Противодействие осуществлению экстремистской деятельности

(Фридинский С.) («Законность», 2008, N 6)

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. ФРИДИНСКИЙ

Фридинский С., заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор, кандидат юридических наук.

Крайняя опасность дальнейшего распространения в России экстремизма обусловливает необходимость целенаправленной борьбы с ним. Она должна вестись одновременно по нескольким направлениям. Во-первых, путем усиления контроля за регистрацией и деятельностью на территории РФ международных благотворительных и религиозных организаций, российских религиозных и общественных исламских объединений. Полагаем, что основные задачи государства и общества по противодействию религиозному экстремизму таковы: — нормализация политической обстановки в стране, формирование духа социального мира, спокойствия, недопущение политических, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, социальных разногласий в обществе; — выявление и постепенное устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению религиозного экстремизма; — повышение культурно-образовательного уровня населения, изучение религии, истории, культуры, традиций, повышение межрелигиозного взаимопонимания; — формирование толерантности между этноконфессиональными образованиями; — противодействие вовлечению граждан в религиозно-экстремистские группы, сообщества, организации; — противодействие распространению информации и литературы, экстремистских материалов, направленных на разжигание межконфессиональных конфликтов; — выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности субъектов противодействия экстремистской деятельности по профилактике религиозного экстремизма, совершенствованию методов и технологий взаимодействия их с общественными и религиозными объединениями. Во-вторых, к основным мерам по предупреждению осуществления экстремистской деятельности следует отнести осуществление надзора за деятельностью исламских учебных заведений. В ходе антигосударственной деятельности идеологи и эмиссары ваххабизма особое внимание уделяют привлечению на свою сторону молодежи. Большая роль в этом процессе отводится религиозным учебным заведениям, основное финансирование которых осуществляется за счет частных пожертвований верующих и средств, выделяемых зарубежными исламскими организациями, которые контролируются правительствами и спецслужбами своих стран. Следует подчеркнуть, что из всей массы исламских учебных заведений государственную лицензию имеют единицы. В-третьих, деятельность органов прокуратуры по уголовному преследованию лиц, призывающих к насильственному изменению конституционного строя, разжигающих религиозную и национальную рознь, по осуществлению надзора за оперативно-розыскной деятельностью в отношении приверженцев исламских экстремистских течений. Дальнейшее направление развития ваххабизма ведет уже от «развитого политизированного» ислама к крайне реакционному религиозному экстремизму, решающему свои политические цели силовым путем. Повышенная общественная опасность религиозно-политических группировок фундаменталистов заключается в том, что сегодня они располагают реальной вооруженной силой. Следует отметить, что на территории Северо-Кавказского региона, и прежде всего — в Чеченской Республике, сложилась подпольная криминальная религиозно-экстремистская система, базирующаяся на идеологических основах радикального ислама, при вооруженной и боевой поддержке, а также финансовом обеспечении со стороны международных антироссийских кругов и террористических организаций. Дальнейшее развитие этой системы способно повлечь за собой широкомасштабную дестабилизацию обстановки в регионе с подрывом политических, экономических и социальных основ конституционного строя в целом в России. Важный субъект профилактики, предупреждения и противодействия осуществлению экстремистской деятельности — средства массовой информации. Они способны донести любые сведения до миллиардов людей за считанные часы, что по сравнению с публичными лекциями, книгами и другими способами обмена информацией ставит их вне конкуренции. Эта способность средств массовой информации быть эффективным орудием формирования общественного сознания давно подмечена, оценена и максимально используется при достижении политических, национальных, религиозных, экономических, социальных и иных целей, причем оказываемое влияние в зависимости от стоящих задач может быть как положительным, так и отрицательным. Известно, что экстремисты часто предполагают немедленное реагирование на их действия средств массовой информации и практически всегда требуют напрямую связаться с ними, чтобы обратиться к представителям органов власти и широкой общественности для разъяснения своих задач, пропаганды идеологии, а в некоторых случаях — и для получения поддержки своим преступным действиям со стороны отдельных групп общества. И в этой ситуации гражданская и профессиональная зрелость, самооценка журналистов играют ключевую роль, в том числе и в направленности дальнейших действий экстремистов, а также в развитии, локализации, способах пресечения экстремистской деятельности и ликвидации ее последствий. Вместе с тем есть проблема использования антиэкстремистского законодательства в целях расправы с любым инакомыслием, в том числе и с оппозицией. Экстремизм порождается целым комплексом социально-культурных, экономических и политических факторов, и поэтому разрозненные методы противодействия экстремистской деятельности не будут эффективными. Необходима конкретизация в законодательных актах самого понятия «экстремистская деятельность (экстремизм)», правовое содержание которой исключило бы опасность его использования для борьбы с политическим инакомыслием, поскольку экстремистской должна признаваться только такая идеология, в основу которой положены убеждения о нетерпимости к оппонентам, признание необходимости насильственного их подавления и установления режима монополии власти. С учетом складывающейся обстановки нужен комплекс согласованных мер правового, экономического и организационного характера, направленных на противодействие экстремизму. Представляется, первоочередными могут быть: — инициирование на федеральном уровне разработки и принятия комплексной программы занятости молодежи — основного контингента, подпитывающего религиозные экстремистские организации; — активизация роли Духовного управления мусульман России и его региональных управлений, которые уступают свои позиции в идеологической борьбе с ваххабизмом; — образование экспертного совета для проведения оценки содержания поступающей в Российскую Федерацию религиозной литературы с включением в его состав ученых-религиоведов, представителей мусульманского духовенства, юристов; — создание на Северном Кавказе высшего духовного образовательного учреждения; — поддержка уже существующих исламских учебных заведений, если они являются проводниками традиционного ислама и противниками распространения среди верующих экстремистских религиозных течений; — запрет распространения ваххабизма; — проведение органами государственной власти субъектов РФ проверок правомерности ведения образовательной деятельности религиозными учебными заведениями и разрешение их функционирования только при условии всестороннего контроля за работой со стороны официальных мусульманских структур и соответствующих государственных органов, осуществление контроля за направлением российских граждан на учебу в иностранные государства; — разработка эффективной системы контроля за электронными средствами массовой информации для пресечения их использования лицами, причастными к фундаменталистским течениям; — организация эффективной антиэкстремистской контрпропаганды, которая должна быть направлена на создание объективного общественного мнения по проблемам экстремизма и способам противодействия ему как в Южном федеральном округе, так и в масштабах России и за ее пределами. Политико-правовые механизмы борьбы с этнополитическим экстремизмом и его профилактика в рамках общегосударственного стратегического подхода к выстраиванию нормального политико-правового регулирования в этой области в сочетании с политическими и социально-экономическими действиями по оздоровлению обстановки и нивелированию социально-политической базы экстремизма были сформулированы еще в 2003 г. информационно-аналитическим управлением Государственной Думы. Такими действиями должны были стать: целевые программы социально-экономического характера, направленные на снятие социальной напряженности в обществе; развитие и совершенствование системы социального и политического мониторинга, отслеживание этнополитической ситуации, проявлений расовой и этнической дискриминации, положения национальных меньшинств, ситуации в маргинальных социальных группах; создание механизма предупреждения экстремистских акций на ранних стадиях; организация стабильного и эффективного взаимодействия государственных органов, национальных объединений и религиозных организаций, научных и общественных центров, неправительственных организаций, других институтов гражданского общества в вопросах мониторинга, изучения общественного мнения, урегулирования социальных и межэтнических конфликтов и других мер профилактики экстремизма; способствование развитию традиционных и самобытных культур народов страны; пропагандистская работа среди населения — разъяснение сути экстремизма, его истоков и методов противодействия; повышение политической культуры и правовой грамотности граждан, в том числе воспитание граждан в духе демократии, правовое просвещение и образование в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты; предотвращение пропаганды экстремистской идеологии и насилия в средствах массовой информации, усиление контрпропаганды, переориентация СМИ на внедрение в социальную практику норм толерантного поведения; воспитание у граждан толерантного отношения к представителям иных культур и религий, работа с широкой общественностью по изменению отношения к другим культурам и народам, для чего необходимо противопоставление научного знания предубеждениям (просвещение в вопросах культурного и конфессионального многообразия, исторического единства народов России, истории геноцида, других проявлений этнической и религиозной нетерпимости в истории человечества, изучение вклада в развитие цивилизации культур народов Африки, мусульманских культур и др.); расширение общественного диалога и развитие идеологии межнационального согласия, дружбы и сотрудничества народов-этносов, поиска национальной идеи, консолидирующей российское общество, объединяющей все народы многонационального Российского государства (не «российской нации», аналога «единого советского народа», а многонационального, полиэтнического российского общества и государства, построенного на принципе равноправия народов-этносов, бережного и уважительного отношения к культуре каждого народа) <1>. ——————————— <1> Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного регулирования (этноконфессиональный аспект). М.: Информационно-аналитическое управление Государственной Думы, 2003.

Однако эти положения не нашли своего практического применения. Для эффективного противодействия экстремизму надо определить цели, содержание и средства борьбы с этой угрозой и содействовать поиску рациональных принципов и подходов путем проведения научно-исследовательской деятельности, совершенствования законотворческого процесса в рассматриваемой сфере, практики применения законов. И, конечно, нужна государственная программа противодействия экстремистской деятельности, основными задачами которой, по нашему мнению, могут быть: — выявление факторов, детерминирующих осуществление экстремистской деятельности, порождающих экстремизм, определение его устойчивости в обществе на современном этапе, а также масштабности связанных с ним угроз для государства; — совершенствование законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности; — проведение широкой культурно-просветительской работы, направленной на формирование общественного мнения по неприятию идеологии экстремизма; — реализация комплекса организационно-политических мероприятий, включающих организацию (или реорганизацию) соответствующих государственных, политических структур.

——————————————————————