Дискриминация адвокатов продолжается

(Ботнев В. К.)

(«Юрист», 2008, N 2)

ДИСКРИМИНАЦИЯ АДВОКАТОВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В. К. БОТНЕВ

Ботнев В. К., кандидат юридических наук.

В октябре 2007 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ N 625 «О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. N 400 и от 23 июля 2005 г. N 445». Этим документом установлены новые ставки размера оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве.

Механизм и порядок привлечения адвокатов для участия в уголовном деле по назначению уполномоченных органов, а также оплаты его труда за счет федерального бюджета установлен ст. 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В частности, в п. 5 ст. 50 УПК РФ говорится, что в случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета. В абз. 2 п. 8 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» сказано, что «размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации».

До 28 сентября 2007 г. размер оплаты труда адвокатов регулировался Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. N 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда». В этом Постановлении размер оплаты труда адвокату был привязан к минимальному размеру оплаты труда. В частности, было установлено, что размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда, составляет за один день участия не менее одной четверти минимального размера оплаты труда и не более минимального размера оплаты труда. Порядок расчета оплаты труда адвокату регулировался Приказом Министерства юстиции РФ и Министерства финансов РФ от 6 октября 2003 г. N 257/89н.

20 апреля 2007 г. был принят Федеральный закон N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым с 1 сентября 2007 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 2300 руб. При этом в ст. 3 Закона сказано, что минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда всех граждан. Каких-либо исключений по оплате труда адвокатов за участие их в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда закон не предусматривает. Более того, в ст. 5 этого Закона говорится, что «не допускается снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до дня вступления его в силу».

28 сентября 2007 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 625 «О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. N 400 и от 23 июля 2005 г. N 445». Указанным Постановлением установлен фиксированный размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению, в пределах 275 руб. и не более 1100 руб. за один день участия, что фактически означает отказ от его привязки к МРОТ. Тем самым нарушен принцип регулирования оплаты труда адвоката в зависимости от величины МРОТ, закрепленный в ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Отступление от Закона имеет для адвокатов определенные правовые последствия, так как они оказались произвольно выведенными из числа субъектов правоотношений, на которых указанный Закон распространяет свое действие, и в отличие от других граждан России в перспективе оказались лишены права на увеличение оплаты труда с ростом величины МРОТ в будущем (с декабря 2008 г. — 3000 руб., с 1 октября 2009 г. — 3500 руб., к 2011 г. — на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения). В результате оплата труда адвоката оказалась практически «замороженной» на неопределенный период, а предполагаемое индексирование лишь не позволит ее обесценить.

Установление нижнего предела оплаты труда адвоката в 275 руб. за один день участия в уголовном судопроизводстве, по существу, уравняло квалифицированный труд адвоката с трудом самых низкооплачиваемых неквалифицированных категорий работников (если адвокат будет участвовать ежедневно по одному уголовному делу, то его зарплата составит 6050 руб.), и иначе как унизительной такую оплату назвать нельзя. Она касается 40 тысяч адвокатов из 60, ежегодно привлекаемых в качестве защитников по назначению. Для большинства адвокатов во многих регионах России участие в уголовном судопроизводстве по назначению является единственным и основным источником доходов.

По данным Федеральной палаты адвокатов РФ, в 2006 г. за выполненную работу адвокаты, участвовавшие в качестве защитников по назначению, получили от государства фактически в среднем 4316 руб. в месяц, из которой удержаны: налог, суммы на содержание адвокатского образования и на нужды ФПА РФ. Кроме того, адвокат должен страховать риск профессиональной ответственности, повышать свой профессиональный уровень. Такие вычеты составляют до 40% адвокатского заработка.

Важно отметить, что установленный размер оплаты труда российских адвокатов не отвечает мировым стандартам и значительно отличается от зарубежных коллег. Например, один час оказания субсидированной бесплатной юридической помощи предусматривает оплату труда адвоката в Финляндии в размере 91 евро (более 3220 руб.), в Голландии — 101 евро (более 3500 руб.), в Германии — до 150 евро (более 5300 руб.), в Шотландии — 63 фунта (3120 руб.).

Согласно ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Помощь, получаемая гражданами в порядке ст. 51 УПК Российской Федерации, является квалифицированной. И как всякий квалифицированный труд, работа должна оцениваться не ниже, а выше минимального размера оплаты труда. Заниженный размер оплаты труда не стимулирует гражданина, в том числе и адвоката, к качественному выполнению работы. Судебная система и правосудие органично включают в себя адвокатуру и адвокатскую деятельность. Адвокатура не входит в систему органов государственной власти, но ее представители привлекаются государственными органами (суд, орган дознания и предварительного расследования) для осуществления государственной деятельности. Таким образом, если государство привлекает адвоката для участия в уголовном судопроизводстве в качестве защитника, то и оплата должна производиться из расчета минимального размера оплаты труда — 2300 рублей. Государство не должно ставить адвокатов в неравные условия с другими гражданами Российской Федерации.

Следует признать ошибочным регулирование размера оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве не по договору, а по назначению органов государства, подзаконным правительственным актом. Правительство Российской Федерации может регулировать порядок оплаты труда адвоката, а размеры выплат должны устанавливаться только законом. В связи с этим требуется внесение поправок в ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Кроме того, нечеткость изложения отдельных фраз в Постановлении Правительства на практике может вновь породить ситуацию, когда правоохранительные органы опять начнут считать часы и минуты участия адвоката в деле.

Рассматриваемое Постановление Правительства Российской Федерации не соответствует и абз. 1 п. 8 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», где сказано, что «труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов». Однако деньги, выделяемые в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, не определяются отдельной статьей на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению в качестве защитников, а поэтому оплата труда адвокатов ставится в зависимость от субъективных решений руководителей этого ведомства.

Таким образом, деятельность судебного защитника по назначению государственных органов переходит в разряд низкооплачиваемых. Мало того что плата за эту деятельность несопоставима с оплатой труда государственных юристов, адвокаты оказались единственной социальной группой из числа самозанятых работников, удостоенной «чести» получать фиксированный оклад, что в условиях инфляции совершенно неприемлемо. Не исключено, что в ближайшее время многие адвокаты задумаются над тем, чтобы изменить специализацию. Начнется отток профессионалов из сферы уголовной защиты.

Что же касается непосредственной юридической помощи по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, то, скорее всего, адвокаты под разными предлогами станут уклоняться от выполнения данной обязанности. Теперь система оказания квалифицированной юридической помощи людям, не имеющим возможности за эту помощь заплатить, оказалась под угрозой. Адвокатское сообщество рискует вновь оказаться отброшенным на уровень дореформенных отношений государства и адвокатуры, когда представители одной стороны, привлекая адвокатов к защите по назначению, делали вид, что оплачивают их труд, а представители другой — что работают.

Поскольку Правительство не только не проиндексировало размер оплаты труда защитников по назначению, но и значительно занизило его по сравнению с ранее действовавшим, вполне вероятно, что многие из адвокатов увидят в Постановлении N 625 попытку принизить значимость адвокатского труда, его определяющую роль в защите прав и свобод граждан. Представляется, что несправедливость, допущенная по отношению к адвокатам, невольно распространяется и на тех граждан, которые нуждаются в их помощи, и значительно снижает уровень защищенности каждой конкретной личности во всем обществе. Таким образом, становится очевидным, что Постановление Правительства N 625 нуждается в соответствующей корректировке.

——————————————————————