Методы беседы и наблюдения как методы юридической психологии

(Журавель Е. Г.)

(«Юридическая психология», 2009, N 4)

МЕТОДЫ БЕСЕДЫ И НАБЛЮДЕНИЯ КАК

МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Е. Г. ЖУРАВЕЛЬ

В статье излагаются особенности применения методов беседы и наблюдения в юридически значимых ситуациях. Даются психологические рекомендации по их применению. Раскрываются основные преимущества и недостатки каждого из методов.

Продолжая проблему методов юридической психологии, следует заметить, что в юридической практике особое место занимает процесс сбора первичной информации. Результаты этого процесса являются первоосновой анализа интересующего исследователя объекта и предмета исследования, базой для выработки необходимых юридических решений, рекомендаций и предложений. В практике исследовательской работы существует немало методов сбора первичной информации. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Как правило, в целях наиболее объективного и глубокого изучения социально-психологических процессов применяют сразу в комплексе несколько методов сбора первичной информации. В этой статье речь пойдет об особенностях применения на практике основных методов: беседы и наблюдения.

В юридической деятельности широко применяется метод наблюдения, который предполагает сбор первичной и последующей информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и прямого фиксирования социально-психологических явлений и процессов.

Наблюдение представляет собой метод преднамеренного, систематического и целенаправленного восприятия психических и социальных явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания скрытого смысла этих явлений. Оно предполагает прямую регистрацию всех факторов, относящихся к изучаемому объекту. Это изучение объекта в ситуации деятельности.

Научное наблюдение в юридической психологии, поскольку оно связано с прямым, непосредственным восприятием событий, а иногда и участием в них, имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Как и каждому методу исследования, наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении. Его особенностью является непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения.

Таблица 1

Критерии оценки Преимущества Недостатки

Одновременность Оперативность Локальность наблюдаемых

события и его в получении информации явлений, ограниченный,

наблюдения частный характер

наблюдаемой ситуации.

Невозможность повторения

событий ситуации

Данные об объекте Объективность и Ограничены возможности

наблюдения конкретность данных. получения данных о целях,

«сторонние» — Единство эмоционального мотивах поведения. Трудность

получены со и рационального в дифференциации и выделения

стороны восприятии. Расширение признаков наблюдаемой

наблюдателем. возможностей интуиции в ситуации

Целостное понимании и объяснении

восприятие явлений

наблюдаемой

ситуации

Зависимость Возможность выработки Субъективность, искажение,

данных от обоснованного подхода к ошибки в регистрации

состояния и восприятию фактов, признаков из-за влияния

установок использования опыта эмоционального состояния,

наблюдателя наблюдателя в выявлении низкой квалификации,

проблемных ситуаций неверных методологических

установок наблюдателя

Влияние Возможности приближения Искажение естественного

наблюдателя на объекта к условиям состояния объекта

объект экспериментальной ограничивает возможности для

наблюдения ситуации обобщения

Влияние объекта Возможность точнее понять Искажение в восприятии из-за

наблюдения на поведение людей за счет существования в сознании

наблюдателя, на людей за счет стереотипов. Пассивность

восприятие им идентификации метода, его зависимость от

признаков и их с общественно значимыми имеющихся на момент

оценку ценностями наблюдения состояний объекта

Выделяется несколько разновидностей метода наблюдения в зависимости от:

— степени формализованности (контролируемое и неконтролируемое);

— степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации (включенное и невключенное);

— по месту проведения (полевое и лабораторное);

— по условиям организации (открытое и скрытое);

— по регулярности проведения (систематическое и случайное).

При этом следует иметь в виду, что все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом.

Контролируемое наблюдение заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда юрист знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.

Неконтролируемое наблюдение применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность наблюдения широко применяется в практике юристов на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.

Открытое наблюдение предполагает оповещение наблюдаемых о том, что за ними проводится наблюдение. В этом случае наблюдаемые заранее знают, что руководителем и его помощниками осуществляется ряд мероприятий, в том числе и наблюдение, с целью изучения психологической совместимости.

Скрытое наблюдение осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективно может применяться при изучении поведения испытуемых в свободное времяпрепровождение. В этой ситуации можно выявить интересы и увлечения отдельных лиц, микрогруппы по интересам, неформальных лидеров.

Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной социальной группы как бы изнутри, что позволяет фиксировать скрытые социальные явления в ней. При этом большое значение имеет исключение нежелательной утечки информации и связанных с ней возможных осложнений во взаимоотношениях между членами группы. Однако включенное наблюдение не всегда используется как скрытное. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения. В частности, при изучении испытуемых с помощью открытого включенного наблюдения в период совместной деятельности, когда наблюдатель принимает непосредственное участие в ней, а всем остальным известно, что за ними осуществляется наблюдение.

Невключенное наблюдение осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть как скрытным, так и открытым. При скрытном невключенном наблюдении контакт с членами изучаемого коллектива минимален и определяется вынужденными обстоятельствами, которые могут маскироваться под любые благовидные предлоги.

Полевое наблюдение — самый распространенный вид исследования. Оно протекает в естественных для наблюдаемых условиях. Его характерная особенность состоит в том, что оно реально отражает различные стороны жизни и деятельности испытуемых.

Лабораторное наблюдение характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения. Основное преимущество этой разновидности наблюдения — углубленное изучение отдельных сторон деятельности личности, выделение или изменение параметров, определяющих эту деятельность. Поэтому при лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства: фото — и киноаппаратура, магнитофоны, измерительные приборы. В частности, при обучении сотрудников правоохранительной деятельности широко применяются различные тренажеры и учебно-тренировочные комплексы, позволяющие моделировать характерные ситуации учебно-боевой и правоохранительной деятельности. Именно здесь исследователь может лучше всего выбрать условия для лабораторного наблюдения.

Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по достаточно структурализованной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя. Такое наблюдение обусловлено регулярностью и периодичностью социальных процессов и явлений.

Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. Общеизвестно, что в повседневной жизни часто возникают такие характерные ситуации, которые трудно создать даже в лабораторных условиях. Эти ситуации естественны и совсем не требуют от исследователя усилий для их наблюдения. И хотя трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий, она продуктивна в течение более или менее продолжительного промежутка времени.

Рассмотренная классификация наблюдения, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер планируемого исследования и решая вопрос о применении метода наблюдения, необходимо соотносить позитивные и негативные свойства его различных видов.

Этапы работы при подготовке и проведении наблюдения:

— установить объект и предмет наблюдения;

— определить цель и задачи;

— выбрать вид и разработать процедуру наблюдения;

— подготовить технические документы (дневник, карточки и т. п.);

— провести наблюдение и зафиксировать результат;

— произвести анализ полученных результатов, сделать вывод;

— наметить программу реализации полученных данных.

Особенно информативными бывают татуировки. Правильное определение их содержания, подкрепленное беседой, другими методами изучения индивидуальных особенностей, дает определенное представление о ценностных ориентациях собеседника, его направленности, прямых или косвенных связях с преступным миром, отношении к различным неформальным объединениям.

Следы порезов наиболее часты на внутренней поверхности предплечья левой руки. Чаще всего это следы аффективных аутоагрессивных или демонстративных действий (с целью убедить кого-либо, доказать мужественность). Единичный неглубокий шрам на предплечье может быть следом братания, распространенного в некоторых группировках молодежи.

Другие шрамы. Особое внимание уделяется выяснению природы шрамов на лице и голове, в области позвоночника. Здесь устанавливается, следы ли это травм в результате несчастного случая или же отметины драк, а также последствия этих травм. Также выясняется природа других повреждений: кровоподтеков, ссадин и т. п.

Следы инъекций на предплечьях, особенно по ходу вен, локтевых сгибах, да еще в сочетании с поверхностными, необычного вида венами, позволяют предположить внутривенное применение наркотиков. Наблюдение в сочетании с непринужденными, неформальными беседами дает интересную информацию о характере группировок. Прежде всего, объединяются знакомые, земляки, а также лица с опытом быстрых уличных знакомств, наркотическими и токсикоманическими склонностями.

Наибольший интерес для последующей работы вызывают лица из числа активистов, членов оперативных отрядов, дружин по охране общественного порядка, спортсмены, а также те, кто бравирует участием в драках, рекламирует своеобразные нормы поведения, ценности, бахвалятся регулярным употреблением алкоголя, знакомством с наркотиками. Признаками последнего может быть знание технологии приготовления и способов употребления наркотиков и токсических средств, употребление специфических терминов и выражений.

Организованное наблюдение позволяет получить конкретные, объективные данные, менее всего опирающиеся на субъективные показатели изучаемых граждан.

На первый взгляд метод наблюдения не представляет собой большой сложности. Однако это впечатление ошибочно. На самом деле он один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения, которая в формализованном виде может включать в себя следующие пункты:

— цели и задачи наблюдения;

— объект наблюдения;

— предмет наблюдения: признаки и свойства наблюдаемого объекта;

— наблюдаемые ситуации;

— категории наблюдения;

— единицы наблюдения;

— инструментарий наблюдения.

Регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки предмета наблюдения являются категориями наблюдения. Категории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Описательные категории наблюдения фиксируют конкретные фактические проявления количественно-качественных показателей объекта, например, количество проступков, совершенных сотрудником за определенный период. Оценочные категории наблюдения фиксируют оценку наблюдателем состояния проявляемых свойств. Так, реакция различных членов группы на высказывание того или иного объекта наблюдения (положительная, отрицательная или нейтральная) может служить косвенным показателем его авторитета.

Данные категории конкретно проявляются в единицах наблюдения. Единицами наблюдения принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения (каждый факт пререкания, грубых действий, уклонения от работы и т. д.).

Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы:

а) карточка наблюдения — предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, закодированном виде. В ходе наблюдения наблюдатель может использовать несколько карточек (по одной на каждую единицу наблюдения).

Карточка наблюдения.

Дата наблюдения: 15.06.2008.

Время наблюдения: 16.00 — 16.45.

Наблюдатель: Ф. И.О.

Цель наблюдения: определить характер внутригрупповых отношений.

Наблюдаемая ситуация: общение в неформальной обстановке.

Объект наблюдения: Ф. И.О.

Категории наблюдения: доброжелательный/недоброжелательный.

Единицы наблюдения:

1. Приветствие при встрече — да/нет.

2. Лексикон речи — да/нет.

3. Наличие контроля за эмоциями — да/нет.

4. Жестикуляция — да/нет.

5. Способность к выслушиванию собеседника — да/нет;

б) протокол наблюдения — предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Он отражает в себе алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) дневник наблюдения — предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются сведения об объекте, действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

Достоинство наблюдения:

— изучаемое явление воспринимается непосредственно;

— одновременно оценивается действие многих факторов;

— сохраняется естественность условий, в которых протекают наблюдаемые процессы;

— есть возможность изучить явление в динамике.

Однако в процессе наблюдения могут быть допущены ошибки.

Типичными ошибками наблюдения являются:

— ошибка обобщенного впечатления, когда наблюдаемое явление оценивается либо только в «белых», либо только в «черных» красках;

— ошибка контраста, которая вызвана склонностью наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых;

— логическая ошибка, когда об интеллекте или деловых качествах человека судят по его красноречию, демонстративной исполнительности;

— ошибка центральной тенденции, которая заключается в стремлении наблюдателя усреднить оценки наблюдаемого явления.

Примерный перечень вопросов, фиксируемых в регистрационных документах:

Наблюдаемые. Кто они, сколько их? Род занятий, характер взаимоотношений, структура коллектива.

Обстановка. Где? В каких условиях проходят действия наблюдаемых? Чем может отличаться их поведение в различных ситуациях? Чем могут заниматься? Какие действия можно ожидать в той или иной обстановке? Какие действия будут неожиданными?

Цели действий наблюдаемых. В чем состоят основные функции членов группы? Какие цели преследуют (официальные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачами коллектива, с целями других участников, какие не совпадают?

Поведение. Что и как конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Каковы стимулы и мотивы, вызывающие участие в действии, ту или иную форму поведения? Как внешне выражается эмоциональное отношение к действию? Каковы напряженность, постоянство, продолжительность отдельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм поведения? Что следует за ним и как он воспринимается самим наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата?

Частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций. Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальная или повторяемая? Часто возникает? В каких показателях может быть зафиксирована? Что вызывает ее и что сдерживает ее возникновение? Насколько типична?

Данные о процедурах наблюдения и оценка их эффективности. Краткие сведения о наблюдателе, в том числе сколько раз проводил наблюдение ранее?

Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдения, когда именно).

Выполнение требований программы. Отклонения условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие требования не удалось выполнить?

Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения.

Оценка степени включенности наблюдателя. Насколько замечен участниками факт наблюдения и какова реакция на факт наблюдения? Какова степень общения с наблюдаемыми? Какого рода контакты возникали с ними в ходе наблюдения?

Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюдения или проверки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения для решения данной исследовательской задачи.

При записи результатов наблюдения с вышеописанным инструментарием может использоваться также кино — и видеоаппаратура. Запись производится чаще всего в ходе наблюдения. В отдельных случаях, когда по условиям обстановки это невозможно, запись производится по свежим впечатлениям сразу же после наблюдаемых событий.

Беседа является основной формой изучения личности человека, воздействия на него, профилактики, прогнозирования и анализа созданной в социальной группе ситуации и сбора информации, необходимой для успешного ведения правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Беседа является одним из основных методов психологии, который широко применяется в различных ее отраслях. В зависимости от целей использования данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной и т. д.

Основной задачей ознакомительной беседы является первичное индивидуальное знакомство с человеком. В ходе ознакомительной беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них. Информацию о собеседнике, которая целенаправленно добывается юристом, необходимо впоследствии дополнить и расширить с помощью других методов изучения личности, в частности биографической методики, анализа документов.

Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом проведении этой беседы юрист может выявить интимные переживания собеседника, его мнение о положении дел в коллективе и руководителях. Результаты беседы помогут «поставить диагноз» ситуации и «выдать прогноз» ее развития. В свою очередь, диагностическая беседа может представлять собой регламентированную беседу, беседу с взаимным обменом информацией и свободную беседу.

Наиболее сложным видом индивидуальной беседы, требующей от юриста высокого уровня знаний, умений и навыков ее проведения, является экспериментальная беседа. Целью ее является проверка рабочих гипотез, выработанных юристом в результате проведенного ранее изучения личности собеседника.

В качестве специфического вида выделяется профилактическая беседа, основная задача которой — оказание помощи человеку в разрешении сложных жизненных ситуаций. Профилактическая беседа рассматривается как составная и обязательная часть работы по предупреждению преступных проявлений среди граждан.

Прежде чем приступить к индивидуальной беседе, необходимо ознакомиться и выписать в тетрадь основные данные из личного дела, характеристик с места учебы или работы и других источников, содержащих информацию о собеседнике, продумать содержание беседы, ее ход и направленность, выбрать удобное время и место, создать благоприятные условия для ее проведения.

Практика доказала, что целесообразно к собеседнику обратиться по имени и отчеству. Это расположит его к откровенной беседе и удивит, что вы уже о нем все знаете, если обратились по имени и отчеству. Важны и ваш внешний вид, поза, спокойный ровный тон разговора, интерес, доброжелательность к собеседнику, внимание к его рассказу о себе. Главное — искренне, от всей души говорить с собеседником, без каких-либо признаков фальши, наигранности.

Для успешного проведения беседы от юриста требуется:

— умение заинтересовать собеседника;

— создание атмосферы доверия и откровенности;

— искусство постановки вопросов и анализа ответов.

Методические требования подготовки и организации беседы:

— беседу целесообразно планировать накануне, она должна иметь четкую целевую установку;

— беседа ведется, как правило, наедине, в удобное для этого время, в спокойной обстановке;

— беседа должна быть обоюдной, в виде диалога, и преследовать профессиональные цели.

Составление плана беседы — наиболее сложный этап в работе юриста. План обычно включает начало, основную часть и окончание беседы. Определив цель беседы с конкретным лицом, юрист выбирает один из трех вариантов проведения беседы:

— регламентированная беседа;

— беседа с взаимным обменом информацией;

— свободная беседа.

1. Регламентированная беседа ведется по заранее составленному перечню вопросов и напоминает анкетирование. Но достоинством такой беседы является то, что собеседник без подготовки отвечает на вопросы, а юристу представляется возможность наблюдать за его реакцией при ответах.

Для того чтобы получить нужную правовую, психологическую информацию, следует пользоваться стандартным контрольным перечнем вопросов. Вопросы целесообразно конструировать таким образом, чтобы они были понятны собеседнику и требовали разумных и четких ответов.

2. Беседа с взаимным обменом информацией позволяет узнать более подробные сведения, если юрист умеет не только ставить вопросы перед собеседником, но и давать ему обстоятельные ответы, чтобы воодушевлять и стимулировать собеседника на откровенный разговор. Учитывая это обстоятельство, следует заранее подготовить ответы на вопросы, которые может задать собеседник. Неподготовленность юриста иногда отрицательно сказывается на поведении собеседника: не получив ответа на свой вопрос, он не отвечает на вопросы юриста.

3. Свободная беседа проводится тогда, когда юристу необходимо убедиться в умении собеседника самостоятельно мыслить, творчески решать умственные задачи, самокритично относиться к своим способностям.

В процессе беседы рекомендуется:

— создать и поддерживать обстановку непринужденности, задушевности, взаимного интереса;

— вопросы подчиненному задавать в дружеском тоне, ставить их так, чтобы собеседник рассказывал, а не отвечал односложно «да» или «нет»;

— не прерывать собеседника, внимательно и до конца выслушивать его ответы;

— не вести в ходе беседы записи ответов на поставленные вопросы;

— в допустимой степени рассказывать о себе;

— обращать внимание на положительные качества собеседника, пути их закрепления и совершенствования;

— тактично указывать на недостатки, советовать, как их устранить.

Первая ознакомительная беседа может быть следующего содержания:

— знакомство с собеседником, его биографическими данными, положением семьи (жена, дети), особенностями жизни, учебы, работы и воспитания;

— культурно-образовательный и профессиональный уровень, достижения и недостатки в этом, его отношение к учебе, культурно-массовым мероприятиям, спорту;

— выявление по возможности основных черт характера собеседника: уравновешенности, наклонности к определенному виду деятельности, принципиальности, честности, дисциплинированности, исполнительности, контактности и откровенности;

— установление положительных качеств, на которые в последующем необходимо опираться, и негативных, которые необходимо изживать;

— взаимоотношения в коллективе, отношение собеседника к сложившимся и к складывающимся взаимоотношениям в коллективе, пути дальнейшего укрепления товарищеских взаимоотношений между членами коллектива;

— заключение беседы: выводы, предложения, наставления, советы, рекомендации;

— выводы для своей последующей работы с данным собеседником и со всей группой.

Вполне понятно, что беседа не может проводиться путем опроса по форме «вопрос — ответ». Желательно, чтобы собеседник рассказал о своем предыдущем месте проживания, о роде своей деятельности, были ли друзья, чем они занимались, как предпочитает проводить свободное время.

В своей совокупности разработанная группа вопросов должна составить содержание беседы, дать возможность юристу получить объективное представление о собеседнике. Необходимо, по возможности, в ходе беседы охватить все стороны жизни собеседника, обязательно спросить у него, в чем он нуждается, какая ему нужна помощь, какие у него просьбы, пожелания.

В процессе беседы собеседник должен осознавать себя как личность, осмысленно воспринимать предъявляемые к нему требования, убеждать себя в необходимости образцово выполнять свои профессиональные обязанности. Собеседник должен проникнуться к юристу особым доверием, увидеть авторитетного наставника.

Приглашение на беседу.

Ни в коем случае не вызывать к себе человека на беседу через третьих лиц. Приглашение необходимо сделать обязательно лично, желательно с глазу на глаз. Лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, выполнение которых даст повод для встречи.

Место беседы.

Можно, конечно, провести разговор в служебном кабинете, но предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное — отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни длился.

Время беседы.

Желательно назначить беседу не в рабочее время, когда каждый занят своими делами. Ночной разговор легче становится доверительным. И еще один аргумент в пользу «вечернего» разговора: это время, когда негативные переживания усиливаются, обостряется чувство одиночества.

Поведение во время беседы.

В ходе беседы старайтесь не делать никаких записей или ограничивайтесь краткими пометками. Не посматривайте на часы и тем более не выполняйте каких-либо «попутных» дел. Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Начальный этап беседы.

Главная задача этого этапа заключается в установлении эмоционального контакта с собеседником, приглашенным на беседу, установление взаимоотношений «сопереживающего партнерства», которые характеризуются высокой степенью доверительности.

Необходимо убедить собеседника в том, что его проблемы будут поняты, что вы искренне разделяете его заботы и трудности. Этим вы уменьшите степень эмоциональной напряженности собеседника, предоставите ему возможность более откровенно говорить о своей ситуации и переживаниях.

Ваш собеседник должен быть выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Даже если вы не разделяете высказанных собеседником оценок, по-иному смотрите на окружающих его людей, на сложившуюся ситуацию, не спешите противоречить, опровергать, высказывать свои взгляды. На первом этапе — только внимательное («эмпатическое») выслушивание, доброжелательность, искреннее (не показное!) стремление понять собеседника. В результате вы будете восприниматься как человек понимающий, чуткий и заслуживающий доверия.

В процессе беседы формируется более полное представление о личности, его потребностях и интересах, о его ценностях, жизненной направленности. Необходимо уточнить также сведения о близких ему людях, так как именно они (родственники, друзья, товарищи по службе) часто являются теми резервными источниками помощи и поддержки, которые будут способствовать преодолению собеседником возникших у него трудностей.

Слушая собеседника, обращайте внимание не только на его слова, но и старайтесь выявить подтекст, примечайте недомолвки, следите за манерой общения и поведения, особенностями речи, жестов, мимики, они не меньше слов помогут определить, установлен ли тот взаимный контакт, когда можно будет переходить ко второму этапу беседы.

Второй этап беседы.

В ходе второго этапа устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняется, что повлияло на душевное состояние собеседника. Один из наиболее существенных моментов этого этапа — снятие у собеседника ощущения безвыходности его ситуации.

Установив причины и последовательность развития трудностей, необходимо соответствующими высказываниями преодолеть имеющееся у собеседника представление об исключительности его неблагоприятной ситуации, убедить в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел вполне поправимо и причины могут быть устранены, — прием «преодоление исключительности ситуации».

С этой же целью можно использовать вопросы, сформулированные таким образом, что сам ответ на них будет предполагать изменение позиции человека по отношению к его проблемам и трудностям. З десь необходимо помнить золотое правило психотерапии: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним».

Следует отметить, что «поддержка успехами и достижениями», будучи методом косвенного внушения, является очень эффективным приемом психологической помощи и должна неоднократно повторяться на протяжении всей беседы.

В ходе этого этапа необходимо также использовать приемы, поддерживающие и углубляющие содержание беседы. «Структурирование беседы» — это высказывания, направленные на внесение последовательности в рассказ. В результате переживаемой эмоциональной напряженности собеседник может забегать вперед в своем рассказе или пропускать некоторые моменты, иногда весьма существенные. В то же время в ходе беседы собеседник может часто фиксироваться на психотравмирующих эпизодах. Эту тенденцию необходимо решительно преодолевать, в противном случае негативные переживания будут усиливаться.

Установление последовательности фактов, приведение их в определенную систему во многих случаях приводят к изменению оценки ситуации, к осознанию того, что неблагоприятная ситуация, воспринимаемая им как непреодолимая и безнадежная, вполне поправима. Следует учитывать, что и сам процесс рассказа о своей ситуации и переживаниях способствует снятию отрицательных эмоций.

В ходе беседы могут возникнуть паузы. В этих случаях можно использовать прием «постоянное внимание к содержанию» — повторение некоторых фактов, сообщенных вам ранее, тем самым проявляя заинтересованность в собеседнике, оказывая внимание ему.

В завершение второго этапа беседы целесообразно использовать прием «определение конфликта», т. е. высказать четкую формулировку ситуации, переживаемой собеседником. Точная формулировка ситуации создает представление, что какой бы трудной ни была проблема, она может быть понята, и вы ее понимаете.

Использование этого приема особенно необходимо в тех случаях, когда собеседник встревожен или растерян.

Третий этап беседы.

Этот этап представляет собой совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Следует иметь в виду, что вероятность реализации планируемых действий будет выше в тех случаях, когда в планировании ваш собеседник играет ведущую роль.

Основными приемами третьего этапа могут быть интерпретация, планирование, удержание паузы.

Интерпретация — высказывание гипотезы о возможных способах разрешения ситуации.

Планирование — побуждение собеседника к вербальному (словесному) оформлению планов предстоящей деятельности.

Удержание паузы — целенаправленное молчание, важное средство психологического воздействия. Цель паузы — предоставить собеседнику возможность проявить инициативу и стимулировать словесное оформление разрабатываемых им планов поведения. Молчание уменьшает темп беседы, предоставляет собеседнику время для рассмотрения альтернатив, для принятия решений. Оно положительно влияет на его эмоциональное состояние, уменьшает эмоциональное напряжение. Удержание паузы должно быть одобряющим молчанием, выражающим интерес к собеседнику. Оно должно сопровождаться невербальной коммуникацией — позой, мимикой, жестами, взглядом, выражающими эмоциональную поддержку.

Основываясь на знании личности собеседника, его отношениях с окружающими в настоящей неблагоприятной ситуации, необходимо предложить определенный вариант поведения, возможные способы разрешения ситуации, которые могут привести к выходу из психологического кризиса.

Преодоление психотравмирующей ситуации разбивается на более мелкие, принципиально разрешимые задачи, и для ближайших задач предполагается несколько предварительных решений.

Советы необходимо давать чрезвычайно осторожно и ни в коем случае не настаивать на их «истинности в последней инстанции», апеллируя к собственному опыту. Наиболее приемлемыми будут те рекомендации, которые опираются на систему ценностей собеседника, в противном случае это может привести к тому, что он будет механически отвергать навязываемые ему взгляды, недоверчиво и без необходимого внимания относиться к вашим словам.

В некоторых случаях в ходе планирования действий собеседник может занять пассивную позицию, проявить иждивенческие тенденции, пытаясь вернуться к обсуждению проявления своего эмоционального состояния. В этом случае необходимо вернуть собеседника к обсуждению конкретных планов — прием «фокусирование на ситуации». В результате анализа предварительных решений вырабатывается конструктивный план поведения, направленного на преодоление неблагоприятных обстоятельств. Совместный поиск способов решения проблемы придаст вашему собеседнику уверенность в собственных силах, повысит его самооценку.

Заключительная часть беседы должна быть воодушевляющей, вдохновляющей на успешную профессиональную деятельность и сотрудничество.

В заключение беседы:

— следует отметить успехи собеседника, положительные черты его характера, нацелить на сознательное стремление совершенствоваться и дальше;

— в тактичной, доброжелательной форме необходимо указать на недостатки, недоработки, отрицательные черты характера, которые могут помешать ему в жизни и деятельности, дать советы по их исправлению.

Вполне понятно, что в рамках одной беседы трудно охватить все рекомендованные вопросы. Но первая беседа должна быть главной, направляющей. Последующие по своему содержанию и проведению будут логическим ее продолжением.

Проведение бесед требует определенных моральных и физических усилий как от юриста, так и от его собеседника. К беседе должен быть готов и собеседник. Для этого юристу важно умело использовать естественное желание каждого собеседника доверительно, по душам поговорить о насущном, пережитом.

Основными приемами этого этапа являются логическая аргументация и рациональное внушение уверенности.

Важнейшим условием профилактической беседы является ее анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная собеседником, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было, а тем более стать предметом обсуждения в коллективе. Нарушение этого принципа подрывает основу доверия, что в конечном итоге делает дальнейшую профилактическую работу чрезвычайно затруднительной, а порой и просто невозможной.

После беседы необходимо тщательно осмыслить ее результат, сделать необходимые записи и продумать основные направления последующей работы.

Дальнейшая работа будет складываться исходя из анализа беседы с учетом личностных особенностей собеседника и сложившейся ситуации.

В ходе беседы никаких записей вести не следует, но сразу же после нее нужно записать в дневнике ее результаты. В последующем, по мере работы с каждым собеседником, записи будут пополняться.

Планировать более двух-трех бесед в день не следует. Но и откладывать их, особенно первую беседу, крайне нежелательно.

Основные правила проведения беседы:

— проявляйте искренний интерес к собеседнику;

— помните, что для любого человека звук его имени имеет важное психологическое значение;

— поощряйте стремление собеседника рассказывать о себе, чем более вы это стимулируете, тем более неожиданными могут быть результаты;

— избирайте тему для общения обязательно в круге интересов вашего собеседника;

— всегда давайте собеседнику возможность почувствовать его значимость.

Успех в достижении цели беседы зависит от формулировки постановочных вопросов. В план беседы, как правило, необходимо включать общие и частные вопросы.

Общие вопросы обычно служат для уточнения фамилии, имени, отчества, национальности, родственных связей, места жительства и т. п. С их помощью юрист устанавливает контакт с собеседником, устраняет напряженность, создает обстановку доверия и взаимного интереса. Удачный вопрос вызывает откровенность самого молчаливого и не расположенного к разговору человека. Частные вопросы направлены на выяснение существования у собеседника тех индивидуальных качеств, которые соответствуют требованиям новой специальности. Эти вопросы группируются таким образом, чтобы оценить правовые, нравственные, профессиональные, интеллектуальные, волевые, социальные и физические качества собеседника.

Основные группы вопросов:

1. Закрытые вопросы направляют мысли собеседника в одном, фиксированном направлении и оказывают на него внушающее воздействие.

Например: «Вы способны оказать помощь в…?»

2. Открытые вопросы лишают возможности давать односложные ответы: «да», «нет», «не знаю», позволяют выяснить мотивы, отношения, позицию собеседника, оценить его мыслительные и речевые данные. Они требуют какого-то объяснения и начинаются со слов: как, что, где, когда и т. п. Например: «Как Вы относитесь к проступку, совершенному…?»

3. Риторические вопросы украшают беседу и обеспечивают поддержку позиции юриста в проблемной ситуации.

Например: «Чтобы искоренить коррупцию, нужно быть честным человеком, не правда ли?» Если вопрос понятен, достаточно молчаливого одобрения точки зрения юриста. Однако риторическими вопросами нецелесообразно увлекаться, чтобы не скатиться до обычной демагогии и лишней траты времени.

4. В ходе беседы следует учесть и переломные вопросы, которые удерживают собеседника в заданном направлении или помогают переключить его внимание на более важную проблему. Например: «То, что Вы мне сейчас рассказали, очень интересно, но давайте перейдем к вопросу о…»

5. Подобные вопросы могут предшествовать вопросам для обдумывания — самому сложному элементу беседы. Благодаря вопросам для обдумывания создается атмосфера взаимопонимания и особо чуткого отношения к словам собеседника. Например: «Считаете ли Вы, что…»

Важным аспектом беседы является умение слушать собеседника, для этого необходимо выполнять следующие условия:

— поддерживать постоянное внимание и устойчивый визуальный контакт;

— использовать язык активных поз и жестов;

— уметь внимательно молчать;

— ограничивать число вопросов;

— обращаться к собеседнику за уточнениями, например: «Что Вы имеете в виду?»;

— уметь перефразировать мысль говорящего и подытоживать информацию;

— использовать психологическую установку на активное слушание конкретного человека;

— уметь запоминать услышанное и увиденное.

Применение этих психологических условий может способствовать более успешному проведению беседы.

Слушая собеседника, нельзя забывать о его возрастных особенностях, активности и резкости высказываний, эмоциональности и чрезмерной восприимчивости. Все это требует от юриста вдумчивого анализа различных ответов и умения отбрасывать несущественные детали разговора.

Хороший анализ беседы получается тогда, когда ее результаты фиксируются в дневнике наблюдения. Способы фиксации информации:

1. Запись во время беседы позволяет накапливать психологические данные по самым, казалось бы, незначительным деталям. Но надо иметь в виду, что протокольная запись ответов чаще всего создает дополнительную напряженность, вызывает скованность и пугает собеседника. Чтобы этого не случилось, можно ознакомить собеседника с содержанием записей и убедить его, что вы записываете о нем только хорошее.

2. Запись по памяти. Юрист фиксирует результаты беседы в памяти, переносит их на бумагу сразу же после ухода собеседника. Однако здесь подстерегает ошибка: юрист делает особый акцент на ответах, которые в силу тех или иных предпочтений кажутся наиболее важными. Менее существенные ответы могут вообще исчезнуть из памяти, и юрист не получит полного объема необходимой информации.

После завершения беседы, когда получены ответы на все вопросы, юрист обязан снять психологическое напряжение, после чего собеседник может ненароком сказать об очень важных фактах, о которых он думал во время беседы.

Вывод: Непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности. При этом ряд существенных психологических компонентов, определяющих поведение, не имеет внешних проявлений и, следовательно, не может быть выделен методом наблюдения. Нельзя, например, с его помощью выявить ход мыслительной деятельности, скрытые эмоциональные состояния. В связи с этим даже в тех исследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют ряд форм метода опроса, другие дополнительные методы.

Для проведения профилактической беседы с лицом, находящимся в состоянии психологического кризиса, юристом может быть предложено определенное ее построение с выделением главных этапов. Но бывает так, что беседа пойдет иным путем, этапы могут меняться местами, совмещаться и т. п. Бояться этого не нужно, так как любая схема несет в себе элемент условности.

——————————————————————