Конституционно-правовые основы академических свобод в странах СНГ и Балтии

(Волосникова Л. М.)

(«Конституционное и муниципальное право», 2006, N 11)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ СВОБОД

В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ

Л. М. ВОЛОСНИКОВА

Волосникова Л. М., заместитель директора Института государства и права Тюменского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.

Академическая свобода является правовым принципом, регулирующим отношения между государством и вузами. Определение академической свободы дано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «Академическая свобода — право высших учебных заведений в лице профессоров на самоуправление; определение программ преподавания и внутреннего порядка высшего учебного заведения, выбор профессоров и ректоров независимо, без вмешательства посторонней административной власти».

Что касается стран СНГ и Балтии, после распада Советского Союза в своих конституциях они отдали предпочтение либо постсоветскому, либо классическому (европейскому) способу закрепления академической свободы в зависимости от полноты регламентации и объема академических свобод, установленных различными конституциями, избранных правовых средств.

Постсоветский конституционно-правовой режим академической свободы свойствен конституционному праву Российской Федерации и большинства стран СНГ; его суть — оно позитивно закрепляется в конституции, но только в ограниченном объеме на уровне субъективных прав и свобод, и это, как правило, свободы преподавания, научных исследований, творчества, но отсутствует принцип академической автономии — институциональной формы академической свободы.

За исключением таких государств, как Молдавия, Эстония, Латвия (к специфике конституционно-правовых основ академических свобод в этих странах мы еще обратимся), можно констатировать значительное сходство подходов. Это закономерное явление в конституционном праве, которое является одним из проявлений глобализации, рецепции правового опыта как способа развития права. Можно отметить высокую степень гомогенности конституционно-правовых режимов академической свободы в России и странах СНГ. Отметим, что в Российской Федерации сформировался устойчивый конституционно-правовой режим академических свобод. Он характеризуется следующими параметрами:

— наделение сферы высшего профессионального образования и науки академическими правами и свободами (творчества и преподавания), более конкретизированными в федеральном законодательстве;

— сочетание общедозволительного и императивного правовых режимов регулирования;

— установление по отношению к этим сферам со стороны государства режимов протекционизма и стандартизации; при этом конституционно-правовое отношение государства и академической сферы определено следующим образом: «академическая свобода» — «государственный образовательный стандарт»;

— единство принципов регулирования для учебных и академических учреждений.

Существенной чертой конституционно-правового регулирования в Российской Федерации является то, что Конституция не предусматривает автономию образовательных и научных учреждений как институциональную форму академической свободы, что свойственно для многих постсоветских конституций Восточной Европы.

Приведем ряд примеров. Так, по Конституции Азербайджанской Республики 1995 г. (ст. 51): «Каждый обладает свободой творчества. Государство гарантирует свободное осуществление литературного, научно-технического и иных видов творчества». Согласно ч. 5 ст. 42 «государство устанавливает минимальные стандарты образования». Система образования патронируется государством (ст. 16): «Азербайджанское государство оказывает содействие развитию культуры, науки, образования, здравоохранения, науки, искусства…» По Конституции Армении 1995 г. (ст. 36): «Каждый имеет право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, пользование научными достижениями и участие в культурной жизни общества». В соответствии со ст. 11 Республика Армения «содействует развитию армянской образовательной и культурной жизни».

Сходные нормы включены в конституции других государств СНГ. В Конституции Грузии 1995 г. говорится, что свобода интеллектуального творчества гарантируется, не допускается вмешательство в творческий процесс, а также цензура в сфере творческой деятельности, государство в определенном порядке поддерживает просветительские учреждения (ст. 23). По Конституции Республики Казахстан свобода слова и творчества гарантируются… цензура запрещается, государство гарантирует общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам (ст. 3, 20). В Конституции Кыргызской Республики предусмотрено, что каждый в Кыргызской Республике имеет право… на свободное выражение и распространение мысли, идей… научного и технического творчества, свободу печати, передачи и распространения информации. Государством осуществляется контроль над деятельностью учебно-воспитательных учреждений. Республика Таджикистан в Конституции 1994 г. записала: «Каждый имеет право на свободное участие в культурной жизни общества, художественном, научном и техническом творчестве и пользоваться их достижениями» (ст. 40). По Конституции Республики Узбекистан каждому гарантируется свобода научного и технического творчества, право на пользование достижениями культуры (ст. 42).

Отмечая высокую степень сходства этих положений с Конституцией Российской Федерации, следует отметить ряд причин, тому способствовавших: это и следование традиционному международному стандарту прав и свобод человека, и единые исторические корни, и желание законодателя сохранить сходство правового пространства, и предпочтительное использование опыта российской Конституции, временной фактор.

В то же время о полной гомогенности (однородности) конституционно-правовых режимов академической свободы говорить не приходится. Индивидуализация российского режима применительно к своим условиям проявляется в следующем:

— в подавляющем большинстве конституций СНГ отсутствует такое конституционное право, как свобода преподавания, видимо, потому, что Международным пактом о экономических, социальных и культурных правах 1966 г. она не предусмотрена;

— далеко не все конституции используют термин «стандарт», предпочитая ему более определенный термин «контроль» в отношении к сфере образования и науки;

— в отличие от Конституции Российской Федерации многие конституции стран СНГ устанавливают режим государственного патернализма не только в отношении образования, но и в отношении науки и культуры, возлагая на государство больший объем конституционных обязательств. Например: «Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества» (Узбекистан); «Государство содействует развитию науки, культуры, народного творчества, спорта и туризма» (Туркменистан); «Государство способствует развитию культуры» (Грузия); «Государство содействует развитию науки» (Украина);

— ряд конституций воспринял глобалистские веяния в сфере образования и науки. Например: «Государство содействует… установлению научных связей Украины с научным сообществом» — Украина; «Государство обеспечивает соответствие образовательных программ международным правилам и стандартам» — Грузия;

— в Конституциях Беларуси и Украины сделан акцент на выравнивание возможностей мужчин и женщин в области образования и профессиональной подготовки;

— в Конституции Кыргызстана закреплен преференционный режим сфер высокой, по мнению законодателя, культуры: «Культура, искусство, литература, наука и средства массовой информации свободны» (ст. 36). Данная формулировка позволяет отметить использование приема европейского режима академической свободы.

Такой режим академической свободы характеризуется ее трактовкой как: комплекса субъективных прав — свободы науки, творчества, преподавания; вузовской автономии; свободы сферы высшего образования вообще (свобода образования, свобода обучения (для студентов)); особого преференционного режима науки и высшего образования, четкого различения условий деятельности учебных и академических учреждений.

Этот способ закрепления академической свободы закреплен в Конституциях Молдавии, стран Балтии. Например, Конституция Эстонии 1992 г. гласит: «Наука, искусство и обучение им — свободны. Университеты и научные учреждения в пределах, установленных законом, автономны» (ст. 38). В Конституции Молдавии 1994 г. говорится: «Высшие учебные заведения имеют право на автономию» (ст. 35). В Конституции Литовской Республики 1992 г. разделены учебно-воспитательные и высшие учебные заведения; вузам предоставляется автономия, культура, наука, исследования, преподавание являются свободными.

В целом в конституционном праве зарубежных стран накоплен значительный правовой опыт в части установления академических свобод и вузовской автономии, в основе которой лежит компромисс между свободой академической сферы и государственным контролем. Несмотря на то что существуют значительные различия в выделенных нами режимах академической свободы, эти различия не являются абсолютными. Диалектическое противоречие в регулировании конституционных основ академической свободы проявляется в двух противоположных тенденциях: гомогенности (однородности) и гетерогенности (неоднородности) конституционных режимов. Кроссконституционное заимствование в положительной и отрицательной форме, «юридическая трансплантация», глобализация ведут к усилению гомогенности конституционных режимов, в том числе и в сфере академической свободы.

——————————————————————