Новеллы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета
(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)
НОВЕЛЛЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ
НА НЕДВИЖИМОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА
(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП»,
Недвижимость и строительство)
Информационное письмо N 448
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 27 января 2014 года
Юридическая компания «Гольцблат БЛП» сообщает, что с 1 февраля 2014 года вступают в силу ряд поправок, касающихся государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов (Федеральный закон от 21 декабря 2013 года N 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»):
— устанавливается ускоренный срок регистрации прав в таких случаях — 5 рабочих дней;
— установлено, что проверка законности нотариально удостоверенных сделок со стороны органов Росреестра (на предмет отсутствия оснований для отказа в регистрации) не проводится. Ответственность за нее, по сути, всецело возложена на нотариусов, удостоверяющих соответствующие сделки. Ранее аналогичное положение касалось только нотариально удостоверенных договора об ипотеке или договора, влекущего возникновение ипотеки в силу закона.
Также напоминаем, что с 1 октября 2013 г. действует Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» (далее — Закон). Ниже приводим изменения, являющиеся, по нашему мнению, ключевыми:
— Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросу любого лица.
— Допускается внесение в государственный кадастр недвижимости («ГКН») сведений об индивидуальном наименовании объекта недвижимости, если оно имеется.
— Скорректированы положения Закона об исправлении технических ошибок, допущенных при ведении Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним («ЕГРП»). В частности, установлено, что техническая ошибка в записях ЕГРП не может быть исправлена, если такое исправление влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права.
— Уточнен перечень и формат документов, предоставляемых для государственной регистрации и кадастрового учета. Так, копии учредительных документов, предоставляемых в комплекте для государственной регистрации, могут быть заверены печатью юридического лица и подписью лица, имеющего право действовать от его имени без доверенности. Межевые планы, технические планы и акты обследования могут предоставляться для кадастрового учета исключительно в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера (по договору с кадастровым инженером такие документы могут быть изготовлены также на бумажном носителе, с его подписью и печатью).
— До 5 лет увеличен предельный срок, в течение которого сведения об образованных объектах недвижимости и сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещного права на объект недвижимости, сохраняются в ГКН в качестве временных до тех пор, пока не произошла, соответственно, государственная регистрация прав на соответствующие объекты/государственная регистрация обременения в отношении части объекта недвижимости. Правила о временном характере внесенных в ГКН сведений не распространяются на случаи учета части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещного права, если такое ограничение (обременение) не подлежит государственной регистрации (как например, аренда на срок до одного года). Кроме того, сведения о части земельного участка, учтенной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, не будут носить характер временных.
— Ряд новелл Закона касаются расширения возможностей собственников объектов недвижимости для охраны их зарегистрированных прав:
собственник объекта недвижимости или его законный представитель вправе представить заявление о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на такой объект недвижимости без его личного участия. В случае внесения соответствующей записи в ЕГРП Росреестр будет возвращать без рассмотрения заявления о государственной регистрации прав, представленные иными лицами, в том числе представителем собственника, не являющимся его законным представителем, или второй стороной сделки, если закон допускает осуществление регистрации права по заявлению одной из сторон сделки;
лицо, право которого было зарегистрировано в ЕГРП ранее (предшествующий правообладатель), вправе представить в Росреестр заявление о возражении в отношении ныне зарегистрированного права на объект недвижимости. Запись о возражении предшествующего правообладателя, внесенная в ЕГРП, погашается автоматически по истечении 3 месяцев, если предшествующий правообладатель не оспорил зарегистрированное право. Запись сама по себе не блокирует дальнейшие регистрационные действия с объектом недвижимости, однако является для всех третьих лиц индикатором правопритязания в его отношении.
Данные нормы имеют целью воспрепятствовать преступным фальсификациям в ЕГРП, в частности использованию механизма «создания» добросовестного приобретателя объекта.
— Сделаны очередные шаги в сторону унификации процедур при ведении ЕГРП и ГКН и в конечном итоге — их объединения. В частности, сократились и уравнялись сроки государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета — теперь, по общему правилу, это должно занимать по 18 календарных дней.
— Арендаторам государственных или муниципальных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, если соответствующие договоры аренды заключены на срок более пяти лет, предоставлено право обращаться с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений характеристик объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в ГКН.
Очевидно, многие положения Закона требуют принятия подзаконных нормативных актов, а также доработки программного обеспечения, применяемого в органах кадастрового учета и регистрации прав. В этой связи практическая реализация таких положений в настоящее время может быть затруднена.
——————————————————————