Некоторые аспекты прокурорского надзора в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса

(Паламарчук А. В.)

(«Законность», 2009, N 8)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО

ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

А. В. ПАЛАМАРЧУК

Паламарчук Анатолий Владимирович, начальник главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ, заслуженный юрист РФ.

В условиях мирового финансового кризиса и принятия Правительством Российской Федерации мер по оздоровлению экономики на первый план выходит проблема обеспечения сохранности бюджетных средств, государственного и муниципального имущества. Это особо подчеркнул Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка на специальной расширенной коллегии Генеральной прокуратуры РФ и Министерства экономического развития РФ, состоявшейся в апреле с. г.

Нормативной основой деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства в названной сфере правоотношений наряду с Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации, бюджетным законодательством является указание Генерального прокурора РФ от 14 ноября 2008 г. N 229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики».

В соответствии с указанием усилия прокуроров необходимо сконцентрировать на выявлении нарушений закона при расходовании средств государственной поддержки, предотвращении фактов их нецелевого использования, надзоре за законностью при использовании государственного и муниципального имущества, его отчуждении и исполнении связанных с этим судебных актов.

Приказом Генерального прокурора РФ от 19 ноября 2008 г. N 236 утверждена Программа действий органов прокуратуры РФ в условиях оздоровления ситуации в финансовом и других секторах экономики.

Кроме того, решением коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 25 февраля 2009 г. «Об итогах работы органов прокуратуры за 2008 г. и мерах, направленных на повышение эффективности деятельности по укреплению законности и правопорядка» определено, что в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса ключевая задача прокуратур — обеспечение действенного надзора в сфере экономики.

Во исполнение поставленной задачи органы прокуратуры обязаны во взаимодействии с правоохранительными, контролирующими и иными уполномоченными органами выработать согласованные организационные и практические меры предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в финансовом и других секторах экономики, в том числе при использовании государственной и муниципальной собственности, расходовании бюджетных средств, направляемых на реализацию приоритетных национальных проектов, поддержание финансовой системы и основных секторов экономики.

Проведенные Генеральной прокуратурой РФ в рамках указанной Программы проверки свидетельствуют о потребности оперативного принятия мер по обеспечению сохранности государственного имущества и повышению эффективности расходования бюджетных средств.

Работа в этом направлении уже дала определенные результаты, получившие широкий общественный резонанс и активно обсуждаемые в средствах массовой информации.

Так, в текущем году Генеральная прокуратура РФ совместно с другими заинтересованными ведомствами провела работу по предотвращению ущерба Российской Федерации деятельностью некоторых госкорпораций.

В частности, установлено расточительное расходование средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие инновационной инфраструктуры России.

В уставный капитал ОАО «Российская венчурная компания» из бюджета РФ было перечислено 30 млрд. руб. в целях развития новых инновационных компаний, поощрения и совершенствования связи науки, образования и инновационного бизнеса, коммерциализации технологий, продвижения создаваемых в России новых технологий и технологических продуктов на международный рынок и др.

В течение 2007 — 2008 гг. ОАО «РВК» использовало полученные от государства денежные средства не в целях реализации определенных государством задач. Деятельность компании сводилась к размещению денежных средств на депозитных счетах в банках, что стало возможным из-за отсутствия должного контроля со стороны Минэкономразвития России.

Следует отметить, что уставный капитал компании в 30 раз превышал предусмотренные на 2008 г. межбюджетные субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Фактические расходы на собственные нужды работников компании за 2007 г. составили 107 млн. руб. с фондом оплаты в сумме 36 млн. руб. при штатной численности на 1 января 2008 г. — 35 человек. Между тем на обеспечение деятельности школ-интернатов по всей России в 2007 г. из федерального бюджета было выделено 99 млн. руб.

В 2008 г. компания планировала увеличить расходы на свое содержание до 290 млн. руб., что в 2 раза превышает расходы Роснауки на реализацию Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 годы». В течение 2007 — 2008 гг. свыше 4 млн. руб. ОАО «РВК» израсходовало на добровольное страхование работников и членов их семей, более 16 млн. руб. — на вознаграждения входящих в состав Совета директоров компании иностранных граждан, 8 млн. руб. обращено в доход генерального директора.

С целью устранения выявленных нарушений Генеральной прокуратурой РФ внесены представления руководителю Росимущества, Министру экономического развития РФ. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования расторгнут трудовой договор с генеральным директором ОАО «РВК».

Кроме того, Генеральный прокурор РФ обратился к Председателю Правительства РФ с конкретными предложениями по дополнительному урегулированию венчурной деятельности, повышению ответственности должностных лиц федеральных ведомств за неэффективное использование бюджетных средств.

О сложившейся в ОАО «РВК» ситуации проинформирован Президент Российской Федерации.

Факты расточительного расходования выделенных из федерального бюджета денежных средств выявлены Генеральной прокуратурой РФ в государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Проверкой установлено, что административно-хозяйственные расходы корпорации численностью 97 человек в 2008 г. превысили 340 млн. руб. Только на оплату труда ее сотрудников, включая начисления, премии и материальную помощь, было потрачено 234,9 млн. руб., что сопоставимо с расходами на содержание в 2008 г. центральных аппаратов Роснедр, Росархива, Роспатента, Росинформтехнологии и Роскартографии, вместе взятых. В 2009 г. расходы на собственные нужды, запланированные Фондом, выросли еще на 100 млн. руб.

Председателю правления Фонда в качестве годового вознаграждения было выплачено 16,5 млн. руб., что в несколько раз превышает размер доходов за год высших должностных лиц государства, сведения о которых опубликованы на официальных сайтах Правительства и Президента РФ. Несоразмерно высокими были и вознаграждения членов правления Фонда.

Такое расточительное расходование Фондом средств, перечисленных из федерального бюджета, противоречит требованиям ст. 34 Бюджетного кодекса РФ об эффективном расходовании бюджетных средств и недопустимо в условиях мирового финансового кризиса и сокращения бюджетных расходов.

По результатам проверки Генеральная прокуратура РФ предложила председателю наблюдательного совета Фонда рассмотреть вопрос о сокращении в 2009 г. расходов Фонда на административно-хозяйственную деятельность, выплату вознаграждения членам правления и премий работникам организации, с учетом существующих реалий пересмотреть размер должностных окладов руководителя Фонда, его заместителей и др.

Генеральной прокуратурой РФ внесено представление в Минрегион России, а также проинформирован Минфин России, которым предложено взять под контроль деятельность Фонда и обеспечить неукоснительное исполнение поставленных при его создании целей и задач, повысить эффективность расходования переданных Фонду бюджетных средств.

Мировой финансовый кризис затронул все сферы экономики страны, поставил под угрозу исполнение взятых государством обязательств в социальной сфере, потребовал минимизации бюджетных расходов.

В этих сложных условиях крайне важно средствами прокурорского надзора обеспечить правовой режим, при котором разбазаривание выделенных государством денежных средств станет невозможным.

С учетом накопленного опыта органам прокуратуры необходимо продолжить постоянный мониторинг исполнения законодательства при использовании бюджетных средств, государственного и муниципального имущества, максимально применяя предоставленные законом полномочия для устранения правонарушений и условий, им способствующих.

——————————————————————