Первый День российской адвокатуры

(Юрьева Л.)

(«Адвокат», 2006, N 6)

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ

Л. ЮРЬЕВА

Лада Юрьева, корреспондент журнала «Адвокат».

7 июня в Колонном зале Дома Союзов состоялась торжественная церемония празднования Дня российской адвокатуры, организованная Федеральной палатой адвокатов и Комитетом по награждению адвокатскими наградами им. Ф. Н. Плевако при участии Гильдии российских адвокатов и Федерального союза адвокатов.

Решение об учреждении Дня российской адвокатуры было принято чуть более года назад Вторым Всероссийским съездом адвокатов. В резолюции Съезда N 4 от 8 апреля 2005 г. закреплено, что Днем российской адвокатуры считается день принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» — 31 мая.

На федеральном уровне празднование Дня российской адвокатуры проводилось впервые. Также впервые состоялось одновременное вручение высших адвокатских наград: ордена «За верность адвокатскому долгу» и Золотой медали «За заслуги в защите прав и свобод российских граждан» (учреждены Федеральной палатой адвокатов в 2004 г.), Золотой медали им. Ф. Н. Плевако и др.

Кроме адвокатов на торжественной церемонии присутствовали представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, высших судов Российской Федерации, Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, профильных академий и вузов.

Торжественная обстановка не помешала собравшимся обсудить некоторые из насущных проблем адвокатуры на научно-практической конференции, которая ежегодно проводится Российской академией адвокатуры, Гильдией российских адвокатов, Федеральным союзом адвокатов РФ, Международным Союзом адвокатов при поддержке Федеральной палаты адвокатов РФ. На этот раз конференция была приурочена ко Дню российской адвокатуры и проведена в Колонном зале до начала основных торжеств.

Главный праздник российской адвокатуры начался тожественно, но вполне по-деловому. Участники ежегодной научно-практической конференции обсуждали как общие проблемы развития российской адвокатуры, так и острые вопросы текущего момента. Открыл конференцию президент Федеральной палаты адвокатов Е. В. Семеняко. В своем приветственном слове он поздравил коллег с профессиональным праздником. Президент ФПА отметил: «Российская адвокатура сегодня является профессиональным объединением правозащитников. В нашей корпорации сейчас очень много молодых адвокатов, делающих первые шаги на этом поприще». Е. В. Семеняко выразил убеждение, что сегодня адвокатура располагает большим потенциалом, у нее стало значительно больше возможностей отстоять как свое профессиональное достоинство, так и независимость от власти.

Развивая эту мысль, следующий докладчик — первый вице-президент Международного союза адвокатов А. А. Рогаткин привел несколько исторических примеров: «Адвокатура ни одной страны не выдерживала столько тягот, гонений и преследований, как наша российская адвокатура». А. А. Рогаткин напомнил о событиях 1906 г., когда был арестован весь Совет присяжных-поверенных г. Иваново, и 1913 г., когда было привлечено к уголовной ответственности 200 адвокатов Петрограда. Потом начались гонения при советской власти. В 1985 г. в Москву приехала «великолепная семерка» во главе со следователем из Нижнего Тагила товарищем Каратаевым, и три года МГКА переживала тяжелый период «каратаевщины».

«Мы выдержали все, боролись и справились с трудностями. Именно тогда родилась идея создания Международного Союза (Содружества) адвокатов — чтобы не подставлять каждую коллегию в одиночестве таким каратаевым. Союз довольно активно и успешно способствует международному авторитету нашей адвокатуры».

Далее с докладами выступили: ректор Российской академии адвокатуры, президент Гильдии российских адвокатов, член Общественной палаты РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Г. Б. Мирзоев; депутат Государственной Думы Ю. П. Иванов; президент Федерального союза адвокатов России, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ А. П. Галоганов; вице-президент Российской академии адвокатуры, член Общественной палаты РФ, доктор юридических наук А. Г. Кучерена; главный советник Администрации Президента РФ М. И. Палиев; проректор Российской академии адвокатуры, доктор юридических наук, заслуженный деятель науки РФ А. Д. Бойков; заместитель президента ГРА, председатель президиума МКА «Ресурс», кандидат юридических наук Н. В. Андрианов; вице-президент Федерального союза адвокатов России, кандидат юридических наук И. С. Яртых.

Г. Б. Мирзоев в своем выступлении («Адвокатура и общество») акцентировал внимание на том, что некоторые функции адвокатов хотят отдать регистрационным палатам субъектов РФ, а этого ни в коем случае нельзя допустить.

Адвокаты порой испытывают большое давление со стороны правоохранительных структур. Г. Б. Мирзоев призвал всех адвокатов, являющихся сегодня, по сути, единственными защитниками граждан, умело «работать» с властью, не позволяя чиновникам отнимать независимость адвокатуры. «Мы должны единым строем отстоять нашу адвокатскую позицию! В Госдуме у нас защитников один — два и обчелся, и в Общественной палате РФ только четыре адвоката… Адвокатам необходимо внедряться в государственные и общественные органы для отстаивания своих прав и интересов».

Следующий докладчик — депутат Госдумы Ю. П. Иванов отметил, что еще лет 10 назад у адвокатуры не было единства, работать было тяжело. «Можно себе представить и сам процесс принятия Закона об адвокатуре четыре года назад, когда двадцать адвокатов, представлявших разные коллегии и разные адвокатские корпорации, пробивали каждый свою поправку. Сейчас ситуация изменилась. В стране строится вертикаль, строятся адвокатские вертикали, в хорошем смысле этого слова. Началась плодотворная работа! Сегодня условия для контактов власти с адвокатами очень хорошие». По словам депутата, каждая строчка, каждая норма Закона об адвокатуре была согласована с представителями адвокатского сообщества. «Я не хочу сказать, что Закон об адвокатуре совершенен, но с точки зрения налоговой нагрузки, которая не нравится никому и никогда, адвокатура по сравнению с другими образованиями, работает во вполне приличных условиях».

Ю. П. Иванов поделился новостью, оказавшейся для многих неожиданной: «Буквально неделю назад нам в комитет поступил целый том из нескольких десятков поправок в Федеральный закон об адвокатуре от депутатов самых разных фракций. Опять предлагается наделить соответствующие структуры исполнительной власти правом подробно определять порядок назначения адвокатов по ст. 51 УПК РФ. Этого нельзя допустить», — подытожил депутат.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ А. П. Галоганов (доклад «Государство и адвокатура») начал с исторической параллели. Он отметил, что создание присяжной адвокатуры, совета присяжных поверенных после 1864 г. не освободило адвокатуру от проблем и трудностей. После знаменитого судебного процесса по делу Веры Засулич начались гонения на адвокатуру, усиление властного контроля за адвокатами, но голос адвоката всегда был слышен в зале. «После принятия действующего Закона об адвокатуре отношения между государством и адвокатурой стали более цивилизованными, и мне обидно слышать, что многие опять хотят усилить контроль над адвокатурой».

Особое внимание А. П. Галоганов уделил теме создания государственных бюро бесплатной юридической помощи — эксперименту, который стартовал с 2006 г. в 10 регионах нашей страны и продолжается в настоящее время. Наверное, создавать такие непонятные бюро неэтично по отношению к адвокатуре. С 1864 г. адвокаты и так бесплатно занимаются этими делами. Никто не заставлял их это делать, это традиция российской адвокатуры. Бедных защищали и такие светила, как Ф. Н. Плевако и Н. П. Карабчевский. Власть не посоветовалась с адвокатами, не посмотрела на ст. 48 Конституции РФ, которая прямо говорит о том, что это входит в обязанности адвокатуры.

А. П. Галоганов привел статистику по деятельности государственных бюро: на данный момент с адвокатами заключено только 11 соглашений, и это на всю Россию. Таких экспериментов не должно быть. Экспериментировать с защитой прав человека никому не дано!

Докладчик коснулся и вопроса о поправках, упомянутых депутатом Ю. П. Ивановым. «Процитирую только несколько поправок, которые внесены в Госдуму. Итак:

1) в пункте 2 ст. 6 слова «форма ордера утверждается федеральным органом юстиции» заменить словами «форма ордера, а также порядок изготовления, выдачи и учета ордеров, утверждается федеральным органом юстиции»;

2) пункт 2 ст. 21 после слов «совет адвокатской палаты» дополнить словами «федеральный орган государственной регистрации»;

3) пункт 7 ст. 22 после слов «совет адвокатской палаты» дополнить словами «и территориальный орган государственной регистрации».

«Надо работать с депутатами, надо работать с властью, — завершил свое выступление А. П. Галоганов, — но не только «критику наводить», а внести свои поправки, те, которые действительно нам нужны. Адвокатура была и есть термометр демократии в обществе».

Член Общественной палаты РФ А. Г. Кучерена (доклад «Адвокатура как институт гражданского общества») отметил: «Всегда были и будут люди, которым не нравятся адвокаты». Есть многие прокуроры, которые хотели бы видеть, как адвокат сидит на скамейке и молчит, не отстаивая позицию своего доверителя. А. Г. Кучерена предложил собравшимся выйти с обращением к Президенту РФ, изложив ситуацию как с государственными бюро, так и с пакетом внесенных недавно в Госдуму ненужных и бессмысленных поправок.

«Эксперименты с адвокатурой к добру не приведут! Услышав об этом эксперименте, я долго не мог поверить в это. Малоимущий сначала должен походить по государственным инстанциям, собрать все справки и доказать, что он малоимущий, и только тогда ему будет оказана бесплатная юридическая помощь. И на это выделяются деньги! В Европе, быть может, этот институт и эффективен, но не в России. Так получилось, потому что мы молчим».

Докладчик рассказал о проекте «Социальная адвокатура», которым он сейчас активно занимается. «Люди у нас не знают элементарного — своих прав, причем даже люди, имеющие высшее образование». Проект «Социальная адвокатура» предусматривает финансирование оплаты труда адвокатов со стороны местного бизнеса. По мнению А. Г. Кучерены, это очень хорошо, ведь по крайней мере адвокаты не будут зависеть от государства.

Высказывания А. Г. Кучерены вызвали реплику президента ФПА Е. В. Семеняко. Он возразил, что делить адвокатуру на «социальную» и «несоциальную», строить новые «параллели» считает неправильным. «Думаю, что само обнародование института социальной адвокатуры наводит на мысль, что адвокатура этими вопросами не занимается, поэтому якобы и нужна какая-то особая адвокатура. Это — первый шаг к расколу на, например, муниципальную, государственную адвокатуру и т. д. Это намек на то, что мы якобы не справляемся с нашими обязанностями, со своей главной функцией института гражданского общества. Но это не так! Мы выполняем задачи, которые на нас возложены обществом и государством».

На взгляд Е. В. Семеняко, привлечь бизнес для содействия адвокатскому сообществу в оказании бесплатной юридической помощи населению — прекрасная идея, но почему это надо делать без Адвокатской палаты, почему палата должна быть отстранена от этого?

По вопросу о последних поправках в Закон об адвокатуре Президент ФПА рекомендовал А. Г. Кучерене содействовать назначению и проведению слушаний в Общественной палате РФ. Слушания должны привлечь внимание не только к этим конкретным поправкам, но и к общим вопросам организации адвокатской деятельности и института адвокатуры, места и роли адвокатуры, ее взаимоотношениям с властью.

Главный советник Администрации Президента РФ М. И. Палиев начал свое выступление с призыва к ответственности. Он отметил, что за четыре года с момента принятия Закона об адвокатуре произошло много позитивных сдвигов, благоприятных для развития адвокатуры. Тот аванс, который содержится в Законе об адвокатуре, нужно отработать.

«В 1992 г. был принят Закон о статусе судьи, когда судьи получили независимость, самостоятельность и массу социальных привилегий. Многие восприняли это как узаконенную безнаказанность. Очень боюсь, что это произойдет и с адвокатурой». С другой стороны, М. И. Палиев отметил проблемы, с которыми приходится ежедневно сталкиваться адвокатам, практикующим по уголовным делам. После принятия УПК РФ, который вступил в силу в один день с Законом об адвокатуре (1 июля 2002 г.), количество арестов в качестве меры пресечения резко (на 40%) уменьшилось, потому что право на арест перешло от прокурора к судье. Но вот прошло время, прокуратура оправилась, и сейчас, по данным ФСИН, следственные изоляторы вновь переполнены…» Если еще в 2004 г. судьи удовлетворили 90% ходатайств прокуроров об избрании ареста в качестве меры пресечения, то сейчас эта цифра выросла до 96%. Около 60% лиц, которые были арестованы в ходе предварительного следствия, впоследствии получили наказания, не связанные с лишением свободы! УПК РФ гласит, что арест в качестве меры пресечения применяется при невозможности избрания другой, более мягкой меры. Законодатель сделал все, чтобы судьи и прокуроры очень тщательно подходили к избранию этой меры, но это мало влияет на положение дел.

«Я отдаю себе отчет в том, что равноправие сторон и состязательность на этой стадии оставляют желать лучшего. Такое количество удовлетворенных ходатайств о заключении под стражу — 96% не может быть терпимо, это выходит за рамки здравого смысла, — подчеркнул М. И. Палиев и завершил свою мысль упреком в адрес ФПА, — но почему, когда права адвоката нарушаются, Федеральная палата адвокатов РФ не делает соответствующих обобщений?»

Независимость адвокатуры и ее защита, недопустимость внесения не согласованных с адвокатским сообществом поправок в Закон об адвокатуре — эти вопросы оказались главной темой конференции. Многообразие высказанных мнений и точек зрения удачно резюмировал президент Адвокатской палаты г. Москвы Г. М. Резник. Он высказал категорическое несогласие с внесенным в Госдуму пакетом поправок в Закон об адвокатуре: «Это акт агрессии по отношению к адвокатуре, это неуважение к закону, к законодателю и к адвокатам». Г. М. Резник резко возразил и против тезиса о необходимости срочно заполнять пробелы Закона:

«После поправок от 24 декабря 2005 г. Закон об адвокатуре идеально выстроен в соответствии с четкой концепцией. Внесенные сейчас в Парламент поправки — это ревизия тех поправок, которые были внесены в декабре прошлого года. И этого нельзя допустить, в противном случае мы вернемся к той редакции норм, которые тогда были сочтены плохими».

В середине дня в Колонном зале Дома Союзов состоялась торжественная церемония вручения адвокатских наград, кульминацией которой стало награждение президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Е. В. Семеняко орденом «Слава нации» за благородство помыслов, за беззаветное служение идеалам добра и милосердия. Среди награжденных — ряд членов Адвокатской палаты г. Москвы.

Поздравляем московских адвокатов, удостоенных высших профессиональных наград за 2005 г.!

Орденом «За верность адвокатскому долгу» награжден:

Ривкин Константин Евгеньевич, коллегия адвокатов «Каганер и партнеры».

Золотой медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» награждены:

Бару Евгений Александрович, МГКА;

Буробин Виктор Николаевич, адвокатская фирма «Юстина»;

Львова Елена Юлиановна, коллегия адвокатов «Львова и партнеры»;

Пиксин Николай Николаевич, адвокатское бюро «Пиксин и партнеры».

Серебряной медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» награждена:

Липцер Елена Львовна, МГКА.

Особой наградой Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации «За честь и достоинство» награжден:

Филатов Александр Романович, МГКА.

Золотой медалью имени Ф. Н. Плевако (номинация «За высокое профессиональное мастерство, успехи в защите законных интересов граждан и организаций и многолетний добросовестный труд») награждены:

Данильченко Анатолий Александрович, Межреспубликанская коллегия адвокатов;

Живина Алла Викторовна, МГКА;

Рогаткин Алексей Алексеевич, МГКА;

Розенталь Михаил Яковлевич, коллегия адвокатов «Адвокат».

Золотой медалью имени Ф. Н. Плевако (номинация «За крупный вклад в развитие российской адвокатуры и укрепление ее единства, подготовку квалифицированных кадров») награждены:

Залманов Валерий Яковлевич, Московская межтерриториальная коллегия адвокатов;

Игонин Владимир Сергеевич, коллегия адвокатов «Московский юридический центр»;

Коршиков Петр Стратонович, коллегия адвокатов «Гауф и партнеры»;

Федотов Михаил Александрович, адвокатский кабинет.

Дипломом с вручением бронзового бюста Ф. Н. Плевако «За особый (выдающийся) вклад в укрепление единства российской адвокатуры» награжден:

Клен Николай Наумович, Межреспубликанская коллегия адвокатов.

——————————————————————