Правовая природа договора оказания платных медицинских услуг

(Похабова С. С.)

(«Гражданское право», 2007, N 3)

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ

МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

С. С. ПОХАБОВА

Похабова С. С., Красноярский государственный аграрный университет.

Договорная практика показывает, что при заключении договора на оказание платных медицинских услуг пациент как одна из сторон чаще всего ставится в заранее невыгодное положение и вынужден либо соглашаться с уже определенными условиями, либо от них отказаться. В данном случае клиника выполняет условие п. 2 ст. 426 ГК РФ, согласно которому «цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей», но в реальной действительности исполнение таких условий не представляется возможным, так как может привести к негативным последствиям.

В соответствии со ст. 32 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина, которое, безусловно, должно выражаться документально, т. е. подписанием пациентом согласия на операцию, где должны указываться возможные осложнения и последствия, в ином случае можно говорить о нарушении права граждан на информацию о состоянии здоровья (ст. 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья).

В случае согласия пациента на операцию обязательным условием должно явиться заключение договора между ним и клиникой, где будет проведено оперативное вмешательство. Это необходимо потому, что после операции пациент уже становится больным, у него могут появиться боли в послеоперационной зоне, отек, ограничение движений либо подкожные кровоизлияния.

Договор на операцию, допустимость проведения которой возможна лишь несколькими лицами, должен содержать распределение предмета обязательства. Примером неделимости обязательства может служить ситуация проведения операции несколькими хирургами; обязательство делимо тогда, когда последовательно проведены несколько не зависящих друг от друга операций пациента, так как введение указанного критерия необходимо для определения условий возложения ответственности на лиц, оказывающих услугу: солидарной или долевой. По общему правилу в договоре должна быть персонифицирована личность исполнителя, проводящего операцию, или нескольких врачей с четким распределением обязанностей.

Основанием для освобождения от ответственности может служить нарушение пациентом установленных правил, которые он должен соблюдать, таких, как режим, диета, выполнение определенных процедур, а также довольно часто основанием освобождения от ответственности клиники или хирурга служат так называемые врачебные ошибки и несчастные случаи. Отрицательным фактором в данном случае является отсутствие законодательного закрепления понятия врачебной ошибки.

Представляется, что при заключении договора на оказание платных медицинских услуг следует отказаться от использования заранее установленных стандартных форм для неопределенного круга клиентов, т. е. от применения ст. 428 ГК РФ, потому как это ограничивает свободу присоединившейся стороны определять содержание условий и требуется соблюдение принципа соразмерности, в силу которого гражданин как экономически слабая сторона в этих правоотношениях нуждается в особой защите своих прав, а условия для анализируемого договора должны прописываться с учетом индивидуальных особенностей клиентов.

Непозволительно предлагать одно или несколько условий согласовать, а остальные условия принимать в неизменной редакции оферента. Таким образом, исходя из конкретной ситуации, не всегда представляется возможным при заключении договора на оказание платных медицинских услуг руководствоваться правилами ст. 428 ГК РФ.

——————————————————————