Среднее профессиональное образование отрасли культуры и искусства

(Новоселова А. А.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2010, N 2)

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

А. А. НОВОСЕЛОВА

Новоселова А. А., начальник юридического отдела ФГОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных».

Вторым звеном в системе подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры и искусства являются образовательные учреждения среднего профессионального образования. В настоящее время в нашей стране программы среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства реализуются в 275 средних и высших учебных заведениях. При этом в федеральном ведении — 17 средних специальных учебных заведений и 15 вузов, реализующих программы среднего звена. Статистика показывает, что в 1985 г. функционировало 256 учреждений среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, в 1990 г. — 249, в 2005 г. — 277.

При увеличении образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования, контингент обучающихся по программам среднего профессионального образования дает регрессивные показатели: в 1985 г. обучалось 96927 человек, в 1990 г. — 90969, в 2004 г. — 77712, в 2005 г. — 75763 человека. В настоящее время всего в высших и средних специальных учебных заведениях по программам среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства обучается 71098 человек (70% от контингента 1985 г.).

2009 71098

2005 75763

2004 77712

1990 90969

1985 96927

0 10000 20000 30000 40000 50000 60000 70000 80000 90000 100000

От общего количества учреждений среднего профессионального образования России образовательные учреждения отрасли культуры и искусства составляют всего 8%, а количество студентов — 15%. Тем не менее именно малое количество образовательных учреждений, а в первую очередь федеральных, призвано сохранять лучшие традиции отечественного образования в сфере культуры и искусства.

В федеральных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования по программам среднего профессионального (художественного) образования всего обучается 6767 студентов. Но, несмотря на малочисленность как самих образовательных учреждений, так и количества обучающихся в них студентов, каждое из образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, уникально, многие из них являются единственными в России по своему профилю (Цирковое училище, Палехское училище, Колледж эстрадного и джазового искусства, Суздальское художественно-реставрационное училище и др.). Именно федеральные средние специальные учебные заведения являются опорой всей системы отраслевого образования: здесь разрабатываются образовательные стандарты, ведется работа по повышению квалификации и переподготовке кадров, апробируются новые образовательные программы, внедряются экспериментальные инновационные технологии и методы.

Общеизвестно, что профессиональная подготовка музыканта-исполнителя требует от 16 до 18 лет непрерывного обучения. В России этот период традиционно приходится на возраст от 6 — 7 до 24 лет, при этом среднее профессиональное образование, которое осваивают студенты в возрасте от 15 до 19 лет, и является, в отличие от прочих специальностей, обязательным и необходимым условием последующего обучения в вузе. Недаром действующие в настоящее время государственные образовательные стандарты высшего профессионального музыкального образования предполагают обучение в вузе только на базе среднего профессионального образования.

В последние годы в целях оптимизации сети образовательных учреждений во многих регионах стали прорабатываться вопросы передачи образовательных учреждений отрасли культуры и искусства в органы управления образованием, присоединения узкопрофильных образовательных учреждений (например, музыкальных училищ) к среднему или высшему образовательному учреждению другого профиля (например, к училищам культуры или педагогическим вузам). Лишение самодостаточности, статуса юридического лица таких образовательных учреждений приведет к потерям.

Во-первых, в профессиональной области — к нарушению многолетних творческих связей с профильными образовательными учреждениями, в том числе вузами и детскими школами искусств, а также учреждениями культуры (театрами, филармониями, концертными организациями).

Во-вторых, в социально-общественной — осложнит их функционирование как культурно-просветительных центров в регионе.

Сохранение самодостаточности творческих образовательных учреждений, укрепление, а в некоторых случаях и восстановление методических связей с детскими школами искусств, с профильными вузами — консерваториями, вузами искусства, осуществление творческих контактов с учреждениями культуры (театрами, филармониями, концертными организациями) должно быть основной задачей полноценного функционирования среднего звена. Аналогичные задачи стоят и перед образовательными учреждениями хореографического и художественного профиля.

Однако полноценное функционирование среднего звена отрасли культуры и искусства невозможно без решения ряда вопросов.

Так, необходимо урегулировать вопрос о предоставлении второй отсрочки от призыва на военную службу обучающимся в образовательных учреждениях отрасли искусства и культуры (первая отсрочка — в период обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по специальностям в области искусства, вторая — в случае их поступления для продолжения образования по аналогичным образовательным программам в образовательные учреждения высшего профессионального образования). Актуальность данного вопроса возникла в связи с выходом Указа Президента Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. N 138 «Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу наиболее талантливым представителям российского искусства» и утратившего силу Указа Президента Российской Федерации от 9 июня 1993 г. N 873 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу наиболее талантливым представителям российского искусства».

Поскольку в отрасли культуры и искусства существует ряд образовательных программ, по которым в основном обучаются юноши, или образовательные программы, требующие определенного минимального юношеского контингента (оркестровые духовые и ударные инструменты, оркестровые народные инструменты, академический хор, вокальное искусство, хореографическое искусство), без которого невозможна их реализация. Отсутствие второй отсрочки, которое приведет к прерывности образования в избранной профессии, резко снизит юношеский контингент поступающих и поставит под угрозу реализацию этих программ в образовательных учреждениях отрасли культуры и искусства.

Отдельно необходимо обозначить проблему, связанную с функционированием в системе Министерства культуры Российской Федерации средних специальных музыкальных школ при консерваториях, хоровых и хореографических колледжей, деятельность которых связана с ранним профессиональным обучением наиболее одаренных детей у ведущих мастеров музыкального или хореографического искусства.

Образовательный процесс в так называемых нетиповых образовательных учреждениях реализуется с 1-го по 11-й класс и основывается на интегрировании общеобразовательных программ (общей школы) и среднего профессионального образования. Обучающиеся после окончания 9-го класса получают аттестат, а по окончании 11-го класса — диплом о среднем профессиональном образовании. Подобной практики за рубежом не существует.

В пору своего возникновения такие учебные заведения открывались и существовали или при музыкальных вузах, или при театрах. В настоящее время они существуют и как самостоятельные юридические лица (Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (ЦМШ), Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж), Средняя специальная музыкальная школа (колледж) при Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова), и как структурные подразделения музыкальных вузов — в Санкт-Петербургской государственной консерватории (академии) им. Н. А. Римского-Корсакова, Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова, Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки.

Аналогичная модель образования выстроена в Академии хорового искусства (единственном образовательном учреждении России данного профиля, в котором имеется Хоровой колледж), Московской государственной академии хореографии, Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, в региональных образовательных учреждениях — Республике Башкортостан, городах Воронеж, Екатеринбург, Нижний Новгород, Санкт-Петербург.

Образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы с раннего детского возраста, в некотором отношении элитарны, поскольку создавались как школы или классы (музыкальные или хореографические) для особо одаренных детей.

Однако именно данная категория образовательных учреждений в настоящее время не определена рамками законодательства Российской Федерации, и сохранение их многолетних традиций (в 2008 г. исполнилось 270 лет Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой) поставлено под угрозу.

Согласно законодательству об образовании освоение программ среднего профессионального образования возможно лишь на базе основного общего образования (9 классов) или среднего (полного) общего образования (11 классов). В нетиповых образовательных учреждениях в сфере культуры и искусства освоение программ общеобразовательной школы и среднего профессионального образования начинается интегрированно с первого класса.

Отсутствие законодательной базы, учитывающей специфику образования в сфере культуры и искусства, оказывает негативное влияние на осуществление образовательного процесса в данной категории образовательных учреждений.

Сегодня вызывает серьезную обеспокоенность отсутствие конкурсной ситуации при приеме абитуриентов в сфере музыкального образования, особенно по оркестровым инструментам, что вынуждает многие региональные учебные заведения (училища и колледжи) принимать на обучение слабо подготовленный контингент. По аналогии с детской школой искусств в последние годы во многих музыкальных учебных заведениях среднего звена почти прекратилась подготовка исполнителей на оркестровых духовых и струнных инструментах. Причины те же — недоступность музыкальных инструментов, стоимость которых исчисляется сотнями тысяч рублей, а также социальная необеспеченность и незащищенность будущего специалиста.

Кроме этого, отсутствие конкурсной ситуации при наборе абитуриентов отрицательно сказывается и на качестве подготовки специалистов в самом среднем звене. В результате снижения общего уровня подготовки профессиональных кадров в училищах и колледжах многие федеральные высшие учебные заведения вынуждены открывать внутри вуза структуры по реализации программ среднего звена. Только за последние два года программы среднего звена стали реализовываться в Петрозаводской, Саратовской консерваториях, Российской академии музыки им. Гнесиных. Всего из 45 федеральных вузов среднее звено открыто в 15. Данные стремления высших учебных заведений направлены только на одно — силами профессорско-преподавательского состава вуза подготовить качественного специалиста, способного продолжить образование по программам высшего профессионального образования. Безусловно, данные стремления вузов оттягивают контингент из региональных училищ и колледжей, поскольку увеличивают конкуренцию на рынке образовательных услуг. Однако именно эти вынужденные меры должны положительно сказаться на качестве подготовки специалистов для отрасли.

С целью сохранения национальных традиций по подготовке профессиональных кадров для отрасли культуры и искусства распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244р одобрены Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы и План мероприятий по реализации целей настоящей Концепции.

Реализация указанного Плана мероприятий позволит законодательно обозначить категорию уникальных «нетиповых» образовательных учреждений, сохранить ведомственную принадлежность сети образовательных учреждений среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства как второго звена в трехступенной модели образования, развить методические и творческие контакты с детскими школами искусств, профильными вузами, учреждениями культуры, укрепить и обновить материально-техническую базу данной категории образовательных учреждений, разработать меры по повышению уровня оплаты труда педагогических работников.

Депутатами Государственной Думы внесен в Государственную Думу проект Федерального закона N 2723345 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части среднего профессионального образования в области искусства).

Для законодательного закрепления специфики осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях в области искусства, соединяющей в период обучения реализацию общеобразовательных и профессиональных образовательных программ, законопроектом предлагается:

а) ввести новый тип образовательных учреждений — учреждения среднего профессионального образования для детей, проявивших выдающиеся способности в области музыкального, хореографического, изобразительного искусства;

б) предусмотреть возможность поступления детей в данные образовательные учреждения на основе индивидуального отбора с учетом их способностей в соответствующих областях искусства;

в) предусмотреть возможность реализации в данных образовательных учреждениях основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в пределах образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Внесение указанных изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» позволит осуществлять деятельность данному типу образовательных учреждений в соответствии с правовыми нормами.

Проблемам художественного образования в настоящее время уделяется большое внимание не только в России, но и за рубежом.

Советом по культурному сотрудничеству государств — участников СНГ разработан проект Концепции сотрудничества государств — участников СНГ в сфере культуры и разрабатывается План ее реализации. При этом при Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств создана Рабочая группа по научно-методическому руководству в области художественного образования, которой поручено подготовить предложения по проблемам регулирования вопросов образования в сфере культуры и искусства в национальных законодательных актах, регулирующих сферу образования, а также принято решение о разработке Концепции развития образования в сфере культуры и искусства государств — участников СНГ.

——————————————————————