Особенности договора на оказание платных образовательных услуг в вузе

(Ершов В. С.) («Российский судья», 2010, N 2)

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВУЗЕ <*>

В. С. ЕРШОВ

——————————— <*> Ershov V. S. Pekuliarities of contrakt of rendering paid educational services in the in stitute of higher education.

Ершов В. С., декан юридического факультета МГОУ, соискатель кафедры гражданского права Российской академии правосудия.

В настоящей статье автор в процессе исследования гражданско-правовой природы договора на оказание платных образовательных услуг в вузе выявляет особенности, которые необходимо учитывать в процессе реализации его на практике.

Ключевые слова: Гражданский кодекс РФ, договор, образовательные услуги, вуз, оферта, акцепт.

In the course of study of civil-law nature of contract of rendering paid educational services in institutions of higher education the author reveals the peculiarities which shall be taken into account in execution of such a contract in practice.

Key words: Civil Code of the RF, contract, educational services, institution of higher education, offer, accept.

Основная цель деятельности любого вуза — оказание образовательных услуг. Как правильно отмечают исследователи <1>, данные услуги оказываются либо за счет средств соответствующего бюджета, либо за счет потребителей этих услуг, которые могут оплачиваться и третьими лицами. ——————————— <1> См.: Кванина В. В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права: Монография. Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2004. С. 166; Она же. Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2006. С. 225 — 245.

Заключение договора об оказании платных образовательных услуг подчиняется общим положениям ГК РФ <2>, хотя и имеет свои особенности в зависимости от статуса вуза <3>. При этом необходимо исходить из сущности и назначения договора на оказание платных образовательных услуг в вузе, принципа свободы договора (п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ) <4>. В случае нарушения условий договора наступают гражданско-правовые санкции, связанные с недействительностью договора вплоть до его расторжения <5>, а возможно, и в принудительном (судебном) порядке. ——————————— <2> См.: Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410, с посл. изм. и доп. на 01.01.2010. <3> См.: Демидова Л. А. Развитие высшего профессионального образования студентов в негосударственных вузах Российской Федерации: Автореф. … дис. докт. пед. наук. М., 2008. <4> См.: Щетинкина М. Ю. Реализация и ограничение принципа свободы договора: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. <5> См.: Синявская М. С. Нарушение договора и средства правовой защиты (сравнительно-правовой анализ): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Действительно, среди условий договора принято выделять существенные условия. Таковыми признаются все условия договора, которые требуют согласования сторон, ибо при отсутствии соглашения хотя бы по одному из них договор уже можно признавать незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенными условиями закон признает условия о предмете договора, прямо названные в законе или иных правовых актах как существенные, необходимые для данного вида, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Как правильно отмечает проф. Е. А. Суханов <6>, в ряде случаев закон сам называет те или иные условия договора в качестве существенных. Например, в ст. 942 ГК РФ прямо указаны существенные условия договора страхования, а в ст. 1016 ГК РФ перечислены существенные условия договора доверительного управления имуществом. ——————————— <6> См.: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 2 «Обязательственное право» / Под ред. проф. Е. А. Суханова. М.: Статут, 2010. С. 148.

Наверное, необходимо согласиться с учеными <7>, которые, так же как и проф. Е. А Суханов, считают несколько неудачной редакцию абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ о признании существенными лишь тех необходимых условий договора, которые прямо названы в этом качестве законом или иными правовыми актами. В действительности имеются в виду условия, необходимые для договоров конкретного вида, в нашем понимании (договора на оказание платных образовательных услуг в вузе), независимо от признания их таковыми по закону. ——————————— <7> См.: Витрянский В. В. Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М.: Статут, 1995. С. 347.

Если такой подход не позволяет сторонам прийти к соглашению о существенных условиях договора, а договор уже заключен и срок его действия вступил в силу, то, по нашему мнению, суд должен выяснить действительную общую волю сторон (а не волю каждой из них), принимая во внимание не только текст договора, но и его образовательную цель. Порядок заключения образовательного договора предполагает, что в соответствии с п. 1 ст. 435 ГК РФ одна из сторон адресует одному или нескольким конкретным лицам предложение (оферту), которое достаточно определенно и выражает намерение лица заключить подобный договор. Другая сторона, получив оферту, принимает предложение заключить договор (п. 2 ст. 432 ГК РФ). Оферта должна содержать существенные условия договора, тогда она характеризуется как «оферта конкретному лицу». Предложение заключить договор может быть адресовано и неопределенному кругу лиц. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой. Если предложение содержит какие-либо оговорки или иные указания, свидетельствующие о том, что предложивший еще не решил окончательно вопрос о заключении договора, то такое предложение следует рассматривать лишь как предложение, свидетельствующее о намерении вести предварительные переговоры о заключении договора, такое предложение не признается офертой. Полагаем, что не будет являться офертой предложение образовательной организации заключить договор об оказании платных образовательных услуг, содержащее все существенные (необходимые) условия договора и адресованное неопределенному кругу лиц, но свидетельствующее о намерении заключить договор не с каждым отозвавшимся, а лишь с тем, кто имеет среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование и успешно выдержит конкурс по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ об образовании, поскольку такое предложение будет свидетельствовать только о намерении вести предварительные переговоры о заключении договора, так как результат предварительных переговоров будет зависеть от результатов вступительных испытаний и конкурса. Однако высшее учебное заведение, желая привлечь как можно больше абитуриентов, объявляет прием в средствах массовой информации, за счет рекламы или иными способами, где, как правило, излагаются и условия приема на обучение по договору. Если из подобной информации понятно и видно, какие требования предъявляются к абитуриентам, какова стоимость обучения и др., то при соблюдении этого требования объявление можно рассматривать как публичную оферту. Если же в объявлении отсутствуют существенные условия договора об оказании платных образовательных услуг или хотя и содержатся, но не все, такое объявление не может быть признано офертой, поскольку оно является лишь приглашением к переговорам о заключении договора оказания образовательных услуг. В ходе таких переговоров абитуриент, а возможно, и лицо, намеренное участвовать в договоре в качестве заказчика, выражают желание заключить договор оказания образовательных услуг, что служит основанием для допуска абитуриента к вступительным испытаниям и соответственно к участию в конкурсе поступающих в данное высшее учебное заведение. Конкурс поступающих в высшие учебные заведения (абитуриентов) должен осуществляться на условиях, которые гарантируют соблюдение прав граждан в области образования. В законодательстве не устанавливается никаких льгот для приема граждан на обучение по договору об оказании платных образовательных услуг, поэтому высшие учебные заведения применяют для всех поступающих единый принцип конкурсного отбора <8>. ——————————— <8> См.: Комментарий ст. 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Под общ. ред. В. М. Сырых и Е. В. Буслова. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Юридический дом «Юстицинформ», 1998. С. 81.

Таким образом, процесс заключения договора возмездного оказания образовательных услуг состоит из следующих стадий: 1) предварительные переговоры о заключении договора и согласование воли субъектов; 2) подача абитуриентом заявления о допуске к вступительным испытаниям; 3) проведение вступительных испытаний и конкурса по их результатам (в случае, если количество мест приема меньше количества поданных заявлений); 4) оформление договора. Следует согласиться с мнением ученых <9> о том, что при этом две стадии — оферта и акцепт оферты — являются обязательными для всех случаев заключения договора. Стадия преддоговорных контактов сторон (переговоров) носит факультативный характер и используется по усмотрению сторон, вступающих в договорные отношения. Необходимо учитывать и тот факт, что стадия рассмотрения оферты адресатом может иметь правовое значение только в тех случаях, когда порядок и срок рассмотрения оферты (проекта договора) прямо предусмотрены в законодательстве и являются обязательными для одной из сторон (ст. 445 ГК РФ). ——————————— <9> См.: Суханов Е. А. Указ. соч. С. 155.

Согласно Порядку приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и данному Порядку. Организацию приема для обучения в филиале осуществляет приемная комиссия высшего учебного заведения в порядке, определяемом ежегодными правилами приема. Прием в высшие учебные заведения лиц для обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования осуществляется на основе ежегодных правил приема, разрабатываемых в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Согласно п. 24 прием документов на первый курс начинается не позднее 20 июня. Поскольку в соответствии с изменениями законодательства РФ обязательным при поступлении является предъявление результатов ЕГЭ, поступающие, не имеющие результатов ЕГЭ, должны до 5 июля зарегистрироваться на сдачу ЕГЭ в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации <10>. ——————————— <10> См.: Приказ Минобрнауки России от 24 февраля 2009 г. N 57 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена» // Российская газета. 2009. N 55. 1 апреля.

Прием в высшие учебные заведения для обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования проводится по личному заявлению граждан. Взимание платы с поступающих при подаче документов, а также требование от поступающих предоставления оригиналов документа государственного образца об образовании, свидетельства о результатах ЕГЭ или предоставления иных документов, не предусмотренных Порядком, запрещается. При этом п. 40 устанавливает, что перечень вступительных испытаний в вуз утвержден Приказом Минобрнауки России N 365 <11>, а вуз имеет право устанавливать не менее трех вступительных испытаний из Перечня вступительных испытаний. ——————————— <11> См.: Приказ Минобрнауки России от 28 ноября 2008 г. N 365 «Об утверждении Перечня вступительных испытаний в 2009 году в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию» // Российская газета. N 265. 26 декабря.

Количество, перечень, программы и форму проведения вступительных испытаний при приеме для обучения по программам магистратуры вуз устанавливает самостоятельно. Таким образом, несмотря на введение системы единого государственного экзамена, вузы имеют право устанавливать определенные критерии отбора абитуриентов, поступающих в данный вуз, что не отменяет проведение конкурса среди абитуриентов. С учетом действия нормативных актов во времени следует сделать вывод, что прием во все образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования независимо от формы собственности должен осуществляться на конкурсной основе. Данный порядок связан в первую очередь с тем, что не каждый человек в силу своих способностей в состоянии освоить образовательные программы названных выше уровней. Следует отметить, что для поступающих на места с оплатой стоимости обучения устанавливается тот же набор вступительных испытаний, что и для лиц, поступающих на данную программу и курс для обучения за счет средств федерального бюджета, т. е. договор может быть заключен только с лицом, прошедшим конкурсный отбор по итогам вступительных испытаний. Такое положение вещей представляется достаточно справедливым, поскольку гарантирует прием в высшее учебное заведение наиболее способных и подготовленных к обучению в вузе. Однако на практике для абитуриентов, подавших заявление на платную форму обучения, высшие учебные заведения изначально устанавливают более легкие испытания, отбирая среди них тех, которые более способны среди таких же «платников». Полагаем, что в данной ситуации следует прямо определить в Порядке приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования положение о том, что образовательная организация имеет право устанавливать отдельные конкурсы и испытания на основании разработанных ею образовательных программ для абитуриентов, подавших заявления на платную форму обучения. Закрепление такого положения позволило бы увеличить формально количество мест, финансируемых за счет бюджетов различных уровней, предложив абитуриентам, способным оплатить учебу на коммерческой основе, заключив договор об оказании платных образовательных услуг, более льготные условия поступления в высшее учебное заведение. По отношению к абитуриентам, выдержавшим испытания и конкурсный отбор среди претендентов на заключение договора, у образовательного учреждения возникает обязанность заключить договор об оказании платных образовательных услуг. Абитуриенты, не выдержавшие вступительных испытаний, не подлежат зачислению в состав студентов, договор с ними не заключается. Таким образом, основанием возникновения договора об оказании платных образовательных услуг является одностороннее обязательство образовательной организации высшего профессионального образования. При уклонении от этой обязанности абитуриент может в судебном порядке требовать понуждения образовательного учреждения к заключению указанного договора. Зачисление в состав обучающихся должно заканчиваться не позднее чем за 10 дней до начала занятий в высшем учебном заведении. В этот же срок должно состояться и подписание договора об оказании платных образовательных услуг. Процедура зачисления поступающих, успешно прошедших вступительные испытания, осуществляется поэтапно и включает в себя: подведение итогов вступительных испытаний и объявление полного пофамильного ранжированного по мере убывания количества набранных баллов (с их указанием) перечня лиц, успешно прошедших вступительные испытания, зачисление которых может рассматриваться приемной комиссией по различным условиям приема (далее — пофамильный перечень); прием у поступающих, рекомендованных к зачислению, оригиналов документов, предусмотренных пунктом 76 настоящего Порядка (далее — документы); издание приказа о зачислении. Слушатели зачисляются на места по договорам с оплатой стоимости обучения. Зачисление студентов на первый курс производится по результатам вступительных испытаний приказом ректора на основании поданных заявлений и подписания гражданином договора возмездного оказания образовательных услуг. Издание приказа о зачислении является необходимым компонентом для установления административных отношений между студентом и образовательным учреждением. В то же время обязанность учебного заведения оказывать соответствующие образовательные услуги возникает после заключения договора возмездного оказания образовательных услуг и на его основании. Следует отметить, что на практике возникают случаи, когда студент после заключения договора об оказании платных образовательных услуг желает перевестись на другую специальность, изменить форму обучения. В таких ситуациях возникает необходимость заключения нового договора, поскольку изменение указанных условий означает изменение предмета договора. Моментом заключения такого договора является момент возникновения у сторон взаимных прав и обязанностей, а поскольку данный договор является консенсуальным, то фактически с момента его подписания. При переходе долга по оказанию образовательных услуг от одного вуза к другому обучающийся и заказчик могут отказаться от договора с правопреемником. Не могут быть переданы по договору права и обязанности, неразрывно связанные с личностью обучающегося. Так, не может быть переведен обучающимся на другое лицо долг по выполнению заданий, предусмотренных учебным планом специальности. Не может перейти право требования образовательных услуг к наследникам обучающегося в случае его смерти. Перевод долга, т. е. переход обязанностей по соглашению, возможен в случае, когда заказчик образовательных услуг, не имея средств, чтобы оплатить обучение, переводит долг на другое лицо, или в случае, когда учебное заведение, подлежащее ликвидации, переводит долг по обучению на другое образовательное учреждение, имеющее лицензию. Представляется, что такие действия вполне правомерны при соблюдении требований, указанных в ст. 391 ГК РФ, т. е. если получено согласие кредитора и если соблюдена письменная форма соглашения о переводе долга. Закон не исключает возможности уступки права требования долга за обучение исполнителем новому кредитору, являющемуся кредитором вуза по другому обязательству, вытекающему из иного договора. Для этого согласия заказчика-должника не требуется, достаточно лишь в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 382 ГК РФ письменно уведомить заказчика о состоявшемся переходе прав кредитора другому лицу, хотя на этот счет существуют разные мнения. Так, по мнению некоторых авторов, обязательства, по которым права и обязанности возникают у кредитора с учетом специальной правосубъектности и в силу соответствующих разрешительных действий определенных органов, оформляющих лицензии, могут приобретаться новым кредитором с соблюдением всех законных процедур, которые прошел прежний кредитор относительно своей правосубъектности <12>. Однако в данном положении речь идет о переходе лишь права требования денежного долга по договору, поэтому не имеет значения, обладает или нет специальной правоспособностью новый кредитор. А вот перевод долга исполнителем по образовательным услугам возможен только на учреждение, имеющее лицензию на право осуществления соответствующей образовательной деятельности. ——————————— <12> См.: Свириденко О. М. Перемена лиц в обязательстве: нормы ГК и практика // Журнал российского права. 2000. N 4.

Объем передаваемых прав может быть меньше или таким же, каким он был у цессионария к моменту заключения соглашения о цессии, поскольку согласно ст. 384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали к моменту перехода права, если иное не предусмотрено законом или договором. Кредитор вправе уступить другому лицу все свои права в отношении своего должника (в полном объеме) либо часть своих прав (в меньшем объеме). В последнем случае кредитор не может передать больше прав, чем он имеет. То есть вуз может уступить своему кредитору право на получение с заказчика всей суммы, причитающейся ему по договору оказания образовательных услуг, или ее части. Соглашение об уступке права требования, вытекающего из договора об оказании платных образовательных услуг, совершается в письменной форме и вступает в силу с момента его подписания, однако стороны могут установить в самом соглашении иной срок вступления его в действие, поскольку это не запрещено законом <13>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья В. А. Белова «Форма договора уступки требования и последствия ее несоблюдения» включена в информационный банк. —————————————————————— <13> См.: Белов В. А. Форма договора уступки требования и последствия ее несоблюдения // Законодательство. 2001. N 4.

В период действия договора об оказании платных образовательных услуг стороны вправе не только изменить его, но и расторгнуть. Расторжение договора — это волевой акт, направленный на прекращение не исполненного надлежащим образом договора и тем самым — возникшего из него обязательства на будущее время. Расторжение договора — это основание прекращения обязательства, причем только в отношении неисполненных обязательств. Следует отметить, что, как и любой договор, соглашение о прекращении обязательства предполагает дееспособность сторон, а потому такая сделка, совершенная лицом несостоятельным, не достигает желаемого результата, то есть не прекращает обязательства <14>, поэтому обучающиеся, не достигшие совершеннолетия, вправе расторгнуть договор с письменного согласия законных представителей. ——————————— <14> См.: Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М.: СПАРК, 1995. С. 300.

В некоторых случаях законом или договором сторонам договора об оказании платных образовательных услуг предоставлено право расторгнуть договор в одностороннем порядке без обращения в суд. Применительно к договорам возмездного оказания услуг в целом согласно ст. 782 ГК РФ сторонам в договоре возмездного оказания услуг предоставлено право одностороннего отказа от его исполнения при определенных условиях: заказчику — при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, исполнителю — лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Договор будет считаться расторгнутым только с момента выполнения инициатором расторжения всех условий, до этого же он является действующим. Обучающийся вправе в одностороннем порядке досрочно расторгнуть договор, уведомив в письменном виде руководителя учебного заведения о его расторжении. При этом причина расторжения договора значения не имеет. В некоторые договоры включается условие о праве учебного заведения на удержание части внесенной платы за обучение в случае, если договор расторгается по инициативе обучающегося после начала учебного процесса. Учебное заведение вправе досрочно расторгнуть договор в следующих случаях: — нарушения студентом условий и порядка оплаты за обучение; — отказа обучающегося продолжать правоотношения с учебным заведением в связи с изменением размера оплаты за обучение; — отчисления в связи с академической неуспеваемостью или грубым нарушением правил внутреннего распорядка и в других предусмотренных законом или договором случаях. Право заказчика услуг расторгнуть договор в одностороннем порядке предусмотрено и ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», где закреплено, что потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части выполненной работы (оказанной услуги) до получения извещения о расторжении указанного договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента с целью исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы (услуги). Этим положением, а также нормами п. 4 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» о праве исполнителя на часть вознаграждения за оказанную услугу следует руководствоваться и при регулировании отношений по договору об оказании платных образовательных услуг. В случае если отказ от исполнения договора не связан с нарушением обязательств по нему, возникает необходимость закрепления в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» права стороны договора об оказании платных образовательных услуг на отказ от договора без обращения в суд и в случае существенного нарушения контрагентом его условий. При этом к существенным нарушениям условий договора нужно отнести следующие: — со стороны исполнителя — предоставление образовательных услуг, не соответствующих требованиям государственных образовательных стандартов; — со стороны заказчика — неоплату образовательных услуг, а при оплате по частям — неоплату услуг более двух раз подряд; — со стороны обучающегося — невыполнение без уважительных причин заданий, предусмотренных учебным планом специальности. Полагаем, что односторонний отказ исполнителя от договора без обращения в суд в случае существенного нарушения его условий контрагентом стал бы эффективным способом защиты интересов образовательного учреждения, а также добросовестных заказчиков и обучающихся. Подобный пробел следует устранить за счет включения в Примерную форму договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования, утвержденную Приказом Минобразования России от 28 июля 2003 г. N 3177, п. 7.5, согласно которому высшему учебному заведению — исполнителю образовательной услуги предоставляется право на односторонний отказ без обращения в суд от исполнения договора об оказании платных образовательных услуг в случае существенного нарушения его условий заказчиком и (или) обучающимся, повлекшего невозможность исполнения высшим учебным заведением предусмотренных обязанностей. Вполне справедливо, что недопустим отзыв заявления об отказе от исполнения договора, поскольку контрагент в связи с получением сообщения об одностороннем отказе может к моменту отзыва заявления уже вступить в договорные отношения с другими лицами. При этом нельзя не учитывать и то обстоятельство, что в настоящее время количество заключаемых исполнителем договоров ограничивается законом. В то же время если отказ исполнителя от договора оказания образовательных услуг произошел в отсутствие законных на то оснований, то обучающийся вправе оспорить его и добиваться признания расторжения договора в одностороннем порядке недействительным. Суд, однако, может подтвердить право исполнителя на расторжение договора в одностороннем порядке. В этом случае моментом расторжения будет не момент вступления судебного решения в законную силу, а тот момент, когда сторона довела до сведения контрагента о своем намерении расторгнуть договор. Инициатор расторжения договора возмездного оказания услуг, если это связано с нарушением условий договора контрагентом, направляет претензию, а если нарушений нет, то направляется предложение о расторжении договора. Если другая сторона уклоняется или отказывается от расторжения договора мирным путем, то расторжение договора по соглашению сторон перерастает в одностороннее. Договор возмездного оказания образовательных услуг может быть прекращен не только в связи с его исполнением, расторжением, но и в связи с прекращением обязательств, вытекающих из договора, на основании норм гл. 26 ГК РФ. Среди оснований прекращения обязательств, предусмотренных в главе 26 ГК, к расторжению договора применимы только те, которые касаются их прекращения по воле сторон. Правила п. 2 ст. 782 ГК РФ предоставляют исполнителю право отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг при условии полного возмещения заказчику убытков. Однако применительно к образовательным услугам реализация указанной нормы является весьма проблематичной. Практика российского образования не знает случаев, когда образовательная организация отказывалась бы от исполнения договора об оказании платных образовательных услуг при условии надлежащего исполнения обучающимся обязательств по договору. Как правило, в конкретных договорах об оказании платных образовательных услуг различные по правовой природе основания расторжения договора не подразделяются, а фиксируются сторонами в отдельных разделах договора, например таких, как расчеты за обучение, изменение и расторжение контракта, вступление в силу и прекращение действия настоящего договора, срок действия договора, и классический — основания для расторжения настоящего договора, в котором должны быть сгруппированы соответствующие юридические факты, причем отдельно определены основания расторжения договора по инициативе студента и по инициативе учебного заведения. Прекращение прав и обязанностей сторон происходит в результате прекращения действия договора. Однако прекращение действия договора само по себе не затрагивает действительности других, ранее возникших прав и обязанностей сторон. Договор может быть прекращен, но ранее возникшее обязательство продолжает существовать <15>. Данное теоретическое положение находит свое подтверждение и в отношении договора возмездного оказания образовательных услуг. Так, в случае отчисления гражданина из числа студентов, например по причинам, вытекающим из нарушения им правил внутреннего распорядка, или в случае неисполнения им обязанности по оплате обучения, обязанность оплатить оказанные ему услуги продолжает существовать. ——————————— <15> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Статут, 2001. С. 320.

С нашей стороны полагаем, что новые правила <16> приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 442, будут способствовать развитию всех форм образовательного процесса, в том числе и в случае заключения договоров на основе платных образовательных ус луг. ——————————— <16> Российская газета. 2009. N 241 (5065). 16 декабря.

Инициативы Правительства Российской Федерации <17>, направленные на совершенствование платных услуг в образовательной деятельности начиная с 2011 г., связанные с освобождением образовательных учреждений от платы за лицензии и аккредитации, сделать их бессрочными и ввести обычную госпошлину, следует признать правильными и разумными. ——————————— <17> Заседание Правительства РФ от 1 февраля 2010 г. // ИТАР-ТАСС. 2010. 1 февраля.

Таким образом, поскольку образование в целом, а высшее в особенности, начинает ориентироваться на удовлетворение личных потребностей человека, связанных с его духовным развитием и совершенствованием знаний, полагаем, что современное образование как переживает кризис интересов государства и личности, так и нуждается в детальной и тщательной корректировке норм, регулирующих такой институт, как договор об оказании платных образовательных услуг.

——————————————————————