Понятие правового статуса адвоката

(Бессарабов В. Г., Косарев М. А.) («Право и политика», 2005, N 11)

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА АДВОКАТА

В. Г. БЕССАРАБОВ, М. А. КОСАРЕВ

Бессарабов Владимир Григорьевич — доктор юридических наук, профессор кафедры адвокатуры и нотариата Московской государственной юридической академии.

Косарев Максим Александрович — почетный адвокат России, лауреат серебряной медали имени Плевако, адвокат коллегии адвокатов «Мосюрцентр».

Термин «статус» достаточно часто употреблялся ранее и употребляется в настоящее время в российском законодательстве и юридической науке. Как правило, его применяют для характеристики того или иного субъекта правоотношений. Однако возможны случаи использования этого понятия в юридической литературе по отношению к объектам права <*>, хотя мы полагаем, что следует говорить о правовом режиме объектов права, а не об их правовом статусе. Обычно же в юридической литературе речь идет о статусе какого-либо государственного органа, части государства (республики, области, края), предприятия, учреждения, организации, должностного лица, гражданина, иностранца, лица без гражданства. Этот термин применим как к юридическим, так и физическим лицам. ——————————— <*> См.: Майдыков А. А. Административно-правовой статус жилых помещений как объектов недвижимости // Труды Московской государственной юридической академии: Сб. статей. М., 1999. С. 24 — 30.

Этимологически слово статус (от лат. status) означает состояние, положение, правовое положение <*>, которое определяется совокупностью прав и обязанностей лица, государственного органа, общественной организации, учреждения и т. п. <**>. В отечественной юридической литературе обычно применяют понятие «правовой статус». Существует мнение, что «правовой статус — это юридическое выражение социального статуса субъекта» <***>. ——————————— <*> См.: Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М., 1997. С. 672; Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1981. С. 680; Словарь русского языка в 4 т. Т. 4 / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1988. С. 254. <**> См.: Новый энциклопедический словарь. М., 2001. С. 1158; Словарь современных понятий и терминов / Сост., общ. ред. В. А. Макаренко. М., 2002. С. 412; Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2001. С. 792. <***> Сергевнин С. Л. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. СПб., 1999. С. 80.

Под социальным статусом понимается разновидность универсальной технологии политического регулирования социального пространства, которая выражается характерными признаками данной общественной системы (экономическими, профессионально-квалификационными, социально-экономическими и др.). В зависимости от того, находит ли человек свой статус благодаря унаследованным признакам (социальное положение, пол, раса) или благодаря собственным усилиям (образование, профессия), различают соответственно социальный статус «предложенный» и «достигнутый». В западной социологии изучение социального статуса в большей мере опирается на концепцию социальной стратификации М. Вебера, согласно которой наиболее важными элементами социальной структуры являются статусные группы. К характеристикам этих групп относятся: специфический стиль жизни, определенный тип образования и знаний. Принадлежность к той или другой статусной группе обусловливается также принятием соответствующих ценностей и верований, соблюдением обычаев и правил поведения, которые подчеркивают отличие данной общности от других <*>. Социальный статус формируется на основе закона, иных нормативных правовых актов, обычаев, морали, религии, общественного мнения и т. п. Как отдельные индивиды, так и многомиллионные массы в определенных обстоятельствах ведут себя совершенно определенным образом, регулярно воспроизводя однотипные формы поведения. То есть статус определяет место индивида в социальной системе, его взаимоположение с другими людьми и подчеркивает относительно устойчивое «статическое» положение индивида. Социальный статус характеризует положение личности в системе социальных отношений (группах, организациях) в соответствии с ее рангом или конкретными правами и обязанностями. Каждый человек обладает множеством социальных статусов, один из которых может считаться главным, определяющим образ и стиль жизни личности, другие — второстепенными. Для человека, посвятившего себя адвокатской деятельности, определяющим считается именно правовой статус адвоката. ——————————— <*> Теория управления: социально-технологический подход: Энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. М., 2004. С. 486.

Наряду с правовым статусом в юридической науке также употребимо понятие «правовое положение». Многие ученые различают эти понятия. Например, Н. В. Витрук полагает, что правовой статус личности (система юридических прав, обязанностей и законных интересов) составляет ядро правового положения личности, к дополнительным элементам которого относятся: гражданство, правосубъектность и юридические гарантии прав и законных интересов <1>, В. А. Кучинский также считает, что «правовое положение человека — понятие более широкое, чем правовой статус» <2>. Поддерживает эту точку зрения и Е. А. Лукашева <3>, оставляя за рамками правового статуса личности гражданство, законные интересы, гарантии прав, ответственность, которые, по ее мнению, наряду с правовым статусом являются элементами правового положения человека. Однако разграничение вышеуказанных понятий по отношению к личности в определенной мере представляется искусственным. Так, многие ученые не видят разницы между правовым положением и правовым статусом физических лиц и определяют правовой статус лица как его положение в обществе, закрепленное правом <4>. Такая позиция справедлива и по отношению к остальным субъектам права <5>. Тем более, что этимологически статус, как уже отмечалось, — это положение, состояние, а, соответственно, правовой статус — это правовое положение. ——————————— <1> См.: Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 25 — 34. <2> Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 133. <3> См.: Лукашева Е. А. Глава IV. Социально-психологические аспекты реализации прав личности // Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1983. С. 151 — 152; Права человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999. С. 93. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <4> См., например: Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1996. С. 94; Гранат Н. Л. Глава IV. Конституционные основы положения человека и гражданина // Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А. Е. Козлов. М., 1996. С. 56; Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 11 — 17; Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2002. С. 116; Матузов Н. И. Тема 13. Правовой статус личности: понятие, структура, виды // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2000. С. 263. <5> См.: Конституционный статус общественных организаций в СССР / Отв. ред. А. И. Щиглик. М., 1983. С. 36; Лебедев А. Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999. С. 26; Сергевнин С. Л. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. СПб., 1999. С. 80; Смирникова Ю. Л. Финансово-правовой статус субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. N 6. С. 39.

Конституционно-правовой статус — это важнейшая категория науки конституционного права, «закрепляющая на соответствующем уровне правовое положение субъектов (участников) конституционно-правовых отношений» <*>. ——————————— <*> Богданова Н. А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 55.

Юридические науки оперируют также понятием «общий правовой статус», включающий в себя нормы всех отраслей права, которые определяют правовое положение субъекта, однако основу, фундамент правового положения закладывают нормы Конституции и конституционно-правовых актов. Рассматривая изложенные вопросы, следует отметить, что наука конституционного (государственного) права является определяющей для всех юридических наук и учебных дисциплин, в том числе для науки об адвокатуре, так же как конституционное право выступает основой всей правовой системы Российской Федерации, будучи базовой отраслью, а Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы главенствуют в системе законодательства современной России. Именно наука конституционного права разрабатывает применительно к российской действительности предлагаемые теорией государства и права концепции правового государства, гражданского общества, механизмы защиты прав и интересов человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Наука об адвокатуре в свою очередь конкретизирует и развивает в рамках своего предмета идеи конституционного права, наполняя их конкретным содержанием <*>. ——————————— <*> Кучерена А. Г. Адвокатура: Учебник. М., 2004. С. 53.

В юридической литературе нет единого подхода к определению общего правового статуса вообще и конституционно-правового статуса в частности. Но в любом своем проявлении конституционно-правовой статус обладает устойчивостью, относительным постоянством (он формализован в виде совокупности конституционно-правовых норм), а также внутренней согласованностью (его элементы логически взаимосвязаны и находятся в определенной взаимозависимости между собой). Конституционно-правовой статус — это нормативная категория, его содержание составляют нормы конституционного права. В науке он часто называется нормативным. При этом его необходимо отличать от фактического статуса, под которым понимается положение субъекта, определяемое не только нормами права, но и другими социальными нормами, устоявшимися традициями, обычаями, сложившейся практикой общественных отношений в реальных социально-политических условиях. Фактический статус более динамичен, чем нормативный, он подвержен частым, порой незначительным изменениям. Его устойчивость во многом зависит от внешних условий, а также степени разработанности и эффективности реализации нормативного статуса. Вместе с тем фактический статус, будучи отражением действительного места и роли субъекта в обществе, часто задает ориентир, направление изменения нормативного статуса <*>. ——————————— <*> См.: Березка С. В. Конституционно-правовой статус главы государства в России и в Украине (сравнительно-правовой аспект): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 44.

Существует мнение, что статус (в науке конституционного права) — это теоретическая конструкция, соединяющая нормативные характеристики, теоретические представления и практику реализации правовых установлений в конституционно-правовых отношениях, т. е. представляет собой единство нормативного и фактического статусов <*>. ——————————— <*> См.: Богданова Н. А. Категория статуса в конституционном праве // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. N 3. С. 4 — 7; Мазуров В. Ю. Конституционно-правовой статус главы администрации субъекта Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 23 — 24.

На наш взгляд, подобное соединение статусов представляется искусственным, неоправданным, излишним в науке. Безусловно, оба статуса взаимопроникают, взаимодействуют между собой. Без сомнения, нормативный статус определяет фактический, а под влиянием фактического статуса происходит изменение нормативного. Однако объединение двух статусов нельзя проводить, т. к. это совершенно разные категории, фактический статус не является сугубо правовой категорией, в отличие от нормативного. Необходимо отметить, что из всего массива субъектов конституционно-правовых отношений правовой статус достаточно подробно исследован в науке конституционного права только применительно к личности. Разработано и никем не оспаривается деление правового статуса личности на общий, специальный и родовой. Некоторыми учеными <*> предлагается введение в научный оборот категории «правовой модус», означающий правовой статус представителя той или иной социальной группы, обособленной по определенному признаку (род деятельности, возраст, состояние здоровья и т. д.), <**> по сути дела заменяющего понятие правового статуса. Но исследование «правового модуса», а не «правового статуса» адвоката, как нам представляется, может увести нас на изучение второстепенных характеристик, не связанных напрямую с темой диссертации, объектом и предметом нашего исследования. ——————————— <*> См.: Патюлин В. А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974. С. 197; Мананкова Р. П. Правовой статус членов семьи по советскому законодательству. Томск, 1991. С. 11 — 17. <**> См.: Ровный В. В. О категории «правовой модус» и ее содержании // Государство и право. 1998. N 4. С. 86 — 88.

Отметим, что единого подхода в науке конституционного права к определению конституционно-правового статуса как физических, так и нефизических лиц не выработано. Одни ученые определяют конституционно-правовой статус личности лишь через права и обязанности <1>, другие добавляют гарантии <2>, законные интересы <3>, юридическую ответственность <4>, гражданство, правовые принципы <5> и др. ——————————— <1> Лукашева Е. А. Глава IV. Социально-психологические аспекты реализации прав личности // Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1983. С. 152 — 153; Права человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999. С. 93. <2> См.: Воеводин Л. Д. (глава 1) Понятие и основные элементы конституционного статуса личности // Конституционный статус личности в СССР / Ред. кол. Н. В. Витрук, В. А. Масленников, Б. Н. Топорнин. М., 1980. С. 21 — 26. <3> Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 25 — 34; Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 11. <4> Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 115. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <5> Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2002. С. 116; Матузов Н. И. Тема 13. Правовой статус личности: понятие, структура, виды // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2000. С. 263.

Конституционно-правовой статус иных субъектов (составных частей государства, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций) определяется, как правило, через полномочия <*>. Так, существует мнение, что конституционно-правовой статус субъекта федерации состоит из полномочий и предметов ведения, т. е. прав и обязанностей и тех сфер (границ), на которые они (права и обязанности) распространяются <**>. ——————————— <*> Рыжов В. А. Глава I. Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах П. 6. Конституционно-правовое регулирование // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Часть общая. В 4 т. Т. 1 — 2 / Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 2000. С. 13 — 14. <**> Сергевнин С. Л. Субъект федерации: статус и законодательная деятельность. СПб., 1999. С. 83.

Б. Н. Габричидзе предлагает чрезвычайно сложную конструкцию конституционно-правового статуса государственных органов. Он включает в него следующие элементы: 1) политическая и государственно-правовая характеристика органа государства; 2) место различных видов органов в общегосударственной системе, дифференциация систем, подсистем и видов органов, их соотношение; 3) основы взаимоотношений органов между собой; 4) важнейшие принципы организации и деятельности государственных органов; 5)основы компетенции; 6) виды правовых актов государственных органов <1>. Ф. М. Кобзарев считает, что основу правового статуса органа «составляют нормы права, определяющие цели, задачи, функции и полномочия этого органа, а также положение, которое он занимает в государстве и обществе, среди других органов» <2>. А. А. Мишин и Б. А. Страшун к элементам конституционно-правового статуса государственных органов относят: 1) социальное назначение органа, выраженное в его задачах; 2) компетенцию, «которая включает функции и конкретные полномочия (права и обязанности) в отношении определенных предметов ведения»; 3) порядок формирования государственного органа; 4) порядок его работы; 5) ответственность. <3> Н. А. Богданова в структуре конституционно-правового статуса государственного органа выделяет четыре «обычно формализованных в нормах конституционного права или вытекающих из них элемента»: 1) место в обществе и государстве, социально-политическая роль и назначение; 2) общая правоспособность; 3) компетенция и ответственность; 4) гарантии устойчивости и реальности правового состояния субъектов конституционного права <4>. ——————————— <1> Габричидзе Б. Н. Конституционный статус органов Советского государства. М., 1982. С. 10 — 11. <2> Кобзарев Ф. М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития: Лекция. М., 2002. С. 5. <3> См.: Мишин А. А., Страшун Б. А. Глава V. Конституционно-правовой статус политических институтов. Государство. П. 10. Конституционно-правовой статус государственных и самоуправленческих органов // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Часть общая. В 4 т. Т. 1 — 2 / Отв. ред. Б. А. Страшун М., С. 256 — 258. <4> Богданова Н. А. Категория статуса в конституционном праве // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. N 3. С. 14.

Согласно разработкам советской юридической науки конституционный статус общественных организаций состоит из следующих элементов: 1) конституционных принципов образования и деятельности общественных организаций; 2) конституционных прав и законных интересов этих организаций; 3) их конституционных обязанностей и ответственности; 4) конституционных гарантий прав и свободной деятельности общественных организаций <*>. Полагаем, что такого рода критерии характерны и для общественных организаций современной России и, в определенной мере, относятся к структурным элементам правового статуса российской адвокатуры. ——————————— <*> Конституционный статус общественных организаций в СССР / Отв. ред. А. И. Щиглик. М., 1983. С. 15.

Системообразующими элементами организации и деятельности современной российской адвокатуры являются положенные в ее основу принципы. При этом в качестве принципов имеются в виду основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение адвокатуры. Адвокатура в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» организована и действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов. Они отражают объективные закономерности развития общества, государства и их институтов, определенных общественных отношений, и поэтому по своей философской и социальной природе принципы являются категорией объективной. Одновременно принципы выступают и действуют в форме волевого акта государства, продукта творчества законодателя, в связи с чем по своей форме категория принципов является также и субъективной. Правовая идея, наиболее общее положение могут считаться принципом только в том случае, если они закреплены (сформулированы) в правовой норме. В связи с чем правовой характер, нормативность являются обязательным свойством принципа. Кроме того, принципы постоянно развиваются и совершенствуются вместе с развитием общества и государства. Проведенная в последние годы в России работа по подготовке и принятию новых законов во всех сферах государственной деятельности, в том числе принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и других законов, значительно обогатила и углубила сущность и значение этих принципов, укрепила их гарантии. Принципы, на основе которых российская адвокатура осуществляет свою деятельность, представляют единую систему, и, являясь частью этой системы, каждый принцип характеризует определенную сторону организации и деятельности адвокатуры, но, только находясь в единстве и во взаимосвязи, они позволяют уяснить сущность института адвокатуры в целом. В силу многозначности связей нарушение хотя бы одного принципа неминуемо влечет нарушение других принципов, вызывает серьезное осложнение, а порой и невозможность успешного решения стоящих перед адвокатурой задач. Рассматривая адвокатуру не только как институт, в рамках которого оказывается правовая помощь гражданам и юридическим лицам, но и как многогранное правовое и общественное явление, находящееся в состоянии постоянного взаимодействия и взаимовлияния со всеми иными политическими, экономическими, правовыми, социальными и культурными факторами, следует отметить, что, выполняя возложенную на нее правозащитную функцию, адвокатура играет все более важную роль в обеспечении права на юридическую помощь. Адвокаты выступают активными участниками конституционного судопроизводства, упрочивают свои позиции в уголовном и гражданском процессе. Профессиональное судебное представительство направлено не только на удовлетворение интереса частного лица, но и на обеспечение принципа состязательности судебного процесса, достижение истины, охрану прав граждан, что не может не быть принципиально важным для государства и общества в целом. В деятельности адвокатуры сочетаются частный интерес конкретного лица, защиту прав которого осуществляет адвокат, и публичный интерес общества, направленный на соблюдение законности, прав и свобод населения. Гражданское общество в лице адвокатуры способно наиболее эффективно контролировать соблюдение государством прав конкретного гражданина и юридических лиц. Учитывая все вышеизложенное, полагаем, что правовой статус адвокатуры характеризуется определяемым нормами права ее положением в системе институтов гражданского общества, а этимологически «положение» — это место, роль в обществе, общественной жизни, в коллективе и т. п. Отсюда следует, что к элементам правового статуса адвокатуры можно отнести только те нормативные характеристики, которые непосредственно определяют ее место и роль среди институтов гражданского общества. К таковым, без сомнения, относятся основные направления деятельности. В то же время может сложиться мнение, что поскольку основные направления деятельности адвокатуры предопределены задачами, стоящими перед адвокатурой, а задачи в свою очередь определяются целями, то и они должны быть включены в перечень элементов правового статуса адвокатуры. Однако и цели, и задачи как государственных органов, так и иных институтов гражданского общества не являются юридическими явлениями. Они объективны, обусловлены закономерностями развития государства и общества, но к тому же они крайне фрагментарно, в основном через полномочия, закреплены в нормативных правовых актах. Поэтому, учитывая, что правовой статус — это нормативная категория, состоящая только из правовых элементов, цели и задачи, несмотря на то, что они во многом определяют направления деятельности адвокатуры, остаются за рамками ее правового статуса. Принципы организации и деятельности адвокатуры реализуются через основные направления адвокатской деятельности, определенные в законодательстве об адвокатской деятельности и адвокатуре, которые в свою очередь способствуют реализации основной функции адвокатуры — контроля за соблюдением государством правовых норм, признанием и соблюдением прав и свобод человека и гражданина <*>. ——————————— <*> См.: Кучерена А. Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. М., 2002. С. 61.

Таким образом, правовой статус адвокатуры Российской Федерации можно определить как ее правовое положение в системе институтов современного гражданского общества, органов государственной власти и местного самоуправления, определяемое принципами организации и деятельности адвокатуры и реализуемое в основных направлениях ее деятельности, закрепленных в законодательстве Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре. Следует отметить, что некоторые авторы, занимающиеся исследованием вопросов организации и деятельности современной отечественной адвокатуры, в своих работах выделяют и «статус адвокатуры», и «статус адвоката» <*>, но не дают определения этим понятиям. Диссертант разделяет такой подход, хотя в Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации говорится о статусе адвоката и нет упоминания о статусе адвокатуры. ——————————— <*> См., например: Бабурин С. Н., Глисков А. Г., Забейворота А. И. Комментарий к Закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». М., 2003. С. 143 — 175; Кучерена А. Г. Адвокатура: Учебник. М., 2004. С. 159, 199 — 217.

Полагаем, что статус адвоката в определенной степени зависит от статуса адвокатуры, и можно даже сказать, что в статусе адвоката находит свое продолжение и реализацию статус адвокатуры. В то же время было бы неправильно статус адвоката рассматривать только как простую конкретизацию статуса адвокатуры, поскольку такая постановка вопроса невольно порождает тезис о том, будто статус адвокатуры есть совокупность статусов членов адвокатского сообщества, что, конечно же, неверно. Эти понятия находятся в различных плоскостях, хотя и тесно связаны друг с другом. Для определения правового статуса адвоката следует выявить все составляющие его элементы. Это необходимо для того, чтобы иметь ясное представление о степени возможного влияния адвоката на те или иные процессы в обществе и государстве. Должно отметить, что в Федеральном законе об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации в гл. 3 «Статус адвоката» в ряде статей нашли свое закрепление элементы статуса адвоката: ст. 9 «Приобретение статуса адвоката», ст. 12 «Присвоение статуса адвоката», ст. 17 «Прекращение статуса адвоката». Отмеченные и некоторые другие положения Закона позволили профессору А. Г. Кучерене сгруппировать элементы статуса адвоката. Он считает, что «статус адвоката включает в себя следующие элементы: 1. Порядок и основания приобретения статуса адвоката. 2. Права и обязанности адвоката. 3. Порядок и основания приостановления и прекращения статуса адвоката. 4. Гарантии независимости адвоката. 5. Ответственность адвоката» <*>. ——————————— <*> Кучерена А. Г. Адвокатура: Учебник. М., 2004. С. 199.

В основном разделяя эту позицию автора, все же попытаемся уточнить некоторые положения, тем более что в названном Федеральном законе не дано определение правового статуса адвоката, а только отмечены его элементы. Но это позиция законодателя, а как свидетельствует анализ законотворческой деятельности в нашей стране, в силу объективных и разного рода субъективных причин при принятии закона могут быть допущены законотворческие ошибки <*>, пробелы, которые выявляются уже в процессе применения закона. ——————————— <*> См., например: Надев Р. К. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы // Подготовка и принятие законов в правовом государстве. М., 1998. С. 19 — 20.

Учитывая вышеизложенное, мы приходим к выводу, что всякий адвокат обладает определенным правовым статусом. Однако представляется не совсем верным и недостаточно полным определение правового статуса, данное в Большом юридическом словаре под редакцией А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских, как «(лат. status — состояние, положение) — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность прав и обязанностей» <1>, и в Советском энциклопедическом словаре: «правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина или юридического лица» <2>. Если согласиться с этими определениями статуса (правового статуса), то в значительной степени оно совпадает с правовым понятием «полномочие». В Словаре русского языка С. И. Ожегова «полномочие» определяется как «право», предоставленное кому-нибудь, на совершение чего-нибудь» <3>. А в энциклопедическом словаре «Политология» это понятие конкретизировано еще более определенно: «строго очерченный перечень прав и обязанностей, а также способов их реализации, предоставленных должностному лицу» <4>. ——————————— <1> Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 1998. С. 655. <2> Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1983. С. 1263. <3> Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. проф. Н. Ю. Шведовой. М., 1984. С. 479. <4> Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М., 1993. С. 306.

Основываясь на данном (последнем) определении, полагаем возможным и необходимым считать полномочия одним из элементов правового статуса адвоката. Подтверждением этого является то, что в Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации в ст. 6 «Полномочия адвоката», в п. 3 которой — «Адвокат вправе…» и в п. 4 — «Адвокат не вправе…» в значительной степени определены возможности и пределы (ограничения) прав и обязанностей российского адвоката на современном этапе. Однако при такой постановке вопроса главу 2 Закона «Права и обязанности адвоката», включающую в себя ст. 6 «Полномочия адвоката», ст. 7 «Обязанности адвоката» и ст. 8 «Адвокатская тайна», как нам представляется, следовало бы озаглавить «Полномочия адвоката», в которой были бы самостоятельные статьи, посвященные правам, обязанностям адвоката и способам их реализации. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит нормы, которые могут быть отнесены к институту неприкосновенности адвоката (ст. 8 «Адвокатская тайна» и ст. 18 «Гарантии независимости адвоката»). В статье 8 названного Закона указывается, что адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Кроме того, в этой же статье содержатся нормы, касающиеся проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката, а также использования полученных в ходе этих мероприятий и действий сведений, предметов и документов в качестве доказательств. Статья 18 определяет, что адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии). Эти ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем. Кроме того, указано, что истребование от адвокатов, работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается. Часть 4 ст. 18 содержит положение о том, что адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Что же касается уголовного преследования, то в ч. 5 ст. 18 сделана ссылка на гарантии адвокату, установленные уголовно-процессуальным законодательством. В справочной юридической литературе «неприкосновенность» как общее определение не представлена. Отсутствует и определение «неприкосновенность судьи, прокурора, следователя, адвоката» как частного или производного от общего явления. В то же время неприкосновенность судей закреплена в Конституции Российской Федерации и в международных правовых актах. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Авторы Комментария к УПК Российской Федерации под редакцией профессора И. Л. Петрухина считают, что «под адвокатом следует понимать лицо, получившее официальное свидетельство о допуске к адвокатской деятельности, независимо от того, в какой коллегии, консультации, бюро оно состоит. Адвокат — это также лицо, имеющее свидетельство (лицензию) на право заниматься адвокатской деятельностью единолично либо в составе кабинета, фирмы» <*>. ——————————— <*> См.: Комментарий к УПК РФ / Под ред. И. Л. Петрухина. М., 2002. С. 557.

Вообще Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст. 20) называет четыре формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, адвокатское бюро, коллегия адвокатов, юридическая консультация. При этом согласно ст. 21 этого Закона адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, должен учредить адвокатский кабинет, то есть индивидуально практикующий адвокат и адвокатский кабинет — это синонимы по форме организации. Поэтому, определение понятия «адвокат», данное в рассматриваемом комментарии к УПК РФ, является не вполне точным. С вступлением в силу с 1 июля 2002 г. Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокаты обрели долгожданные гарантии независимости (ст. 18). Комментаторы Закона об адвокатуре выделяют три вида гарантий независимости адвоката: профессиональные (связанные с адвокатской деятельностью), процессуальные (связанные с уголовным преследованием адвоката) и гарантии личной безопасности <*>. И с этим, пожалуй, следует согласиться. ——————————— <*> См.: Питулько К. В., Коряковцев В. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». СПб., 2002. С. 70.

Не вызывает сомнения необходимость гарантий, связанных с осуществлением адвокатской деятельности, таких, как запрет на воспрепятствование адвокатской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством, либо вмешательство в нее (ч. 1 ст. 18); запрет на привлечение адвоката к ответственности за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если судом не установлена виновность адвоката в преступном действии или бездействии (ч. 2 ст. 18); запрет на истребование сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам (ч. 3 ст. 18). Также необходимой представляется гарантия государственной защиты адвоката, членов его семьи и их имущества (ч. 4 ст. 18), поскольку велика вероятность оказания давления на адвоката представителями преступного сообщества. Однако данная норма закона носит декларативный характер, поскольку не раскрывает ни возможных мер безопасности, ни порядка их применения, возлагая обязанность по принятию таких мер на органы внутренних дел. Как правильно отмечал А. И. Цароев, «необходимо предусмотреть в Федеральном законе об адвокатской деятельности и адвокатуре конкретные меры обеспечения безопасности и порядок их применения, взяв за основу меры, предусмотренные в Федеральном законе от 22 марта 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», либо включать адвокатов в перечень лиц, установленный ст. 2 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» <*>. Статья 1 данного Закона предусматривает, что «обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных настоящим Федеральным законом мер безопасности, правовой и социальной защиты (далее — меры государственной защиты), применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. ——————————— <*> Цароев А. И. Гарантии независимости и неприкосновенности судей: Дис. … канд. наук. М., 2002. С. 18 — 19.

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность». Этот Закон (ст. 3) устанавливает следующие виды государственной защиты: — применение уполномоченными на то государственными органами (далее — органы, обеспечивающие безопасность) мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества; — применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество; — осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного этим Федеральным законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью. Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности (ст. 5 Закона): 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое место жительства; 7) замена документов, изменение внешности. Кроме того, в целях реализации перечисленных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Опираясь на изложенные материалы, полагаем, что гарантии безопасности адвоката, направленные против посягательства преступных элементов (т. е. физического воздействия, угроз, расправы и т. п.), а также гарантии его неприкосновенности являются неотъемлемыми элементами правового статуса современного российского адвоката. Таким образом, с нашей точки зрения, вряд ли стоит выделять в качестве самостоятельных элементов статуса адвоката «порядок и основания приобретения статуса адвоката», а также «порядок и условия приостановления и прекращения статуса адвоката». Полагаем, что это скорее процедурные моменты, которые, конечно же, следует раскрыть в рамках нашего исследования, однако они не могут быть признаны самостоятельными элементами статуса адвоката и должны рассматриваться наряду с включенными в главу 3 «Статус адвоката» Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статьями, регулирующими допуск претендента на получение статуса адвоката к квалификационному экзамену, условий и порядка его проведения, порядок принятия присяги адвоката, посвященных реестру адвокатов и др. Статус адвоката включает в себя «полномочия адвоката», а также «гарантии безопасности» и «гарантии неприкосновенности адвоката». То есть статус адвоката, как мы полагаем, включает следующие элементы: 1. Полномочия адвоката (права, обязанности и способы их реализации). 2. Гарантии независимости адвоката. 3. Гарантии безопасности адвоката. 4. Гарантии неприкосновенности адвоката. 5. Ответственность адвоката. Определив элементы статуса адвоката, попытаемся дать определение понятию правового статуса адвоката. Правовой статус адвоката — правовое положение адвоката, определяемое совокупностью правовых норм, регулирующих общественные отношения с институтами гражданского общества, органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами, закрепленное в законодательстве Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре, определяемое полномочиями адвоката, гарантиями независимости, безопасности и неприкосновенности, а также ответственностью адвоката.

——————————————————————