Сравнительно-правовой анализ регулирования оборота вредной информации в телерадиовещании и кинопрокате

(Кобзева С. В.) («Информационное право», 2010, N 2)

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИИ И КИНОПРОКАТЕ

С. В. КОБЗЕВА

Кобзева Светлана Викторовна, эксперт Общественного совета Центрального федерального округа (ОС ЦФО), преподаватель Российской академии государственной службы РФ (РАГС).

Данная статья посвящена анализу моделей регулирования телерадиовещания и проката кинопродукции в ряде стран. В статье делается акцент на ограничение оборота вредной информации, в т. ч. демонстрации сцен насилия и жестокости, порнографии, неприличных или грубых выражений в телевизионном и радиоэфире, механизмах, регулирующих и контролирующих распространение информации подобного содержания.

Ключевые слова: вредная информация, телерадиовещание, кинопрокат, органы контроля и надзора в сфере средств массовой информации, лицензирование, лицензия на телерадиовещание и кинопрокат, возрастная классификация и маркировка информационной продукции.

Comparative-law Analysis of Regulation of Turnover of Destructive Information in TV and Radio Broadcasting and Film Distribution Kobzeva S. V.

The article deals with the analysis of models of regulation of TV and radio broadcasting and film distribution in a number of countries of the world. The article draws attention to limitation of turnover of destructive information including scenes of violence and cruelty, pornography, indecent or rude words in TV and radio broadcasting, mechanisms regulating and controlling distribution of information of this type.

Key words: destructive information, TV and radio broadcasting, film distribution, agencies of control and supervision in the sphere of mass media, licensing, license to TV and radio broadcasting and film distribution, age classification and marking on informational products.

В настоящий момент во многих государствах действуют меры, в различной степени ограничивающие демонстрацию сцен насилия и жестокости, порнографии, неприличных или грубых выражений в телевизионном и радиоэфире. Национальные механизмы, регулирующие и контролирующие распространение подобной информации, существенно различаются по странам. Политика Соединенных Штатов Америки по регулированию теле — и радиовещания направлена на запрет демонстрировать «любые непристойные, неприличные либо грубые выражения в радиосвязи» (ст. 1464 титула 18 Свода законов США (18 U. S.C. § 1464) <1>, а также использовать телекоммуникационные услуги в непристойных или угрожающих целях (Акт о телекоммуникациях 1996: титул V: непристойность и насилие) <2>. ——————————— <1> См.: Cornell University Law School. United States Code Collection. URL: http://www. law. cornell. edu/uscode/html. <2> См.: USA Telecommunications Act of 1996. Title V: Obscenity and Violence (Communication Decency Act of 1996). URL: http://www. lectlaw. com/files/stf05.htm.

Данный акт распространяется не только на теле — и радиокоммуникации, но и на мобильную и интерактивную компьютерную связь, Интернет, содержит требование запрета доступа к подобной коммуникации для детей до 18 лет и предусматривает наказание в виде штрафа и (или) тюремного заключения на два года для лица, сознательно предоставившего подобный доступ. Контроль за соблюдением данных норм осуществляет специальный правительственный орган — Федеральная комиссия связи (ФКС) <3>, обладающая уникальными статусом и полномочиями. ——————————— <3> См.: USA Federal Communication Commission (FCC). URL: http://www. fcc. gov/.

ФКС США контролирует одновременно сферу и вещания, и телекоммуникаций и наделена широкими полномочиями по изданию нормативных актов, лицензированию и надзору за деятельностью вещателей, административному разрешению споров. Следует отметить, что юрисдикция Федеральной комиссии связи распространяется только на частоты телевизионного и радиовещания, используемые частными или общественными организациями. Электромагнитный спектр, который используется государственными службами, находится в ведении Национального управления по телекоммуникациям и информации <4>, а вопросы их лицензирования регулируются актами президента США. ——————————— <4> National Telecommunications and Information Administration.

ФКС осуществляет надзор за соблюдением законодательства США о телерадиовещании и в случаях нарушений вправе применять санкции, которые включают в себя замечание, официальное предупреждение, приостановление действия лицензии, отзыв лицензии. В случае выявления серьезных нарушений (например, нарушения запрета на распространение непристойных материалов) Комиссия самостоятельно проводит исследование и направляет вещателю приказ о прекращении нарушения, неисполнение которого является основанием для отзыва лицензии <5>. ——————————— <5> Правовые вопросы лицензирования телерадиовещания / Под ред. А. Г. Рихтера. Центр «Право и средства массовой информации». Серия «Журналистика и право». Вып. 27. США. Кодекс федеральных постановлений. Титул 47 — телекоммуникации. Глава — федеральная комиссия связи. URL: http://www. medialaw. ru/.

Регулирование проката кинопродукции в США осуществляется посредством системы рейтингования содержания фильмов, введенной в действие Американской киноассоциацией <6> 1 ноября 1968 г. и с некоторыми незначительными изменениями используемой до сих пор. В основе классификации лежит принцип ограничения зрительской аудитории за счет исключения из нее детей и подростков. ——————————— <6> Motion Picture Association of America (MPAA). URL: http://www. mpaa. org.

В Канаде регулирование телерадиовещания осуществляется на основании ряда законодательных актов (Акт о радиовещании 1991 г. <7>; Акт о телекоммуникациях 1993 г. <8>) посредством специального государственного органа: Канадской комиссии по радио — и телевещанию и телекоммуникациям <9>, в полномочия которой входит установление тарифов на телефонную связь в стране, выдача лицензий на теле — и радиовещание и отслеживание содержания информации, транслируемой по теле — и радиоканалам <10>. ——————————— <7> Canadian Broadcasting Act 1991. URL: http:// laws. justice. gc. ca/ en/ ShowFullDoc/ cs/ B-9.01///en. <8> Act of telecommunications 1993. URL: http:// laws. justice. gc. ca/ en/ ShowFullDoc/ cs/ T-3.4///en. <9> Canadian Radio-television and Telecommunications Commission (CRTC). URL: http://www. crtc. gc. ca/eng/welcome. htm. <10> Хант В. Система взаимоотношений СМИ, общества и государства в Канаде: проблемы и решения. Международный пресс-клуб. Проект «СМИ как инструмент демократии». URL: http://www. pressclub. host. ru.

Важную роль в канадской модели управления теле — и радиовещанием занимает механизм саморегулирования, лежащий в основе функционирования Канадского совета по стандартам телерадиовещания <11> — независимой неправительственной организации, созданной под эгидой Канадской ассоциации телерадиовещателей <12> для внедрения и администрирования стандартов телерадиовещания, разработанных членами ассоциации — частными вещателями. ——————————— <11> Canadian Broadcast Standards Council (CBSC). URL: http://www. cbsc. ca/. <12> Canadian Association of Broadcasters. URL: http://www. cab-acr. ca/.

Совет уполномочен наблюдать за соблюдением добровольных кодексов, принятых канадской Ассоциацией телерадиовещателей и ограничивающих распространение насилия, жестокости и эротики в теле — и радиоэфире, — «Кодекса этики» <13> и «Добровольного кодекса относительно насилия в телевизионных программах» <14>. «Кодекс этики» определяет период «позднего просмотра» — от 21:00 вечера до 6:00 утра, в рамках которого разрешается просмотр программ, содержащих сцены насилия, жестокости, сексуального характера или нецензурные выражения. В то же время трансляция подобной информации в другое время строго запрещена. ——————————— <13> Code of Ethics. URL: http://www. visiontv. ca/AboutVTV/ethics. html. <14> Voluntary Code Regarding Violence in Television Programming. URL: http://www. cab-acr. ca/english/social/codes/.

Регулирование телерадиовещания в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии осуществляет Офис по коммуникациям <15> — орган, созданный в соответствии с Актом о Коммуникациях 2003 г. <16> и действующий на основании национального и международного законодательства: Вещательного акта 1990 г. <17>, Европейской вещательной директивы от 3 октября 1989 г. N ЕС/89/552 <18>, Европейской конвенции о трансграничном телевидении <19>. ——————————— <15> Office of Communications (Ofcom). URL: http://www. ofcom. org. uk/. <16> Office of Public Sector Information. Communication Act. 2003. URL: http:// www. opsi. gov. uk/ acts/ acts2003/ ukpga_2003002. <17> Office of Public Sector Information. Broadcasting Act. 1990. URL: http://www. opsi. gov. uk/acts/acts1990/Ukpga. <18> Корталес В. А. Лицензирование вещания в Совете Европы и Европейском союзе. URL: http://medialaw. ru/. <19> Директива Европейского союза «Телевидение без границ» («Television Without Frontiers»). URL: http://www. adwork55.ru.

Офис осуществляет выработку стандартов, обеспечивающих адекватную защиту общества от противоправной и вредной информации — оскорбительной для хорошего вкуса и благопристойности, способной потворствовать либо побуждать к совершению преступлений, приводить к беспорядку, оскорблять чувства публики. На основании британского законодательства запрещена демонстрация непристойных изображений с участием детей (до 16 лет) («Закон о защите детей» 1978 г. <20>), демонстрацию сцен, «организованных или направленных» на включение натуралистической жестокости в отношении животных («Закон о кинематографии» 1937 г.) <21>. ——————————— <20> Office of Public Sector Information. Protection of Children Act 1999. URL: http://www. opsi. gov. uk/acts/acts1999. <21> Office of Public Sector Information. Cinematograph Films (Animals) Act 1937. URL: http:// www. legislation. gov. uk/ RevisedStatutes/ Acts/ ukpga/ 1937/ cukpga_19370059_en_1.

Офис по коммуникациям выпускает Кодекс вещания <22>, обязательный для соблюдения всеми вещателями, действующими на основании его лицензии, включающий в себя: ——————————— <22> The Ofcom Broadcasting Code — 25 July 2005. URL: http://www. ofcom. org. uk/tv/ifi/codes/bcode/.

1. Временной «водораздел» — запрет показа материалов, вредных для детей, до 21.00 для общественного телевидения и до 20.00 для платных телеканалов. 2. Обязательность предупреждения — программы, содержащие информацию, способную нанести вред детям и подросткам, должны включать в себя аудиопредупреждение, наложенное на экран до начала или в течение показа. 3. Запрет показа в рамках временного «водораздела» и полное исключение из программ, предназначенных для детей: сцен насилия в обстановке, которая знакома детям (в особенности семейного насилия); грубых выражений и ругательств; демонстрации действий, опасных для жизни и здоровья детей, употребления алкоголя, наркотиков и курения (исключение составляют случаи, в которых они являются ключевым элементом художественного замысла). Нарушение Кодекса вещания влечет за собой такие санкции, как официальное предупреждение, требование публичного извинения со стороны нарушителя, штраф. Согласно «Закону о видеозаписи» 1984 г. <23> Британский комитет классификации фильмов <24> — независимая неправительственная структура, уполномоченная осуществлять возрастную классификацию видеопродукции на основании наличия в ней информации, способной нанести вред несовершеннолетним: преступлений, сцен употребления запрещенных законом наркотиков, насилия и жестокости, эротики и секса. ——————————— <23> The UK Statute Law Database. Video Recordins act 1984. URL: http://www. statutelaw. gov. uk/content. <24> British Board on Film Classification. URL: www. bbfc. co. uk/.

Регулирование телерадиовещания во Франции осуществляется на основании Закона «О свободном вещании» <25>, а также Закона Гассота от 1990 г. <26>, согласно которым запрещается трансляция расистских и антирелигиозных высказываний (в частности, отрицания холокоста, пропаганды ксенофобии, легализации наркотиков и др.). Контроль за телерадиовещанием возложен на Высший совет по аудиовизуальным средствам <27> — государственный орган, осуществляющий лицензирование телерадиовещания, контроль за выполнением вещателями технических требований, а также соблюдением ими таких основополагающих ценностей, как объективность распространяемой информации, соблюдение принципа свободы конкуренции и плюрализма. Совет уполномочен накладывать санкции на телеканалы — инициировать штрафы и судебное разбирательство. ——————————— <25> Закон Французской Республики от 30 сентября 1986 г. N 86-1067 «О свободном вещании» (с изм. и доп. Законами от 27 ноября 1986 г. N 86-1210, от 30 июля 1987 г. N 87-588, от 11 марта 1988 г. N 88-227, от 17 января 1989 г. N 89-25 и от 2 августа 1989 г. N 89-532). URL: www. legifrance. gour. fr/ html/ codes_traduits/ libertecom. htm. <26> Weber M. French Courts Punish Holocaust Apostasy. URL: http://www. ihr. org/jhr/v17/v17n2p14_Weber. html. <27> Conseil Supurieur de l’Audiovisuel (CSA). URL: http://www. csa. fr/.

С июля 2002 г. Совет проводит кампанию за запрет порнографии на телевидении посредством законодательных инициатив во французском парламенте. Принятая Советом соответствующая директива обязывает общественных и частных вещателей воздерживаться от показа эротических и жестоких программ (включая фильмы) до 22 часов 30 минут <28>. В конце 2003 г. по итогам первого заседания межведомственного комитета по борьбе против расизма и антисемитизма правительство Франции приняло решение о введении регулятивных механизмов в СМИ. Правительство Франции поручило Высшему аудиовизуальному совету страны отслеживать расистские и антисемитские высказывания в радио — и телепрограммах, а также в Интернете и печатных СМИ. ——————————— <28> Delon Francis. The French Experience: from Censorship to Classification. URL: http://www. classification. gov. au.

Контроль над содержанием фильмов, выходящих в прокат в кинотеатрах Франции, возложен на Комиссию по классификации фильмов, которая осуществляет рейтингование кинопродукции по возрастным критериям в соответствии с содержанием в ней насилия, жестокости и эротики и выдает заключение, на основании которого Министерство культуры Франции подписывает разрешение на прокат. В Федеративной Республике Германия контроль за частным телерадиовещанием (появившимся в ФРГ лишь в середине 80-х годов) осуществляется специализированными земельными ведомствами по делам СМИ, учрежденными в каждой федеральной земле, осуществляющими лицензирование вещания и контроль за соблюдением частными вещателями условий лицензий и законодательства при подготовке программ, в частности, норм Госдоговора об информационных и телекоммуникационных службах <29> — акта, заключенного правительством ФРГ с представителями средств массовой информации и вступившего в силу 1 августа 1997 г. В случае особо грубых нарушений закона соответствующее земельное ведомство уполномочено отобрать лицензию у той или иной телерадиокомпании. ——————————— <29> Art. 1 of the Information and Communication Services Act (Information’s — und Kommunikationsdienstegesetz), Bundesgesetzblatt 1997 I 1870. URL: http://www. iuscomp. org/gla/.

Ограничение оборота информации, вредной для молодежи, в ФРГ осуществляется на основании Закона о распространении материалов, вредных для молодежи, принятого Германским Бундестагом в 1953 г. <30>. Прокат фильмов и их показ в общественных местах согласно Закону о защите молодежи <31> подросткам разрешается только после соответствующего разрешения высших земельных органов по делам молодежи. Закон предписывает обязательность маркировки видеокассет надписями о возрастном цензе. ——————————— <30> Act to regulate the dissemination of writings and media contents harmful to young persons (Gesetz uber die Verbreitung jugendgefahrdender Schriften und Medieninhalte, GjSM). URL: http://www. iuscomp. org/gla/. <31> Youth Protection Act. Jugendschutzgesetz, JOSchG. URL: http://www. iuscomp. org/gla/.

Регулирование проката видеопродукции в Германии осуществляется в соответствии с положениями Госдоговора о службах масс-медиа <32>, при выходе в прокат каждый художественный фильм должен снабжаться специальной карточкой-разрешением, предъявляемой в кассе кинотеатра и содержащей сообщение о том, с какого возраста разрешается просмотр фильма. Владельцы кинотеатров обязаны путем проверки документов обеспечить доступ в кинозал только лицам, отвечающим указанным в карточке возрастным критериям. Продажа видеокассет также должна сопровождаться маркировкой, не поддающейся подделке. Договор создает правовую базу регулирования теле — и радиовещания в Германии: фильм с маркировкой «не разрешается до 18 лет» может быть показан по телевидению только после 23.00. Если фильм разрешено смотреть с 16 лет, то его можно транслировать лишь после 22.00. Что касается фильмов, которые разрешено смотреть с 12 и 6 лет или в любом возрасте, то для их трансляции нет твердых временных рамок. Договоры между федеральными землями Германии, учреждающие общественные телерадиокомпании, предусматривают наложение ограничений на показ передач, нарушающих благополучие детей и подростков между 23 часами вечера и 6 часами утра. Фильмы, которые не должны смотреть дети в возрасте менее 18 лет, можно показывать только в этот временной промежуток, материалы, запрещенные для детей моложе 16 лет, могут демонстрироваться только после 22 часов. ——————————— <32> Staatsvertrag uber Mediendienste (Mediendienstestaats-vertrag — MDStV). URL: http://netlaw. de/gesetze/mdstv. htm.

В Российской Федерации контроль и надзор в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, а также нормативно-правовое регулирование контроля и надзора в данной области осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций — федеральный орган, подчиненный Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации на основании российского законодательства: Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» <33>, Федерального закона «О связи» <34>, Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ» <35>. ——————————— <33> Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. 08.02.1992. N 32. <34> Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 28. Ст. 2895. <35> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ» лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии, например, на вещание в случае привлечения лицензиата к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, в случае неустранения нарушения лицензия аннулируется по решению суда на основании заявления лицензирующего органа (ст. 13). Важно отметить, что в полномочия органов власти, регулирующих телерадиовещание в РФ, формально входит контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания. Правовые нормы, ограничивающие распространение информации, способной нанести вред здоровью и психическому развитию граждан Российской Федерации (особенно детей), содержатся в следующих законах: Федеральном законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (Закон N 3612-1), Законе РФ «О средствах массовой информации» и Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (Закон N 3612-1), принятый в 1992 г., допускает возможность вмешательства государства в деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры в случае, если она ведет к «пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии» (ст. 31) <36>. ——————————— <36> Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре». URL: http:// pravo. roskultura. ru/ law/ zakrf/ 09/ 10/ 1992/ 1/ text/ 380.html.

Ограничение демонстрации насилия, жестокости и порнографии предусматривается в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», которая запрещает использование средств массовой информации «для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости» <37>. Следует отметить, что Закон РФ «О средствах массовой информации» не выделяет ребенка как отдельный субъект правоотношений и не предусматривает запрета или ограничения распространения информации, систематически эксплуатирующей интерес детей к сексу, провоцирующей ребенка на антисоциальное, уголовно наказуемое деяние либо поведение, в результате которого может быть причинен вред здоровью или развитию детей. ——————————— <37> Закон РФ «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ) в ред. Федеральных законов от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ, от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ, от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ) // Российская газета. 08.02.1992. N 32.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <38> «органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио — и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение». ——————————— <38> Хартия телевещателей «Против насилия и жестокости». URL: http://www. medialaw. ru/selfreg/13/texts/318.htm.

В 2009 г. группа депутатов Государственной Думы РФ внесла законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», который направлен на «урегулирование общественных отношений по поводу охраны и защиты здоровья и нормального развития детей, их прав и законных интересов при обороте информации, наносящей вред» <39>. ——————————— <39> Электронная регистрационная карта на законопроект N 155209-5 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». URL: http:// asozd. duma. gov. ru/ main. nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN.;

Законопроект устанавливает запрет на распространение информации, провоцирующей детей на антиобщественные действия, совершение преступлений, насилие, жестокость, потенциально опасной для жизни и здоровья детей, содержащей порнографию. Законопроект предполагает возрастную классификацию и маркировку информационной продукции, предназначенной для детей и доступной детям, осуществляемую ее производителями и распространителями (в том числе издателями и вещателями) до начала ее распространения на территории России, а также ее добровольную и обязательную экспертизу. Следует отметить, что в случае принятия данного законопроекта в России будет действовать эффективная система защиты несовершеннолетних от вредной информации, позволяющая в полной мере реализовать права ребенка на гармоничное развитие, отраженное в принципе 2 Декларации прав ребенка ООН, в соответствии с которым «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы» <40>. ——————————— <40> Резолюция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. Декларация прав ребенка ООН. URL: http:// www. un. org/ russian/ documen/ declarat/ childdec. htm.

Серьезным шагом вперед в направлении ограничения показа информации, вредной для несовершеннолетних, стала Хартия телевещателей «Против насилия и жестокости», подписанная 8 июня 2005 г. в Госдуме руководителями шести федеральных каналов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ, СТС и REN TV). Хартия провозглашает недопустимость «использования средств массовой информации для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости; распространения в средствах массовой информации сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их компонентов и пропаганды каких-либо преимуществ их использования и предписывает руководителям каналов ввести добровольные ограничения при освещении событий и демонстрации материалов, способных причинить серьезный вред умственному или моральному развитию детей» <41>. ——————————— <41> Хартия телевещателей «Против насилия и жестокости». URL: http://www. medialaw. ru/selfreg/13/texts/318.htm.

Регулирование проката видеопродукции в РФ осуществляется на основании Приказа Министерства культуры РФ N 192 «Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава Межведомственной конфликтной комиссии по возрастной классификации аудиовизуальных произведений» <42>. Однако единая система классификации аудиовизуальных произведений (фильмов и программ) в России была создана только в 2005 г. на основе Приказа Роскультуры от 15 марта 2005 г. N 112. В ее основу был заложен принцип запрещения фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную и другую классовую и иную исключительность или нетерпимость, порнографию. ——————————— <42> Приказ Федерального агентства по культуре и кинематографии от 15 марта 2005 г. N 112 «Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава Экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений». URL: http://www. inpravo. ru/data/.

Классификационные сведения после их присвоения фильму или программе должны быть внесены в прокатные удостоверения аудиовизуальных произведений, указаны на обложках дисков DVD и видеокассет, размещены в кассовых залах и на фасадной рекламе киновидеозрелищных предприятий, на официальном сайте Федерального агентства по культуре и кинематографии и внесены в Государственный реестр фильмов. Анализ мирового опыта регулирования телерадиовещания и проката кинопродукции выявляет наличие как сходств, так и существенных отличий в национальных управленческих моделях. Прежде всего следует отметить, что в большинстве анализируемых западных стран действуют органы, ответственные не только за связь, но и за отслеживание и анализ контента, также во всех странах внедрена система рейтингования кинопродукции на основании возрастных цензов. Соединенные Штаты Америки — государство, в котором действуют беспрецедентно жесткие законодательные и регулятивные механизмы контроля за телерадиовещанием и связью. Система регулирования телерадиовещания в Великобритании во многом похожа на американскую, однако британское законодательство не предусматривает отзыва лицензии за распространение непристойной информации. Канада демонстрирует успешную модель сочетания государственного контроля за телерадиовещанием и саморегулирования частных вещателей. Уникальным является опыт Федеративной Республики Германия, в которой в системе регулирования телерадиовещания наиболее важную роль играют земельные ведомства по делам СМИ, которые накладывают санкции на вещателей за нарушение лицензионных требований и законодательства, а также действуют жесткие законодательные ограничения распространения информации, вредной для молодежи. Анализируя российскую систему противодействия распространению агрессивной информации, следует отметить, что действующее российское законодательство не наделяет органы, ответственные за контроль и надзор за сферой массовой информации и массовых коммуникаций, реальными механизмами контроля за содержанием распространяемой информации, в том числе наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей. Законодательство также не предусматривает ответственности для радио — и телевещательных компаний за размещение информации, вредной для несовершеннолетних, и не уполномочивает лицензирующие органы налагать санкции за ее распространение. Несмотря на то что в отдельных законодательных актах присутствуют нормы, уполномочивающие государство ограничивать пропаганду насилия, жестокости и порнографии и запрещающие распространение данной информации в СМИ, реализация указанных требований затрудняется вследствие отсутствия (в случае пропаганды насилия и жестокости) либо неоднозначности формулировки (в отношении распространения порнографии) норм ответственности за нарушение данных требований в Уголовном кодексе РФ <43>. ——————————— <43> Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

——————————————————————