Психические состояния личности и их психолого-правовая оценка

(Журавель Е. Г.) («Юридическая психология», 2011, N 1)

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ И ИХ ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА <*>

Е. Г. ЖУРАВЕЛЬ

——————————— <*> Zhuravel E. G. Psychic states of personality and psychological-law evaluation thereof.

Журавель Е. Г., кандидат психологических наук, доцент Российского государственного социального университета.

Статья посвящена проблеме психических состояний личности. Дается определение понятия психических состояний и раскрываются признаки этого понятия. Автор предпринял попытку выявить влияние отдельных психических состояний на поведение человека в правозначимых ситуациях.

Ключевые слова: психические состояния, тревожность, страх, фобии, страдание, фрустрация, стресс, аффект.

The article is devoted to the problem of psychic states of personality, gives definition of the concept of psychic states and reveals the features of this concept. The author makes an attempt to detect the influence of certain psychic states on behavior of a man in legally significant situations.

Key words: psychic state, nervousness, fear, phobias, suffering, frustration, stress, affect.

Психическое состояние — понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс» (было раскрыто в N 1 и 2 журнала «Юридическая психология» за 2010 г.), подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия «психическое свойство» (будет раскрыто в последующих выпусках журнала), указывающего на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Психические состояния оказывают существенное влияние на весь мир психических явлений, протекающих в сознании всех участников правоотношений, а следовательно, на весь характер их жизнедеятельности и поведения. Знание психических состояний, закономерностей их протекания и характеристик позволяет осуществлять правоприменительную деятельность на высоком профессиональном уровне. Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые психические состояния. Психические состояния — это временное повышение или понижение общей активности психической деятельности человека под влиянием внешних или внутренних факторов. Психическим состояниям присущи следующие особенности: — целостность — психическое состояние охватывает на какое-то время всю психику, всю психическую деятельность человека в целом; — подвижность — любое психическое состояние имеет начало, динамику протекания и конец; — относительная устойчивость — психические состояния менее постоянны, чем свойства личности, но более устойчивы, чем психические процессы; — неразрывность и взаимосвязь с психическими процессами и свойствами личности; — индивидуальная своеобразность и одновременно типичность — например, состояние радости или усталости довольно типично и четко фиксируется внешне; в то же время у разных людей это состояние индивидуально; — многообразие — человеку с его богатством потребностей и многогранностью открываемого им окружающего мира присущи многие психические состояния; — полярность — каждое психическое состояние имеет противоположное (решительность — нерешительность, подъем — упадок). Физиологическую основу психических состояний составляет определенное соотношение нервных процессов в коре головного мозга. Психические состояния имеют рефлекторную природу: одни из них безусловно-рефлекторного происхождения, другие (их большинство) — условно-рефлекторного. Психические состояния классифицируются: — по соответствию основным состояниям высшей нервной деятельности человека (оптимальное (бодрое), возбужденное, депрессивное, состояние растерянности, состояние апатии, активное — пассивное, творческое — репродуктивное, астеническое, истерическое); — по сферам психики (психической деятельности) (интеллектуальное, эмоциональное, волевое); — по роли в структуре личности (ситуативное, личностное, групповое); — по глубине переживаний (глубокое (страсть), поверхностное (настроение)); — по характеру влияния на личность, коллектив (группу) (положительное в активной и в пассивной форме, отрицательное в активной и в пассивной форме); — по длительности протекания (продолжительное, короткое); — по степени осознанности (более осознанное, менее осознанное); — по соотнесенности с этапами выполнения задания (состояние ожидания выполнения задания, состояние в ходе выполнения задания, состояние после выполнения задания); — по доминирующему воздействию на личность (положительные: уверенность, бодрость, подъем, собранность, активность и др.; отрицательные: неуверенность, подавленность, упадок, рассеянность, пассивность и др.). Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям. Некоторые психические состояния становятся ведущими, доминирующими в структуре личности субъектов правоотношений и в силу этого могут оказывать серьезное влияние на формирование характера, выбора преступной или непреступной формы реагирования на возникающие ситуации. В случае возникновения ситуации, имеющей неопределенный, противоречивый характер, субъект может испытывать двойственные (амбивалентные) психические состояния, нарушающие его привычную деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тревожность. Такое психическое состояние может переживать, например, подозреваемый, когда испытываемые им угрызения совести, чувство вины за содеянное и одновременно страх перед наказанием сопровождаются надеждой избежать ответственности из-за недоказанности его причастности к совершенному преступлению. К психическим состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение лиц, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности, следует отнести: состояния тревоги (тревожности), страха, стресса и его разновидности — фрустрации, аффекта, а также страдания. Эти эмоциональные проявления чаще наблюдаются в сфере социально-правовых отношений именно потому, что многие конфликты между людьми, требующие строгого и четкого правового регулирования, связаны, как правило, с удовлетворением (либо, напротив, с неудовлетворением) тех или иных важных для них потребностей материального, социального, нравственного и т. п. характера. Более того, конфликтные ситуации, в которые вовлечены участвующие в них лица, нередко усугубляются опасностью для их жизни, здоровья, материального благополучия, неопределенной перспективой развития событий при отсутствии ясного осознания путей устранения возникшей опасности — существует ли она реально или имеет чисто субъективный характер. Рассмотрим данный класс психических явлений более подробно. 1. Состояние тревоги (тревога, тревожность) — особое состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту подготовиться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации. Компонентами тревожного состояния обычно являются такие эмоции, как умеренный страх, стыд, вина и некоторые другие. Однако в этом комплексе эмоций доминирующими являются умеренно выраженные опасения, беспредметный страх по самым различным поводам. О переживании субъектом состояния тревоги обычно свидетельствуют: — различные физиологические и определенные внешне наблюдаемые поведенческие признаки (напряженное выражение лица, сниженная активность, заторможенность); — нарушения вегетативной нервной системы, познавательной деятельности (проявляемые в неадекватной оценке угрожающей обстановки в сторону ее еще большего усложнения, в не соответствующих реальным условиям принимаемых решениях). Эмоциональные реакции на опасность в состоянии тревоги, сопровождающиеся такими физическими ощущениями: дрожь, учащенное дыхание, сердцебиение, головокружение, усиленное потовыделение, удушье, частые позывы к мочеиспусканию, понос, рвота, в психологической сфере — чувство нетерпения и т. п. Поэтому сильную тревогу называют самым неопределенным и мучительным состоянием эмоциональной напряженности, источником страданий. Чрезмерное эмоциональное возбуждение, прежде всего тревога, считают другие, может привести к патологическим нарушениям, вплоть до появления симптомов некоторых психических расстройств и заболеваний. Все это следует учитывать при оценке психического состояния виновного по уголовным делам в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, тем более что законодатель не исключает такой возможности, а также при разрешении гражданско-правовых споров, связанных с компенсацией морального вреда гражданину, перенесшему нравственные и физические страдания. Равнозначными по смыслу и значению с понятиями тревоги, тревожности в психологии являются термины «волнение», «беспокойство». Так, если состояние тревоги (тревожность) имеет некоторый пессимистический оттенок, обусловленный ожиданием наступления возможной опасности, то состояние волнения может быть связано не только с негативными обстоятельствами, но и с ожиданием чего-то приятного, радостного. Состояние беспокойства связано с переживаниями за других лиц. Состояние тревоги (тревожность) чаще бывает связано с ожиданием возможной опасности, неудачи. Оно сигнализирует человеку о надвигающейся угрозе и в этом смысле играет важную роль своеобразного внутреннего «сторожа», побуждающего нас к целенаправленному поведению, поиску источников опасности и путей ее преодоления. С этой точки зрения тревога как вполне нормальное психическое состояние (если она не «зашкаливает») имеет положительное значение. С другой точки зрения состояние тревоги, как отмечалось выше, у некоторых людей, несмотря на то что оно сигнализирует о надвигающейся опасности, вместо активности вызывает ощущения растерянности, беспомощности, неуверенности в своих силах. Это приводит к дезорганизации целенаправленного поведения, свертыванию активности, снижению продуктивности деятельности, к появлению различных неврозов. В этом проявляется отрицательная роль состояния тревожности (тревоги). Состояние тревоги субъекта зависит: — от его индивидуально-психологических особенностей; — от предрасположенности к переживанию тревоги; — от культурной, социальной среды, оказавшей ранее, особенно в раннем детстве, и продолжающей оказывать в данной ситуации свое огромное воздействие на рациональное мышление и поведение субъекта. Поэтому оценка судом состояния тревожности у того или иного участника судопроизводства должна проводиться с учетом личности субъекта, его социального статуса, самооценки, ценностных ориентаций, уровня интеллектуального развития, приобретенного опыта и т. п. Известно, например, что некоторые люди вообще не склонны остро переживать состояние тревоги. Она как бы неведома им, не проявляется у них даже в минуты реальной опасности. У таких лиц отсутствует должная осторожность и предусмотрительность в поведении, значительно снижен уровень самоконтроля. В большей мере это свойственно молодым, беспечным по своему характеру, социально незрелым людям, к тому же не имеющим достаточного жизненного опыта, а иногда и просто со сниженным уровнем интеллекта, с неразвитыми когнитивными, прогностическими способностями. Нередко эти качества отражаются в их легкомысленном, небрежном отношении к своим поступкам. При определенных условиях все это может способствовать совершению такими лицами противоправных действий по неосторожности. Сниженный уровень тревожности у субъекта может благоприятствовать формированию так называемого виктимного поведения <1> человека. ——————————— <1> Виктимология — учение о жертве преступления, наука о потерпевшем, человеке, в большей мере по своим характерологическим особенностям предрасполагающем стать жертвой преступного посягательства.

При рассмотрении тревожности различают: личностную тревожность в качестве константного, устойчивого свойства индивида и ситуативную тревожность как временное состояние психики в виде реакции человека на возникшую угрозу, которая появляется и исчезает вместе с ней. Личностная тревожность развивается из ситуативной, особенно если последняя часто переживается человеком. В результате этого периодически повторяющееся состояние тревоги постепенно переходит в новое качество личности — свойство характера. Состояние страха. В отличие от тревоги страх к большей мере является эмоциональной реакцией на конкретную, чаще объективно существующую, реальную угрозу. Страх, по мнению известного исследователя эмоциональных состояний К. Е. Изарда, является наиболее опасным из всех состояний. Переживание страха обычно варьируется от предчувствия опасности, боязни до ощущения испуга, ужаса. Общие причины появления страха: — ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких; — ощущение приближающейся неудачи; — чувство собственной беспомощности, беззащитности перед приближающейся неудачей; — физическая боль и прогнозируемые в связи с нею негативные последствия для его жизни, здоровья. Установление указанных факторов в суде при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, содержащих угрозу, запугивание, при разрешении гражданско-правовых споров о признании недействительности сделок, совершенных под влиянием угрозы, заблуждения, когда лицо не было способно на должном когнитивном уровне понимать значение своих действий или руководить ими, может явиться, на наш взгляд, убедительным доказательством того, что субъект (потерпевший, гражданский истец и т. д.) действительно пережил состояние страха. А это, в свою очередь, может быть использовано в процессе доказывания совершенного преступления, а также при признании недействительности сделки, причинении субъекту морального вреда. Внешними поведенческими проявлениями сильного страха являются: — испуганное выражение лица (широко открытые глаза, приподнятые брови, сдвинутые внутренние углы бровей, горизонтальные морщины на лбу, открытый, эллиптической формы рот, напряженные губы); — напряжение мышц, сильно сокращающее число степеней свободы в движениях, двигательные расстройства; — нарушения поведения в виде совершения бесцельных, панических малоэффективных действий до состояния ступора, когда человек как бы застывает на месте, старается «уменьшиться», садится на корточки, обхватывает голову руками, принимая так называемую эмбриональную позу. Субъективные переживания страха выражаются в расстройстве психических познавательных процессов: — снижается уровень и острота восприятия, искажается оценка расстояния между предметами, их размеров и формы; — нарушаются мышление, которое становится более узким по объему и более ригидным по содержанию, память; — воспоминания о пережитом становятся фрагментарными, отрывочными; — сознание носит суженный характер, в результате чего пострадавшие испытывают растерянность, ощущают оглушенность, не понимают до конца, что происходит; — учащается дыхание, сердцебиение, ощущаются тошнота, головокружение, частые позывы к мочеиспусканию, потеря сознания. Все эти признаки имеют немаловажное значение при расследовании преступлений против жизни и здоровья граждан в ходе доказывания: — неосторожной формы вины; внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), какого-либо иного временного особого психического состояния в качестве обстоятельства, смягчающего наказание; — превышения пределов необходимой обороны; — при рассмотрении в суде вопросов о признании недействительности сделки, совершенной гражданином под воздействием угрозы (вызывающей страх), о компенсации морального вреда при причинении нравственных страданий потерпевшему. Особой разновидностью страха на уровне пограничных состояний психики, неврозов, психозов являются фобии (по греч. фобос — страх) — навязчивые неадекватные, иррациональные переживания, имеющие в своей основе боязнь конкретного содержания (высоты, открытого пространства, толпы, каких-либо животных, микробов и т. д.). Эмоции страха, нравственные страдания, переживаемые субъектом в той или иной криминальной ситуации, могут быть составным элементом мотивационной сферы личности, рассматриваться в качестве психологического мотива, побудительной силы, толкнувшей его на совершение преступления (убийства, причинения телесных повреждений и т. п.), своего рода психологическим критерием снижения (утраты) способности в полной мере руководить своими действиями. Выявление субъективных и объективных признаков указанных эмоциональных состояний (тревожности, страха) является необходимым условием всестороннего исследования обстоятельств совершенного преступления, доказывания вины подсудимого, назначения ему справедливого наказания. Кроме того, изучив с помощью психодиагностических методик уровень личностной тревожности человека, его склонность к переживанию эмоций страха, можно сделать достаточно объективный прогноз относительно поведения субъекта в ситуациях повышенной сложности, риска, дать оценку (разумеется, в совокупности с другими данными обследования) его профессиональной пригодности в том числе и к правоохранительной деятельности. Состояние психической напряженности (стресс). Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряженности или в состоянии стресса. Стресс — это состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением), перестройкой психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности. При возникновении стресса проявляется его мобилизующий эффект, который является стимулирующим фактором, положительно влияющим на эффективность жизнедеятельности, поскольку мобилизуются внутренние резервы психики, всего организма человека, его приспособительные возможности, волевая, познавательная активность. При длительном воздействии неблагоприятных факторов, по мере истощения защитных, адаптационных резервов организма стресс может привести к противоположному — деструктивному воздействию, оказывая разрушительное, дезорганизующее влияние на психику, приводящее к расстройству ее деятельности, поведения человека вплоть до их полного срыва. Сильный эмоциональный стресс сопровождается эмоциями гнева (ярости), страха (ужаса), горя (страдания), тревоги, подавленности, депрессии, что внешне проявляется в мимике, жестах, речи, поведении человека. Стрессу способствуют: 1. Актуальные для субъекта, сверхбыстрые изменения социальной среды, экстремальные условия деятельности: — острый дефицит времени, сил и средств; — неопределенность сложившейся ситуации, неполная информированность о происходящих событиях; — остроконфликтный выбор решения, особенно при несовместимых побуждениях; — избыточная мотивация социального происхождения; — завышенная самооценка субъекта при отсутствии реальных возможностей для достижения поставленной цели. 2. Физическими стрессорами могут быть высокие температуры, высокий радиационный фон, различного вида промышленные интоксикация, шумы и т. п. 3. Воздействие монотонии трудового процесса, длительной изоляции, одиночества, неудачного выбора профессии, межличностных конфликтов и т. п. 4. Реально воспринимаемая человеком угроза его жизни, здоровью, благополучию, а также аналогичная угроза его родным и близким, ощущение беззащитности, физической или психической беспомощности ввиду какого-либо нападения, экологической катастрофы и т. п. Эмоциональный стресс бывает: — кратковременным (насыщенным яркими аффективно окрашенными импульсивными поведенческими реакциями, происходит бурное расходование адаптационной энергии человеком); — длящимся (затяжной по времени характер, адаптационные резервы организма расходуются постепенно). Большое влияние на возникновение и развитие стресса оказывают психофизиологические особенности человека, имеющийся у него запас устойчивости и приспособляемости к воздействующим раздражителям, адаптационные резервы его психики, т. е. в конечном итоге — порог его индивидуальной стрессоустойчивости, или, как еще говорят, — уровень толерантности к стрессу. Особый интерес в уголовно-правовом отношении «представляют факты, свидетельствующие о том, что в стрессовом состоянии у человека заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора, наблюдается тенденция к завышению этой оценки». Данную закономерность необходимо учитывать при расследовании преступлений, связанных с превышением пределов необходимой обороны, при оценке суицидных поступков, поведения потерпевших по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, когда есть основания полагать, что жертва могла находиться в психически беспомощном состоянии либо преступление было совершено в отношении беззащитного или беспомощного лица (что рассматривается как обстоятельство, отягчающее наказание). Динамика развития стадий стресса: 1. Стадия тревожности. Характеризуется воздействием психотравмирующих факторов. У субъекта начинают перестраиваться физиологические функции организма (изменение частоты дыхания, пульса, состояние оглушенности, снижение сопротивляемости организма, нарушение устойчивости внимания). Затем постепенно начинается мобилизация его адаптационных резервов, защитных сил, раскрываются возможности психики, активизируются его психические процессы (восприятие, память, мышление и др.). За счет этого до известных пределов повышаются его поисковая, творческая активность, эффективность деятельности в целом. 2. Стадия сопротивления. Организм человека, его психика перестраиваются, приспосабливаются, адаптируются к новым усложненным условиям деятельности, активно расходуя свои внутренние ресурсы. Активизируются мыслительные процессы, его познавательная деятельность. С течением времени в результате продолжающегося воздействия экстремальной ситуации наступает ослабление сопротивляемости организма, снижаются критичность мышления, работоспособности и начинается спад, переход к заключительной стадии. 3. Стадия истощения (заключительная) характеризуется, по словам Г. Селье, истощением «адаптационной энергии», приводящей к дезорганизации деятельности, нервно-эмоциональному срыву. Признаками, свидетельствующими о переходе стресса в завершающую стадию развития, являются: — постепенное ослабление физической, волевой активности человека; — уменьшение объема внимания; сужение, ошибки восприятия; — затруднения в осмыслении, понимании ситуации, замедление темпа мыслительной деятельности, ухудшение, провалы памяти; — нарушение процесса целеполагания, частичная утрата сложных интеллектуальных навыков, когнитивных, прогностических способностей; — заторможенность при принятии решений и в то же время — неадекватные реакции на изменения ситуации (неоправданная обстоятельствами спешка, суетливость вплоть до полного срыва целенаправленной деятельности с утратой должного самоконтроля). Состояния субъекта в период стадии истощения: — беспричинное раздражение, беспокойство, усталость, страх; — нарушается сон, теряется аппетит, появляются головные боли, возникают различного рода вегетативные реакции, функциональные психосоматические расстройства, неврозы и т. п.; — повышенная обидчивость, вспыльчивость, импульсивные реакции, неадекватные представления об отрицательном к нему отношении окружающих, сниженный самоконтроль, «уход в себя», нарушение связей с реальными условиями вплоть до полной дезорганизации поведения. Возникновение отрицательной, направленной на себя активизации мыслительных процессов может привести к дистрессу, который может проявляться: — когда субъект оказывается не в состоянии предотвратить опасные последствия от своих действий при эксплуатации различного рода технических устройств; — при необходимости соблюдения определенных правил техники безопасности и т. п. На это необходимо обращать внимание при расследовании подобного рода правонарушений, совершенных в экстремальных условиях, когда налицо признаки, свидетельствующие о несоответствии его психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам. Посттравматическое стрессовое состояние. Еще более тяжкие и по времени более продолжительные, отсроченные негативные последствия от воздействия сильного стресса могут наступать, когда человек попадает в ситуации, сопряженные с острым риском для своей жизни, в условиях боевых действий, в обстановку массовой гибели людей, экологических, техногенных катастроф, террористических актов, криминального насилия и т. п. В подобных случаях стресс оказывает сильное, выходящее далеко за пределы стрессогенной ситуации психотравмирующее воздействие на человека, его здоровье, настроение. В психологии рассматриваемое явление называют травматическим стрессом (посттравматическое стрессовое состояние — ПТСС или посттравматические стрессовые нарушения); ПТСС приводит к острой психической дезадаптации, травме, к расстройствам личности и поведения человека. В зависимости от характера, глубины психической травмы, индивидуально-психологических особенностей личности посттравматическое стрессовое состояние может привести и к более серьезным последствиям в виде болезненного расстройства психики, и тогда такое состояние определяют как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) личности и поведения человека. Для диагностики ПТСР требуются специальные познания в области психиатрии. Среди негативных эмоций, переживаемых людьми в экстремальных, стрессогенных ситуациях, на первом месте стоят: тревога (тревожная напряженность), страх различной интенсивности, необоснованная боязнь преследования, сменяемые приступами ярости, агрессивности либо депрессивным состоянием, апатией, подавленностью, в еще большей мере усиливаемыми в результате неполной информированности о характере, масштабах, к примеру, экологической обстановки и о ее последствиях. Человека, находящегося в состоянии посттравматического стресса, начинают преследовать различного рода кошмары во сне и наяву, бессонница, усиливаются реакции испуга, появляются острые вспышки страха, паники, немотивированной агрессии, провоцируемые навязчивыми воспоминаниями о пережитой травме, мысли о самоубийстве, своеобразный комплекс «вины выжившего». Периоды (этапы) развития экстремальной ситуации, в которой возникает посттравматическое стрессовое расстройство: Первый, наиболее острый, характеризуется внезапно возникшей угрозой жизни и гибели людей, их родных и близких. Он продолжается от момента воздействия угрожающего фактора до начала выхода из опасной ситуации. В этот период у человека особенно остро проявляется инстинкт самосохранения, развиваются острые психогенные реакции, основу которых составляют тревожное напряжение и страх различной интенсивности, возникают психогенные реакции психотического (реактивные состояния) и непсихотического характера в виде различного рода вегетативных расстройств, невротических проявлений, декомпенсаций, обострения личностных акцентуаций характера. Второй период — с начала развертывания спасательных работ. Наибольшее значение приобретают индивидуально-психологические особенности личности пострадавших, а также влияние на их состояние новых стрессогенных факторов, таких как гибель родных, потеря жилья, имущества, опознание родственниками погибших. Все это еще больше усиливает стресс, ощущение сильной тревоги, страха, состояние подавленности, депрессии, усугубляет переживаемые страдания. Третий период (наиболее продолжительный) определяется началом эвакуации пострадавших в безопасные районы. С этого времени начинается сложная эмоциональная переработка происшедших событий, их последствий. Сознание, психика пострадавших дополнительно травмируются тем, что у них резко изменяются прежние привычные для них жизненные стереотипы, круг общения. Это способствует формированию у пострадавших относительно устойчивых психогенных расстройств (соматизация различных невротических проявлений, невротизация, психопатизация, обусловленные осознанием полученных телесных повреждений, различного рода травм, соматических заболеваний, утрат, а также возникающими трудностями жизни в новых условиях, нарушается сон, колебания артериального давления, лабильность пульса, озноб, головная боль, вестибулярные нарушения, желудочно-кишечные расстройства и т. п.). Обнаруживаются признаки социальной дезадаптации: — стараются избегать всего того, что может напоминать им о пережитом, нередко стремятся к уединению; — экстремальный стиль реагирования (аффективно окрашенная агрессия, немотивированная жестокость); — могут возникать ассоциативные связи с пережитым, появляться неадекватные гипертрофированные реакции, возникать аффективные вспышки гнева, приводящие к конфликтам с окружающими. Учитывая сильное воздействие указанных психических состояний, стрессогенных факторов на психику человека, законодатель оставил возможность судам с учетом обстоятельств дела, личности виновного оценивать состояние психической, эмоциональной напряженности (стресс), негативное его воздействие в качестве обстоятельств, смягчающих наказание виновному, а также учитывать это при решении вопроса о помиловании. Представляется, нельзя исключать и того, что посттравматическое стрессовое состояние может послужить своеобразным катализатором внезапного возникновения сильного душевного волнения (аффекта) при прочих необходимых условиях, указанных в законе. Фрустрация. Среди других эмоционально насыщенных состояний, представляющих профессиональный интерес для юристов, является фрустрация — психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. При достаточно низком уровне (пороге) сопротивляемости (толерантности) к фрустрации, зависящей от величины эмоционального напряжения, психологических особенностей индивида и типа ситуации, может проявиться ее деструктивное воздействие на личность: — в нарушениях тонкой координации усилий, направленных на достижение цели; — в когнитивной (познавательной) ограниченности (из-за которой субъект не видит альтернативных путей или какой-либо другой подходящей цели); — в эмоциональном возбуждении (аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией). В конфликтной ситуации, когда один из ее участников находится в состоянии фрустрации, типичными эмоциональными реакциями на действие фрустраторов могут быть: а) агрессия, в том числе в виде замещающих действий, направляемых на совершенно посторонние объекты (так называемая реакция замещения); б) депрессия, сопровождаемая беспочвенными самообвинениями, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий. Агрессивные действия могут перемещать ся по ассоциации смежности на другой, близкий к первоначальному раздражителю, либо на совершенно случайный объект. В этой закономерности проявляется объяснение агрессивного поведения человека, отличающегося своей какой-то непонятной для окружающих с точки зрения здравого смысла неадекватности реагирования, немотивированностью поступка, особой жестокостью. В подобных ситуациях действия виновного могут сопровождаться аффективно окрашенными эмоциями гнева, импульсивными, беспорядочными действиями агрессивного характера, а сама фрустрация может рассматриваться как одна из причин, объясняющая агрессивное поведение виновного. Известно, что проявление реакций агрессивного характера, связанных с фрустрацией, чаще наблюдаются у людей недостаточно воспитанных, несдержанных в проявлении эмоций, грубых в обращении с окружающими, психопатизированных. Депрессивные реакции при фрустрации более распространены у лиц невротического склада, неуверенных в себе, тревожно-мнительных по складу своего характера. Деструктивное воздействие фрустрации на поведение таких лиц может усугубляться употреблением алкоголя. Разумеется, фрустрация ни в коей мере не ставит вопрос об освобождении виновного от ответственности за совершенное преступление. Знание психологических предпосылок возникновения фрустрации помогает понять причины, побудительные силы, мотивы некоторых опасных насильственных преступлений против личности, которые по своей жестокости могут на первый взгляд показаться «безмотивными» либо даже совершенными человеком с серьезно расстроенной психикой. Представляется, что в некоторых случаях, особенно когда фрустрация возникает у виновного под воздействием неправомерных действий потерпевшего, она может рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего наказание. Тем более что законодатель допускает такую возможность. Длительное состояние эмоциональной напряженности, стресс, переходящий в дистресс, фрустрация могут приводить к эмоциональным срывам, одним из которых является аффект. Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное душевное волнение, характеризующееся дезорганизацией сознания, резкой активизацией импульсивных, непроизвольных оборонительных и агрессивных реакций. Диагностические признаки аффекта: — субъективная внезапность возникновения аффекта; — кратковременный, взрывной характер эмоциональной разрядки; — интенсивность, напряженность эмоциональных переживаний, проявляющаяся в мышечном напряжении, двигательном возбуждении, в виде импульсивных, стереотипизированных действий; — специфические изменения сознания, его «суженность», концентрация мышления на аффективно окрашенных переживаниях, вследствие чего субъектом осознаются лишь ближайшие цели и принимаются неадекватные возникшей ситуации решения в ущерб собственным интересам и планам, без учета возможных последствий, о чем он сам впоследствии обычно сожалеет; — нарушения психических познавательных процессов (фрагментарность восприятия, частичная амнезия происшедшего и т. п.); — внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы (изменение цвета кожных покровов лица, аффективно окрашенная мимика, прерывистая речь с нарушенной артикуляцией, измененным тембром голоса, замедленным темпом произнесения слов в стадии спада); — снижение эмоционально-волевой регуляции поведения, самоконтроля; — постаффективное истощение нервной системы, упадок сил, снижение активности, оглушенность, апатия, заторможенность в стадии спада. Для правильного решения вопроса о том, находился ли обвиняемый (подсудимый) в состоянии аффекта, помимо установления отмеченных выше признаков необходимо исследовать: — характер аффектогенной ситуации; — индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого (подсудимого); — его психофизиологическое состояние накануне преступления; — характер действий обвиняемого в момент совершения преступления; — особенности поведения виновного сразу же после преступления, его реакция на слова окружающих, отношение к своим противоправным действиям и наступившим последствиям. Как правило, аффектогенная ситуация носит неожиданный, остроконфликтный характер, сопровождается реальными угрозами, насилием, оскорблениями в отношении субъекта или его близких. Причем сила воздействия негативных раздражителей определяется в первую очередь субъективным смыслом событий и ситуации, в которых действует человек. К индивидуально-психологическим особенностям личности субъекта, предрасполагающим к аффекту, относятся: значительное преобладание у него процессов возбуждения над процессами торможения, эмоциональная неустойчивость, повышенные чувствительность (сенситивность), ранимость, обидчивость, склонность к застреванию на психотравмирующих фактах, высокая, но неустойчивая самооценка. На появление аффективной реакции также влияют возрастные особенности субъекта, его временные функциональные психофизиологические состояния, нарушающие устойчивость психики к воздействию аффектогенной ситуации (усталость, бессонница, посттравматические расстройства психики, о которых говорилось выше, и т. п.). Стадии аффекта: 1. Подготовительная — нарастание эмоциональной напряженности. Развитие данной стадии определяется временем существования конфликтных отношений: от психотравмирующих действий до аффективного взрыва. Первые признаки эмоциональной расторможенности, неврастенической симптоматики могут проявляться не сразу. 2. Кульминации, или взрыва (самая кратковременная). Переход ко второй стадии происходит внезапно, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей конкретного человека. Проявляется в виде резких, неупорядоченных, повторяющихся, стереотипизированных действий агрессивного характера. Сопутствующие признаки: «суженность» сознания с фрагментарностью восприятия, непоследовательностью, «разорванностью» мышления (принимаемые решения носят неадекватный ситуации характер, процессы целеобразования, мотивации непоследовательны, сумбурны); резко снижается волевая регуляция действий, самоконтроль. Большое количество повреждений, наносимых потерпевшему, нередко создает внешне обманчивую картину (с точки зрения объективной стороны состава преступления), будто виновный действовал с особой жестокостью, хотя на самом деле он находился в состоянии аффекта. Иногда это приводит к ошибочной квалификации содеянного, например, как убийства, совершенного с особой жестокостью, а не в состоянии аффекта (внезапно возникшего сильного душевного волнения) с назначением уголовного наказания, несоразмерного вине подсудимого. 3. Стадия спада эмоционального напряжения с истощением аффективного возбуждения (заключительная). Наступает угасание аффективного возбуждения, происходит резкий спад, торможение физической активности. Ввиду значительной затраты внутренних энергетических ресурсов организма активные формы поведения резко сменяются пассивными, появляются усталость, апатия, растерянность, заторможенность. Нередко обвиняемый, совершивший убийство, причинивший телесные повреждения в состоянии аффекта, потом искренне сожалеет о случившемся, стремится сам оказать помощь своей жертве. Причем эта помощь также зачастую носит сумбурный, неадекватный ситуации и содеянному характер. Разновидности аффекта: 1. Кумулированный (накопительный) физиологический аффект — аффект, возникающий при многократных повторениях отрицательных воздействий. 2. Аномальный аффект (аффект на почве простого алкогольного опьянения) — аффект, развивающийся на фоне алкогольного опьянения легкой степени, когда изменения восприятия и поведения не столь значительны, чтобы можно было говорить о полной деформации мыслительных процессов, о значительно искаженном смысловом восприятии действительности. Наличие данных об употреблении обвиняемым алкогольных напитков в период, предшествующий аффективному деликту, не снимает с экспертов обязанности тщательного анализа всех обстоятельств дела в каждом конкретном случае для заключения о наличии или отсутствии аффекта. 3. Разновидность аномального аффекта — аффект, развивающийся у психопатических личностей, у которых отклонения от психической нормы не достигают ярко выраженной патологии, но вместе с тем не исключают и определенных дефектов эмоционально-волевой, мотивационной сферы. Следует также учитывать и то, что тип психопатизации таких лиц в каждой фазе развития аффекта придает ему характерную эмоциональную окрашенность. Так, например, для психопатических личностей возбудимого круга наиболее типичен непосредственно взрывной характер реагирования, для тормозимых — кумулятивно-взрывной, для истерических — демонстративно-подчеркнутый, внешне преувеличенный аффективный разряд. Характерной чертой для них всех является то, что аффекты у лиц психопатического круга возникают легко и по своей силе далеко не соответствуют вызвавшей их причине. Аффективная раздражительность у таких лиц нередко достигает такой степени, что даже ничтожное противоречие может вызывать у них бурную вспышку гнева. Уголовно-правовое значение аффект имеет не только при расследовании преступлений, предусмотренных ст. ст. 107, 113 УК, но и при оценке психического состояния виновного. Аффект также может иметь особое значение при оценке психически беспомощного состояния потерпевшей по делам об изнасиловании, а также как обстоятельство, смягчающее наказание по другим категориям уголовных дел, например, в ситуации превышения пределов необходимой обороны, по некоторым воинским преступлениям и т. д. Диагностика аффекта имеет свои особенности, которые определяются прежде всего тем, что пережитое человеком состояние невозможно ни фактически, ни по этическим соображениям воспроизвести. Основными методами, которыми пользуются при установлении аффекта специалисты-психологи, являются: — психологический анализ ситуации, в которой совершено преступление, по материалам уголовного дела; — изучение анамнестических сведений о лице, совершившем противоправное деяние; — беседа с обвиняемым, его близкими, родными, хорошо знающими, в каких условиях он рос, жил, воспитывался; — психологическое тестирование испытуемого с применением различных психодиагностических тестовых методик; — ретроспективный анализ поведения испытуемого в криминальной ситуации с использованием результатов его психологического тестирования, анамнестических сведений, информации о происшедшем событии по материалам уголовного дела. Страдание, будучи чисто психологическим понятием, в настоящее время приобрело достаточно актуальное правовое значение, понимание сущности и раскрытие содержания которого при рассмотрении целого ряда уголовных дел, гражданско-правовых споров становится непременным условием юридически правильного применения норм права. Страдания — это чувства, эмоциональное состояние человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье. Страдание в чистом виде наблюдается крайне редко. Обычно страданию сопутствуют: страх, напряженность (стресс), гнев, импульсивность, аффект, вина, стыд и другие негативные эмоции. Наиболее распространена связь страдания и страха, страдания и стресса. Весьма тесная взаимосвязь существует между страданиями и страхом, стрессом, эмоциями гнева, аффектом. Поэтому установление у субъекта с помощью судебно-психологической экспертизы сильного эмоционального стресса, аффекта может служить подтверждением, доказательством того, что тот действительно переживал и страдания. Характерные признаки страдания: — печаль, отрешенность от происходящих событий, оторванность от людей; — человек испытывает одиночество, изолированность; — чувствует себя неудачником, несчастным, потерпевшим поражение, неспособным к достижению прежних успехов; — уныние, упадок духа, появляются мысли о своей профессиональной некомпетентности, об утрате смысла жизни; — понижается общий физический тонус, появляются функциональные расстройства, нарушаются сон, аппетит и т. д. Глубина страданий зависит не только от того, что произошло, но и в не меньшей мере от нашего отношения к этому, от индивидуально-психологических особенностей личности потерпевшего, от его установок, социальных ожиданий. Переживаемые человеком страдания отрицательно отражаются на его профессиональной деятельности, познавательной активности, что обычно не остается без внимания со стороны его ближайшего окружения. В законе упоминаются две разновидности данного класса эмоций: — страдания нравственные, психические — напрямую связаны с личностными, глубинными структурами, которые подвергаются посягательствам, что и вызывает у человека столь сильную ответную эмоциональную реакцию в виде отрицательных переживаний, называемых страданиями; — страдания физические. Профессия юриста предъявляет повышенные требования к его психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам. В какой бы области правоприменительной деятельности он ни трудился, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими оперативного принятия решений правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса. Методам релаксации в настоящее время посвящено огромное число публикаций, издано много специальной, в том числе переводной, литературы по психотренингу, в которой при желании всегда можно найти большое количество разнообразных полезных советов, различного рода физических расслабляющих упражнений. Однако несмотря на все эти методические разработки и рекомендации, прежде всего следует помнить о простых и доступных способах преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста: 1. Правильный режим труда, разумное чередование его с активным отдыхом. Иногда стоит даже незначительно изменить свой образ жизни, отказаться от некоторых вредных привычек, чтобы резко поднять порог устойчивости к нервно-психическим перегрузкам. 2. С учетом своих индивидуально-психологических особенностей следует знать, как наиболее разумно вести себя в стрессогенных ситуациях, каким образом можно самому снимать у себя состояние избыточной тревожности, эмоциональной напряженности, усталости, повышая при этом эффективность своего труда, улучшая самочувствие и настроение. 3. Своевременно предупреждать нарастающее состояние эмоциональной напряженности. Обычно наиболее распространенными предвестниками наступающего ухудшения психического состояния являются все более частые ощущения усталости, раздражения. Снижается острота восприятия, ухудшается память, внимание, эффективность мыслительной деятельности. — Если позволяют условия, можно сделать во время работы небольшой, неплановый перерыв на 20 — 30 минут, проветрить помещение. — Откинуть голову на спинку кресла. Постараться ни о чем тревожащем не думать. Воспользуйтесь избирательностью своего мышления, используя механизм вытеснения из сознания всего того, что тревожит в данный момент. Успокойте себя тем, что «все равно всех дел не переделаешь», подумайте о чем-нибудь приятном, вызвав в своем сознании наиболее весомые ценности в жизни, сравните их с тем, как много у вас есть из того, чего нет у других. 4. Объективно оценивать происходящее с собой. Порой, переживая свое неблагополучное психическое состояние (например, повышенную тревожность, раздражение и т. п.), мы не задумываемся о том, что оно нередко является следствием не той ситуации, в которой мы оказались, а результатом нашего отношения к ней, т. е. того, как мы воспринимаем происходящие события, какую ценность сами приписываем им, образно говоря, сквозь какие очки смотрим на то или иное явление. 5. Постараться внушить себе, что Вы не только «жертва» экстремальной ситуации, но и ее участник, посмотреть на себя со стороны. Воздав должное себе, мысленно отметив свои достоинства, несомненно, имеющиеся у Вас, вспомните, как Вам уже не раз приходилось выходить из трудных ситуаций, вспомните пережитые Вами ранее чувства радости при преодолении трудностей и на этом фоне посмотрите на себя со стороны. Почувствуйте себя участником и одновременно ответственным за ход того, что происходит. И вам станет легче, потому что Вы почувствуете себя сильнее. 6. Отойти на время от решения стрессогенных проблем. Расслабьтесь, выкиньте из головы все, что Вас тревожит. Скажите себе: сейчас в данный момент мне это не нужно. На какое-то время сведите к минимуму вашу активность. Переключитесь на совсем другие занятия, не имеющие никакого отношения к стрессу, более того, вызывающие положительные эмоции, удовольствие. Положительный эффект в нейтрализации негативных эмоциональных состояний оказывают встречи с близкими и незнакомыми людьми, помогающими по-иному взглянуть на мир. 7. Активизируйте мотивы достижения. Важное место в профессиональной деятельности юриста в качестве стрессорегулирующего фактора имеет мотивация. Формирование уверенности в себе, в своих силах, активность. Для того чтобы быть уверенным в достижении поставленных целей, необходимо представить себе реально желаемый результат. Сконцентрироваться на этом мысленном образе, повторяя про себя: «Я чувствую сильное желание добиться поставленной цели. Я должен это сделать! Я верю в то, что это можно сделать потому, что я могу это сделать!». Необходимо верить в свои силы, в собственные возможности добиваться успеха. Еще лучше, если это будет подкреплено кем-либо из близкого, значимого для вас окружения. Разумеется, все это далеко не полный перечень рекомендаций, который можно воспользоваться. Тем более что каждый сам выбирает для себя то, что ему более всего подходит. Вывод. Психические состояния являются фактором, повышающим либо, когда они игнорируются, напротив, понижающим результативность профессиональной деятельности. Важную роль в развитии межличностных отношений сотрудника правоохранительных органов с различными участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства, в установлении с ними психологического контакта, взаимопонимания играют психические состояния. Понимание роли психических состояний у субъектов уголовного, гражданского, административного судопроизводства помогает сотрудникам правоохранительных органов наиболее эффективно, с точки зрения задач правосудия, объективно оценивать поступки людей, их мотивационную сферу, принимать правильные решения по делу. Существенное влияние психические состояния оказывают на эффективность и качество профессиональной деятельности самих сотрудников правоохранительных органов, которые должны владеть приемами саморегуляции собственной эмоциональной сферы, уметь вовремя нейтрализовать свои отрицательные и стимулировать положительные эмоции и чувства. Сотрудники правоохранительных органов должны заботиться о том, чтобы их подчиненные и собеседники имели деловое, приподнятое настроение, создавать условия, исключающие появление у них негативных эмоций, всячески поддерживать положительные психические состояния, к числу которых следует прежде всего отнести состояние деловой, познавательной активности. Все это может способствовать качественному решению задач профессиональной правоохранительной деятельности.

——————————————————————