«Одно окно» заработало
(Иванова Е.)
(«ЭЖ-Юрист», 2010, N 13)
«ОДНО ОКНО» ЗАРАБОТАЛО
Е. ИВАНОВА
Екатерина Иванова, начальник юридического отдела ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ленинградской области.
С 1 марта вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ в Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Эти изменения — заметный шаг законодателя к объединению системы учета недвижимого имущества и регистрации прав в рамках относительно недавно созданного ведомства — Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Во многом нормы двух указанных Законов унифицированы. Так, согласно новым правилам сведения из Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости (кадастровые паспорта, кадастровые выписки) предоставляются в срок не более пяти рабочих дней.
Кроме того, предусмотрена возможность направления соответствующих запросов посредством почтового отправления в регистрирующий орган, что является новым для Закона о государственной регистрации. При условии нотариального заверения подписи на документе теперь допускается также представлять посредством почтового отправления с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении и документы для госрегистрации права.
Данные новеллы весьма существенны. Ранее возможность обращения за получением сведений либо проведением государственного кадастрового учета по почте была предусмотрена только в Законе о кадастре.
Оба Закона дополнены нормой, в силу которой соответствующий орган нормативно-правового регулирования устанавливает перечень документов, прилагаемых к запросу. Это означает, что помимо самого запроса теперь необходимо будет прилагать еще некие документы, чего не требовалось ранее.
Предусмотрена возможность подачи заявления о госрегистрации прав и необходимых для ее проведения документов одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. То есть с введением в действие поправок на законодательном уровне закреплен принцип «одного окна»: заявители смогут обращаться в один орган с заявлением и о государственном кадастровом учете, и о госрегистрации права. При наличии соответствующего указания в заявлении о госрегистрации прав получить по почте можно будет даже соответствующее свидетельство.
В целях исчисления сроков регистрационных действий днем приема заявления о госрегистрации прав, поданным совместно с заявлением о государственном кадастровом учете, будет являться день внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости.
Статья 19 Закона о госрегистрации дополнена новым положением: если в государственном кадастре недвижимости в отношении участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого участка или одна из границ такого участка пересекает одну из границ другого участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, госрегистрация прав приостанавливается.
Вместе с тем это условие не будет распространяться на случаи госрегистрации прав на участки, подпадающие под действие «дачной амнистии».
В Законе о кадастре недвижимости в случае принятия решения о приостановлении или отказе в проведении учета теперь предусмотрено возвращение межевого плана на доработку с предварительным изготовлением копии и ее заверением органом государственного кадастрового учета. До введения в действие этого положения межевой план на доработку не возвращался, а хранился в органе учета до устранения причины приостановки или отказа.
Уточнено основание аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера. Исходя из ч. 7 ст. 29 Закона о государственном кадастре недвижимости квалификационный аттестат аннулируется в случае принятия более чем десять раз в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований к выполнению кадастровых работ или оформлению документов, подготовленных в результате таких работ. Исключение составляют случаи, когда подобные решения были признаны недействительными в судебном порядке.
Интересна новая редакция п. 3 ч. 9 ст. 39 Закона о кадастре, согласно которому в извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны содержаться кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, а также смежных с ним участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки.
Вряд ли неюристу при публикации извещения в официальном печатном издании что-либо скажет номер кадастрового квартала. И уж тем более ему будет сложно догадаться, что именно он приглашается на процедуру согласования границ. Представляется, что данная новелла повлечет существенное увеличение судебных споров, поскольку условие «либо» позволит недобросовестным землепользователям формально соблюсти процедуру согласования границ, даже при наличии земельного спора.
Переходный период действия Закона о кадастре в части учета зданий, строений, сооружений и объектов незавершенного строительства, а также осуществления кадастровой деятельности продлен до 01.01.2013. До этой даты заверенные уполномоченными лицами копии технических паспортов должны быть переданы в орган государственного кадастрового учета.
Таковы основные изменения, введенные в действие Федеральным законом N 334-ФЗ. Как указанные положения будут претворены в жизнь и какие сложности возникнут при их реализации на практике, покажет время.
——————————————————————