Образовательная парадигма профессора Н. А. Власенко

(Сырых В. М., Чернобель Г. Т.) («Журнал российского права», 2010, N 5)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА ПРОФЕССОРА Н. А. ВЛАСЕНКО <*>

В. М. СЫРЫХ, Г. Т. ЧЕРНОБЕЛЬ

——————————— <*> Власенко Н. А. Теория государства и права: Научно-практическое пособие для самостоятельной подготовки студентов всех форм обучения. М.: ИД «Юриспруденция», 2009. 424 с.

Сырых В. М., заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.

Чернобель Г. Т., кандидат юридических наук.

Известна актуальность вопроса о правовом обеспечении интеллектуальной безопасности России, включающей различные аспекты человеческой жизнедеятельности, одним из важнейших компонентов которой является образовательная деятельность, создающая фундамент интеллектуальной культуры общества. Именно интеллектуальная культура формирует систему духовных ценностей (идеи, идеалы, обычаи, традиции, нормативы социального поведения), обусловливающих уровень и качественную слаженность общественного обустройства, человеческого развития. Как постулировал еще Плутарх, образование — это «единственное, что божественно и бессмертно у нас». Политический тоталитаризм прошлого вырастил в нашей стране большой слой людей, глухих к правовой духовности, правовой культуре (подмененной мнимым образованием, суррогатным бизнесом, не имеющим ничего общего с правовой интеллектуальностью), что и определяет значимость проблемы оптимизации правового образования в России, обеспечения образовательного процесса необходимыми учебными пособиями, акцентирующими внимание на освоении самых существенных знаний об объективной действительности, которые дают возможность адекватно действовать в системе правовых отношений на ее различных уровнях. Родовая семантика понятия образования — обучение, просвещение, система их организации; совокупность определенных знаний, полученных в результате обучения, просвещения. «Обучить» — означает сообщить, привить кому-либо какие-либо знания, навыки, научить чему-либо; «просвещать», по словарю В. И. Даля, — «даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру…». Иначе говоря, в просвещении как таковом, играющем большую роль в формировании и динамическом развитии общественного сознания, заключен огромный воспитательный потенциал. Социологически по характеру знаний различают общее образование и специальное, подготавливающее к определенной профессиональной деятельности (экономической, правовой, художественной и т. д.). Цель, методы, организационные формы образования эволюционируют под воздействием условий общественного развития, конкретной социальной деятельности, ее потребностей, интересов, национальной самобытности народа. Научная мысль издавна концептуально культивировала идею необходимости просвещения, образованности членов общества. Платон, например, оперируя понятием образования, указывал на значение познавательных знаний для приобретения жизненно необходимых навыков, формирования личностных убеждений, принятия правильных практических решений, свершения тех или иных творческих акций, становления правомерного поведения граждан. Знаниями, говорил Платон, человеческая душа питается, наполняется умом. «С умом и образование, и воспитание приносят пользу, а без ума — вред» <1>. Сильнее знания, постулировалось, ничего нет, «ошибаются по недостатку знания»; знание «велит», обладает огромной энергетической силой, управляя волей человека <2>. ——————————— <1> Платон. Соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1968. С. 396. <2> Платон. Соч. Т. 1. С. 240, 241, 247.

Вопросы образования (включая вопросы правового образования) особо выделялись, специфицировались в философии эпохи Просвещения, заложившей основополагающие принципы этого вида интеллектуальной деятельности, которые не потеряли своего парадигмального значения. В концентрированном виде наиболее полно и системно они изложены в трудах идеологически принципиально забытого ныне П. А. Гольбаха. В частности, в своей капитальной работе «Основы всеобщей морали, или Катехизис природы» он подчеркивал: «Просвещение народов должно быть самой важной заботой всякого правительства». Мотивируя этот императив, П. А. Гольбах отмечал, что стремление быть полезным народу, «удовлетворять его потребности, просвещать его, воспитывать в нем высокие моральные качества — верный признак мудрого управления» <3>. «Только всеобщее образование может сделать народ благоразумным, помочь ему распознать собственные интересы, внушить ему чувство привязанности, которое он обязан испытывать к своему правительству и своим общественным учреждениям, пробудить в нем чувство долга, заставить его понять преимущества спокойствия и осознать те опасности, которые угрожают ему, если он поддается внушениям предателей и льстецов, пытающихся сбить его с пути». ——————————— <3> Гольбах П. А. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1963. С. 246.

Только тираны «заинтересованы в том, чтобы народ не имел ни знаний, ни разума, ни воли; несправедливое правительство стремится довести народ до состояния отупевших животных, так как просвещение дало бы ему возможность осознать свое жалкое положение и увидеть всю глубину своих несчастий; препятствия, чинимые народному образованию, являются неоспоримым свидетельством порочности системы управления и полнейшего нежелания властей управлять лучше». Всеобщее образование граждан необходимо «для того, чтобы они служили опорой государства» <4>. ——————————— <4> Там же. С. 248.

Правильной государственной политике «чужды принципы и интересы тиранов; в деле управления она руководствуется разумом, законами и очевидными интересами общества. Такая политика не нуждается в обмане как средстве подчинять людей; она направлена на то, чтобы заставить людей понять свои собственные действительные интересы, внушить им любовь к родине, которая не может существовать без свободы, показать им пользу объединения, сделать их смелыми, образованными, искусными, трудолюбивыми и общительными. Ее цель — преподать людям истинные добродетели, без которых общественная жизнь была бы для них бесполезной и неприятной; ее цель — научить людей считать священными узы, которые связывают их между собой как подданных, супругов, отцов и детей, друзей и членов общества; ее цель — просветить людей, воспитать в них благородные чувства, привить им понятие о значении общественного уважения и страстное желание заслужить его. Такой политике чуждо стремление повелевать униженными рабами, которых, как известно, никогда нельзя превратить в граждан» <5>. ——————————— <5> Там же. С. 524 — 525.

Говоря о воспитательном, общекультурном значении образования, П. А. Гольбах указывал на то, что оно делает людей «добрыми или злыми, рассудительными или безрассудными, трудолюбивыми или ленивыми, серьезными или легкомысленными и пустыми» <6>. Воспитание на основе нормального, здорового образования «не совместимо с суевериями, извращающими ум людей; с деспотическими правительствами, заставляющими своих подданных пресмыкаться и боящимися их просвещения; с законами, так часто противоречащими справедливости; с установившимися обычаями, противными здравому смыслу; с общественным мнением, неблагоприятным для добродетели; с бездарностью наставников, способных сообщить своим ученикам лишь ложные идеи, которыми они пропитаны сами» <7>. ——————————— <6> Там же. Т. 1. С. 178. <7> Гольбах П. А. Указ. соч. Т. 1. М., 1963. С. 230.

Подчеркивая нравственно-правовое значение общего образования, П. А. Гольбах писал: «Всякий человек, не сдерживаемый просвещением и разумом, является врагом свободы других людей; он страшится того, что независимость, если ею пользуются другие, может лишить его самого услуг и помощи, которые он хотел бы от них получить; ему кажется, что сила скорее заставит их служить его целям» <8>. ——————————— <8> Там же. Т. 2. С. 292.

Ценностную значимость образовательного фактора в системе общественного воспитания П. А. Гольбах видел также в том, что он помогает бороться с различными интеллектуальными заблуждениями, способствует развитию критического взгляда на окружающую действительность, дает возможность сохранить накопленные знания для будущих поколений <9>. ——————————— <9> См.: Там же. Т. 1. С. 65, 170, 178, 230, 291, 378; Т. 2. С. 246 — 248, 396, 398 — 401, 522 — 525.

В современной России образовательная деятельность находится, как известно, в стадии реформирования, которое не ознаменовало себя какими-либо позитивными результатами. Кроме так называемого единого государственного экзамена, не способствующего развитию интеллектуального мышления, пока что ничего не придумали. Образовательный опыт прошлого, в котором были не только негативные моменты, вовсе перечеркивается. В чем заключается парадигматическая ценность рецензируемого пособия? Среди учебных пособий по теории государства и права, изданных в последние годы в России, работа Н. А. Власенко отличается внушающей доверие методологической направленностью, научной глубиной. Повествование о многосторонней, сложной государственно-правовой действительности идет без лишней абстрактности, конкретно, на основе четко выраженной логической канвы, чего недостает многим современным учебным пособиям, авторы которых обозначают широкий круг рассматриваемых вопросов, часто без какой-либо внутренней согласованности. Большое практическое значение имеет то, что пособие Н. А. Власенко выстроено по схеме, предназначенной для самостоятельной работы студентов. Самообразование — чрезвычайно важный фактор в работе человека над формированием собственной личности, в становлении системной интеллектуальной «цепочки»: знания — убеждения — поведение <10>, на что не всегда обращается должное внимание в образовательной деятельности. ——————————— <10> См. об этом: Ушинский К. Д. Сочинения. Т. 8. М.; Л., 1958; Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М., 1961; Сухомлинский В. А. Воспитание и самовоспитание // Советская педагогика. 1965. N 12; Ярошевский М. Личность и общество. М., 1973; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

В пособии даются тематические планы семинарских занятий, каждая тема обстоятельно раскрывается автором. Материал краткий, но по содержанию достаточно емкий. Освещаются проблемные вопросы, содержащиеся в юридической науке. Тема завершается списком вопросов для самоконтроля и рекомендуемой дополнительной литературой. Многие темы снабжены схемами, которые информативно не перегружены, помогают студенту усвоить учебный материал. В пособии имеется приложение: учебно-методические комплексы для студентов очной (очно-заочной), а также заочной форм обучения, что является хорошим подспорьем для преподавателей. Пособие основывается на государственных образовательных стандартах по данному учебному курсу, на установленных ими объемах учебных часов. Предлагаются тематика лекций и семинарских занятий, общая программа учебного курса, тематика дипломных и курсовых работ, рефератов, тесты для проведения рубежного контроля. Можно поддержать Н. А. Власенко в преподавании учебного курса по предложенной им схеме. Изложение материала в пособии говорит о том, что за этим стоит многолетний преподавательский опыт. Учебный жанр — амплуа ученых и педагогов, которые имеют достаточно большой опыт преподавательской деятельности. К сожалению, сегодня на прилавках магазинов встречаются такие учебники и пособия по данному курсу, авторы которых не имеют никакого отношения к преподаванию предмета либо это только начинающие авторы, что сказывается на качестве издания. Н. А. Власенко предлагает новую тему: «Правовые позиции: понятие и виды. Судебные правовые позиции», включение которой в учебный процесс рекомендуется на усмотрение кафедры. Как известно, правовые позиции в настоящее время довольно часто играют роль фактических источников права, без них не обходится ни одно судебное решение. Можно по-разному интерпретировать природу и функции судебных правовых позиций, но обладать определенными знаниями о них учащимся в юридических учебных заведениях необходимо. Автор пособия лаконичен в своих оценочных высказываниях о роли судебных правовых позиций в правоприменительной деятельности, характеристике их как источников права, что, думается, правильно. Во вступлении к пособию Н. А. Власенко благодарит тех, у кого учился преподавательскому мастерству, методической и научной деятельности. Автор считает учебник плодом всего того, что унаследовал и перенял от старших коллег, начиная со студенческих и аспирантских лет. Касаясь научной значимости пособия, следует отметить его четкую парадигмальную программу с аналитически-сравнительной оценкой правовых явлений действительности в их конкретной исторической ипостаси, теоретическую глубину (без каких-либо амбициозных претензий на истину), идеологическую выдержанность, логическую последовательность в изложении концептуальных постулатов, дискуссионную корректность, сквозную демократическую ауру. Пособие выглядит как краткая энциклопедия теории государства и права. В каждой теме пособия придается большое значение понятийно-терминологическому аппарату, что так важно для понимания тех или иных государственно-правовых проблем. Не упускается из виду преемственный фактор при освещении многих тематических вопросов, что конструктивно на современном изломе эпох. Жизнь, оторванная от прошлого, исторически сложившихся общественных традиций, не способна к нормальному развитию. Как верно подчеркивается учеными, «демократия в России находится на этапе своего становления, для которого характерна борьба между старым и новым. При этом не все старое реакционно, так же как и не все новое прогрессивно» <11>. ——————————— <11> Зиновьев А. В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства // Гуманитарная культура как фактор преобразования России: Материалы Международной научно-практической конференции. 1998 г. 21 — 22 мая. СПб., 1998. С. 204.

При освещении вопроса о государстве верно раскрывается диалектика его развития в соотношении с правовым фактором, детально охарактеризованы функции государства. Различаются понятия «механизм государства» и «государственный аппарат», кратко, но доходчиво раскрывается история возникновения и развития теории государства и права, дается ее оценка, выделяются основные черты правового государства, вводятся в систему научного аппарата такие понятия, как «государство-менеджер» («неполитизированный управляющий») (с. 35), «правовой режим» (с. 225), что актуально и ценностно с точки зрения идеи верховенства права. Раскрыты идеологические стереотипы правопонимания, идейная сущность правовых принципов, на которых, как верно подчеркивается, «базируется вся правовая система» (с. 117) и которые идеологически детерминируют все правовое регулирование общественных отношений, обеспечивая системность этого регулирования. Представлены различные точки зрения о теории права, основные типы правоприменительной деятельности, ее роль в развитии и совершенствовании правотворчества, наглядно показано практическое значение юридической техники в правотворческой и правоприменительной деятельности в контексте общей правовой культуры. Все это отражает энергетическую силу правового образования в формировании духовного состояния человека, общества в целом. Сознание права, понимание значимости его регулятивной сущности, его основополагающих принципов порождают и развивают сознание правового долга, чувство правовой справедливости, без чего невозможно здоровое, нормальное человеческое бытие. Когда-то английский историк Т. Б. Маколей (1800 — 1859), говоря о ценности образовательной деятельности, постулировал: «История делает человека мудрым, поэзия — разносторонним, математика — проницательным, естествознание — глубоким, мораль — серьезным, логика и риторика — способным защищаться». О правовом образовании Т. Б. Маколей, очевидно, подзабыл, а ведь именно оно цементирует чувство правовой справедливости, которое, говоря словами И. Гете, «взвешивает и определяет» все человеческие поступки, действия, определяет стабильность существования государства, его социальное величие, упреждает политический произвол, способствует общественному благополучию. Золотые слова И. Канта: «Когда справедливость исчезает, не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей». Имеются ли в образовательной парадигме Н. А. Власенко спорные моменты? Да, имеются. В гуманитарных науках, отражающих общественное бытие, всегда много спорного, что естественно: общественное бытие — феномен весьма сложный, многополярный, неоднозначный, порой загадочный. Во-первых, в структурном плане, как представляется, тема 20 «Теория государства и права. Предмет, методология, функции» должна предварять все остальные темы, что было бы с научной точки зрения более логично. Правовое образование базируется на знаниях юридической науки, поэтому следовало бы начинать именно с этой темы. Во-вторых, раскрывая вопрос о функциях и механизме государства, автор оперирует понятием «силовые структуры» (армия, разведка, следственные изоляторы, тюрьмы). Однако не только указанные части государственного механизма «могут применять силу» (с. 62). Государство в своем подлинном предназначении, по верному замечанию А. Шопенгауэра, — это «не намордник». Основополагающая функция его не сводится к этому. В-третьих, в теме 5 «Правовое государство», говоря о «политическом и идеологическом» плюрализме, автор постулирует, что характерной чертой правового государства является «отсутствие единой господствующей, официальной идеологии» (с. 95). Всякое государство имеет свою официальную «государственную» идеологию, на основе которой разрабатывается и утверждается конституция, складывается парадигма всего государственного управления. Другое дело, что эта идеология может быть демократической, конструктивной, отражающей объективные человеческие потребности, интересы и, напротив, антидемократической, деструктивной, ложной, что рано или поздно ведет к распаду государства. В-четвертых, при освещении вопроса об источниках права недостаточно четко различаются «источники права» и его семиотические (формальные) носители, что не одно и то же. Справедливо обращается внимание на то, что в качестве источников права выступает «сама жизнь» в ее различных социальных проявлениях (с. 124). В-пятых, недостаточно ясно раскрыт вопрос о праве частной собственности (с. 100 — 101). Спорным представляется положение о том, что «право частной собственности — это естественное право». Известны, например, суждения титана интеллектуальной мысли Л. Н. Толстого о частной собственности как факторе, разделяющем людей «на две касты: одну трудящуюся, угнетенную, которая терпит нужду и страдает, а другую праздную и угнетающую, роскошествующую и веселящуюся». О праве собственности на землю, писал Л. Н. Толстой, вообще нельзя говорить, это антисоциально: «Земля не может быть предметом собственности отдельных лиц»; «не может она быть предметом купли и продажи, как вода, как воздух, как лучи солнца». В русских монастырях, например, не было личной монашеской собственности, что способствовало разрушению социальных перегородок, развитию чувства человеческой интегративности <12>. Ничего не говорилось о частной собственности в Декларации независимости 1776 г., заложившей общие демократические основы социального обустройства. В частной (точнее — личной) собственности может быть только то, что создано человеческим трудом. ——————————— <12> См. об этом: Экземплярский В. Учение древней церкви о собственности и милостыни. Киев, 1900.

В-шестых, в пособии много внимания уделено правоприменительной деятельности, справедливо выделен вопрос о юридической квалификации (с. 176). Думается, при переиздании пособия (которое, несомненно, станет «настольной книгой» многих студентов, аспирантов, преподавателей) целесообразно включить тему о юридической деятельности вообще <13>, понятие которой шире понятия правоприменительной деятельности и знание о которой в контексте современных общественных процессов сыграло бы конструктивную роль в совершенствовании системы государственного управления. ——————————— <13> В советское время на эту тему была интересная по своему научному содержанию работа В. Н. Карташова «Юридическая деятельность в социалистическом обществе» (Ярославль, 1987).

В-седьмых, каждая тема пособия богата отсылками на специальную литературу, что дает возможность углубить изучение того или иного тематического вопроса. Литературы в пособии, в принципе, достаточно, но возможны и некоторые коррективы или дополнения. В частности, автор правильно сконцентрировал внимание на феноменальной по своей теоретической значимости работе И. А. Ильина «О сущности правосознания» (М., 1993). Однако, думается, лучше было бы рекомендовать книгу этого автора под названием «Общее учение о праве и государстве» (М., 2006), включающую три его работы: «Понятия права и силы», «Общее учение о праве и государстве» и «О сущности правосознания», что намного обогатит знания обучающегося по теории права и государства. Кроме того, при переиздании пособия необходимо снабдить его предметным указателем, в чем всегда возникает потребность в процессе обучения.

——————————————————————