Новеллы регистрации

(Мананников О.) («ЭЖ-Юрист», N 45, 2004)

НОВЕЛЛЫ РЕГИСТРАЦИИ

О. МАНАННИКОВ

Олег Мананников, юрист.

Небезызвестным всем Законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (далее — Закон) были внесены изменения в целый ряд законодательных актов России в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Большая часть этих изменений вступает в силу с 1 января 2005 г.

Статьей 93 Закона были внесены существенные коррективы в текст ФЗ РФ от 21.07.97 N 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации). Условно все изменения можно разделить на организационно-структурные, процедурные (процессуальные) и правовые.

Новый орган

Организационно-структурные изменения в органах, осуществляющих государственную регистрацию, напрашивались давно <*> и явились логическим завершением оформления системы государственной регистрации. Начало перестройки структуры федеральных органов исполнительной власти было положено Указами Президента РФ N 314 от 09.03.2004 и N 649 от 20.05.2004. Поступательное движение указанной перестройки продолжилось в июне 2004 г. путем внесения соответствующих изменений в ст. 131 ГК РФ и Закон о регистрации <**>. В июле Президент РФ подписал рассматриваемый нами Закон, 6 августа 2004 г. последовало распоряжение Администрации Президента РФ N 1363 и Аппарата Правительства РФ N 1001, а 13 октября 2004 г. были изданы Указы Президента N 1313 — 1316 <***>. ——————————— <*> См., например, статью автора «Правовой статус регистратора» // ЭЖ-Юрист. 2002. N 48. <**> См. ст. 23 и 48 ФЗ РФ от 29.06.2004 N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления». <***> См. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1315 «Вопросы федеральной регистрационной службы».

Всеми приведенными нормативными правовыми актами определен момент начала функционирования нового федерального органа — Федеральной регистрационной службы (далее — Росрегистрация, Служба) и его территориальных органов: 1 января 2005 года. Анализируемый Закон закрепляет понятие регистрационного округа в виде территории действия определенного территориального регистрационного органа. Границы округов устанавливаются Министерством юстиции РФ, и исходя из существующей и работающей системы представляется целесообразным сохранение имеющихся регистрационных округов, совпадающих по территории с территорией одноименного субъекта РФ. К компетенции Минюста РФ Законом отнесены: утверждение порядка присвоения объекту недвижимости условного номера (когда нет кадастрового) и общего положения о территориальном органе службы (п. 2 ст. 9 Закона о регистрации); назначение и освобождение от должности руководителей территориальных органов Службы — главных государственных регистраторов и определение порядка назначения государственных регистраторов любого уровня. Среди полномочий самой Службы: определение структуры своих органов и принципы их размещения на территориях округов, назначение и освобождение от должности государственных регистраторов, возглавляющих обособленные подразделения территориальных органов службы. Остальные государственные регистраторы назначаются и освобождаются от должности главными государственными регистраторами территориальных органов или руководителем федерального органа в области государственной регистрации соответственно месту работы. Законом ужесточены требования к лицам, назначаемым на должность государственного регистратора. Такие лица должны теперь иметь высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее трех лет или опыт работы в органах Службы не менее двух лет либо иное высшее образование и опыт работы в органах Службы не менее трех лет. В любом случае лицо должно пройти специальные курсы и сдать квалификационный экзамен. Государственный регистратор является федеральным государственным служащим. Подводя итог основным изменениям в этой сфере, отметим планируемое с 1 января 2005 г. прекращение существования учреждений юстиции по регистрации прав и передачу их функций территориальным органам Росрегистрации. При этом в компетенцию таких терорганов будут входить не только государственная регистрация прав и сделок с недвижимым имуществом, но и ряд других полномочий. Терорганы, финансируемые из федерального бюджета, будут являться основополагающими «кирпичиками» Росрегистрации и входить в строгую вертикаль исполнительной власти (Минюст — Росрегистрация — терорганы).

Регистрационная палата

Новое изложение ст. 9 Закона о регистрации закрепляет процессуально-процедурные особенности осуществления государственной регистрации, схожие с институтом подсудности. Росрегистрация, т. е. федеральный орган, находящийся в Москве, непосредственно осуществляет регистрацию прав и сделок с предприятиями и объектами недвижимости, расположенными на территории более чем одного округа. Прочие действия находятся в компетенции территориальных органов в месте нахождения объектов недвижимости. В связи с тем что финансирование регистрирующих органов будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, государственная пошлина за государственную регистрацию прав и плата, взимаемая за предоставление информации и выдачу копий договоров, подлежат зачислению в федеральный бюджет. Закон о размерах государственной пошлины еще не принят, и до его принятия за государственную регистрацию вместо пошлины будет взыскиваться плата. Размер, порядок взимания и зачисления платы в обоих случаях подлежат установлению Правительством РФ.

Источники регулирования

Правовые изменения затронули источники регулирования правоотношений, возникающих при государственной регистрации. К указанным источникам при соблюдении определенных условий добавлены также акты Минюста РФ. Не до конца определен правовой статус методических рекомендаций, издаваемых Росрегистрацией. По расположению в тексте нормы Закона о регистрации такие рекомендации подлежат включению в состав правовой основы государственной регистрации, чего не скажешь после анализа полномочий органа, их издающего (подп. «в» п. 4 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314). В любом случае рекомендации Росрегистрации обязательны для исполнения территориальными органами Службы. Далее, Законом сохранено условие о том, что зарегистрированные переход и ограничение (обременение) права на предприятие являются основанием для внесения соответствующих «автоматических» записей о переходе и ограничении (обременении) права на каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса, в Единый государственный реестр прав по месту нахождения такого объекта. Созданная Законом схема потребует от Службы немедленных действий по разрешению, причем весьма детальному, вопросов о передаче информации о регистрации указанных перехода и обременения (ограничения) прав на предприятие в целом от Службы к ее территориальным органам по месту нахождения объектов, входящих в состав предприятия. В свою очередь, вопрос об обмене информацией между регистрирующими органами в случае изменения состава предприятия остается открытым. Кроме того, Законом подтверждено наступление ответственности не только территориальных органов, но и Службы как федерального органа за своевременность и точность записей, за полноту и подлинность выдаваемой информации, а также за необоснованный отказ и уклонение от государственной регистрации прав. За точность данных, своевременность их предоставления об объектах недвижимого имущества по-прежнему отвечают организации по учету соответствующих объектов. В заключение можно лишь высказать сожаление, что в Правительстве РФ не нашел своего разрешения вопрос по передаче документов разделов Единого государственного реестра прав на постоянное хранение в государственные архивы (п. 4 ст. 12 Закона о регистрации). Между тем скоро эта проблема может заслонить собой все остальные, т. к. активное накопление бумажной документации и невозможность полноценной переработки содержащейся в ней информации в электронную форму перерастет в острую нехватку помещений с соответствующими условиями хранения, что, в свою очередь, ставит под угрозу само существование системы регистрации. Другим недостатком является отсутствие детального урегулирования особенностей прав и обязанностей иных, помимо регистраторов, должностных лиц Росрегистрации как государственных служащих, а также четкой и прозрачной схемы прекращения деятельности учреждений юстиции и передачи их полномочий территориальным органам Службы.

——————————————————————