Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации

(Васильев Ф. П.) («Безопасность бизнеса», 2010, N 3)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Ф. П. ВАСИЛЬЕВ

Васильев Ф. П., ведущий научный сотрудник Научного центра Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент.

В современных условиях особо возрастает роль взаимодействия территориальных ОВД с государственными и негосударственными СМИ, не только отражающими общественное мнение о работе ОВД, состоянии охраны ООП и безопасности, но и в значительной степени формирующими это общественное мнение и правосознание граждан. Не использовать такие мощные средства воздействия на общественное сознание людей, в том числе для формирования адекватного мнения граждан, о необходимости их участия в предупреждении правонарушений со стороны ОВД было бы непростительным. Средства массовой информации необходимо использовать для разъяснения гражданам о формах и способах их защиты от противоправных посягательств, а также для обращения к гражданам за помощью при расследовании преступлений и розыске преступников и иных лиц. Взаимодействие СМИ и ОВД в сфере обеспечения безопасности может быть очень действенным в связи с тем, что: проводимые журналистские расследования позволяют правоохранительным органам вскрыть многие преступления и привлечь к уголовной ответственности криминальных лиц; укрепление сотрудничества СМИ с государственными органами способствует раскрытию и комментированию содержания проводимых реформ, их правового обеспечения и показа негативных явлений в ходе реформирования; с момента выявления противоправных деяний до завершения дела в судебных органах с конкретным изложением сути правонарушения, комментарии юристов, специализирующихся в области криминологии и уголовного права, оказывают воздействие на криминальную среду и способствуют ее сокращению. В целях повышения качества информационного обеспечения деятельности ОВД, организации их взаимодействия со СМИ, с органами государственной власти субъектов РФ, а также с избирательными комиссиями, общественными и религиозными объединениями, правозащитными организациями, гражданами Приказом МВД России от 12 октября 2007 г. N 888 утверждены <1>: ——————————— <1> Дополнительно см.: Васильев Ф. П. Взаимодействие территориальных органов внутренних дел с СМИ как гарантия соблюдения прав человека // Материалы Межвузовской научно-практической конференции «Права человека и современный мир», Чебоксары, 9 декабря 2008 г. Вестник Чебоксарского филиала НОУ ВПО «Академия права и управления (институт). Вып. N 4. М.; Чебоксары: ЧФ НОУ АПУ, 2009. С. 26 — 29.

— Типовое положение о пресс-службе Главного управления МВД России по федеральному округу; — Типовое положение об управлении (отделе, отделении) информации и общественных связей ОВД по субъекту Федерации, отделении (группе) информации и общественных связей межрегионального ОВД; — Типовое положение об отделении (группе) информации и общественных связей штаба районного или межрегионального территориального органа внутренних дел; — Перечень материалов, представляемых пресс-службами главных управлений МВД России по федеральным округам, управлениями (отделами, отделениями) информации и общественных связей ОВД по субъектам Федерации, отделениями (группами) информации и общественных связей межрегионального территориального ОВД, в Управление общественных связей Административного департамента МВД России; — Нормы положенности служебных помещений, автотранспорта, средств связи, специальной, аудиовизуальной и другой техники для оснащения пресс-службы окружных, межрегиональных, региональных и районных территориальных органов внутренних дел; — Перечень необходимых документов (картотек, журналов, баз данных), находящихся в пресс-службе Главного управления МВД России по федеральному округу, региональном ОВД по субъекту Федерации, отделении (группе) информации и общественных связей межрегионального, районного территориального ОВД (штаба). Пресс-службам территориальных органов внутренних дел также следует своевременно информировать население о деятельности подразделений по делам несовершеннолетних и профилактической работе, об обеспечении безопасности на уровне региона и страны <2>. ——————————— <2> Безусловно, взаимодействие со СМИ (как с ведомственными, так и с иными) должно развиваться по инициативе сотрудников ПДН. При этом взаимодействовать совместно с ГИБДД МВД России, МЧС России, Минюстом России, Минздравсоцразвития России, ФМС России и др.

Основными задачами пресс-службы являются: информационное обеспечение деятельности ОВД и взаимодействие с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, общественными и религиозными объединениями, правозащитными организациями, гражданами в интересах реализации возложенных на ОВД задач; организация своевременного и объективного информирования граждан о государственной политике в области обеспечения правопорядка и общественной безопасности, исключая предоставление сведений, представляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну; пропаганда патриотизма и героизма сотрудников, содействия граждан, общественных объединений ОВД в осуществлении охраны общественного порядка и борьбе с преступностью; организация и обеспечение взаимодействия ОВД со СМИ, создание режима делового партнерства и взаимного доверия с целью объективного освещения в них деятельности ОВД; мониторинг СМИ с целью выявления информации о деятельности районного и межрегионального территориального ОВД, своевременного выявления и прогнозирования информационных поводов и угроз, реагирования на них; информирование руководства территориального органа внутренних дел об освещении в центральных, региональных и ведомственных СМИ деятельности ОВД. Приказом МВД России также установлены основные функции пресс-службы, а именно она: организует совместно с другими подразделениями органа внутренних дел встречи руководства с руководителями региональных СМИ, аппаратов органов местного самоуправления, а также представителями территориальных избирательных комиссий, политических партий, движений, общественных и религиозных объединений, правозащитных организаций, гражданами для выработки взаимоприемлемых решений в вопросах укрепления законности и общественного порядка, поддержания авторитета ОВД <3>; осуществляет информационное обеспечение мероприятий с участием начальника органа внутренних дел, его заместителей, руководителей подразделений и содействует освещению в городских, районных, региональных, центральных и ведомственных СМИ мероприятий, проводимых ОВД; выражает в городских, районных, региональных, центральных и ведомственных СМИ официальную позицию руководства районного, межрегионального территориального ОВД и распространяет по его поручению согласованную информацию о деятельности ОВД, выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью и профилактике правонарушений; осуществляет совместно с подразделениями территориального ОВД взаимодействие с территориальными избирательными комиссиями по вопросам информационного обеспечения работы по охране правопорядка и общественной безопасности в ходе подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. ——————————— <3> Одновременно пресс-службам ОВД следует проводить свою работу не только с прессой, но и с различными государственными и негосударственными телеканалами «О2», «Дежурная часть», «Жди меня», «Вне закона», «Человек и Закон» и др., а также с территориальными организациями телерадиовещания.

Кроме того, ежедневно готовит для доклада начальнику органа внутренних дел результаты мониторинга городских, районных, региональных, центральных и ведомственных СМИ, аннотации к публикациям критического характера с предложениями по решению затрагиваемых в них проблем и во взаимодействии со структурными подразделениями органа внутренних дел заявления, пресс-релизы о результатах текущей деятельности территориального органа, МВД России для опубликования в СМИ; предоставляет информацию по значимым событиям в подразделения информации и общественных связей регионального территориального ОВД по субъекту РФ, межрегионального ОВД в установленные сроки; привлекает сотрудников и работников подразделений ОВД с согласия их руководителей к выступлениям в городских, районных, региональных, центральных и ведомственных СМИ, подготовке интервью, публикаций и видеосюжетов; организует деловые контакты с представителями региональных СМИ, консультирует их и обеспечивает необходимыми документами и информационными материалами; рассматривает совместно с подразделениями территориального ОВД обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, письма и запросы СМИ, органов местного самоуправления, депутатов, общественных и религиозных объединений, правозащитных и других организаций, относящиеся к компетенции подразделения; участвует в организации творческих конкурсов на лучшее освещение в региональных, городских и районных СМИ деятельности ОВД. В целом СМИ ОВД способствуют также укреплению законности, профессионализма в подразделениях и службах территориальных органов. Но при этом в настоящее время присутствует правовая неграмотность по вопросам применения в отношении граждан не только тех или иных ограничений, но и специальных технических средств, а также соблюдения административно-уголовных процессуальных правил. Приказ МВД России от 12 января 2009 г. N 1 «Об утверждении Концепции совершенствования МВД со СМИ и общественными объединениями» требует, чтобы взаимодействие с прессой и общественностью было приоритетным в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел. Именно в 2008 г. приостановлен рост преступлений, достижению этих результатов помогли СМИ <4>. ——————————— <4> См.: Криминал по убывающей // Рос. газета. 2009. 14 янв.

Безусловно, должностным лицам СМИ МВД России (пресс-служб) следует учитывать и требования, закрепленные в ст. 47 Закона о средствах массовой информации <5>. В соответствии с Законом журналист имеет право:

——————————— <5> См.: Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «Закон о средствах массовой информации» (в ред. Федеральных законов от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ, от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ) // Рос. газета. 2007. 28 нояб.

— искать, запрашивать, получать и распространять информацию; — посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; — быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; — получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; — копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований ч. 1 ст. 42 названного Закона; — производить записи, в том числе с использованием средств аудио — и видеотехники, кино — и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; — посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях; — проверять достоверность сообщаемой ему информации; — излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; — отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям; — снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 названного Закона; — распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Закон также в ст. 49 закрепляет обязанности журналиста. Журналист обязан: — соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях; — проверять достоверность сообщаемой им информации; — удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; — сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника; — получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; — при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио — и видеозаписи, кино — и фотосъемки; — ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала; — отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона; — предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста; — соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности. Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. Кроме того, Закон устанавливает, что предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Российской Федерации <6>. ——————————— <6> См.: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ «О внесении изменений в статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Рос. газета. 2009. 11 фев. (Вступил в силу с 1 января 2010 г.).

Кроме того, Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» <7> устанавливает единые правила информирования населения о деятельности государственных органов. Так, в ст. 3 Закона установлено правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а именно: ——————————— <7> Опубликован в «Рос. газете» от 13 февраля 2009 г. Вступил в силу с 1 января 2010 г.

— правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления — муниципальными правовыми актами <8>. ——————————— <8> Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало 6 февраля 2008 г. под N 11119 Приказ Минкультуры России от 23 октября 2007 г. N 1293 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям государственной функции по организации анализа тиражей печатных средств массовой информации».

——————————————————————