Финансирование академической мобильности в зарубежных странах

(Козырин А. Н.) («Реформы и право», 2011, N 1)

ФИНАНСИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ <1>

А. Н. КОЗЫРИН

——————————— <1> Статья подготовлена в рамках проекта N 6852 «Исследование особенностей финансирования экспорта образовательных услуг» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009 — 2010 годы)».

Козырин Александр Николаевич — доктор юридических наук, профессор, директор Института публично-правовых исследований, профессор кафедры финансового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

На примере зарубежных стран в статье рассматриваются особенности механизма финансирования академической мобильности студентов, исследователей и преподавателей. Анализируются основные инструменты такого финансирования — специальные программы, гранты, займы и др.

Ключевые слова: академическая мобильность, европейское пространство высшего образования, гранты, займы на академическую мобильность.

Funding of academic mobility in foreign countries Kozyrin A. N.

The article discusses the features of the financial mechanism of the academic mobility of students, researchers and teachers on the example of foreign countries. Aithor analyzes the basic tools of such financing — special programs, grants, loans, etc.

Key words: academic mobility, the European space for higher education, grants, loans for academic mobility.

Развитие академической мобильности — одна из приоритетных задач проходящей в Российской Федерации образовательной реформы. От ее успешного выполнения в значительной мере зависит также решение и другой задачи стратегического масштаба — создания основ инновационной экономики в России. Академическая мобильность представляет собой важный инструмент обеспечения должного уровня инновационной активности и повышения качества человеческого капитала. Мировые процессы глобализации делают академическую мобильность одним из решающих факторов достижения состояния национальной конкурентоспособности. В этой связи академическая мобильность давно уже перешагнула рамки образовательной сферы и стала ключевой проблемой социально-экономической политики современного постиндустриального государства. Развитие академической мобильности провозглашено российским руководством в качестве одного из государственных приоритетов. Об этом, например, было заявлено Президентом Российской Федерации на саммите G8 в 2006 году в Санкт-Петербурге. Отмечалась, в частности, необходимость расширения международных сетей академической мобильности студентов, преподавателей и исследователей, обеспечения широкого обмена накопленным опытом, идеями и экспертным знанием в сфере образования и инноваций <2>. Соответствующий курс был подтвержден также в приоритетном национальном проекте «Образование» <3>. ——————————— <2> Официальный сайт председательства Российской Федерации в «Группе восьми» в 2006 году. Повестка дня. Образование. http://www. g8russia. ru/agenda/education. <3> Приоритетный национальный проект «Образование» // http://mon. gov. ru/pro/pnpo (Официальный сайт Министерства науки и образования Российской Федерации.)

Академическая мобильность является одной из отличительных черт Болонского процесса. В Великой хартии университетов (Болонья, 18 сентября 1988 года) в п. 4 раздела «Средства» провозглашается: «Университеты, в частности в Европе, рассматривают взаимный обмен информацией и документацией и частые совместные проекты для распространения образования как имеющие существенное значение для постоянного прогресса знаний. Поэтому, как и в первые годы своей истории, они поддерживают мобильность среди преподавателей и студентов. Кроме того, они считают важной для выполнения своей миссии в преобладающих сегодня условиях общую политику эквивалентных статуса, званий, экзаменов (без предубеждения по отношению к национальным дипломам) и присуждения стипендий» <4>. ——————————— <4> Глобальный инновационно-образовательный портал: http:// www. reos. ru/ REOS/ giep/ blgn_trial. nsf/ html/.

Курс на развитие академической мобильности закреплен во всех основных болонских документах, в которых определены также ее основные принципы и базовые характеристики. Отмечается, что академическая мобильность студентов, исследователей и преподавателей позволяет ее участникам воспользоваться европейскими образовательными ценностями (Пражское коммюнике министров образования 2001 года <5>), представляет собой основу для формирования европейского пространства высшего образования (Берлинское коммюнике 2003 года <6>), является важнейшим элементом Болонского процесса, создающим новые возможности для личностного роста, развития сотрудничества между людьми и институтами (Лондонское коммюнике 2007 года <7>) и т. д. ——————————— <5> Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: http:// www. russia. edu. ru/ information/ legal/ law/ inter/ praha. <6> Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: http:// www. russia. edu. ru/ information/ legal/ law/ inter/ berlin. <7> Официальный сайт Национального офиса TEMPUS в Российской Федерации: http:// www. tempus-russia. ru/ bologna-doc/ London-c. pdf.

Проблемам развития академической мобильности посвящены многочисленные болонские семинары: в Нордвеке «Формирование политики по мобильности студентов» (2004 г.), Бад Хоннефе «Мобильность студентов в европейском пространстве высшего образования 2010 года» (2005 г.), Лондоне «Превращение целей Болонского процесса в реальность: мобильность студентов и персонала» (2007 г.), Брюсселе «Поддержка мобильности студентов: следующие шаги?» (2008 г.), Лилле «Поехали! Куда теперь?» (2008 г.), Берлине «Мобильность персонала и пенсионное обеспечение» (2008 г.), Нанси «Европа — арена студенческой мобильности» (2008 г.) и др. <8>. ——————————— <8> Материалы упомянутых болонских семинаров см., например: Болонский процесс: 2007 — 2009 годы. Между Лондоном и Лувеном / Лувен-ла-Невом / Под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 302 с.

На конференции европейских министров высшего образования «Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии» в Левене/Лувен-ла-Неве (2009 г.) отмечалось, что мобильность студентов, исследователей и сотрудников высшей школы повышает качество программ и научных исследований, усиливает академическую и культурную интернационализацию европейского высшего образования, имеет важное значение для развития личности и решения проблемы трудоустройства, формирует уважение к многообразию, способность понимать другие культуры, побуждает к языковому плюрализму, расширяет сотрудничество и конкуренцию между высшими учебными заведениями <9>. ——————————— <9> Болонский процесс: 2007 — 2009 годы. Между Лондоном и Лувеном/Лувен-ла-Невом. С. 167.

Участниками академической мобильности являются не только бакалавры, магистры и аспиранты, выпускники бакалавриата и магистратуры, но и преподаватели, исследователи, администраторы и иные сотрудники высших учебных заведений. Болонские документы исходят из того, что студент должен проучиться в зарубежном университете один или несколько семестров. Обучение в рамках программ академической мобильности должно предоставляться бесплатно (студент оплачивает лишь транспортные расходы, расходы на проживание, питание, медицинские услуги, а также занятия вне согласованной программы) и осуществляться на языке стране пребывания или английском языке. При этом приоритетными считаются программы получения совместных или двойных дипломов. В глоссарии терминов Болонского процесса <10> мобильность европейских студентов, преподавателей и исследователей определяется как «ключевой принцип формирования европейского пространства высшего образования и европейского исследовательского пространства, предусматривающий многообразные возможности для свободного перемещения европейских студентов, преподавателей и исследователей в этих пространствах в целях аккумулирования на личностном уровне академического и общекультурного потенциала развития национальных систем высшего образования и увеличения их вклада в социально-экономическое развитие своих стран» <11>. ——————————— <10> В глоссарии отражены результаты мониторингового исследования терминологического аппарата, используемого в основных документах Болонского процесса. <11> Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / под ред. В. И. Байденко, Н. А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. С. 56 — 57.

Мобильность должна включаться в образовательную траекторию каждого успешного студента, стать обязательным атрибутом любого крупного исследовательского проекта. На пути развития академической мобильности встречаются препятствия различного рода — проблемы иммиграционного регулирования, трудности с признанием образовательной квалификации, негибкость пенсионных систем и коллизии трудового и пенсионного законодательства различных государств, участвующих в Болонском процессе, и др. Однако, пожалуй, самыми серьезными становятся барьеры финансовые: необходимость финансового обеспечения всего комплекса мероприятий, связанных с академической мобильностью, создания финансовых стимулов для ее участников. В европейском пространстве мобильность студентов, преподавателей и исследователей должна стать правом, а не оставаться привилегией. Предметом данной статьи является сравнение различных приемов (моделей) финансирования академической мобильности, но прежде чем приступить непосредственно к сравнительному анализу моделей финансирования, необходимо уточнить сам объект финансирования. Во-первых, академическую мобильность следует отличать от профессиональной мобильности. Если академическая мобильность осуществляется по траекториям между учебными заведениями одного и того же государства или различных государств, то профессиональная мобильность предполагает трудоустройство на неакадемических рынках труда как в пределах одного государства, так и на международном уровне. Во-вторых, академическая мобильность представляет собою одно из направлений Болонского процесса, которое обеспечивает целостность Европейского пространства высшего образования и европейского исследовательского пространства. При этом под «европейским пространством» понимается не только пространство государств Евросоюза. Это — пространство, охватывающее территории всех 46 государств — участников Болонского процесса. В-третьих, академическую мобильность следует отличать от зарубежных стажировок, в ходе которых студенты и исследователи направляются в зарубежные университеты, как правило, на непродолжительный срок. В рамках академической мобильности обучение длится один или несколько семестров. Еще одно отличие состоит в том, что программа стажировок предполагает обычно изучение одного или нескольких курсов, изучение языка государства пребывания. Программа академической мобильности предполагает освоение студентом в полном объеме учебного плана семестра или учебного года, который ему будет засчитан по возвращении в базовый университет (университет, в который студент поступил первоначально). В-четвертых, академическая мобильность — это всегда мобильность физическая. Виртуальная мобильность, дистантное трансграничное обучение не могут полностью заменить физическую мобильность, предполагающую проживание студента за рубежом и обучение в иностранном университете. В-пятых, академическую мобильность, являющуюся существенной характеристикой Болонского процесса и предполагающую получение трансграничного образования, следует отличать от так называемой географической (внутренней) мобильности, под которой понимается возможность для студента продолжить обучение в университете, расположенном в другом регионе того же государства. Доступ к более высоким уровням высшего образования составляет содержание понятия «вертикальная мобильность». «Горизонтальная мобильность» — это переход с одной образовательной программы на другую, в пределах одного и того же вуза или в границах одного и того же государства. Финансирование, достаточное и своевременное, является одной из важнейших гарантий академической мобильности и представляет собой, как уже отмечалось, одну из наиболее существенных проблем на пути развития этой компоненты Болонского процесса. Финансирование академической мобильности осуществляется, как правило, многоканально: расходы на образование (исследовательскую деятельность) и связанные с ними расходы на проживание могут финансироваться из разных источников — государственных и наднациональных бюджетов, частных фондов, средств программ поддержки академической мобильности, семейных бюджетов и т. д. В зарубежных странах формируются различные модели финансирования академической мобильности. Одним из наиболее распространенных в настоящее время инструментов финансирования являются национальные и межгосударственные программы поддержки академической мобильности. Первые регулируются нормами внутреннего законодательства, вторые — предписаниями соответствующих международных договоров и соглашений. Особое место среди таких программ занимает «Erasmus Mundus» — программа академической мобильности, финансируемая Европейским союзом и «покрывающая» практически все страны мира. Ее основная цель состоит в укреплении сотрудничества и международных связей в сфере высшего образования на основе поддержки высококачественных европейских программ. Программа призвана придать высшему образованию «отчетливую европейскую направленность» <12>. ——————————— <12> http:// eacea. ec. europa. eu/ erasmus_mundus/ programme/ programme_ guide_ en. php; http:// www. tempus-russia. ru/ erasm. htm

Программа реализуется по трем направлениям (модулям — actions): 1) совместные магистерские и докторские программы, предусматривающие стипендиальную поддержку; 2) партнерства университетов; 3) повышение привлекательности европейского высшего образования. Модуль «Магистерские программы» предполагает выбор учебных программ магистерского уровня, которые предназначены для студентов, прошедших курс обучения в национальном вузе и имеющих диплом бакалавра (специалиста) <13>. ——————————— <13> Кандидату необходимо либо уже иметь соответствующий диплом на момент подачи документов, либо получить его перед началом обучения по программе.

Магистерские программы «Erasmus Mundus» реализуются консорциумами учебных заведений и характеризуются: а) общими критериями приема и экзаменов: для всех кандидатов существуют единые правила и процедура приема, экзамены, сданные в одном из университетов консорциума, автоматически признаются всеми остальными; б) интеграцией курсов: в рамках программы обучения реализуется учебный план, совместно разработанный участниками консорциума; в) мобильностью: обучение проходит в различных учебных заведениях — членах консорциума. Последовательность периодов обучения и возможные варианты мобильности указаны в каждой программе; г) гарантированным присвоением общих, двойных или множественных дипломов, признаваемых в странах — участницах консорциумов <14>. ——————————— <14> http://www. tempus-russia. ru/erasm. htm

На каждую магистерскую программу принимаются максимум два студента от каждого государства, поэтому, чтобы иметь больше шансов на успех, кандидаты имеют право подавать заявки сразу на три магистерские программы. Помимо магистерских программ, Erasmus Mundus предлагает также обучение по программам на получение степени PhD. Получение PhD в рамках Erasmus Mundus предусматривает: а) участие в одной из программ PhD в соответствии с условиями, которые определены консорциумом, реализующим эту программу; б) проведение обучения (исследовательской работы) не менее чем в двух государствах — членах консорциума; в) проведение большей части периода обучения (исследовательской работы) в стране ЕС — члене консорциума или в другой стране, входящей в число ассоциированных партнеров. Наконец, программа «Erasmus Mundus» предусматривает выделение грантов для профессорско-преподавательского состава. Преподаватели или ученые могут подать заявку на стипендию сроком от одного до трех месяцев для выполнения научной работы (преподавательской или исследовательской деятельности) в рамках магистерских программ или программ PhD. Преподаватели могут работать в одном или нескольких европейских вузах. Стипендии для преподавателей присуждаются на конкурсной основе. Второй модуль — Erasmus Mundus Partnership <15> — программа межвузовского сотрудничества и организованной мобильности студентов и преподавателей из третьих стран, включая Россию. Высшие учебные заведения, которые имеют официальный юридический статус, лицензии и аккредитацию, могут участвовать в данной программе в рамках существующих консорциумов. Для того чтобы подать заявку на получение гранта на мобильность, студенты и преподаватели должны обращаться в международные отделы университетов — участников консорциума. Требования к заявителям и критерии отбора определяются самими университетами. ——————————— <15> Ранее этот модуль назывался External Cooperation Window.

Третий модуль — повышение привлекательности европейского высшего образования — предполагает поддержку различных инициатив в области формирования положительного имиджа европейского высшего образования, расширение его доступности. В рамках третьего модуля финансируются мероприятия по информационному сопровождению и продвижению национальных структур Erasmus Mundus, поддержке Ассоциации студентов и выпускников Erasmus Mundus, установлению и развитию в Европе и в мире связей между высшим образованием и исследовательскими структурами, высшим образованием и бизнесом. Финансовую поддержку получают соответствующие семинары и конференции, аналитические исследования, публикации, деятельность по созданию международных сетей и т. д. В рамках Erasmus Mundus в каждом государстве — участнике программы создаются национальные структуры, которые должны стать национальными контактными и информационными точками. О реальных масштабах программы Erasmus Mundus говорят следующие показатели. В программе участвуют около 90% европейских университетов. С момента открытия программы в 1987 году в ней приняли участие около 1,9 млн. студентов. Более 3100 высших учебных заведений из 31 государства являются участниками программы <16>. О намерении присоединиться к программе заявило большое количество университетов. ——————————— <16> http:// eeas. europa. eu/ delegations/ kazakhstan/ more_info/ erasmus_mundus/ index_ru. htm

В октябре 2002 года торжественно отмечалось направление миллионного «мобильного» студента за рубеж по программе «Erasmus Mundus» <17>. При этом наблюдается очевидный дисбаланс между европейскими регионами во взаимообмене студентами: преобладают потоки «мобильных» студентов с севера Европы в Западную Европу и из Восточной Европы туда же, при почти полном отсутствии обратных потоков. ——————————— <17> Если учесть, что один миллион студентов был отправлен на учебу по программе «Erasmus Mundus» в течение 14 лет, то получается, что в среднем в год на учебу отправлялось чуть более 70 тысяч студентов. Эта цифра становится уже не такой внушительной, принимая в расчет, что в Европе ежегодно обучается свыше 10 миллионов студентов.

Запланированный бюджет для программы «Erasmus Mundus» составит 950 млн. евро на период с 2009 по 2013 гг. Большая часть бюджета распределяется через стипендии и дотации участникам программы. В период с 2009 по 2013 г. ЕС планирует активизировать поддержку наиболее одаренных студентов и преподавателей из стран за пределами ЕС путем предоставления им грантов на участие в совместных программах в Европе. Масштабы программы будут расширены до уровня докторантуры, кроме того, планируется увеличить объем финансовой помощи, предоставляемой европейским студентам. Норма финансирования для студенческой мобильности составляет 21000 евро на одного студента, приезжающего на одногодичный курс (из расчета — 10 месяцев обучения, по 1600 евро в месяц и дополнительная фиксированная сумма в 5000 евро на транспортные расходы, плату за обучение и т. д.). Студенту, приезжающему на двухгодичный курс, выплачивается 42000 евро. Мобильность преподавателей и ученых финансируется по норме 13000 евро на человека (из расчета — три месяца, по 4000 евро в месяц и дополнительная фиксированная сумма в 1000 евро на транспортные расходы). Предполагается, что в рамках программы «Erasmus Mundus» финансовую поддержку получат примерно 90 магистерских курсов. Гранты на обучение на этих курсах будут предоставлены около 5000 магистрантов из третьих стран. Будут выделены гранты 4000 магистрантам из стран ЕС, которые в рамках программы поедут на обучение за пределы Европы. Программа также предоставляет стипендии на преподавательскую и исследовательскую деятельность в Европе для более 1000 преподавателей и научных сотрудников из стран, не входящих в состав ЕС, и для 1000 преподавателей и ученых из государств ЕС, выезжающих по обмену. Программа «Erasmus Mundus» поддержит около 100 консорциумов, в которые войдут европейские участники программы и высшие учебные заведения других государств, включая Россию. В дополнение к программе «Erasmus Mundus» ряд стран начал создавать специальные программы содействия. Так, например, в Австрии для активизации участия австрийских университетов в программе «Erasmus Mundus» была принята программа «Austria Mundus» и учрежден соответствующий фонд для ее финансирования <18>. Министерство науки и исследований Австрии поставило задачу увеличить показатели исходящей мобильности и довести их до 50% от общего числа студентов. ——————————— <18> The OeAD-GmbH — The Austrian agency for International Mobility and Cooperation in Education, Science and Research — http://www. oead. at.

Наряду с общеевропейскими программами академической мобильности (Erasmus, Leonardo, Marie Curie и др.), набирают обороты и региональные программы. Например, «Нордплюс» — программа студенческого обмена между северными европейскими странами — основывается на принципе финансирования: «деньги следуют за студентом». По этой программе университеты скандинавских стран получают финансирование в зависимости от количества студентов, записавшихся на их программы. При этом финансирование выделяется как на студентов из данного государства, так и на иностранных студентов из государств, подписавших данный договор <19>. ——————————— <19> Сагинова О. В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности (на примере Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова) // http://marketologi. ru/lib/saginova/inter_vuz2.html.

Зарубежные модели финансирования отличаются в ряде случаев весьма существенной спецификой. На территории ЕС национальный режим распространяется на оплату обучения студентов-иностранцев: плата с иностранных студентов не может превышать плату, взимаемую со «своих» студентов (студентов из государств ЕС). В США же, напротив, такое различие допускается. Оно может быть даже весьма значительным на младших курсах, а также на отдельных университетских специальностях. Изучение механизмов и результатов финансирования академической мобильности поднимает проблему появления государств-«наездников»: отдельные страны из года в год отправляют студентов на обучение за рубеж в значительно большем количестве, чем принимают сами. «Отрицательное сальдо» в академических обменах (превышение показателей исходящей мобильности над показателями входящей мобильности) особенно четко просматривается по таким затратным специальностям, как медицина и ветеринария. К числу стран, имеющих значительное отрицательное сальдо в академических обменах, относятся Австрия, Бельгия, Великобритания, Швеция. Возникают ситуации, когда одни страны перекладывают расходы на образование своих граждан на другие государства, принимающие на обучение иностранных студентов. Так, студенты из Нидерландов и Франции обучаются в бельгийских университетах, фактически перекладывая расходы на свое образование на плечи бельгийских налогоплательщиков. Франция и Нидерланды посылают в Бельгию студентов с незавершенным образованием (как правило, это те студенты, которые не смогли поступить у себя на родине на обучение по программам подготовки младшего и среднего медицинского персонала и специалистов ветеринарной службы) и через 4 — 5 лет получают обратно обогащенный человеческий капитал <20>. Похожее происходит и между Германией и Австрией: расходы на обучение германских студентов принимает на себя австрийский бюджет. ——————————— <20> Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. М., 2009. С. 183.

Финансирование академической мобильности, не охваченной специальными программами (типа Tempus, Erasmus Mundus и др.), может осуществляться с помощью так называемых образовательных ваучеров (от англ. voucher — гарантия, свидетельство, расписка), под которыми понимаются денежные сертификаты, выдаваемые государством студентам (родителям ученика) для оплаты их обучения. Использование образовательных ваучеров позволяет избежать ситуаций, когда одни государства перекладывают расходы на образование своих граждан на другие страны, которые в значительных количествах принимают на обучение иностранных студентов. Механизм финансирования академической мобильности с использованием образовательного ваучера позволяет переложить ответственность за финансирование всех мероприятий академической мобильности на «страну происхождения» мобильного студента, то есть на государство, где он постоянно проживает или получил предыдущую степень. В этих целях используется, как правило, двухсоставный переносимый <21> ваучер. Его первая часть предназначена для оплаты расходов на обучение (собственно образовательный ваучер), а вторая часть — для финансирования расходов на проживание студентов (иных социальных расходов в процессе обучения, не связанных непосредственно с образованием, — расходы студентов на жилье, медицину, транспорт и т. п.). ——————————— <21> Переносимый ваучер может использоваться для оплаты расходов на обучение как на территории государства, выдавшего ваучер, так и за рубежом.

Финансирование академической мобильности с помощью ваучеров, с одной стороны, представляет собой более эффективный инструмент формирования профессиональной карьеры, поскольку студент в этом случае может в полной мере реализовать выбор места и времени обучения. С другой стороны, ваучерное финансирование обеспечивает более открытый, демократичный доступ к образованию: достигается в полном объеме адресность финансирования расходов на образование, финансовые потоки становятся прозрачными, их легче контролировать. Студент, решивший получить или продолжить образование за границей, обращается к органам исполнительной власти своей страны, наделенными полномочиями по выдаче образовательных ваучеров. Последние выдают ему образовательный ваучер, который может быть как связанным некоторыми заранее установленными ограничениями, так и оставаться несвязанным (свободным). К числу ограничений использования образовательного ваучера могут относиться: — предметные области образования (с помощью таких ограничений государство может корректировать ситуацию на рынке труда, проводить структурные реформы, стимулировать развитие отдельных отраслей экономики, прогнозировать развитие научно-технического прогресса); — географический регион действия ваучера (например, ограничивать действие ваучера только территорией Евросоюза или более крупного региона государств — участников Болонского процесса); — качество образования в принимающем университете (подтверждается специальными сертификатами, выданными по результатам аттестации государственными или частными образовательными агентствами). Получив ваучер на образование, студент передает его в университет, в который он поступил. Принимающий университет передает ваучер органу, его выдавшему. В свою очередь, выдавший ваучер орган передает зафиксированную в нем сумму непосредственно принимающему университету. Поскольку предусмотренных в бюджете расходов на образование может не хватить для всех желающих получить образовательный ваучер, орган, отвечающий за выдачу таких ваучеров, вправе установить квоты на выдаваемые ваучеры, определив максимальное количество ваучеров для определенной предметной области на определенный срок. В рамках установленных квот распределение ваучеров происходит чаще всего на конкурсной основе. Ваучерная система финансирования допускает создание международной клиринговой системы, через которую происходит взаимный зачет расходов на образование. Клиринговая система может быть создана и на национальном уровне (например, швейцарская система межкантонального клиринга). Вторая часть двусоставного ваучера предназначена для покрытия расходов на проживание студента. В ней может быть указана фиксированная сумма либо установлена зависимость величины расходов на проживание от определенных параметров: — целевая группа (этнические меньшинства, иммигранты, семьи с невысокими доходами и т. д.); — состав семьи студента (например, наличие в ней иждивенцев); — социальная значимость выбираемой студентом профессии (оплачиваемые государством расходы на проживание студента возрастут, если он обучается по востребованной обществом профессии, например школьный учитель) <22>. ——————————— <22> Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. М., 2009. С. 189.

Ваучер может иметь различную финансово-правовую природу. Он может принимать форму гранта, предоставляемого уполномоченным органом исполнительной власти «страны происхождения» студента. Преобладающая в настоящее время форма в виде гранта становится невыгодной в том случае, когда студенты, отправляемые на обучение за границу, по окончании университета не возвращаются на родину. В такой ситуации более предпочтительной становится заемная форма ваучера: деньги на образование выделяются в виде займа, предоставляемого уполномоченным органом исполнительной власти либо банком или иным кредитным учреждением (в случае банковского кредитования, как правило, требуется государственная гарантия). Наконец, встречается смешанная форма финансирования, предполагающая предоставление денежных средств на образование как в виде гранта, так и в форме займа. Например, современная система финансирования академической мобильности в Австралии исходит из того, что расходы на образование оплачиваются частично правительством в форме предоставляемых им грантов («в клад Содружества»), а частично самими студентами («вклад студента»). При этом студенты могут отсрочить свой платеж с помощью специального займа «Fee-Help» <23>. Студенты, отправляющиеся на обучение за границу, могут сократить свои расходы, получив дополнительный заем от правительства — «OS-Help». Оба вида займов правительство Австралии предоставляет студентам на беспроцентной основе. Студенты возвращают их после завершения обучения только в том случае, если они на момент окончания университета имеют доход, превышающий установленный минимум <24>. ——————————— <23> Подробнее см.: Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. М., 2009. С. 196. <24> В отношении дополнительного займа «OS-Help» предусматриваются дополнительные условия: его получатели обязательно должны быть гражданами Австралии, они должны поступить в один из австралийских университетов и не могут провести все время обучения в вузе за границей. Заем предоставляется траншами (на покрытие шестимесячного срока обучения за границей). При этом студент не может получить более двух таких траншей.

В тех странах, в которых высшее образование является бесплатным и расходы на него в полном объеме покрываются государством, для стимулирования академической мобильности используются механизмы финансовой поддержки студентов в части расходов, не связанных непосредственно с оплатой обучения (расходы на проживание — аренда жилья, медицинская страховка, транспортные расходы и т. д.). В Норвегии, например, такая финансовая поддержка оказывается специально созданным для этого фондом Lanekassen (Государственный образовательный ссудный фонд Норвегии) <25>. Фонд оказывает поддержку студентам, предоставляя им гранты и займы, которые они впоследствии смогут полностью или частично перевести в гранты. Размер предоставляемых грантов зависит от того, живут студенты вместе с родителями или отдельно. ——————————— <25> Официальный сайт Фонда: http://www. lanekassen. no.

Так, норвежские студенты, живущие отдельно от родителей, могут получить от Lanekassen ежемесячные гранты (базовый грант, грант на покрытие расходов на жилье, грант на учебные материалы), общим размером около 6000 крон. Они могут получать также ежемесячно заем 1350 крон. Таким образом, общая ежемесячная поддержка, получаемая ими в виде грантов и займов, составляет около 7500 крон. При этом студенты, живущие отдельно от родителей, могут перевести 40% полученных ими займов при одновременном выполнении ими трех условий: 1) ими сданы все экзамены, предусмотренные учебными планами; 2) их доход составляет менее 140 тыс. крон; 3) в их собственности находится имущество не более чем на 279 тыс. крон <26>. ——————————— <26> http:// www. lanekassen. no/ Toppmeny/ Languages/ English/ Financial — support — for — foreign — students/ Grants — and — loans

Финансовая поддержка академической мобильности является условием развития Болонского процесса и финансово-экономической гарантией создания европейского пространства высшего образования. Задача, которую сегодня необходимо решать правительствам государств, участвующих в Болонском процессе, состоит в диверсификации инструментов финансирования, предоставлении финансовой поддержки на покрытие расходов не только на обучение, но и сопутствующих затрат — на переезд в принимающую страну, обустройство и проживание там, изучение языка страны пребывания и т. п.

——————————————————————