Меры по декриминализации региона — антикоррупционная составляющая

(Аникин А.)

(«Законность», 2007, N 8)

МЕРЫ ПО ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ РЕГИОНА —

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

А. АНИКИН

А. Аникин, прокурор Приморского края.

Как известно, криминогенная обстановка в России имеет значительные региональные отличия. Это обусловлено комплексом причин, как объективных, так и субъективных.

Приморский край, будучи одним из ключевых регионов российского Дальнего Востока, благодаря своему географическому положению, развитой транспортной инфраструктуре — те главные «ворота», через которые наша страна осуществляет тесное экономическое сотрудничество со странами всего Тихоокеанского региона. Не случайно Владивосток предложен Президентом России в качестве места проведения саммита стран — участниц АТЭС в 2012 г. Реализация этого решения потребует вложения значительных материальных ресурсов (только на первоначальном этапе не менее 100 млрд. руб.) и должна обеспечить, по выражению самого Президента, «комфортное проживание» граждан России в крае.

С учетом задач, которые поставлены руководством страны, на правоохранительные органы края ложится особая ответственность. Динамичное развитие Приморья невозможно без обеспечения наступательного и системного подхода к противодействию преступности, в том числе организованной, коррупции.

Этапом этой работы стало составление комплексного плана по декриминализации Приморского края на 2007 г., который утвержден руководителями правоохранительных органов Дальневосточного федерального округа и Приморского края. В подготовке плана существенную помощь оказали ученые Дальневосточного государственного университета и Владивостокского центра по исследованию проблем организованной преступности.

Естественно, деятельность по декриминализации края должна быть основана на комплексе мероприятий, разработанных в рамках компетенции каждого правоохранительного органа.

Мы учитывали существующие аспекты криминализации: экономический, политический, социальный и идеологический, а также факторы, на нее влияющие. Исходя из этого и выстраивали основные направления реализации мер по декриминализации края.

Во-первых, это взвешенная комплексная оценка криминальной и коррупционной ситуации в крае и организация ее мониторинга, создание нормативно-правовой и программной базы, предусматривающей разностороннее воздействие на криминальную среду, а также совершенствование структуры и поддержание качественного состояния и технического оснащения сил правопорядка, направленных на борьбу с преступностью.

Во-вторых, при организации этой работы руководством правоохранительных органов городов и районов края подготовлены свои планы декриминализации территорий с учетом их специфики. Так, в сельских районах края наиболее остро стоит проблема общеуголовной преступности, пресечения и раскрываемости имущественных, а также корыстно-насильственных преступлений. В городах Находке, Владивостоке, Уссурийске проблемным вопросом остается незаконная экономическая и внешнеэкономическая деятельность, контрабанда и незаконный транзит грузов и биоресурсов через порты и железнодорожные станции, в городах Артеме и Уссурийске — незаконное распространение наркотиков. Повсеместно в крае распространены правонарушения и преступления, связанные с незаконной миграцией иностранных граждан, а также на потребительском рынке. В отдаленных районах, при незначительном удельном весе преступности в рамках края, более пристальное внимание уделяется пресечению фактов незаконной заготовки леса, браконьерства.

Еще один актуальный вопрос для нашего региона — противодействие незаконной добыче, переработке и реализации водных биологических ресурсов. Оценка обстановки промысла биоресурсов на пресных водоемах, в прибрежной и исключительной экономической зонах, а также на континентальном шельфе, прилегающем к побережью Приморского края, объемы экспорта морепродуктов в Японию и Корею дают основание сделать вывод, что правоохранительные и контролирующие органы столкнулись с их широкомасштабным незаконным выловом. Однако мы полагаем, что проблема шире, чем только лишь соблюдение действующего законодательства рыбодобывающими предприятиями. Необходимо в комплексе оценивать результаты работы контролирующих органов, обеспечивать незамедлительную проверку законности решений органов государственной власти о распределении квот на вылов водных биологических ресурсов, а также о предоставлении в пользование водных объектов.

Исходя из этого, прокуратурой края приняты меры к активизации надзорной деятельности на указанном направлении.

Во-первых, обеспечено ежемесячное получение сведений о количестве выданных разрешений на изъятие водных биоресурсов, о проведенных проверках и выявленных нарушениях закона. Ежеквартально проводятся сверки переданных контролирующими органами материалов о нарушениях в сфере добычи водных биоресурсов с принятыми по ним решениями правоохранительных органов. В результате получена полная картина состояния работы указанных органов.

Во-вторых, не менее чем раз в полугодие органами прокуратуры края по вопросам соблюдения законодательства в сфере добычи, переработки и реализации водных биологических ресурсов проводятся комплексные проверки, результаты которых обсуждаются на коллегиях прокуратуры края, а также на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов.

В-третьих, приняты меры по усилению координации работы правоохранительных и контролирующих органов на этом направлении.

Указанные организационные меры позволили увеличить эффективность надзорной деятельности. Показатели результативности общенадзорной работы прокуроров на указанном направлении в 2006 г. выросли более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом.

Жесткие требования предъявлены к контролирующим органам, что сразу отразилось на результативности их деятельности. За истекший год территориальными подразделениями Россельхознадзора по Приморскому краю выявлено около 9 тыс. нарушений (что почти в 2 раза больше показателей 2005 г.), около 8500 лиц привлечены к административной ответственности (что также в 2 раза больше, чем в 2005 г.).

Оценивая деятельность правоохранительных органов в выявлении и пресечении преступных посягательств на охраняемые законом водные биоресурсы, следует отметить, что увеличилось количество возбужденных уголовных дел, в полтора раза больше дел направлено для судебного рассмотрения. По искам прокуроров, заявленным по этим уголовным делам, в пользу государства взыскано 27 млн. руб.

Поднимая вопрос об эффективности борьбы с браконьерами, нельзя не затронуть проблему пресечения незаконных порубок леса и экспорта незаконно заготовленной древесины за границу.

Воспользовавшись сокращением численности государственных инспекторов по контролю за использованием лесов, даже «легальные» лесозаготовители стали откровенно вести рубки, ориентированные на получение прибыли любыми путями. Поэтому органами прокуратуры в истекшем году только по нарушениям правил использования лесов возбуждено более 40 производств об административных правонарушениях в отношении юридических лиц.

Прокурорами выявляются также факты ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, а в ряде случаев и злоупотребления служебным положением органами лесного хозяйства. Так, в связи с незаконно принятыми решениями о предоставлении лесных участков в пользование без проведения экологической экспертизы на основании возбужденных прокуратурой административных производств были привлечены к административной ответственности руководитель Агентства лесного хозяйства по Приморскому краю и его заместитель. На основании представлений прокуратуры приостановлена лесохозяйственная деятельность на территории орехово-промысловой зоны Рощинского лесхоза и заказника «Таежный», к уголовной ответственности привлечен директор лесхоза К., который незаконно выписал лесорубочный билет, причинив ущерб лесному фонду на сумму более 14 млн. руб. Дело направлено в суд. В настоящее время в Дальнереченском районе края расследуются уголовные дела в отношении участников организованных преступных групп, занимавшихся рубкой леса и отправкой его за рубеж.

Кроме того, в сфере охраны биоресурсов и пресечения правонарушений в лесопромышленном комплексе в соответствии с решениями координационных совещаний руководителей правоохранительных органов ДФО нами подготовлены и утверждены на совещании руководителей правоохранительных органов края отдельные программы, содержащие комплекс конкретных мер по борьбе с правонарушениями в указанных сферах.

Прокуратурой края совместно с другими правоохранительными органами осуществлен комплекс мер, направленных на существенную активизацию работы по выявлению и пресечению организованной преступности.

Есть и определенные результаты. За последние два года привлечено к уголовной ответственности почти 600 участников преступных формирований за совершение более чем 1300 преступлений в составе организованных групп и преступных сообществ. В настоящее время арестованы и привлекаются к уголовной ответственности лидеры двух наиболее одиозных ОПГ, а также их сообщники.

Приморским краевым судом к длительным срокам лишения свободы осуждены члены преступного сообщества, несколько лет занимавшиеся в г. Находке организацией проституции, а также торговлей людьми. В суде присяжных рассматривается уголовное дело в отношении 12 членов преступного сообщества во главе с Ш. по кличке «Монгол» (все они арестованы), занимавшегося вымогательствами и разбоями на территории края. Направлено в суд уголовное дело в отношении группы лиц, обвиняемых в совершении убийства кандидата в мэры г. Дальнегорска Фотьянова.

Общеизвестно, что существование организованной преступности невозможно без коррупции.

Это криминальное явление, разумеется, свойственно не только России. В октябре прошлого года в составе российской делегации автору довелось принимать участие в работе Международной ассоциации антикоррупционных организаций в Пекине. Представители разных стран и континентов отмечали глобальный характер коррупции, наличие ее во всех странах мира, в различных, правда, масштабах. Но успокаиваться из-за этого не приходится. Следует целенаправленно, планомерно и наступательно бороться с коррупцией всеми доступными законными способами, поскольку в противном случае под угрозой оказывается нормальное функционирование всего государственного механизма.

Целенаправленная работа дает свои результаты.

В текущем году за должностные преступления прокуратурой края привлечены к уголовной ответственности глава администрации г. Владивостока Николаев, депутат Законодательного собрания Приморского края М., ряд руководителей муниципальных образований разного уровня, высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов и другие.

Судом рассматривается уголовное дело в отношении директора муниципального учреждения «Агентство по продаже муниципальных земель и недвижимости» Владивостока. Он обвиняется в хищении денежных средств арендаторов муниципальных нежилых помещений, подлежащих приватизации, а также многочисленных нарушениях при проведении аукционов по продаже муниципальных помещений и получении за это мзды. Дело расследовалось прокуратурой края.

Также краевой прокуратурой завершено расследование уголовного дела в отношении заместителя главы администрации Владивостока Б. и других лиц, которым предъявлено обвинение в совершении путем мошенничества хищения муниципальных денежных средств на сумму более 144 млн. руб.

Вынесен обвинительный приговор в отношении бывшего заместителя начальника жилищной инспекции администрации края Журнакова, получившего незаконное вознаграждение в размере нескольких тысяч долларов США за освобождение от ответственности нарушителей жилищного законодательства.

Органами прокуратуры края приняты меры к активизации надзора в сфере размещения муниципального и государственного заказов. Не секрет, что именно процесс расходования бюджетных средств в органах государственной власти и местного самоуправления наиболее уязвим с позиции возможной коррупционности. Нарушения на этом направлении не единичны.

Так, в 2006 г. прокуратурой расследовалось уголовное дело в отношении бывшего главы администрации Владивостока Копылова, который обвинялся в превышении должностных полномочий при заключении контракта на поставку товаров для муниципальных нужд, в результате чего городскому бюджету причинен ущерб на сумму более 27 млн. руб. В мае текущего года он осужден.

В настоящее время прокуратурой края расследуется уголовное дело в отношении бывшего вице-губернатора Приморского края Г. по фактам превышения служебных полномочий при закупках товаров для государственных нужд.

Будем реалистами. Никто не может дать гарантии, что аналогичные противоправные посягательства со стороны государственных и муниципальных чиновников невозможны при реализации национальных проектов, а также при финансировании федеральных программ развития Приморья. Поэтому органами прокуратуры края, если потребуется, будет задействован уже накопленный опыт борьбы с расхитителями бюджетных средств.

В силу своего географического и экономического положения Приморский край имеет определенную специфику структуры преступности, в том числе и корыстной направленности. Хотя для Приморья характерны и общероссийские тенденции, они преломляются с учетом местных условий. Криминал стремится «подобрать под себя» такие валютоемкие и ориентированные на экспорт отрасли, как добыча водных биологических ресурсов, лесопереработка, горнорудная промышленность. Одновременно преступные группировки предпринимают попытки проникновения в государственные контролирующие и правоохранительные органы. Нередко должностные лица, обязанные охранять народное добро, сами становятся на преступный путь.

Характерный пример — уголовное дело, расследуемое прокуратурой в отношении начальника поста Находкинского линейного отдела милиции П. и других сотрудников милиции, которые в период нереста рыбы, будучи командированными для выявления и пресечения незаконной добычи морских биоресурсов, сами занялись браконьерством, а также охраной и сопровождением преступной добычи. Дело рассматривается судом.

По поручению Генерального прокурора РФ прокуратурой Приморского края в апреле нынешнего года возбуждено и принято к производству уголовное дело в отношении организованной преступной группы, на протяжении длительного времени занимавшейся незаконной добычей морских биологических ресурсов, их контрабандой и реализацией в портах Республики Корея. Прямыми соучастниками этих преступлений были военнослужащие-пограничники, вплоть до командира войсковой части, которые за взятки оказывали всяческое содействие браконьерам и контрабандистам.

Другой показательный пример — приговор суда 12-ти членам организованной преступной группы, включавшей в себя работников таможни (заместителя начальника таможенного поста, начальника отдела досмотра, инспекторов), осужденных в ноябре прошлого года за контрабанду мясопродукции на сумму более 140 млн. руб.

Вообще анализ надзора за соблюдением таможенного законодательства дал любопытную картину. За три последних года сотрудниками всех таможен края возбуждено лишь 289 уголовных дел о контрабанде (причем в отношении конкретных лиц всего 174). Между тем за этот период времени органами прокуратуры края 53 сотрудника таможни привлечены к уголовной ответственности за должностные преступления (на трех контрабандистов — один таможенник). Практика прокурорского надзора показывает, что существование всех крупных каналов контрабанды не обходится без непосредственного участия сотрудников таможен — как в качестве организаторов, так и в качестве пособников. При этом к ответственности привлекались не только рядовые сотрудники, должностная преступность проникла и в руководящее звено таможенных органов.

Так, завершено расследование уголовного дела в отношении начальника Дальневосточного таможенного управления Б., который, превышая свои полномочия, незаконно возложил дополнительные обязанности на участников внешнеэкономической деятельности по приобретению гарантийных сертификатов ЗАО «Ростек-Техносклад», а также незаконно обязал подчиненные ему таможенные структуры корректировать таможенные пошлины. Кроме того, он, по мнению следствия, организовал покровительство трем фирмам, зарегистрированным на подставных лиц, которые контрабандно ввозили в страну крупные партии товаров народного потребления (более 500 контейнеров) на сумму около 40 млн. долларов. По делу привлекаются, кроме того, целая группа офицеров таможенных органов и гражданские лица.

Судом рассматривается дело по обвинению группы таможенников Владивостокской таможни под руководством начальника отдела ДВОТ С., которые получали прибыль от контрабандного перемещения через таможенную границу микроавтобусов под видом грузовых автомобилей. Ущерб государству в этом случае составил 22 млн. руб.

Направлено в суд уголовное дело в отношении начальника таможенного поста морской порт «Зарубино» Хасанской таможни О., обвиняемого в получении взяток на сумму более 200 тыс. долларов США.

Осужден на 10 лет лишения свободы бывший руководитель Гродековской таможни Башко за контрабанду в крупном размере с использованием своего служебного положения в составе интернациональной преступной группы.

Поневоле вспоминаются слова кинематографического таможенника Верещагина: «За державу обидно!» Общее положение дел в таможенной сфере, на наш взгляд, таково, что требует самого пристального внимания со стороны государства.

Чем активнее прокуратура и другие правоохранительные органы края оказывают противодействие коррупции и иным преступным проявлениям, тем больше понимания, как широко распространились эти «метастазы». Путь к декриминализации региона не обещает быть легким и быстрым. Но, как говорят на Руси, глаза боятся, а руки делают.

——————————————————————