Как проводят экспертизу по 44 ФЗ?

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы, услуги для своих нужд. С этой целью они заключают контракты с поставщиками. Коррупция, злоупотребления, несогласованность действий создают трудности в обеспечении потребностей.
Назрела необходимость упорядочить систему госзакупок. Федеральный Закон № 44 принят для формирования единой контрактной системы, планирования поставок, недопущения противоправных действий участниками соглашений.
Применение ФЗ-44
Нормативный документ призван регулировать:
- составление плана закупок, его обоснованность;
- установление поставщиков;
- заключение контрактов на основании положений Закона;
- сбор, изучение информации о проведении госзакупок (мониторинг);
- финансовый контроль в области приобретения работ, товаров и услуг (аудит);
- наблюдение за исполнением законодательства в контрактной системе.
Участники госзакупок
Заказчиками являются государственные, муниципальные, бюджетные организации, учреждения (министерство, городская администрация, школа, больница, музей). Они получают финансирование из бюджета.
Поставщики выполняют заказы, по которым заключен контракт. К ним относятся юридические и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), самозанятые.
Посредники в закупочной деятельности – операторы торговых площадок. Они выступают представителями обеих сторон одновременно.
До торгов не допускаются организации и граждане, которые:
- имеют задолженность перед налоговым органом;
- находятся в процессе банкротства или ликвидации предприятия;
- являются участниками оффшорной компании;
- внесены в реестр недобросовестных поставщиков
- имеют непогашенную судимость по преступлениям в сфере экономики.
Схема проведения госзакупок
- Заказчик размещает в Единой Информационной Системе (ЕИС) техническое задание. В тексте указывает требования к товару, работам, услугам.
- Поставщики направляют заявки. В них предлагают исполнение в течение определенного времени, поясняют свои условия.
- Запрашивающая сторона делает выбор, исходя из наиболее выгодных предложений.
- Заказчик и поставщик заключают контракт. В документе указывают условия соглашения, сроки поставки и оплаты.
- Товар или услуги предоставлены. Договор исполнен.
- Для проверки результатов госзакупки заказчик обязан провести экспертизу по ФЗ-44 (подробнее о мероприятии по ссылке https://expert-kollegia.ru/ekspertiza-fz44/). В Законе не указаны ситуации, когда выполнять исследования не нужно.
Виды экспертиз
По итогам реализованного контракта проходит проверка (оценка) соответствия условиям соглашения. Экспертом может быть юридическое, физическое лицо (в том числе ИП), обладающее специальными знаниями в области науки, техники, искусства, ремесел.
Внутренняя экспертиза
В методических рекомендациях к ФЗ-44 определены ситуации, когда исследования проходят с привлечением сотрудников заказчика:
- Закупка производилась у единственного поставщика, который занимается продажей товаров и услуг в сфере:
- работ по мобилизации, поставок вооруженным силам, обеспечения органов ФСБ, внешней разведки;
- деятельности по оказанию скорой медицинской помощи, приобретению лекарственных препаратов;
- предоставления услуг учреждениями культуры;
- обеспечения водо-, газо-, энергоснабжения;
- проведения выборов, референдума.
- По условиям контракта привлекались к работе эксперты или экспертные организации.
- Договор предусматривает изготовление проектной документации объекта капитального строительства или проведение инженерных изысканий. В этом случае документы предварительно оценивают сотрудники государственного или коммерческого экспертного учреждения.
Организация заказчика издает приказ. В нем назначают эксперта (группу), определяют круг полномочий, указывают вопросы. На основании Приказа Минэкономразвития № Д28и-477 от 11.04.2014 содержание в штате подобной группы необязательно.
Приемку поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы осуществляет комиссия. В ее состав руководитель предприятия может включить специалиста-эксперта. В некоторых случаях, указанных в ч.1 ст. 93 ФЗ-44 его присутствие обязательно.
Комиссия проводит сплошную или выборочную проверку. Она оценивает качество товара, работ, услуги (ТРУ). Кроме этого, проверяет комплектность, маркировку, соответствие предмета закупки нормативным документам. Эксперт тщательно исследует счета, товарные накладные, акты приема-передачи. Несоответствия отражает в заключении.
В итоговом документе указывают один из выводов:
- ТРУ приняты, условия госзакупки сторонами исполнены;
- в приемке отказано вследствие нарушения требований контракта.
Отчет публикуют в ЕИС. Кроме этого, на портал прикрепляют файл с заключением о работе эксперта (группы).
Внешняя экспертиза
Для привлечения стороннего специалиста заказчик должен:
- установить предмет исследований;
- рассмотреть способ выбора исполнителя. Необходимо учесть метод закупки – открытый конкурс, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика;
- определить эксперта или экспертную организацию. Если законом предписаны специальные требования (аккредитация, лицензирование, членство в СРО), то отбор осуществляют, исходя из этих критериев;
- заключить контракт.
В техническом задании заказчик указывает условия договора, предмет исследований, сроки исполнения.
Перед началом работы стороны должны убедиться, что созданы все условия для проведения экспертизы.
Основные функции специалиста
В зависимости от технического задания сотрудник экспертного учреждения выполняет поставленные задачи.
Разработка характеристик ТРУ, которые будут включены в извещения о закупках. Задача эксперта:
- сформулировать технические требования к товарам, услугам, работам;
- определить параметры ТРУ в соответствии с нормативной и технической документацией;
- установить характеристики, исключающие вероятность недобросовестной конкуренции;
- указать требования безопасности товаров.
Исследование заявок участников госсзакупок. Необходимо уточнить:
- соответствуют ли описанные в предложениях характеристики ТРУ требованиям извещения о закупке;
- могут ли указанные параметры товаров выполнять заявленные функции.
Приемка товаров (услуг, работ). На эксперта возлагают разнообразные задачи. Он должен:
- определить характеристики ТРУ на соответствие заявке;
- провести полное исследование параметров товаров и сравнить эти данные с требованиями контракта.
Чтобы получить полную информацию по госзакупке, в техническом задании можно разместить список вопросов. Например, такие:
- Соответствуют ли параметры поставщика критериям заказчика?
- Выполнил ли подрядчик (продавец, изготовитель) все условия контракта?
- Совпадает ли количество, качество, свойства товара (объем работ) указанному в договоре?
- Проведены ли все этапы работ, услуг? В каком порядке?
- Не нарушены ли сроки, оговоренные контрактом?
По результатам проведенного исследования составляют акт экспертизы. В нем указывают только то факты, которые установлены в ходе работы. Документ прилагают к протоколу приемочной комиссии. Он состоит из вводной части, исследовательской и выводов специалиста.
Во втором разделе эксперт:
- дает описание изучаемого объекта;
- указывает этапы проведения экспертизы и методы проверки;
- отражает сведения об использованных технических приборах и устройствах;
- оценивает стадии исследования, анализирует полученные результаты.
Заключение подписывает исполнитель. Документ регистрируют в экспертном учреждении. Услуги специалиста оплачивает заказчик, стоимость указывают в контракте.
Ответственность за заведомо ложное заключение
Если экспертная организация или ее представитель выдал заведомо ложное заключение, то виновные будут подвергнуты административному наказанию.
Должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалифицируют на срок до 12 мес. На юридическое лицо могут наложить штраф от 100 до 150 000 руб. (ст. 7.32.6 Кодекса об административных правонарушениях).
Когда ложное заключение в сфере госзакупок повлекло серьёзные последствия (крупный ущерб, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти), то виновного ожидает наказание до 4 лет лишения свободы (ст. 200.6 УК РФ).