Профессиональная подготовка следователя
(Ямников В.)
(«Законность», 2006, N 10)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СЛЕДОВАТЕЛЯ
В. ЯМНИКОВ
В. Ямников, старший прокурор-криминалист прокуратуры Брянской области.
В N 6 журнала опубликована статья В. Шобухина, посвященная юридическому образованию работников прокуратуры. В статье автор обращает внимание на снижение уровня юридического образования будущих работников органов прокуратуры. Эта проблема уже ни для кого не секрет.
Сейчас у более 90% следователей прокуратуры стаж работы по специальности менее 3 лет. Подавляющее большинство из них — выпускники гражданских вузов, т. е. получившие базовое общее юридическое образование. Придя на работу в прокуратуру, они опираются в основном на общие теоретические познания в области криминалистики и следственной тактики. Зачастую зная, что в ходе предварительного следствия необходимо проведение определенных следственных действий (осмотров, допросов, выемок, обысков и т. д.), большинство из них не представляют как ни их целей, так и ни общей цели собирания доказательств, не говоря уже об использовании каких-либо криминалистических методик.
Приходя работать в прокуратуру, молодые люди, как правило, не обладают ни необходимыми для следователя профессиональными навыками, ни элементарным житейским опытом. Хорошо, если рядом с ними окажется опытный наставник, который найдет время и научит их специальности. К сожалению, в большинстве случаев рядом с вновь пришедшими следователями работают такие же молодые специалисты. Прокурорам же районов, как правило, не хватает времени на обучение молодых следователей.
Кроме того, молодым людям уже в силу занимаемой должности необходимо координировать свою работу с множеством специалистов (оперативными сотрудниками, экспертами, у которых стаж работы больше) и, более того, зачастую руководить их работой. Не секрет, что это серьезная психологическая проблема для молодого специалиста.
В таких условиях следователь, вчерашний выпускник вуза, начинает учиться на своих ошибках и, что называется, заново «придумывать велосипед». Хорошо, если при этом он не «разобьет себе лоб» и не утратит интерес к следственной специальности, что, кстати, происходит очень часто. Не в этом ли одна из причин текучести следственных кадров в органах прокуратуры?
Каков же выход? Он — в коренном изменении подходов к подготовке следственных кадров. Давно назрела необходимость в специализированной подготовке следственных кадров после базового высшего образования.
Нельзя сказать, что это новая проблема. Но в предыдущие годы была построена четкая система повышения квалификации следователей с небольшим стажем практической работы. Напомню, что она состояла из трех уровней.
Первый — повышение квалификации следователей на местах на уровне прокуратур субъектов Федерации в кабинетах криминалистики. На этом уровне следователей предполагалось обучать простейшим практическим приемам использования криминалистических средств.
Второй уровень — повышение квалификации следователей в региональных центрах повышения квалификации. На этом уровне квалификацию следователей предполагалось повышать путем знакомства с различными аспектами следственной работы с приглашением сотрудников правоохранительных органов, экспертов, судей.
Третий уровень — повышение квалификации следователей, у которых уже есть определенный стаж работы, в целях их ознакомления с новыми методиками расследования в Санкт-Петербургском юридическом институте Генеральной прокуратуры РФ.
Нельзя сказать, что эта система была без недостатков. Один в том, что в отведенное время (не больше недели на первом уровне, двух недель — на втором, двух месяцев — на третьем) просто невозможно качественно дать какие-либо системные знания и «обкатать» их на практике.
Но сейчас с упразднением большинства региональных центров системность подготовки профессиональных кадров прокуратуры нарушена, и в результате основная нагрузка по повышению квалификации молодых следователей ложится на прокуроров-криминалистов. Напомню также, что в результате значительного сокращения аппаратов областных прокуратур численность прокуроров-криминалистов была также сокращена. В Брянской, Смоленской, Тульской и в ряде других областей отделы криминалистики ликвидированы. Конечно, прокуроры-криминалисты и в таких условиях предпринимают определенные усилия по организации работы на этом направлении.
В качестве примера могу привести опыт работы прокуроров-криминалистов прокуратуры Брянской области.
Ранее в прокуратуре области использовались два направления повышения квалификации следователей.
Первое направление — стажировка следователей горрайпрокуратур, у которых небольшой стаж практической работы, в кабинете криминалистики прокуратуры области по 5-дневной программе, которая включала в себя разбор наиболее часто встречающихся следственных ошибок, обучение использованию криминалистической техники, составлению процессуальных документов.
Однако практика показала, что при группе стажирующихся в 5 — 10 человек за 5 дней реально повысить уровень подготовки по всем направлениям следственной деятельности невозможно, что превращает процесс стажировки в формальное мероприятие. Также при таком подходе при разнице в первоначальной подготовке и уровне знаний у разных следователей им приходится давать только усредненные рекомендации. При этом нет обратной связи, так как после окончания стажировки установить, усвоена ли полученная информация, практически невозможно.
Вторым направлением было проведение общих семинаров по определенным темам для всех следователей горрайпрокуратур с участием работников областного аппарата, приглашенных экспертов, специалистов, работников органов внутренних дел, контролирующих органов, на которых рассматривалась одна конкретная следственная проблема. Такие семинары проводились и проводятся как минимум два раза в год. Эта форма обучения при всех ее положительных сторонах тоже не позволяет в индивидуальном порядке проработать со следователем проблемные вопросы, возникающие у него в практической деятельности.
С учетом выявленных проблем и недостатков прокурорами-криминалистами был разработан и с этого года реализуется утвержденный прокурором области комплексный план повышения квалификации следователей. Согласно ему повышение квалификации проходит в несколько этапов.
1. Повышение квалификации следователей без отрыва их от работы с выездом на места прокуроров-криминалистов. На этом этапе прокуроры-криминалисты: 1) проводят компьютерное тестирование с целью определения уровня знаний следователей в области уголовного права, процесса и криминалистики; 2) изучают уголовные дела (находящиеся в производстве и приостановленные), материалы проверок с целью выявления наиболее характерных недостатков, что позволяет выявить недочеты в индивидуальной профессиональной подготовке следователя, затем проводятся индивидуальные занятия с каждым из следователей с целью устранения недостатков в теоретической и практической подготовке. После окончания стажировки ее результат обсуждается с прокурорами городов и районов для выработки согласованных действий по дальнейшей профессиональной подготовке каждого из следователей.
2. Повышение квалификации следователей в кабинете криминалистики в ходе однодневной стажировки. Оно включает в себя теоретические и практические занятия со следователями по вопросам правильного составления процессуальных документов, когда рассматривается один отдельно взятый вид процессуальных документов, например постановление о назначении экспертиз, что позволяет подробно остановиться на рассматриваемом вопросе.
3. Повышение квалификации следователей по вопросам расследования преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, в ходе 10-дневной стажировки в учебном центре УВД области. Совместно с преподавателями центра составлена учебная программа стажировки, в которую включены как планы занятий, тематические, рабочие планы, так и перечень контрольных вопросов, на которые должны были ответить слушатели после окончания стажировки.
Схема занятий составлена с учетом опыта прокуратуры Нижнего Новгорода, а именно: первоначальные теоретические занятия по взрывотехнике и баллистике, практические занятия на учебном полигоне по подрыву взрывчатых веществ и отстрелу различных видов оружия, которое используется при совершении террористических актов и криминальных «разборках», затем учебный осмотр мест происшествия.
Слушатели разбиты на несколько групп, каждая из которых поочередно выполняет учебное задание по осмотру мест происшествия. Затем производится разбор ошибок при проведении занятий. Сами занятия записываются на фото — и видеокамеру.
Кроме этого, со следователями были проведены занятия по топографии (правильное составление планов и схем), словесному портрету и психологические тренинги по профессиональной наблюдательности, коммуникативности, конфликтологии.
По окончании занятий слушатели сдавали комплексный зачет по трем контрольным темам (инженерной, огневой и криминалистической).
В ходе обучения специалисты-психологи центра составили психологические портреты каждого из слушателей с конкретными рекомендациями для горрайпрокуроров.
4. Повышение квалификации следователей в ходе семинаров с участием экспертов, специалистов контролирующих органов, сотрудников оперативных подразделений.
Такой комплексный подход позволяет индивидуально подойти к подготовке следователя с учетом его первоначальной профессиональной подготовки и психологических особенностей, практически не отвлекая его от повседневной работы и с контролем полученных им знаний и практического опыта.
Но прокуроры-криминалисты — это прежде всего практические работники, которые не могут дать молодым следователям системных специализированных научных знаний, допустим в психологии, тем более в течение 1 — 10 дней.
Эту проблему могли бы решить центры послевузовской подготовки следственных кадров, в которых молодых следователей системно обучали бы их специальности, прививая навыки расследования преступлений, правильного использования криминалистической техники и научных достижений. Похожий принцип используется в системе ФСБ России при подготовке собственных кадров после получения непрофильного высшего образования.
Это позволило бы решить, казалось бы, неразрешимую проблему совмещения классического юридического образования и специальных умений и навыков следственного работника.
Что для этого нужно? Конечно, это дело не одного дня. Прежде всего, необходимо принятие и утверждение принципиального решения об изменении подхода к обучению следователей, определении концепции обучения, подборе необходимых методик. Представляется, в противном случае не добиться ни улучшения работы следственного аппарата органов прокуратуры, ни улучшения качества всего предварительного следствия.
——————————————————————