Как поставщику избежать судов

Договоры поставки являются одними из самых распространенных на практике, поэтому и судебные споры по их исполнению возникают достаточно часто. Поставщик может снизить риски судебных разбирательств, если правильно построит работу по оформлению взаимодействий.

На что стоит обратить внимание:

  • заключать письменный договор на постоянное сотрудничество. При выполнении разовых сделок договор не всегда имеет смысл заключать, но в таком случае к документальному оформлению поставки нужно подходить особенно тщательно;
  • обязательно фиксировать факт исполнения поставки, отгрузки товара. Это главный юридический факт, который потребуется доказать в суде в случае спора;
  • наделить полномочиями по приемке товара нескольких лиц, согласовать содержание доверенностей покупателя и взять их копии;
  • заранее договориться обо всех деталях оплаты, включая применяемые валютные курсы;
  • по возможности минимизировать ответственность за качество;
  • включить в договор условие об исключении ответственности поставщика за недостатки, выявленные после приемки;
  • заранее урегулировать правила подсудности.

Далее разберемся, как проконтролировать эти моменты на практике, какие могут возникнуть сложности и как их избежать. Что важно при оформлении отгрузки: правильное оформление товарораспорядительных документов и осуществление поставки уполномоченному лицу. С документами все просто: нужно брать актуальные бланки и заполнять их тщательно, в соответствии с инструкцией, не пропуская граф.

Что касается удостоверения полномочий, то нужно в обязательном порядке проверить у принимающего лица доверенность с полномочиями на принятие товара. Договор на практике оформляется не всегда, особенно при разовых поставках. В этих случаях все договорные отношения подтверждается только накладной об отгрузке, которую подписывают водители, экспедиторы, кладовщики, одна накладная подтверждает один договор. Если у работника отсутствует доверенность с соответствующими полномочиями, он будет считаться ненадлежащим лицом, которому совершено исполнение. В случае возникновения спора, суд может указать, что у работника не было прав на подписание документов и подтверждение отгрузки. Если руководитель не одобрит действия работника, суд может признать обязательство не выполненным. Как итог: надлежащих подтверждений получения покупателем товара нет, поэтому он не обязан за него платить.

На практике часто за ответственных накладные подписывают другие лица. Например, кладовщик заболел и за него визирует накладную экспедитор. В дальнейшем при возникновении судебного спора ответчик может заявить о подделке подписи и ходатайствовать о почерковедческой экспертизе. Если эксперт установит, что подпись не подлинная, во взыскании долга за поставленный товар может быть отказано в связи с недоказанностью факта поставки товара.

Чтобы избежать этой ситуации, рекомендуется наделить полномочиями по приемки не только одного работника и проинструктировать собственных сотрудников о порядке действий в спорных ситуациях (не соглашаться на подписи других лиц, проверять их, требовать, чтобы визы ставились в его присутствии и т.д.). Также можно ознакомить работников с доверенностями уполномоченных на приемку, выдать им копии для сверки.

Споры относительно валютных курсов — это практически классика судебных разбирательств. Особенно острыми они становятся сейчас, когда курс резко падает или взлетает (это свойство называется волатильность). Поэтому о курсах нужно договориться заранее, в договоре или, на крайний случай, в дополнительном соглашении.

В договорах поставки часто цена товара фиксируется в валюте. И также часто порядок оплаты оговаривается недостаточно четко. Если не указан курс, который применяется, действует общее правило, цена определяется в рублях по курсу Центрального банка на день платежа. Сложность в том, что оплата может отстоять по времени от даты поставки за счет предоставления отсрочки, в договоре может быть предусмотрено определенное значение курса, зависимость времени оплаты от даты поставки и т.д. Отсутствие конкретной договоренности способно рождать споры и, что важнее, убытки, нарушающие принцип изначального консенсуса. Формулировка о применяемом курсе и порядке оплаты должна исключать разную трактовку сторонами этих положений.

Законом предусмотрены широкие полномочия покупателя в случае обнаружения недостатков товара, вплоть до возможности расторжения договора с требованием возврата стоимости. В таких условиях брать на себя излишнюю ответственность за малейшие недостатки невыгодно, поэтому стоит особенно тщательно прочитать условия договора о проверке поставленного товара. На практике встречаются недобросовестные покупатели, требующие возврата средств даже при незначительных отступлениях от согласованного качества.

Указание в договоре на необходимость проверки качества при приемке-передачи товара поможет избежать нежелательных исков через продолжительное время после поставки. Если устанавливается гарантийный срок, рекомендуется четко указать начало его отсчета. Например, с даты подписания накладной. Таким образом удастся избежать споров относительно момента окончания гарантийного срока.

Определение суда, в который нужно обращаться в случае возникновения спора, избавит от дополнительных затрат на проезд, проживание и т.д. Ведь по общему правилу спор разрешается судом по месту нахождения ответчика. Можно выбрать компромиссный вариант и написать в договоре, что иск истцом подается в суд по месту своего нахождения.

Зачем защищать себя и активы? С какими проблемами можно столкнуться? Что такое гигиенический минимум и какие инструменты использовать для управления рисками? А также чек-лист из 10 вопросов по самопроверке насколько защищены ваши активы — смотрите по ссылке далее.