Альтернативный способ отчуждения доли в уставном капитале ООО

(Арефьев О.)

(«Корпоративный юрист», 2010, N 6)

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ ОТЧУЖДЕНИЯ ДОЛИ

В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ООО

О. АРЕФЬЕВ

Арефьев Олег, юрист юридической фирмы Lidings Law Firm.

Согласно последней редакции статьи 21 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» договор купли-продажи доли в уставном капитале общества подлежит нотариальному удостоверению. Автор статьи подробно рассматривает один из альтернативных механизмов уступки доли новому участнику общества, когда по каким-либо причинам обращение к нотариусу затруднительно для сторон сделки.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ (далее — Закон N 312-ФЗ) были внесены существенные изменения в положения Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), в т. ч. в те, которые регулируют порядок отчуждения участником общества с ограниченной ответственностью (далее — общество) своей доли в уставном капитале. В соответствии с новой редакцией п. 11 ст. 21 Закона об ООО с 1 июля 2009 г. все сделки, направленные на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, должны быть нотариально удостоверены.

Практика показала, что при нотариальном удостоверении договора об отчуждении доли нотариусы требуют представить большое количество документов, для подготовки которых стороны договора (особенно иностранные организации), желающие продать свою долю в российском обществе, прилагают значительные усилия. При этом нотариусы крайне неохотно соглашаются удостоверять договоры, подготовленные сторонами сделки, и предлагают собственные типовые договоры.

Помимо этого, для удостоверения договора необходимо оплатить услуги нотариуса, стоимость которых складывается из государственной пошлины, зависящей от стоимости отчуждаемой доли в уставном капитале общества, и стоимости правовой и технической работы, включаемой нотариусами в оплату нотариальных действий. По этой причине иностранные организации все чаще интересуются альтернативными способами отчуждения своей доли в уставном капитале российских обществ.

В части 2 п. 11 ст. 21 Закона об ООО перечислены случаи, не требующие нотариального удостоверения сделки, например при переходе доли к обществу при выходе из него участника, а также при продаже принадлежащей обществу доли третьему лицу. Это, в свою очередь, сделало возможным реализацию альтернативного механизма отчуждения доли в уставном капитале общества его новому участнику. Формально такой механизм состоит из шести этапов:

1) выход из общества участника, желающего уступить свою долю;

2) переход к обществу доли, принадлежавшей вышедшему участнику;

3) принятие общим собранием участников общества решения о предложении третьему лицу приобрести долю, принадлежащую обществу;

4) оплата доли новым участником;

5) утверждение общим собранием участников общества итогов оплаты им своей доли;

6) государственная регистрация изменений сведений о составе участников в ЕГРЮЛ.

Стоит отметить, что реализация данного механизма возможна только при соблюдении следующих условий:

— участник общества намерен продать свою долю полностью;

— уставом общества предусмотрено право участника на выход;

— устав общества не запрещает общему собранию его участников принимать решения о предложении третьему лицу приобрести принадлежащую обществу долю.

На первом этапе участник общества подает заявление о выходе из него. При этом его доля переходит к обществу с момента подачи такого заявления (подп. 2 п. 7 ст. 23 Закона об ООО).

На втором этапе общество совершает предписываемые Законом об ООО действия в связи с переходом к нему доли в собственном уставном капитале:

— в течение трех месяцев выплачивает вышедшему участнику действительную стоимость его доли в уставном капитале общества либо передает ему в натуре имущество такой же стоимости. Иной срок и порядок выплаты действительной стоимости доли могут быть предусмотрены уставом общества (п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО);

— в течение одного месяца направляет в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации соответствующих изменений в составе участников общества, а также документ, подтверждающий основание перехода к обществу доли вышедшего из него участника (п. 6 ст. 24 Закона об ООО).

На третьем этапе проводится общее собрание участников общества, на котором они единогласно принимают решение о предложении третьему лицу приобрести долю, принадлежащую обществу, и определяют цену ее продажи.

На четвертом этапе генеральный директор общества направляет третьему лицу — его потенциальному участнику — предложение о приобретении принадлежащей обществу доли в уставном капитале и заключает с ним договор купли-продажи. При этом согласно п. 4 ст. 24 Закона об ООО продажа доли вышедшего из общества участника осуществляется по цене не ниже той, которая была уплачена обществом в связи с переходом доли к нему, если иная цена не определена решением общего собрания участников общества.

На пятом этапе проводится общее собрание, на котором в общество принимают нового участника и утверждают итоги оплаты его доли.

На шестом, заключительном, этапе общество в течение месяца с момента принятия решения о вступлении нового участника и утверждения итогов оплаты его доли направляет в регистрирующий орган заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, а также документы, подтверждающие оплату новым участником приобретенной доли.

Процедура смены участника позволяет избежать нотариального удостоверения договора купли-продажи доли, однако она не лишена недостатков. Прежде всего, для реализации приведенного механизма необходимо подготовить документы о выходе участника из общества, о созыве и проведении общих собраний участников, заявление о регистрации и т. д. Кроме того, если новый участник не оплатит свою долю в течение трех месяцев с момента выхода предыдущего участника, общество будет вынуждено искать средства для выплаты вышедшему участнику действительной стоимости его доли.

С точки зрения участника, уступающего свою долю, недостаток данного механизма заключается в том, что действительная стоимость его доли в уставном капитале общества может не соответствовать цене, которую он хочет получить за нее.

С точки зрения остальных участников, данный механизм не создает условий для возникновения у них преимущественного права покупки доли, отчуждаемой другим участником. Однако участники общества, владеющие значительной долей в его уставном капитале, могут повлиять на процедуру смены участника посредством голосования на общем собрании по вопросу принятия решения о предложении третьему лицу приобрести долю в уставном капитале общества. Такое обстоятельство сужает сферу применения рассмотренного способа отчуждения доли.

С точки зрения нового участника, данный способ приобретения доли в обществе создает риск затягивания общим собранием участников с решением о принятии нового участника и утверждением итогов оплаты им своей доли, а соответственно и государственной регистрацией происходящих изменений. Однако новый участник вправе обратиться в суд с требованием внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ (о составе участников общества) на основании договора купли-продажи доли, заключенного между ним и обществом.

Данный механизм, безусловно, не является универсальной и полноценной альтернативой отчуждению доли посредством заключения договора купли-продажи, который подлежит нотариальному удостоверению. Однако он может быть использован, если все участники данной процедуры находятся в доверительных отношениях и могут неформально согласовать порядок действий и цену отчуждаемой доли, например при изменении внутрикорпоративной структуры в пределах одного холдинга либо отчуждении доли номинальным участником, включенным ранее в состав общества для упрощения процедуры регистрации юридического лица с иностранным участием.

Отметим, что использование данного механизма за пределами группы компаний представляется затруднительным, поскольку создает множество дополнительных рисков как для приобретателя доли, так и для ее продавца и остальных участников общества. Разумеется, данные риски можно минимизировать путем подготовки дополнительных соглашений между покупателем и продавцом доли, а также иными участниками общества. Правда, из-за значительного увеличения объема необходимой в этом случае технической и правовой работы отказ от отчуждения доли путем заключения договора купли-продажи, подлежащего нотариальному удостоверению, может оказаться нецелесообразным.

Итак, данный способ смены участника общества не призван заменить собой традиционное отчуждение доли по договору купли-продажи, однако с учетом конкретных обстоятельств он может быть реализован в том или ином виде.

——————————————————————