Кто будет платить за бесплатную помощь?

(Дзугаев Б.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 50)

КТО БУДЕТ ПЛАТИТЬ ЗА БЕСПЛАТНУЮ ПОМОЩЬ?

Б. ДЗУГАЕВ

Билан Дзугаев, юрист-консультант, Первый Дом Консалтинга «Что делать Консалт», г. Москва.

Принят Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» <1>. Он устанавливает основные гарантии для реализации права граждан РФ на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи. Его цель — сформировать систему бесплатной юридической помощи, сделать граждан социально защищенными. ——————————— <1> Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» вступает в силу с 15.01.2012.

Согласно Закону N 324-ФЗ система оказания бесплатной юридической помощи будет состоять как из государственного, так и из негосударственного звена. Помощь смогут получить не все граждане, а лишь определенные категории (инвалиды I и II групп, граждане, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, ветераны Великой Отечественной войны и др.). Нужно отметить, что в порядке эксперимента учреждения бесплатной юридической помощи на территории страны ранее уже действовали. В десяти регионах страны были открыты государственные юридические бюро, созданы юридические клиники при государственных университетах в Перми, Краснодаре, Бурятии и т. д. У некоторых экспертов возникали сомнения в необходимости принятия данного Закона: в уголовном процессе вопрос оказания юридической помощи давно решен (бесплатного адвоката оплачивает государство), поэтому они предлагали распространить такую практику на гражданские процессы, а не создавать параллельные структуры; прокуроры тоже защищают права граждан, и малоимущие всегда могут обратиться к ним за помощью. Тем более что данные права прокуроров значительно расширены (Федеральный закон от 05.04.2009 N 43-ФЗ «О внесении изменений…»). Правовую помощь оказывают и различные общественные организации, общественные приемные партий и депутатов и т. д. Инициатива власти по созданию новых государственных учреждений вызывала определенные опасения и потому, что увеличение числа чиновников и казенных учреждений ничего хорошего налогоплательщику не сулит. А учитывая опыт получения любых других «бесплатных» услуг, можно сделать неутешительный вывод о низком качестве бесплатной юридической помощи. Кроме общих вопросов, есть и конкретные претензии: Закон N 324-ФЗ передает полномочия по оказанию бесплатной юридической помощи регионам. Тут всплывают определенные противоречия между нормами нового Закона и другими нормативными актами. К примеру, ч. 1 ст. 17 Закона N 324-ФЗ гласит, что для организации работы по обеспечению функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ могут создавать государственные юридические бюро и (или) привлекать к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокатов. Данная правовая норма предполагает два варианта организации государственной системы бесплатной юридической помощи: — смешанный, когда в субъекте РФ в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи одновременно могут осуществлять деятельность государственные юридические бюро и адвокаты; — альтернативный, когда приоритет отдается только одному из названных субъектов оказания бесплатной юридической помощи. Однако п. 2 новой редакции ст. 26 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» <2> исключает возможность сочетания в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи деятельности государственных юридических бюро и адвокатов. Названная норма устанавливает, что в случае отсутствия в субъекте РФ государственного юридического бюро оплата труда и компенсация расходов адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, возлагаются на бюджет субъекта РФ. ——————————— <2> Новая редакция Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» вступает в силу с 15.01.2012.

Следовательно, создание в субъекте РФ государственного юридического бюро автоматически влечет ограничение права субъекта РФ на привлечение адвокатов к оказанию бесплатной юридической помощи и оплату их труда. Налицо явная коллизия норм. Подобные выводы содержатся в экспертном заключении Федеральной палаты адвокатов РФ. И это не единственная несогласованность. Общий недостаток рассматриваемого Закона заключается в нечетком разграничении бюджетных обязательств РФ и ее субъектов по предметам их ведения, установленным в Конституции России (ст. ст. 77, 78). Также вызывает сомнения норма о юридических клиниках, которые должны быть созданы при университетах. Гражданам должна быть предоставлена квалифицированная юридическая помощь. И если студентам такая практика будет очень полезна, то обратившимся за помощью следует относиться с осторожностью к качеству подобных юридических услуг. Тем более что негативный опыт уже имеется — речь о «бесплатных» адвокатах, которых государство предоставляет участникам уголовного судопроизводства. Такие адвокаты ни за что не отвечают и зачастую больше защищают интересы следователя, чем своего клиента. Особенно странно выглядит попытка обязать субъекты РФ оплачивать бесплатную юридическую помощь в части представительства интересов граждан в суде, тогда как судопроизводство исторически является федеральной прерогативой, а суды входят в одну из федеральных ветвей власти. Передача полномочий по финансированию системы бесплатной юридической помощи субъектам РФ вызывает большие опасения также в связи с тем, что в стране большое количество дотационных регионов, которые не смогут профинансировать проект на должном уровне. Отметим и плюсы нового Закона. Несомненно, он носит систематизирующий характер, закладывая основы оказания бесплатной юридической помощи в первую очередь гражданам, не имеющим достаточного уровня доходов. Закон N 324-ФЗ делает бесплатную юридическую помощь более масштабной, тем самым работает на уменьшение правового бескультурья и правового отрицания. Также положительно можно охарактеризовать привлечение студентов к оказанию бесплатной юридической помощи — несомненно, это должно привести к повышению уровня квалификации будущих юристов. В заключение хочется сказать, что рассмотренный Закон требует доработки. Необходимо устранить все противоречия между законодательными актами, более четко прописать полномочия регионов и центра — без этого нормальная работа адвокатов и юристов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, не будет возможна, а значит, инициатива не будет реализована в достаточной степени.

——————————————————————