Роль налогового права в реформировании уголовно-исполнительной системы

(Гришко Л. Е.) («Административное право и процесс», 2010, N 4)

РОЛЬ НАЛОГОВОГО ПРАВА В РЕФОРМИРОВАНИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ <*>

Л. Е. ГРИШКО

——————————— <*> Grishko L. E. Role of tax law in reforming of criminal-executory system.

Гришко Л. Е., доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, кандидат юридических наук.

Являясь одним из главных администраторов доходов федерального бюджета, ФСИН России ежегодно перечисляет в федеральный бюджет средства, удерживаемые из заработной платы осужденных. Ежегодно эта сумма составляет около 1500 млн. руб.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, осужденные, уголовные наказания, налоги и сборы, налоговые правоотношения.

Being one of the main administrators of revenues of federal budget, the Federal Executory Service of Russia yearly transfers to the federal budget the means withdrawn from salaries of convicts. This amount is 1500 billion per year.

Key words: criminal-executory system, convicts, criminal punishments, taxes and charges, tax legal relations.

На заседании Госсовета в феврале 2009 г., рассматривавшем вопросы состояния уголовно-исполнительной системы и пути оптимизации деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, отмечалось, что необходимо проанализировать возможности налогообложения организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, и использования внебюджетных доходов для улучшения условий содержания осужденных. Безусловно, решение этих задач невозможно без проведения соответствующих научных исследований. Последние, в свою очередь, необходимо внедрять в учебный процесс. Только грамотные специалисты, способные видеть не только перспективы завтрашнего дня, но и пути их достижения, способны двинуть все еще пока громоздкую уголовно-исполнительную систему в направлении решительных преобразований. Не является здесь исключением и наука налогового права, имеющая самое непосредственное отношение к обозначенной проблеме. Проектом Концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2020 г. предусматриваются коренные преобразования в рассматриваемой сфере. Акцент делается не на трудоиспользование осужденных, а на укрепление и дифференциацию режима отбывания наказания, ресоциализацию осужденных и их подготовку к освобождению <1>. Указанные обстоятельства, связанные с переходом к содержанию определенных категорий осужденных к лишению свободы, в основном в тюрьмах, принципиально меняют роль и место производственных объектов исправительных учреждений, которые все еще вносят значительный вклад в налоговую составляющую. Проект Концепции содержит раздел, посвященный научным основам управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, использованию инновационных разработок и научного потенциала. Сказанное также невозможно без совершенствования налогового законодательства применительно к УИС. ——————————— <1> См. подробнее: Реймер А. А. Новый этап реформы уголовно — исполнительной системы в России: задачи ведомственной науки. Обеспечение процесса реформирования исполнения наказаний в Российской Федерации: Сб. материалов Международной науч.-практ. конференции. Рязань, 2009. С. 3 — 6.

Конституцией Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Налогоплательщиками и плательщиками сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с Кодексом, возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ). Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также лица, отбывающие наказание в названных учреждениях, исключением не являются. Однако имеются определенные особенности в налоговых правоотношениях данных категорий. Например, относительно отдельных ключевых налогов, таких, как налог на прибыль организаций, единый социальный налог (с 01.01.2010 — страховые взносы), и др. Так, с принятием Федерального закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, вступившего в силу 1 января 2010 г., так же как до его принятия, уплачивая единый социальный налог (теперь страховые взносы), подразделения УИС обязаны перечислять в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно 1,1 и 2,0% от заработной платы осужденных. При этом осужденные, отбывающие уголовные наказания, не являются выгодополучателями от указанных перечислений. Медицинское обслуживание осужденных осуществляется специализированными медицинскими учреждениями УИС, финансируемыми за счет средств федерального бюджета. Расходы федерального бюджета на медицинское обеспечение осужденных не восстанавливаются. Одним из вопросов является ситуация с налоговыми ставками по налоговым платежам, подлежащим зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации. Это имеет важное значение для создания необходимых условий по выполнению исправительными учреждениями своей основной задачи — исправления осужденных. Согласно международным правовым актам, ратифицированным Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, производственная деятельность осужденных не должна преследовать своей целью извлечение прибыли из их труда, а получаемая в результате труда осужденных прибыль должна использоваться для улучшения условий их содержания, развития производственной базы и социальной сферы исправительных учреждений. Ни в одной европейской стране деятельность исправительных учреждений не облагается какими-либо налогами и сборами. По действующему же российскому законодательству исправительные учреждения обязаны производить ежегодные налоговые платежи по 10 видам федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В соответствии с нормами действовавшего до 2002 г. Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» подразделения УИС обладали правом на уменьшение налогооблагаемой базы в части снижения ставки налога на прибыль на сумму затрат, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту осужденных и персонала УИС, улучшение условий содержания и медицинского обслуживания осужденных в исправительных учреждениях; улучшение условий и охраны труда осужденных (в том числе используемых для аттестации рабочих мест по условиям труда); создание и сохранение рабочих мест для осужденных (в том числе для закупки и монтажа оборудования); обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство осужденных; обеспечение осужденным инвалидам и осужденным, ограниченно годным к труду по медицинским показаниям, условий для обучения (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройства, в том числе создание специализированных учебных и рабочих мест; улучшение условий несения службы персоналом УИС, включая мероприятия по реконструкции охранных сооружений и инженерно-технических средств охраны и надзора; обеспечение работников УИС и членов их семей социальным и медицинским обслуживанием (включая строительство, приобретение и предоставление жилья). Указанная законодательная норма имела большое значение для обеспечения устойчивого функционирования органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Являясь одним из главных администраторов доходов федерального бюджета, ФСИН России ежегодно перечисляет в федеральный бюджет средства, удерживаемые из заработной платы осужденных. Ежегодно эта сумма составляет около 1500 млн. руб. Поэтому требует решения вопрос о возможности оптимизации системы налогообложения учреждений уголовно-исполнительной системы с учетом международно-правовых стандартов и действующего законодательства, а также порядка распределения доходов от производственной и сельскохозяйственной деятельности на улучшение содержания осужденных и подследственных, создание дополнительных рабочих мест, укрепление материально-производственной базы и развитие социальной сферы уголовно-исполнительной системы. Целесообразны разработка и принятие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации. Также целесообразно принять решение о направлении целевым назначением средств, ежегодно перечисляемых Федеральной службой исполнения наказаний, в доход федерального бюджета в виде удержания из заработной платы осужденных, на создание и аттестацию дополнительных рабочих мест для трудоустройства осужденных, модернизацию производства, внедрение новых технологий и развитие инженерной инфраструктуры в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы <2>. ——————————— <2> См. подробнее: Доклад «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». Вологда, 2009. С. 76 — 83.

Все перечисленные выше проблемы требуют также одновременно научного осмысления, практического разрешения, изучения их, прежде всего в ведомственных учебных заведениях ФСИН России, обучения настоящих и будущих сотрудников УИС не только применять действующие нормы налогового права, но и видеть пути их совершенствования применительно к деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. В образовательных учреждениях ФСИН России данные вопросы изучаются в рамках учебной дисциплины «Налоговое право». Изучение дисциплины рассматривается как составная часть подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим юридическим образованием для службы в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний. После ее изучения слушатели должны знать понятие и содержание налоговых отношений, структуру и содержание налоговой системы России, ее особенности, основные нормы налогового права, виды налогов, организационную структуру и полномочия налоговых органов РФ и федеральных органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие по налоговым правонарушениям; содержание и цели налогового контроля; правовую ответственность за налоговые правонарушения; уметь работать с нормативными документами по вопросам, связанным с правовым регулированием налоговых отношений в Российской Федерации, проводить анализ налоговых норм, применять полученные знания в практической деятельности, в том числе выявлять правонарушения в налоговой сфере; владеть навыками составления документов налоговой отчетности, в частности налоговой декларации, ее формы и порядок предоставления в налоговые органы; способами защиты прав налогоплательщика и др. Однако в рамках одной дисциплины с небольшим объемом (80 часов, по итогам сдается зачет) трудно рассчитывать на подготовку высококвалифицированных компетентных специалистов в данной сфере. Учитывая это, в одном из ведущих учебных заведений — Академии ФСИН России ведется работа по аккредитации по образовательным программам Палаты налоговых консультантов России для обучения специальностям «Налоговый юрист» и (или) «Налоговый консультант». Цель программы — подготовка узкопрофильных специалистов, владеющих знаниями в области налогообложения. Обучающая программа содержит редкое и вместе с тем ценное сочетание экономических и правовых дисциплин, а получение специализации повысит компетентность выпускников вуза.

——————————————————————