале, чем практической реальности. ——————————— <1> Керимов А. Д. Современное государство: вопросы теории. М.: Норма, 2008.

В частности, он говорит о том, что сущностные характеристики, основные черты гражданского общества в действительности не нашли своего полного, исчерпывающего воплощения ни в одной стране мира. В одних странах они только начинают складываться, в других — уже приобрели зримые очертания, в значительной степени воплотились в действительность, в третьих многие из этих черт утвердились в качестве незыблемых основ жизнедеятельности общественных и государственных структур. Однако, как нам кажется, нельзя утверждать, не погрешив при этом против истины, что в каком-либо государстве окончательно сформировано развитое гражданское общество. Это многотрудный и, главное, чрезвычайно длительный процесс, рассчитанный на долгосрочную перспективу <2>. ——————————— <2> Керимов А. Д. Указ. соч. С. 138 — 139.

Через призму прав человека, личности многое сделано Е. А. Лукашевой. Несмотря на то что исследования Е. А. Лукашевой не напрямую, но в большей степени скорее косвенно связаны с понятием «гражданское общество». Тем не менее, что очень важно, исследования этого ученого всегда были направлены на значение и необходимость соблюдения и защиты прав человека и гражданина, личности — центральной фигуры в структуре гражданского общества. Одна из позиций Е. А. Лукашевой состоит в важности и значимости права и законодательства для зрелого гражданского общества. В частности, она отмечает, что гражданское общество, даже достаточно зрелое, не может существовать вне законодательного регулирования, поскольку все его участники должны обладать юридическим статусом и гарантиями вытекающих из них прав, свобод, обязанностей. Саморегуляция гражданского общества состоит не в том, что оно не нуждается в правовой основе, а в том, что зрелое гражданское общество органично действует в рамках установленных правом норм, которые стали элементом культуры общества <3>. ——————————— <3> Лукашева Е. А. Динамика гражданского общества в условиях глобализации // Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма, 2007. С. 68.

Несомненно, что современные информационно-коммуникационные технологии, активно и массово внедряемые в жизнь современного российского общества сегодня как новый, инновационный инструмент коммуникаций и взаимодействия общества и государства, способствуют процессам более активного становления гражданского общества в России по сравнению с предыдущими периодами в ее истории. Они порождают новые типы и виды отношений, которые предстоит регулировать, а значит, рождают поле для деятельности ученых — представителей науки информационного права. Как отмечает И. Л. Бачило в своей статье «Гражданское общество в зеркале информационной среды» <4>, нет единого понимания гражданского общества. При этом автор указывает на сложившиеся три основных подхода к данному вопросу. В частности, в соответствии с первым подходом, гражданское общество понимается как единство всех возможных институций социума, который пока рассматривается в границах отдельных государств, их союзов и объединений. Каждая сформировавшаяся институция гражданского общества и проявляющая себя активно выполняет определенную социально значимую функцию и обязательно находится во взаимодействии с другими институциями (структурами) общества <5>. Следует отметить именно данное определение, несмотря на то что оно не является общепризнанным. Дело в том, что И. Л. Бачило обращает внимание на крайне важный процесс — взаимодействие. Причем подразумевается, что институты гражданского общества, как участники этого взаимодействия, должны иметь активную позицию. Предполагается, что и от органов власти при взаимодействии с гражданским обществом ожидается активная позиция. ——————————— <4> Работа была выполнена при поддержке гранта РФФИ 06-06-80302-а «Моделирование информационного пространства гражданского общества. Организационные и правовые аспекты» в 2006 — 2008 гг. <5> Бачило И. Л. Гражданское общество в зеркале информационной среды // Информационное право и становление основ гражданского общества в России: Материалы теоретического семинара по информационному праву 2007 г. М., 2008. С. 10.

Наряду с первым из названных подходов присутствуют такие, которые ограничивают феномен гражданского общества только негосударственными общественными структурами, чаще всего противостоящими государственным структурам власти. Еще один вариант, когда в это понятие включается взаимодействие «государства» (лучше сказать — органов публичной власти), бизнес-структур и третьих сил без их точного определения. Принципиальное отличие между этими вариантами в том, что при широкой трактовке из структуры гражданского общества не изымается система государственной власти, обобщенно нарекаемая термином «государство». При втором и третьем варианте все, что относится к гражданскому обществу, противопоставляется «государству», как злу и виновнику всех недостатков, присущих социуму <6>. ——————————— <6> Там же.

В предисловии к монографии «Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики», изданной в 2008 г., И. Л. Бачило <7> подчеркивала, что в рамках монографии гражданское общество рассматривается через призму глобальных информационных условий, которые наиболее эффективно выполняют функцию увязывания, взаимодействия всех видов субъектов. И если уже реально решается вопрос об информационном взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также прорабатывается тема нормативного регулирования трансграничных контактов субъектов корпоративного и государственного секторов, то возможна и более глубокая постановка вопроса об информационном взаимодействии структур частного и корпоративного секторов экономики между собой и с гражданами <8>. ——————————— <7> Бачило И. Л. Гражданское общество и право // Информационные ресурсы России. 2005. N 3. С. 7 — 11; Бачило И. Л. Гражданское общество в зеркале информационной среды // Информационное право и становление основ гражданского общества в России: Материалы теоретического семинара по информационному праву М.: ИГП РАН, 2008. С. 5 — 25; Бачило И. Л. Общество, государство и современные информационные технологии // Информационные технологии: инновации в государственном управлении. М.: Институт государства и права РАН; Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2010. С. 9 — 28; Бачило И. Л. О связи гражданского общества с информационным в условиях глобализации // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2011. N 6. С. 7 — 31; Бачило И. Л. Информационное общество и социальное государство: Сборник научных работ. М.: Институт государства и права РАН, ИПО «У Никитских ворот», 2011. 248 с.; и др. <8> Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: Кол. монография / Под общ. ред. И. Л. Бачило. М.: Юрайт, 2009.

Монографическое исследование посвящено теме связи гражданского общества и информационного, выявлению их взаимозависимости в общем ходе истории. Как отмечает сама И. Л. Бачило, эти вопросы в большей мере ориентированы на уяснение фактора информатизации общества и ее влияния на изменение государственных и иных публичных институций и институтов. Это прежде всего внимание к тем средствам, ресурсам, на основе которых создаются определенные подвижки в достаточно медленном историческом круге движения, подвижки при напоре ускорения темпов развития. Быстрая смена технических параметров, преодоление времени за счет новых технологий определяют момент ускорения, но этот же фактор создает немаловажные тормоза в развитии самого человека и человечества в общем <9>. В монографии целый раздел посвящен организационно-правовым институтам гражданского общества в информационной сфере <10>. ——————————— <9> Там же. С. 7. <10> Жарова А. К., Бачило И. Л. Организационно-правовые институты гражданского общества в информационной среде // Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики. 2009.

Несмотря на фундаментальную самостоятельность каждой из научных школ, следует все же в нашем случае отметить некоторую схожесть в позициях ученых-юристов Российской академии наук и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Так, например, позиция В. В. Лазарева (МГУ) в отношении роли права для гражданского общества перекликается с позицией Е. Л. Лукашевой (РАН). В частности, он пишет, что в любом государственно-организованном обществе право выступает в качестве социально-нормативного регулятора общественных отношений. Демократизация политической системы общества проявляется в первую очередь в отказе от политики подавления любого отклонения от официальной догмы и переходе к политике сочетания различных социальных интересов, обеспечения партнерских отношений граждан, их организаций и государства на основе определенных общечеловеческих ценностей, норм международного права. Таким образом, обеспечение государством социальных условий для возникновения однородных интересов, их относительной нивелировки, т. е. создания условий для формирования в обществе среднего класса, — это путь к социальной стабилизации, гражданскому согласию, правовому государству, государству социальной справедливости <11>. ——————————— <11> Лазарев В. В. Обеспечение партнерских отношений граждан, их организаций и государства // Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 257.

Позиция Н. И. Матузова (МГУ) отчасти созвучна позиции А. Д. Керимова (РАН). Так, например, он говорит, что в настоящее время в России сложился только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. Гражданское общество — это не государственно-политическая, а главным образом социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними; это — свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости; это — рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев <12>. ——————————— <12> Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. N 3. С. 83 — 93.

М. Н. Марченко <13> рассматривает гражданское общество в виде совокупности независимых от государства производителей, саморегулирующихся организаций вроде профсоюзов, политических партий, культурных организаций, научных ассоциаций, а также семьи и церкви. ——————————— <13> Марченко М. Н. Соотношение гражданского общества и государства: вопросы теории // Журнал российского права. 2008. N 10. С. 52 — 64.

Как уже было сказано выше, активно ведутся научные разработки по правовой проблематике гражданского общества Л. Ю. Грудцыной (Финансовый университет при Правительстве РФ, Институт проблем эффективного государства и гражданского общества) <14>. ——————————— <14> Грудцына Л. Ю. Теоретико-правовые и организационные аспекты взаимодействия гражданского общества и государства // Право и жизнь. 2007. N 115(10). 1,2 п. л.; Грудцына Л. Ю. К вопросу о государственно-правовых механизмах формирования и поддержки гражданского общества // Право и жизнь. 2007. N 117(12). 0,9 п. л.; Грудцына Л. Ю. Содержание и классификация институтов гражданского общества в России // Современное право. 2007. N 12(1). 0,6 п. л.; Грудцына Л. Ю. Цели, задачи и место институтов гражданского общества в демократическом правовом государстве // Право и жизнь. 2008. N 118(1). 0,7 п. л.; Грудцына Л. Ю. Государственно-правовые механизмы формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Монография / Под ред. д. ю.н., проф. Н. А. Михалевой. М.: Манускрипт, 2008. 22 п. л.; Грудцына Л. Ю. Государственно-правовые механизмы формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Монография / Под ред. д. ю.н., проф. Н. А. Михалевой. М.: Манускрипт, 2008. 22 п. л.; Грудцына Л. Ю., Петров С. М. Гражданское общество, народ и власть: концептуальное понимание и российская специфика // Государство и право. 2012. N 6. С. 5 — 15; и др.

Так, в частности, монография Л. Ю. Грудцыной «Государство и гражданское общество» (2010) посвящена исследованию роли государства в формировании, поддержке и развитии в России институтов гражданского общества. Как сказано в аннотации к монографическому исследованию, автором на практических примерах и с использованием теоретико-правовых конструкций доказана ведущая роль государства в формировании российского гражданского общества, которое строится в России не «снизу» согласно классическим западным образцам, а «сверху», с учетом многовековых традиций и истории российского народа и российской государственности. Государство выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество — система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. С. А. Авакьян (МГУ, кафедра конституционного и муниципального права) называет гражданское общество одной из наиболее «загадочных» категорий почти двух последних столетий цивилизации. Он выдвигает гражданское общество как одну из причин, требующих конституционного реформирования. Очевидно, что общество и государство находятся во взаимопереплетении. Но, будучи объектами взаимного влияния, они при этом должны оставаться самостоятельными институциями. Все институты гражданского общества должны располагать достаточно эффективными и на конституционном уровне гарантируемыми возможностями влияния не только на общественную жизнь, но при необходимости и на государственные дела — без подмены органов государства <15>. ——————————— <15> Авакьян С. А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 2 — 9.

Следует отметить, что в самое последнее время постепенно появляется все больше защищенных фундаментальных научных работ в праве, посвященных проблематике гражданского общества. В качестве примера можно назвать диссертации по специальности «Конституционное и муниципальное право» таких ученых, как В. В. Гриб <16>, В. В. Влазнев, В. С. Грачев и др. <17>. ——————————— <16> Гриб В. В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис. … д. ю.н. Специальность 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право. <17> Влазнев В. Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: Автореф. дис. … к. ю.н. Специальность 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право; Грачев В. С. Институты гражданского общества и их роль в обеспечении конституционно-правовых отношений в Российской Федерации: Автореф. дис. … к. ю.н.: 12.00.02 [Место защиты: Рос. гос. торгово-экономический ун-т]. М., 2011. 24 с.

Подытоживая сказанное, еще раз отметим, что ситуация, когда в рамках различных наук сегодня осуществляется немало исследований, публикуется значительное количество научных работ различного уровня, крайне актуальным становится вопрос о реальном состоянии научных исследований данного понятия и иных связанных с ним. Анализ имеющихся публикаций зачастую показывает, что при, например, определении понятия «гражданское общество» используются определения ученых, представляющих различные науки. К сожалению, недостаточно исследований относительно того, какова, например, позиция современных российских правоведов относительно данного вопроса. Между тем позиции ученых — представителей правовой науки сегодня, как нам кажется, представляют собой значительный интерес как минимум по нескольким основаниям. Во-первых, как уже было сказано выше, роль права и законодательного регулирования для развития гражданского общества велика. Во-вторых, предпринятый анализ соответствующих научных работ современных действующих ученых показал, что определение понятия гражданского общества с осмыслением его сущности и содержания, правовых проблем его становления, взаимодействия с государственными органами власти и т. д. сегодня формируется учеными — представителями различных отраслей права — теории государства и права, конституционного, информационного, гражданского права и т. д. Таким образом, можно утверждать, что результатом предпринятого научного исследования стала система взглядов современных ученых-правоведов относительно проблем становления гражданского общества в России, функционирования его институтов и их взаимодействия между собой.

Литература

1. Авакьян С. А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 2 — 9. 2. Бачило И. Л. Гражданское общество в зеркале информационной среды // Информационное право и становление основ гражданского общества в России: Материалы теоретического семинара по информационному праву 2007 г. М., 2008. С. 10. 3. Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: Кол. монография / Под общ. ред. И. Л. Бачило. М.: Юрайт, 2009. 4. Керимов А. Д. Современное государство: вопросы теории. М.: Норма, 2008. 5. Лазарев В. В. Обеспечение партнерских отношений граждан, их организаций и государства // Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001; Лукашева Е. Л. Динамика гражданского общества в условиях глобализации / Права человека в глобализирующемся мире // Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма, 2007. С. 68. 6. Марченко М. Н. Соотношение гражданского общества и государства: вопросы теории // Журнал российского права. 2008. N 10. С. 52 — 64. 7. Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. N 3. С. 83 — 93.

——————————————————————