Надзор за розыском без вести пропавших

(Тимергалиев И.)

(«Законность», 2007, N 6)

НАДЗОР ЗА РОЗЫСКОМ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ

И. ТИМЕРГАЛИЕВ

Тимергалиев И., прокурор-криминалист прокуратуры Республики Татарстан.

Ежегодно правоохранительные органы не могут установить судьбу более 70 тыс. граждан, пропавших без вести. Учитывая актуальность проблемы, вслед за коллегами из прокуратуры Чувашской Республики («Законность», 2006, N 3) хотим поделиться своим опытом работы по организации розыска без вести пропавших граждан.

Анализ результатов деятельности розыскных подразделений органов внутренних дел с 1998 по 2003 гг. показал, что низкая эффективность розыска напрямую связана с частой сменой руководства подразделений розыска, неукомплектованностью кадрами, неудовлетворительным ведомственным контролем, отсутствием целенаправленной работы. Ранее процессуальные решения по фактам исчезновения граждан принимались сотрудниками органов внутренних дел, показатели работы которых зависели непосредственно от раскрываемости преступлений. Поэтому для создания видимости благополучия часто в возбуждении уголовного дела отказывали даже при явно криминальных обстоятельствах исчезновения пропавшего. С целью разрешения имеющихся проблем в ноябре 2003 г. прокуратурой и МВД Республики Татарстан было принято совместное указание «О взаимодействии органов прокуратуры и внутренних дел Республики Татарстан и дополнительных мерах по соблюдению законности при разрешении сообщений, заявлений о безвестном исчезновении граждан».

Это указание изменило практику разрешения сообщений и заявлений о безвестном исчезновении граждан — процессуальные решения по таким материалам стали принимать только сотрудники прокуратуры с проведением самостоятельной проверки, что позволило существенно повысить качество проверок.

Установлен такой порядок разрешения сообщений: после поступления заявления об исчезновении человека в дежурную часть органа внутренних дел первоначальные розыскные мероприятия ведутся силами дежурных нарядов. После принятия органом милиции заявления по факту исчезновения гражданина начальники территориальных органов внутренних дел обязаны незамедлительно письменно уведомить районного или городского прокурора.

Такие сообщения регистрируются в территориальной прокуратуре в книге регистрации сообщений о преступлениях, после чего проводится проверка в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК, с вынесением процессуального решения в соответствии со ст. 145 УПК.

До принятия процессуального решения прокуратурой сотрудники милиции обязаны представить надзирающему прокурору материалы проверки (розыскное дело) о безвестном исчезновении гражданина и обеспечить наличие в материалах проверки следующих документов: заявления о безвестном исчезновении гражданина, протокола заявления о пропавшем без вести, справки о проделанной нарядом дежурной части работе, предполагаемой дактилоскопической карте без вести пропавшего (т. е. следы пальцев рук, принадлежащие пропавшему), протокола осмотра последнего места пребывания, фотографий и документов пропавшего (при их наличии), объяснений граждан, которым известны обстоятельства исчезновения, и иных сведений, имеющих значение для выяснения судьбы пропавшего, плана оперативно-розыскных мероприятий, сведений о родственных и дружеских связях разыскиваемого, ориентировок на проведение розыска, запросов в загс, районный военный комиссариат, паспортно-визовую службу, медицинские учреждения, сообщений из этих учреждений и т. д.

В связи с тем что процессуальное решение принимает следователь с письменного согласия горрайпрокурора либо лично прокурор или его заместитель, возросла их персональная ответственность. В настоящее время фактически ни одно сообщение об исчезновении гражданина не проходит мимо горрайпрокурора, что способствует организации розыска пропавшего по горячим следам.

Немалую роль в этом надзоре играет отдел криминалистики, сотрудники которого ежедневно из сводок дежурной части МВД производят выборку контрольных категорий без вести пропавших (женщин, несовершеннолетних, коммерсантов, лиц, пропавших с автомобилями, и т. д.). Такие факты берутся на контроль, информация вносится в соответствующую электронную базу пропавших без вести граждан; при необходимости прокуроры-криминалисты активизируют оперативно-розыскную работу, привлекают заинтересованные службы МВД. Как следствие в 2005 и 2006 гг. фактически изжиты факты квалификации убийств, сопряженных с безвестным исчезновением граждан, как похищений (в 2003 г. необоснованно квалифицированы как похищения 7 случаев, в 2004 г. — 1).

Заметим, что по сравнению с 2005 г. в минувшем году изменились объекты преступных посягательств при совершении убийств, сопряженных с безвестным исчезновением граждан. Так, если ранее более половины таких преступлений были сопряжены с нападениями на владельцев автотранспорта, то в 2006 г. преобладают убийства, совершенные с целью завладения имуществом пропавшего, на сексуальной почве. Участились случаи нападений на женщин с последующим их безвестным исчезновением, имеющие признаки серийности. В результате своевременной организации работы по сообщениям о безвестном исчезновении граждан в 2005 и начале 2006 г. выявлены и обезврежены серийные убийцы Анойко и Фаизов.

Анойко, ранее четырежды судимый, в том числе по ст. ст. 117 и 103 УК РСФСР, совершал преступления в период с декабря 2005 г. по январь 2006 г. на автомобильной дороге Казань — Чистополь. Под видом таксиста он выбирал женщин в возрасте от 15 до 32 лет, после чего душил их, насиловал, затем забирал принадлежащие им ценности и вещи, вплоть до нижнего белья. Трупы потерпевших выбрасывал на обочине дороги. Судя по динамике совершенных преступлений, преступник не собирался останавливаться; наоборот, он вошел во вкус, наслаждаясь властью над беззащитными женщинами. Сложность расследования заключалась в том, что убийства преступник совершал в различных районах, а похищенные ценности сбывал через сожительницу в ломбардах других городов.

Большой вклад в разоблачение преступника внес заместитель прокурора Ново-Савиновского района г. Казани С. Корсаков, который своевременно организовал проведение следственно-оперативных мероприятий по розыску первой жертвы, тактически грамотно реализовал сведения о поступающих звонках с похищенного телефона (по идентификационному номеру телефона — IMEI). Как только похищенный телефон «заговорил», были установлены лица, которые им пользовались, — жители Алексеевского района. Следственно-оперативная группа немедленно выехала в сельский район, где по горячим следам установила серийного убийцу.

В число без вести пропавших входят также лица, имеющие неоднократные судимости, злоупотребляющие спиртным, ведущие антисоциальный образ жизни, некоторые члены ОПГ, ранее неоднократно пропадавшие, исчезновение которых, на первый взгляд, не вызывает никаких подозрений.

По таким фактам уголовные дела возбуждаются в основном лишь после получения информации о криминальном характере исчезновения, например в рамках расследования бандитизма, деятельности организованного преступного сообщества. В этом случае для проведения проверки поступившей информации предусмотренных ст. 144 УПК сроков явно недостаточно, а отмена вынесенного постановления на основании ч. 6 ст. 148 УПК желаемых результатов не приносит, так как необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий. Возникает надобность истребовать сведения из учреждений, расположенных в других городах, и т. д. Возбуждение уголовного дела в таком случае без проведения тщательной проверки может быть преждевременным, необоснованным и в дальнейшем привести к его прекращению.

В совместных указаниях Генеральной прокуратуры РФ и МВД России «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» от 20 ноября 1998 г. определены признаки, каждый из которых дает основание полагать, что пропавший стал жертвой преступления. Формально каждый из них является основанием для возбуждения уголовного дела. Однако, как показала практика, для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо учитывать имеющиеся признаки не в отдельности, а в совокупности.

Прокуратурой Республики Татарстан активно применяется практика проведения проверки вновь поступившей информации в рамках розыскного дела о безвестном исчезновении граждан. Оперативно-розыскные мероприятия активизируются в исследуемом русле, надзирающие прокуроры дают письменные указания и жестко контролируют их исполнение. На наш взгляд, такая практика себя оправдала. По сравнению с 2003 и 2004 гг., за последние два года значительно снизилось количество прекращенных уголовных дел этой категории, отмененных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением на дополнительную проверку, повысилась эффективность оперативно-розыскных мероприятий.

Отделом криминалистики совместно с УУР МВД РТ проанализированы факты безвестного исчезновения лиц, злоупотреблявших алкоголем, ведущих антисоциальный образ жизни. Основным критерием анализа стало отчуждение собственности после их исчезновения. В результате в Казани были выявлены устойчивые преступные группы, которые занимались совершением сделок с квартирами таких лиц, после чего вывозили прежних собственников за пределы республики, а в некоторых случаях убивали их. Сообщниками были нотариусы, работники ЖЭУ и другие.

Прокуратурой республики расследованы три уголовных дела, связанные с деятельностью «черных риелторов», по одному из них есть обвинительный приговор.

Ранее неоднократно судимый Аввакумов действовал совместно со своей женой, работающей помощником риелтора. Жена находила лиц, злоупотребляющих алкоголем, которые не оплачивали коммунальные платежи за квартиры длительное время, входила в доверие к ним, помогала оформлять документы на продажу квартиры. После чего Аввакумов вывозил потерпевших в лес, убивал, а тела сжигал либо закапывал.

Полагаем, что при проведении проверок по сообщениям о без вести пропавших целесообразно учитывать факт отчуждения собственности после их исчезновения, наличие завещания и т. п. Этот подход позволяет своевременно выявлять преступления, связанные с отчуждением имущества пропавших без вести граждан.

Для улучшения качества розыска и повышения его эффективности привлекаются и средства массовой информации: соответствующая информация публикуется в периодической печати.

Кроме того, с июня 2003 г. на республиканском телевизионном канале выходит в эфир еженедельная программа «Зона поиска». Эта передача освещает розыскную работу и рассказывает о ее результатах. Информация на эту тему предоставляется и федеральным программам «Их разыскивает милиция» телекомпании ОРТ, «Особо опасен» — НТВ.

Таким образом, принятые комплексные меры позволили переломить отношение некоторых руководителей и оперативных сотрудников органов внутренних дел к розыску пропавших без вести граждан. Начальникам отделов управления уголовного розыска республики, территориальных отделов по раскрытию преступлений против личности теперь выгоднее повседневно работать с прокурорами, своевременно реагируя на сообщения о криминальном исчезновении граждан, не дожидаясь принятия мер прокурорского реагирования за укрытие таких преступлений. Тесное взаимодействие прокуратуры, органов внутренних дел и привлечение средств массовой информации является гарантом повышения эффективности розыска без вести пропавших, качественной работы по раскрытию и расследованию преступлений этой категории, а также повышению авторитета правоохранительных органов среди граждан.

——————————————————————