К вопросу о роли адвоката при рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

(Орлова Ю. Р.) («Адвокатская практика», 2006, N 6)

К ВОПРОСУ О РОЛИ АДВОКАТА ПРИ РАССМОТРЕНИИ МАТЕРИАЛОВ О ПОМЕЩЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Ю. Р. ОРЛОВА

Орлова Ю. Р., кандидат юридических наук.

В последнее десятилетие XX в. мировое сообщество обратило особое внимание на необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних. Подписав главный международный документ в сфере защиты прав несовершеннолетних — Конвенцию о правах ребенка <1>, Россия тем самым взяла на себя обязательство привести в соответствие с ним национальное законодательство. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. ——————————— <1> Знаковым событием стало принятие 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Конвенции о правах ребенка, к которой 13 июня 1990 г. присоединилось наше государство.

Так, в соответствии с международными обязательствами российская система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на них были всегда соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами правонарушения, а также содействовали их перевоспитанию. Поэтому по отношению к несовершеннолетнему уголовная политика российского государства имеет двоякое содержание: с одной стороны, она, естественно, осуждает противозаконные действия несовершеннолетнего и делает все возможное, чтобы он понес справедливое наказание, а с другой — обеспечивает его повышенную охрану. Такая охрана осуществляется не только в отношении потерпевшего, но распространяется и на субъект преступления <2>. В первую очередь повышенная охрана проявляется в самих формах реализации уголовной ответственности несовершеннолетних, в том числе назначении отдельных видов наказаний и в возможности применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия. ——————————— <2> Ювенальное право: Учебник для вузов. Воронеж: ВИ МВД РФ, 2005. С. 77.

Действующим законодательством предусмотрено два абсолютно разных основания для помещения несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (разных по своей правовой природе): 1) первое основание предусмотрено ч. 2 ст. 92 УК РФ, согласно которой несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Как принудительная мера воспитательного воздействия помещение в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода; 2) второе основание предусматривает направление малолетних в возрасте от 11 до 18 лет в специальные учебно-воспитательные учреждения в качестве одной из мер воспитательного воздействия, которые могут быть применены к подростку судом по итогам производства по делам о запрещенных уголовным законом деяниях лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Вместе с тем и первое, и второе основания предусматривают особый судебный порядок направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения. Наряду с этим действующий УПК РФ практически не освещает вопросы применения данных мер воспитательного воздействия. Немного ситуация прояснилась после принятия в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который закрепил процедуру помещения малолетних правонарушителей в названные учреждения, а также определил круг лиц, участвующих в производстве по делам несовершеннолетних. Вступление с 1 июля 2002 г. и выделение отдельной гл. 50 УПК РФ «Производство по делам несовершеннолетних» не сняло остроты обсуждаемой проблемы, поскольку ст. 432 УПК РФ не распространяет свое действие на малолетних лиц, совершивших общественно опасное деяние. А следовательно, процессуальный порядок направления несовершеннолетних в такие учреждения остался неопределенным. Одним из проявлений повышенного внимания к охране прав несовершеннолетних при рассмотрении в отношении их уголовных дел является удвоенное представительство их интересов в уголовном процессе — одновременно в деле участвует адвокат (защитник) и законный представитель. Изучение материалов, поступивших в суд по данной категории дел, несмотря на многоаспектность деятельности адвоката, свидетельствует о том, что роль адвоката в процессе чаще всего сводится к пассивному поведению (пребыванию) адвоката при рассмотрении таких дел уже в судебном заседании, несмотря на огромный потенциал средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. С определенной степенью условности можно выделить три основных этапа деятельности адвоката. 1. При направлении материалов о помещении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в суд. 2. Участие адвоката в судебном заседании и принятии решения о возможности помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение. 3. Участие адвоката при обжаловании решения судьи в случае незаконного помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Следует заметить, что общий порядок направления в суд материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа определяется в ст. 27 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которой для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа начальник органа внутренних дел или прокурор направляют в суд по месту их жительства: 1) прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетнего или материалы об отказе в его возбуждении. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что УПК РФ не содержит и правовых положений, подчеркивающих специфику разрешения первичных материалов с участием несовершеннолетних (малолетних). На практике данное обстоятельство вызывает дополнительные трудности как для работы государственных органов, так и для обеспечения прав и законных интересов указанных субъектов при осуществлении проверки материалов <3>. К сожалению, не решил этих проблем и УПК РФ, вступивший в законную силу с 1 июля 2002 г. Специалистами неоднократно отмечалось и фактическое бесправие и отсутствие возможности получить юридическую помощь по делам о совершении общественно опасных деяний несовершеннолетними (малолетними), а также отсутствие в УПК РФ нормативных предписаний о порядке направления лиц, не достигших возраста уголовной ответственности и совершивших тяжкие общественно опасные деяния, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; ——————————— <3> На имеющийся законодательный пробел в этой части справедливо указывали и отдельные специалисты в области уголовного процесса. См., например: Николюк В. В. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы расследования преступлений несовершеннолетних: Тезисы докладов и сообщений. Омск, 1992. С. 5; Галимов О. Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. СПб.: Питер, 2001. С. 77.

2) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа; 3) характеристику с места учебы (работы) несовершеннолетнего; 4) акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего; 5) справку органа внутренних дел, содержащую сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия; 6) заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Вышеуказанные материалы направляются в суд по месту жительства несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в течение 30 суток со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении указанного несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении. Материалы, характеризующие личность подростка, перед их направлением в суд представляются для ознакомления несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, и его родителям или иным законным представителям, которые имеют право пользоваться юридической помощью адвоката. Об ознакомлении с указанными материалами и о получении ответов на свои ходатайства, жалобы и заявления заинтересованные лица делают в представленном материале соответствующую запись. В суд вызываются несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности, его родители или иные законные представители, а по усмотрению судьи и иные лица. Наряду с прокурором законом предусматривается обязательное участие адвоката в рассмотрении указанных материалов. После оглашения необходимых документов исследуются материалы, рассматриваются ходатайства, выясняются обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, заслушиваются выступления несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, его родителей или иных законных представителей, иных лиц, прокурора и адвоката. По результатам рассмотрения материалов судья выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании и содержит решение о: 1) направлении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа с указанием срока применения этой принудительной меры воспитательного воздействия и помещении его в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на время, необходимое для доставления несовершеннолетнего в указанное учреждение; 2) направлении материалов в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для применения к несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия в случаях, если судом установлены обстоятельства, подтверждающие возможность перевоспитания указанного несовершеннолетнего без его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, либо выявлены причины, препятствующие его помещению в указанное учреждение; 3) прекращении производства по материалам. По просьбе несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, достигшего возраста четырнадцати лет, либо его родителей или иных законных представителей адвокат может обжаловать в вышестоящий суд постановление судьи в течение 10 суток со дня получения копии указанного постановления. По результатам рассмотрения жалобы или протеста прокурора на постановление судьи председатель вышестоящего суда принимает одно из следующих решений: 1) оставляет постановление судьи без изменения, а жалобу или протест прокурора без удовлетворения; 2) отменяет постановление судьи и направляет материалы на несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в суд для нового рассмотрения. Основная задача участия адвоката по данной категории дел — оказание квалифицированной помощи несовершеннолетнему при осуществлении проверки материалов, в частности определение достоверности поступившей информации и обеспечение законности и обоснованности принимаемого итогового решения в отношении малолетнего правонарушителя по результатам проверки. Следует заметить, что несмотря на то, что производство по разрешению заявлений и сообщений об общественно опасных деяниях с участием малолетних производится по общим правилам, установленным УПК РФ <4>, анализ юридической литературы и правовых предписаний по рассматриваемой проблеме позволяет выделить некоторые его особенности. Об актуальности вопроса свидетельствует и тот факт, что ежегодно выносится более 100 тыс. решений об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением несовершеннолетними возраста привлечения к уголовной ответственности, и это не считая латентных преступлений, совершаемых несовершеннолетними. ——————————— <4> Глава 19 УПК РФ «Поводы и основание для возбуждения уголовного дела».

Мы соглашаемся с О. Х. Галимовым, предлагающим использовать в УПК для обозначения таких субъектов такое понятие, как «лицо, совершившее запрещенное уголовным законом деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность». Наши оппоненты могут нам возразить и отметить два признака несовершенства предложенного определения: во-первых, его громоздкость (по сравнению с определениями других участников уголовного процесса, такими как подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший), во-вторых, данное понятие не охватывает круг лиц, которые в соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ хоть и достигли возраста привлечения к уголовной ответственности, но освобождаются от уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, и которые во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Таким образом, предложенное определение позволило бы использовать единообразную терминологию как на стадии возбуждения уголовного дела, в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании при применении к ним такой меры, как помещение в спецшколу или спецучилище. Действующее законодательство позволяет адвокату использовать различные формы участия при рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Прежде всего это заявление ходатайств и дача по ним объяснений. Вместе с тем представленные адвокатом ходатайства можно разделить на ходатайства контрольного характера и ходатайства подготовительные. В ходатайствах контрольного характера защитник несовершеннолетнего может указать на такие обстоятельства по делу, которые могут повлечь за собой прекращение или приостановление дела. В ряде случаев подобные ходатайства адвокаты заявляли и на предварительном расследовании, но следователи отказывали в удовлетворении их по каким-либо причинам. Выборочное изучение отказных материалов показало, что основная деятельность адвоката на стадии проверки зарегистрированных материалов сводится к постановке вопросов об относимости, допустимости или недостаточности тех или иных доказательств, содержащихся в материалах дела <5>. Он может заявить ходатайство и о недостаточности доказательств, которыми устанавливаются отдельные факты и обстоятельства (ст. 73 УПК), например характеризующих личность несовершеннолетнего (п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК), или о недопустимости приведенного в качестве доказательства факта, который может неблагоприятно сказаться на психике несовершеннолетнего обвиняемого. ——————————— <5> Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность в России. Москва; Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ», 2004. С. 118 — 119.

Важно отметить, что, по сути, возможны две ситуации, от которых будет зависеть и тактика поведения адвоката: 1) когда в ходе проверки материалов очевиден возраст несовершеннолетнего и квалификация содеянного им. В этом случае решение принимается в течение 10 дней с момента регистрации указанного заявления или сообщения и процессуальное решение оформляется вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; 2) когда преступление первоначально было не раскрыто, по материалам проверки возбуждено уголовное дело, а в последующем было установлено лицо, совершившее преступление, но его возраст не допускает наступления уголовной ответственности. В данном случае процессуальной формой принятого решения является вынесение постановления о прекращении уголовного преследования. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. К сожалению, согласно установленным правилам, материалы о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа рассматриваются судьей в течение 10 суток со дня их поступления в суд, что безусловно свидетельствует о коллизии правовых норм, а как следствие, проблемах, связанных с участием адвоката при рассмотрении данной категории дел. Важным в сфере защиты прав, на наш взгляд, является и право беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине и в условиях конфиденциальности, без ограничения числа свиданий и их продолжительности и т. д. <6>. ——————————— <6> Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. 2005. N 2(8). С. 8.

Реализуя свои функции, во второй ситуации защитник в своих ходатайствах может указать и на нарушения следователем или лицом, производящим дознание, закона при проведении экспертиз, очных ставок, проверок показаний на месте и других следственных действий; при ознакомлении обвиняемого со всеми материалами дела по окончании следствия. Существенными нарушениями, влекущими за собой признание доказательств недопустимыми, могут быть признаны доказательства, полученные с нарушением закона (ч. 2 ст. 75 УПК). Важным моментом в деятельности защитника в рассматриваемой стадии является проверка им правильности составления постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или постановления о прекращении уголовного дела. Эта проверка должна быть произведена с особой тщательностью, что обусловливается некоторой спецификой составления данного процессуального акта по делам несовершеннолетних. В основе ее лежат особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних обвиняемых, необходимость в дополнительных гарантиях права на защиту этой категории обвиняемых. Важно, чтобы окончательное процессуальное решение было составлено таким образом, чтобы оно было понято и усвоено несовершеннолетним обвиняемым. Благодаря этому повышаются гарантии осуществления защиты непосредственно обвиняемым своих прав, увеличиваются возможности оказания на него воспитательного воздействия <7>. ——————————— <7> Леоненко В. В. Судебное производство по делам о преступлениях несовершеннолетних. Киев: Наукова думка, 1987. С. 53 — 92.

Защитник может ходатайствовать перед органами предварительного следствия и судом и об ограничении круга лиц, участвующих в деле. Изучив материалы уголовного дела, ознакомившись с условиями воспитания и семьей несовершеннолетнего подсудимого, защитник может прийти к выводу, что законный представитель не может участвовать в деле. Мотивы ходатайства защитник должен представить органам предварительного следствия аргументированно и убедительно. Руководствуясь общей нормой, в соответствии со ст. 426 УПК РФ законный представитель может быть отстранен от участия в деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. Об этом выносится соответствующее постановление. Вся деятельность защитника по делам несовершеннолетних должна быть направлена на выяснение обстоятельств, оправдывающих несовершеннолетнего или смягчающих его ответственность, а также на возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и назначении принудительных мер воспитательного воздействия, не связанных с изоляцией от общества. Защитник должен обращать внимание органов предварительного следствия на психическое состояние подростка. При ознакомлении с материалами прежде всего адвокат должен выяснить возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения), установить условия его жизни и воспитания. Адвокат может представить характеризующий материал о подростке, его родителях с места жительства или работы. На практике адвокатами наиболее часто заявляются ходатайства о приобщении к делу характеристик на подростка, справок (например, из медицинских учреждений), почетных грамот <8>. Представление защитником этих документов помогает суду прийти к объективным выводам о личности несовершеннолетнего подсудимого. ——————————— <8> Игнатов С. Д. Особенности процессуальной деятельности адвоката-защитника по делам несовершеннолетних в суде первой инстанции // Адвокатская практика. 2003. N 4. С. 15.

В части доказывания события преступления по делам несовершеннолетних адвокат-защитник должен обратить внимание следователя на такие специфические моменты, как: возможность подростка с учетом уровня его физического или психического развития, жизненного опыта, необходимых навыков самостоятельно подготовить, осуществить или скрыть конкретное преступление. Адвокат вправе приводить факты невиновности подзащитного и указывать контраргументы обвинению. Если вина несовершеннолетнего полностью доказана лицом, производящим проверку материала, защитник говорит о смягчающих и оправдывающих его обстоятельствах дела <9>. В первую очередь, смягчающим ответственность обстоятельством защитник должен назвать возраст подсудимого, а затем все остальное. Не следует забывать, что участие адвоката по делам несовершеннолетних всегда требует наличия особых психологических знаний, позволяющих установить контакт с несовершеннолетним. Поэтому целесообразна специализация адвокатов в этой сфере. Исходя из содержания Закона, предоставление услуг адвоката является бесплатным <10>, в то же время это не исключает возможности привлечения адвоката для участия в деле и на договорной основе. ——————————— <9> Кречетова Л. В. Защитник в уголовном процессе. Оренбург, 2000. С. 74. <10> Статья 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» предусматривает, что юридическая помощь несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывается бесплатно.

Так, М. Б. Смоленский отмечает: «Адвокат, собирая доказательства, должен двигаться в двух направлениях. Во-первых, подрывать достоверность доказательств обвинения. Этот метод защиты чисто критический и может принести успех только на зарождении недоверия к доказательствам обвинения. Во-вторых, адвокат может доказывать факты, стоящие в противоречии с данными обвинениями. Задача адвоката облегчается тем, что обвинение должно доказать без сомнения факты, подтверждающие вину обвиняемого, а защите достаточно только зародить существенное сомнение в достоверности доказательств обвинения, при этом сомнения должны в соответствии с законом толковаться в пользу подсудимого» <11>. Очевидно, что защищать свои права несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому без квалифицированной юридической помощи достаточно затруднительно. ——————————— <11> Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность в России. М.; Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ», 2004. С. 122.

Изучение материалов следственной и судебной практики, представляемых в суд, позволяет выявить следующие недостатки в организации работы по данному направлению. 1. Несовершеннолетние и их законные представители не уведомляются органами дознаниями, производящими проверку материалов, о возможности привлечения адвоката для ознакомления с ними. 2. Адвокаты при участии в судебных заседаниях по делам данной категории не изучают и не анализируют представленные материалы, а лишь формально присутствуют в процессах, что, в свою очередь, приводит к нарушению прав несовершеннолетних при отправлении правосудия в отношении их. В частности, имелись случаи помещения несовершеннолетних в спецшколу при отсутствии полного медицинского заключения о состоянии здоровья подростка. 3. В отличие от уголовного судопроизводства при рассмотрении материалов о помещении подростка в спецшколу адвокатами практически не используется такая форма реагирования, как обжалование решения судей при принятии решения о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Подводя итог вышесказанному, считаем целесообразным закрепить в УПК РФ самостоятельную статью, регулирующую порядок досудебного производства и применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, определив статус такого лица и полномочия адвоката при участии по данной категории дел. И в заключение хотелось бы привести слова Н. М. Игнатовой, считающей, что «новый УПК РФ в целом предоставляет защитнику широкие возможности для оказания юридической помощи несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому или подсудимому. Максимально полное и творческое их использование должно обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. В то же время в ряде случаев практика требует дальнейшей и более подробной регламентации деятельности защитника, что в конечном итоге послужит важной гарантией своевременного устранения судебных ошибок» <12>. ——————————— <12> Игнатова Н. М. Новеллы процессуальной регламентации деятельности защитника по делам в отношении несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного процесса России по УПК 2001 года // Механизм реализации норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: проблемы и пути их разрешения: Межвузовский сборник. Ижевск, 2003. С. 128.

——————————————————————