Криминалистика в прокуратуре: обучение следствию

(Базыкин Е.)

(«Законность», 2005, N 10)

КРИМИНАЛИСТИКА В ПРОКУРАТУРЕ: ОБУЧЕНИЕ СЛЕДСТВИЮ

Е. БАЗЫКИН

Базыкин Е., старший прокурор-криминалист прокуратуры Московской области.

Качество расследования по уголовным делам — одно из болезненных мест современной прокуратуры. Причины становятся очевидными при анализе возраста прокурорских работников, подавляющее большинство которых — вчерашние студенты либо имеют незначительный стаж работы.

Практикой накоплен значительный опыт по раскрытию и расследованию отдельных видов преступлений. Ценность такого багажа очевидна, однако и время не стоит на месте. Познакомить современного следователя с новейшими способами расследования — одна из главных задач криминалистов. Для решения ее руководством отдела криминалистики прокуратуры Московской области был создан постоянно действующий сектор по обучению прокурорско-следственных кадров горрайспецпрокуратур. Приоритетным направлением признано обучение молодых следователей, готовящихся к аттестации, и следователей с небольшим стажем работы.

Материальное обеспечение началось с оборудования учебного класса. Комфортабельное помещение, учебные пособия, макеты огнестрельного и холодного оружия, всевозможных следов, манекены и иное оборудование быстро сформировали фундамент для проведения занятий. Атмосфера рабочей обстановки дополнилась коллекцией огнестрельного и холодного оружия, помещенного на встроенные в стену учебного класса стеллажи с подсветкой, спроектированные по специальному заказу.

Основываясь на результатах исследований, проведенных сотрудниками отдела криминалистики, были выявлены слабые места в методике расследования отдельных видов преступлений и тактике проведения следственных действий.

Был составлен план стажировки молодых следователей из двух частей, предусматривающий пятидневный и четырехдневный этапы обучения.

Нюансы применения норм УПК РФ — осмотр места происшествия, допрос, очная ставка, выемка, опознание, обыск и иные процессуальные действия — стали темами обязательной части программы.

Как подготовиться к осмотру места происшествия, что взять с собой, каких специалистов и иных лиц пригласить, какую упаковку для изымаемых следов и предметов приготовить, какие указания дать сотрудникам милиции, как определить границы осмотра, с чего его начать, как продвигаться, как обнаружить следы, зафиксировать и упаковать их, кто и по каким правилам производит фотосъемку, видеозапись, составляет планы и схемы, что и чем измеряется, какие опытные действия можно произвести и в чем их отличие от следственного эксперимента — эти и другие вопросы легли в программу обучения.

Не менее важно обладать практическими навыками в обнаружении предметов и следов, имеющих отношение к расследованию. Поэтому составной частью занятий стало не только объяснение практических моментов, но и тренировка описания и упаковки следов и предметов самими следователями. Небольшие группы (5 — 7 человек) позволяют прокурору-криминалисту, ведущему занятия, уделить внимание каждому молодому специалисту.

После работы со следами рук, ног, транспортных средств, крови, иных биологических следов, огнестрельного и холодного оружия и т. д. производится самостоятельное описание этих следов, пистолетов, автоматов, ножей, топоров и т. д. При этом прокурор-криминалист разъясняет проблемные моменты.

Первая часть стажировки заканчивается практическими занятиями. Молодые специалисты осматривают макет места происшествия — специально оборудованную комнату с конкретной следственной ситуацией и набором соответствующих следов и предметов. Здесь и проверяются полученные знания.

На втором этапе стажировки к занятиям подключаются сотрудники других отделов областной прокуратуры, работа которых напрямую связана с деятельностью следователей горрайспецпрокуратур. Государственные обвинители, например, рассказывают о типичных ошибках следователей, выявляемых при рассмотрении уголовных дел в суде, а также о сложностях в квалификации убийств, изнасилований, причинения тяжкого вреда здоровью. При этом предлагается правильный подход к решению этих вопросов.

Сотрудники отдела по расследованию особо важных дел делятся опытом в проведении допросов, обысков и иных следственных действий. Прокуроры отдела по надзору за следствием в органах прокуратуры разъясняют порядок продления процессуальных сроков и иные, связанные со своей деятельностью вопросы. Узнают молодые специалисты и об особенностях расследования дел с участием несовершеннолетних. О порядке оформления финансовых документов, оплате труда участвующих в деле адвокатов, специалистов, экспертов и иных лиц рассказывает главный бухгалтер прокуратуры области. В свою очередь, молодые специалисты задают опытным коллегам интересующие их вопросы.

Прокурор-криминалист на этом этапе знакомит следователей с особенностями расследования изнасилований, дел о пропавших без вести, неопознанных трупах. Кроме того, на всем протяжении стажировки он занимается организацией проведения учебы.

Результаты коллективных усилий руководства и сотрудников прокуратуры области дали положительный эффект. Работа в этом направлении ведется постоянно. В целях укрепления обратной связи с нашей аудиторией создан тест, предусматривающий вопросы по всей программе курса. Тестирование выявляет пробелы в полученных знаниях, что позволяет совершенствовать учебную программу.

Не все молодые специалисты, готовящиеся к аттестации на должность следователя прокуратуры, способны правильно и быстро усвоить необходимый объем знаний. Среди них есть люди, вовсе не способные к следственной работе. Зная это, руководство прокуратуры области возложило на начальника отдела криминалистки обязанность информировать аттестационную комиссию о результатах прохождения стажировки каждым следователем. Эта информация используется для отзывов, составляемых после прохождения стажировки.

Сильное следствие прокуратуры завтра зависит от того, как мы готовимся к нему сегодня. Решение этой задачи видим не только в проведении занятий, но и в предоставлении в распоряжение следователей методической литературы. Методические разработки не должны быть перегружены информацией общего характера — как правило, 4 — 5 страниц текста, при максимуме содержания. Например, после прохождения первой части обучения следователь получает памятку, в которой может найти образцы описания замков, дверей, пистолетов, окурков, микрочастиц и т. д. Таким образом, находясь в «полевых» условиях, он может в любой момент «освежить» полученные когда-то знания без обращения к основной литературе.

Вместе с тем созданы и активно используются методики по расследованию отдельных категорий уголовных дел.

Несмотря на то что главное направление учебы — молодые кадры следствия, не остаются в стороне и более опытные работники. Проводятся занятия и с теми, чей стаж превышает 1 год, 3 года и т. д. Обучение по отдельным темам, определяемым, как правило, руководством прокуратуры области, проходят и следователи аппарата Мособлпрокуратуры, помощники прокуроров горрайспецпрокуратур.

Методы, используемые в занятиях, постепенно начинают работать в других отделах. Так, отдел государственных обвинителей составляет тесты для помощников горрайспецпрокуратур с целью повышения их готовности к сложным профессиональным ситуациям, возникающим по ходу рассмотрения дел в судах районов Московской области.

Многие люди, приходящие к нам, хотят и могут работать. Надеемся, что созданная программа станет одним из эффективных средств подготовки квалифицированных кадров.

——————————————————————