Инвестиционный климат и бюджетно-налоговая безопасность в условиях развития предпринимательства
(Пиантковский А. В.)
(«Налоги» (журнал), 2007, N 3)
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
А. В. ПИАНТКОВСКИЙ
Пиантковский А. В., зам. начальника филиала Академии экономической безопасности МВД России.
Одним из решающих факторов при принятии решения об инвестировании в экономику того или иного региона является оценка его инвестиционного климата. Категория инвестиционного климата применяется в экономической науке и практике для анализа условий рационального использования инвестиций и представляет собой обобщенную характеристику совокупности социальных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования средств в конкретную хозяйственную систему.
Степень благоприятности инвестиционного климата региона определяется совокупным воздействием объективных и субъективных факторов воздействия. Объективная составляющая инвестиционного климата региона — это его инвестиционная привлекательность, представляющая собой совокупность различных объективных возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона. Интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона, или инвестиционная активность в регионе, представляет собой субъективную составляющую инвестиционного климата.
В составе инвестиционной привлекательности выделяются: объективные возможности региона по привлечению инвестиций (инвестиционный потенциал) и объективное ограничение, препятствующие реализации этих возможностей (региональные инвестиционные риски), наличие которых определяет вероятность неполной реализации инвестиционного капитала региона.
Многие исследования инвестиционного климата регионов РФ рассматривают в основном объективные факторы формирования инвестиционного климата региона. Вообще ведущая роль в формировании благоприятной хозяйственной среды принадлежит именно государству, в котором сосредоточены мощные рычаги воздействия на экологическую, политическую и правовую ситуацию в регионах страны.
Возможности государственного воздействия на инвестиционный климат в регионах реализуются посредством применения различных инструментов:
1) инструменты денежно-кредитной политики;
2) инструменты государственного регулирования инвестиционного климата в регионах;
3) инструменты бюджетно-налоговой политики.
Инструменты денежно-кредитной политики можно подразделить на меры прямого и косвенного влияния. К первой группе относится предоставление целевых кредитов, установление кредитных ограничений, прямой контроль за установлением уровня предельных процентных ставок банковского ссудного процента. Отдача от применения этих инструментов наиболее высока, но возможности прямого регулирования ограничиваются бюджетом. Следовательно, речь должна идти не об увеличении федеральных трансфертов, а об их перераспределении и рационализации их использования. С одной стороны, это вызовет противоречие — государственные приоритеты инвестирования определяются не экономическим, а скорее социальным аспектом. Но, как показывает практика, такое распределение не совпадает с реальными потребностями самого предпринимательства, а следовательно, возможности наилучшего (оптимизации) выбора объектов вложения средств не исчерпаны. К инструментам косвенного регулирования относят установление минимальных резервных требований, регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков, эмиссионную и антиинфляционную политику. Использование этих инструментов позволяет создавать благоприятные условия инвестирования в регионах, но их действие проявляется опосредованно и мало заметно, зато дает устойчивый долгосрочный эффект.
К инструментам государственного регулирования инвестиционного климата в регионах относятся: земельное регулирование; внешнеэкономическое регулирование; антимонопольная политика; экологическая политика.
Механизм земельного регулирования является одним из наиболее сильных системных средств осуществления активной инвестиционной политики. В настоящее время в сфере регулирования рынка земли и недвижимости проводится законодательное регулирование процедуры землеустройства, которая будет способствовать вовлечению земли в рыночный и гражданский оборот, что является важным фактором усиления инвестиционной активности.
Во внешнеэкономическом регулировании наиболее действенным является таможенное регулирование импорта-экспорта. Антимонопольная и экологическая политика существенно влияют на инвестиционный климат регионов, в которых высок удельный вес добывающих отраслей и тяжелой промышленности.
Несмотря на то что малому сектору экономики оказывается государственная поддержка, в решении проблем этого сектора государство играет незначительную роль. К основным проблемам функционирования малого сектора экономики можно отнести:
— дефицит финансовых ресурсов;
— отсутствие развитой инфраструктуры малого сектора экономики;
— перемещение мелкого и среднего капитала из производства в сферу преимущественно торгово-посреднических операций;
— недолговечность большинства малых предприятий, обусловленная не только нестабильностью макроэкономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие производства;
— неурегулированность нормативно-правовой базы;
— неравномерность экономического развития регионов.
Преодоление названных проблем состоит не в применении каких-то отдельных мер, а в выработке единой комплексной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата в стране.
Последняя группа регуляторов включает в себя меры налогового регулирования (введение и применение системы льгот, введение ускоренной амортизации, установление налоговых ставок) и бюджетного (государственные закупки, трансферты). Хотя малому бизнесу предоставлены налоговые льготы, это не оказывает сколько-нибудь значительного стимулирования предпринимательской деятельности, что подтверждает и официальная статистика: число малых предприятий постепенно сокращается.
Следует учитывать, что состояние защищенности жизненно важных интересов финансовой системы государства и российских регионов от внутренних и внешних угроз в области бюджетно-налоговой деятельности имеет непосредственную связь с инструментами бюджетно-налоговой политики. Бюджетно-налоговая безопасность — достижение и поддержание устойчивого, сбалансированного по доходам и расходам федерального и консолидированного региональных бюджетов, способность бюджетной системы обеспечивать удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах за счет налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Бюджетно-налоговая безопасность подразумевает устойчивое функционирование налоговой системы страны и ее регионов, обеспечение сбора налогов и налоговых платежей, предусмотренных налоговым законодательством, предотвращение налоговых злоупотреблений на основе контроля со стороны государственных органов.
В пределах единой государственной системы бюджетно-налоговой безопасности допустимо выделять бюджетную и налоговую безопасность как относительно самостоятельные части, обладающие характерными признаками, свойствами. В то же время эти две подсистемы органично объединены в общую бюджетно-налоговую безопасность страны как звенья обеспечения соответствия доходной и расходной частей государственного бюджета и механизмы распределения финансовых ресурсов государства, в состав которых входят инструменты бюджетно-налоговой политики.
Примером инструмента бюджетно-налоговой политики является введение налоговых льгот и освобождений, что должно создавать не любые способы отклонения от налогов, а приоритетность соблюдения налогоплательщиками, в том числе и субъектами малого бизнеса, своих обязанностей, а также обеспечивать соблюдение их интересов.
Ускоренная амортизация является так называемой скрытой инвестиционной льготой, направленной на расширение возможностей предприятий инвестировать часть прибыли в инвестиционные фонды. Эффективность данной меры сводится на нет в результате применения старой системы оценки основных фондов и вследствие этого невозможности роста инвестирования.
Так как интенсивность объективных факторов инвестирования определяет интенсивность его субъективных факторов, и наоборот, происходит воздействие осуществляемой в регионах инвестиционной деятельности на формирование объективных условий и предпосылок ее осуществления, то открываются возможности двустороннего воздействия на этот процесс. Таким образом, создание благоприятных условий инвестирования через инструменты косвенного государственного регулирования вызовет активизацию инвестиционной активности в регионах (субъективная составляющая инвестиционного климата), а предоставление государственных субсидий, кредитов, гарантий оживит деловую активность предпринимательства, в частности малого бизнеса, что расширит инвестиционный потенциал экономики регионов. Такое комплексное воздействие позволит стимулировать развитие малого бизнеса, а через него — сократить остроту дифференциации экономического развития регионов — одной из главнейших проблем российского федерализма.
——————————————————————