Нанотехнологии в России: проблемы правового регулирования

(Туранин В. Ю., Иванова С. И.) («Российская юстиция», 2011, N 3)

НАНОТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ <1>

В. Ю. ТУРАНИН, С. И. ИВАНОВА

——————————— <1> Настоящее исследование выполнено при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы (государственный контракт N 16.740.11.0106 от 02.09.2010).

Туранин В. Ю., кандидат юридических наук, депутат Земского собрания Белгородского района Белгородской области.

Иванова С. И., заместитель директора ООО «Правовой центр «Курс».

В настоящее время нет целостного теоретического представления о природе правоотношений, складывающихся в сфере разработки и применения нанотехнологий. Кроме того, существуют значительные практические проблемы правового регулирования нанотехнологий, которые связаны с отсутствием надлежащей правовой основы, комплексно и всесторонне охватывающей отношения в данной сфере.

Ключевые слова: нанотехнологии, наноиндустрия, право, правовое регулирование.

Now there is no complete theoretical representation about the nature of the legal relationship developing in sphere of working out and applications of nanotechnologies. Besides, there are considerable practical problems of legal regulation of nanotechnologies which are connected with absence of an appropriate legal basis, in a complex and comprehensively covering relations in the given sphere.

Активное становление и развитие наноиндустрии в Российской Федерации обусловлено необходимостью поддержки конкурентоспособности российской науки, а также важностью скорейшего перехода на диверсифицированный тип экономики. Отметим, что наноиндустрия представляет собой междисциплинарную индустрию, результаты которой основаны на четком понимании природы наносостояния и глубоком применении химических принципов синтеза вещества для обеспечения потребностей производства наноматериалов, молекулярной биологии и физики конденсированного состояния. Нанотехнологии — это совокупность методов и приемов, обеспечивающих возможность контролируемым образом создавать и модифицировать объекты, включающие компоненты с размерами менее 100 нм, хотя бы в одном измерении, и в результате этого получившие принципиально новые качества, позволяющие осуществить их интеграцию в полноценно функционирующие системы большого масштаба; в более широком смысле этот термин охватывает также методы диагностики, характерологии и исследований таких объектов <2>. ——————————— <2> Концепция развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий до 2010 года, одобрена Правительством РФ (поручение Правительства РФ от 18 ноября 2004 г. N МФ-П7-6194).

В юридической науке правовое положение нанотехнологий до сих пор практически не исследовалось, внимание уделялось лишь отдельным аспектам правового регулирования отношений в данной сфере <3>. В настоящее время отсутствует целостное теоретическое представление о природе правоотношений, складывающихся в сфере разработки и применения нанотехнологий, их элементах. ——————————— <3> См., напр.: Зульфурзаде Т. Э., Хатаева М. А. Основы правового регулирования нанотехнологий в Российской Федерации // Адвокат. 2009. N 9. С. 17 — 24.

Поэтому важно обратить внимание на особенности предмета правового регулирования нанотехнологий, которые отражены в его структуре. Здесь можно выделить следующие блоки обособленных, но взаимосвязанных общественных отношений, составляющих саму цепочку инновационного процесса в сфере нанотехнологий: 1) общественные отношения, складывающиеся в сфере интеллектуальной собственности; 2) общественные отношения, складывающиеся в сфере научно-технической деятельности; 3) общественные отношения, складывающиеся в сфере инновационной предпринимательской деятельности; 4) общественные отношения, складывающиеся в сфере технического регулирования; 5) властно-организационные отношения в области формирования государственной инновационной политики. Характер и вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают выбор типа и режима правового регулирования. В теории права выделяют дозволительный тип правового регулирования как результат действия принципа «дозволено все, что не запрещено в законе». Он складывается в основном в области частного права и выглядит как результат использования диспозитивного метода регулирования социальных связей между субъектами правоотношений. Есть еще и разрешительный тип правового регулирования, основанный на принципе «разрешено только то, что закреплено в законе». Он складывается в основном в области публичного права, и выглядит как результат использования императивного метода правового регулирования, при котором адресатом соответствующих норм являются, прежде всего, субъекты, обладающие властными полномочиями <4>. ——————————— <4> Борисов Г. А. Теория государства и права. Белгород, 2007. С. 233.

Полагаем, что в предмет правового регулирования нанотехнологий входят как отношения, где действует дозволительный тип правового регулирования, так и отношения, где действует разрешительный тип правового регулирования и субъекты взаимодействуют по вертикальному принципу (например, в отношениях где, одной из сторон выступает государственная корпорация «Роснанотех»). Необходимо учитывать и разнообразие правоотношений, складывающихся по поводу нанотехнологий. Например, безопасность использования нанотехнологий, риски венчурных капиталов, связанных с технологически новаторскими предприятиями, интеллектуальная собственность, ноу-хау, разработка государственных стандартов нанотехнологий. Не менее важно установить правовой режим нанотехнологий. Само понятие «правовой режим» определяется как «порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования» <5>. Правовой режим направлен на обеспечение оптимальности в достижении целей регулирования социальных связей, он связан и с устранением излишнего регулирования. В то же время основная цель правового режима — не дать субъектам правоотношений излишней свободы в определении своего поведения, избежав тем самым негативных последствий. Определяя целесообразность применения того или иного правового режима, С. С. Алексеев использует понятие «энергетическое поле», которое, по его мнению, может быть со знаком «минус» (поле сдерживания), когда вся сумма интересов и потребностей субъектов противостоит осуществляемой задаче, не согласуется с ней или, во всяком случае, не создает благоприятных предпосылок для ее реализации, и со знаком «плюс» (положительное поле, поле активности), когда решаемая задача соответствует определенным интересам и последние создают благоприятные условия для ее реализации, способствуют достижению поставленной задачи. Причем он указывает, что действие систем юридического регулирования, их эффективность, надежность и оправданность в значительной мере зависят от того, каково в данном случае «энергетическое поле» — отрицательное или положительное, поле сдерживания или поле активности <6>. ——————————— <5> Алексеев С. С. Теория права. М.: БЕК, 1995. С. 244. <6> Там же. С. 245.

Мы считаем, что можно использовать понятие «энергетическое поле» и при оценке становления наноиндустрии в России. По нашему мнению, на сегодняшний момент «энергетическое поле» наноиндустрии находится на стадии формирования и отличается двоякостью. С одной стороны, прогрессивные слои населения, специалисты, занятые в сфере нанотехнологий, первые лица государства, осознают актуальность и необходимость построения инфраструктуры наноиндустрии, предпринимают практические шаги по наращиванию и развитию этой отрасли. С другой стороны, в российском обществе широко распространен скептический взгляд на нанотехнологии, а также на перспективы построения инновационной экономики в России. Отметим, что такие общественные настроения впоследствии могут негативно сказаться на эффективности системы юридического регулирования, в частности, отрицательно повлиять на регулятивную силу принятых нормативных правовых актов и актов, которые еще необходимо принять. В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что процесс формирования российского законодательства, регулирующего наноиндустрию и нанотехнологии, еще не завершен. Отсутствует правовая основа, комплексно и всесторонне охватывающая нанотехнологии и возникающие отношения в данной сфере, что затрудняет процесс наращивания инфраструктуры наноиндустрии и в целом тормозит развитие инновационной деятельности в России. Основные законы в данной сфере — Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» <7> и Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» <8>, не содержат нормы, прямо регулирующие особенности развития нанотехнологий, не устанавливают направления формирования наноиндустрии в России. ——————————— <7> Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137. <8> Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3753.

Функция нормативно-правового регулирования нанотехнологий реализуется в основном через совокупность правовых актов Правительства России, которые принимаются по инициативе государственной корпорации «Роснанотех», а также через внутренние локальные акты данной государственной корпорации. При этом правовое регулирование нанотехнологий в России должно исходить из основной цели: создание необходимых правовых условий для создания в России конкурентоспособной на российском и мировом рынке нанопродукции, развития индустрии за счет укрепления научной, технической и производственной базы в области нанотехнологий и наноматериалов. Кроме обозначенной проблемы, можно выделить и другие недостатки в правовом регулировании нанотехнологий в России: — отсутствие правовых критериев определения нанотехнологичных производств и отнесения продукции к разряду «нано»; — правовое несовершенство существующих систем стандартизации и сертификации нанопродукции; — проблемы применения специального режима правового регулирования для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют разработки, либо производят продукцию с применением нанотехнологий; — отсутствие специального налогового режима в отношении таких субъектов и организаций, которые производят продукцию с применением нанотехнологий. Для устранения данных проблем необходима разработка приоритетных направлений правового регулирования нанотехнологий в России. С нашей точки зрения, это должны быть следующие направления: 1. Разработка и принятие специального Федерального закона «О нанотехнологиях в Российской Федерации», который необходим для поддержки передовых технологических разработок и высокотехнологичных секторов в промышленности, наиболее перспективными среди которых как раз являются исследования и разработки в области нанотехнологий. 2. Совершенствование и систематизация имеющегося законодательства в сфере науки и научно-технической деятельности. 3. Необходимые изменения в налоговом законодательстве с целью создания благоприятных условий для финансирования инновационной деятельности, производства нанотехнологичной продукции, а также для создания налоговых преференций научным учреждениям. 4. Расширение полномочий Комиссии при Президенте России по модернизации и технологическому развитию российской экономики и правительственной комиссии по нанотехнологиям, а также участие экспертного сообщества в подготовке проектов нормативных правовых актов в этой сфере. В настоящее время становится все более очевидным, что для позиционирования России на мировом уровне как страны, производящей высокотехнологичную продукцию, необходимо не только создавать и развивать наноиндустрию, но и обеспечивать надлежащее правовое регулирование нанотехнологий, для чего целесообразно объединить усилия государства и научного сообщества в детальной проработке данной проблемы.

——————————————————————