Проблемы налогообложения в области продвижения социальной рекламы (доклад 2009 года)
(Корсаков Д.)
(«Реклама и право», 2010, N 2)
ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ (ДОКЛАД 2009 ГОДА)
Д. КОРСАКОВ
Корсаков Дмитрий, генеральный директор аудиторской компании «Корсаков и партнеры».
Добрый день! В начале своего доклада хочу подчеркнуть, что понимание и оценка сути социальной рекламы во многом завязаны на налогообложении. Квалификация той или иной операции, того или иного эфирного события в значительной степени упирается в налогообложение и соответственно сводится именно к тому, будут уплачиваться налоги или не будут.
Обозначу основные моменты, связанные с налогообложением в области размещения социальной рекламы. Прежде всего, размещение любой рекламы (в том числе социальной) — это услуга. Операции, связанные с созданием и размещением социальной рекламы, имеют определенные налоговые последствия, которые приводят к образованию неких объектов налогообложения, значимых для налогообложения событий. Налоговый кодекс у нас определяет несколько позиций, непосредственно связанных с движением социальной рекламы и приводящих к появлению налоговых обязательств сторон этой деятельности. Сегодня оказание услуг определяется статьями 38 и 39 Налогового кодекса, которые определяют значимые для налогообложения события или факты хозяйственной деятельности: это оказание услуг, то есть деятельность, не имеющая материального выражения; это выполнение работ, то есть создание некоего результата и передача этого результата; это передача имущественных прав. Соответственно при производстве ролика социальной рекламы и передаче его заказчику присутствуют как минимум операции по выполнению работ и передаче имущественных прав. Вы знаете, что для передачи ролика в силу законодательства об интеллектуальной собственности, части 4 ГК должна быть предусмотрена передача лицензии или отчуждение исключительного права на данный объект. Соответственно и первое, и второе приводит к появлению объекта налогообложения.
Далее, размещение ролика в СМИ — это услуга, которая также квалифицирована как объект налогообложения и соответственно может приводить к налоговым последствиям. Социальная реклама может размещаться как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Ситуация размещения рекламы на возмездной основе сама по себе не является чем-то особенным — это точно такое же оказание услуги. И в данном случае правовые последствия для СМИ, касающиеся объемов размещения, лимитов и так далее, возникающие, например, на основе Закона о рекламе, для налогообложения значения не имеют. Иными словами, для целей налогообложения важны сам факт возникновения объекта налогообложения и его оценка. И если СМИ получает деньги за размещение социальной рекламы, а заказчик размещения социальной рекламы платит за это деньги, то СМИ платит налоги с доходов, имея на это необходимый экономический ресурс, который оно частично отправляет на уплату налогов. Соответственно здесь возникает базовая проблема, общая для всех СМИ, независимо от наличия социальной рекламы, — это проблема ценообразования. Ведь цена услуги может колебаться значительно, и в силу специальной нормы о возможности контроля за ценой сделки (статья 40 НК РФ) налоговый орган может доначислить налоги, посчитав стоимость этого размещения, исходя из неких рыночных показателей. Но я бы все же не стал сравнивать цену размещения коммерческой рекламы с ценой размещения рекламы социальной. Тем не менее, если канал размещает социальную рекламу на определенных условиях и вдруг он сделал это по существенно меньшей стоимости, возникает вопрос о контроле за ценой сделки, появляется возможность доначисления налогов. Сразу скажу, что этот вопрос общий, коммерческий, не касающийся непосредственно социальной рекламы. При рассмотрении вопроса о внесении изменений в налоговое законодательство он не рассматривался, поскольку это не специфика НКО и социальной рекламы.
Следующий момент, который является принципиальным и обсуждаемым, главным камнем преткновения, — безвозмездное размещение социальной рекламы. Оно также приводит к определенным налоговым последствиям, но, в отличие от размещения возмездного, налоги платить не из чего. Таким образом, получается, что объектом для налогообложения по НДС является реализация (статья 146 НК РФ), оказание услуги, а именно размещение какой-либо информации в эфире. При этом в Налоговом кодексе напрямую указано, что объектом налогообложения является как возмездное, так и безвозмездное оказание услуги. Соответственно налоги возникают как при получении денег, так и без их получения. Получается, что, даже если телеканал разместил рекламу безвозмездно, он все равно должен заплатить с этого налоги, причем размер налога определяется исходя из принципов определения рыночной цены. В этом состоит одна из главных проблем, связанных с безвозмездным размещением социальной рекламы.
В части социальной рекламы существуют два базовых налога — налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. По НДС можно сделать одну оговорку, которую СМИ, как правило, забывают: у нас существует специальная льгота, касающаяся благотворительной деятельности. В статье 149 Налогового кодекса написано, что безвозмездное оказание услуги в рамках благотворительной деятельности не облагается НДС. Цели благотворительной деятельности сформулированы в соответствующем Законе. Поэтому, если социальная реклама подпадает под эти цели, можно говорить о том, что СМИ, размещающее эту рекламу, осуществляет благотворительную деятельность и налогом на добавленную стоимость облагаться не будет.
Размещение социальной рекламы на безвозмездной основе должно проходить на основании письменной сделки. Для этого необходим договор, который может называться «Договор об оказании услуг в рамках благотворительной деятельности». В этом договоре должны быть сформулированы благотворительные цели, в рамках которых предполагается размещение социальной рекламы в СМИ, то есть оказание безвозмездной услуги. После заключения такого договора СМИ имеет право не платить НДС по данной сделке. В этой связи большинство проектов по размещению социальной рекламы можно «подтянуть» под благотворительные цели.
Говоря о льготах на размещение социальной рекламы, стоит отметить еще две проблемы. Во-первых, под льготу не подпадает передача имущественных прав. Как я уже говорил, передача роликов сопровождается передачей имущественных прав, то есть специальных требований по использованию того или иного аудиовизуального материала. В соответствии с Налоговым кодексом льгота по благотворительной деятельности звучит как «выполнение работ, оказание услуг, передача товара» — там нет ни слова о передаче имущественных прав. Дело в том, что в налоговом законодательстве передача имущественных прав не отождествляется с передачей товара или оказанием услуг — это отдельная категория. Имущественное право не является имуществом в целях налогообложения. Соответственно если ролик социальной рекламы размещается бесплатно, то передача на него имущественных прав, без которых мы просто не сможем его запустить, не льготируется по НДС и производитель рекламы НДС заплатит. Вторая проблема заключается в том, что понятие социальной рекламы шире понятия благотворительности. Поэтому, если социальная реклама не преследует благотворительных целей, ее размещение на бесплатной основе приводит к возникновению объекта налогообложения и уплате налогов с рыночной стоимости этой услуги.
Еще одна проблема для производителя, равно как и для распространителя социальной рекламы, — это налог на прибыль. Если размещение социальной рекламы осуществляется на безвозмездной основе, расходы, связанные с оказанием этой услуги, не учитываются в целях налогообложения. На мой взгляд, это вполне логично, потому что организация имеет право что-то делать из прибыли (например, помогать деньгами какому-то детскому дому). Если затраты, связанные с безвозмездным оказанием услуг, не уменьшают прибыль, ситуация выглядит экономически вполне логичной. Другое дело, что это приводит к дополнительным трудозатратам со стороны телеканала, которые тоже являются проблемой при принятии решения о бесплатном размещении социальной рекламы. Ведь все затраты канала, неважно, разместил он одну минуту рекламы или гоняет ее весь день, одни и те же — это только постоянные затраты.
И последний проблемный момент, касающийся НКО, состоит в том, что у нас в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса доходами признаются безвозмездно полученные услуги, имущественные права и так далее. Поэтому формально получение услуги по бесплатному размещению социальной рекламы является доходом для НКО. Таким образом, НКО, не получив ни копейки денег, должна заплатить налог. При этом льготы, существующие по части пожертвований для НКО (согласно пункту 2 статьи 251), на эти операции не распространяются. Почему? Потому, что пожертвованием считается дарение вещи или права. Получение бесплатной услуги не является пожертвованием, соответственно не подпадает под льготу.
Таким образом, возникает проблема, когда какой-то телеканал размещает на безвозмездной основе социальную рекламу, он платит НДС с неполученных денег, а некоммерческая организация с неполученных денег платит налог на прибыль. Получается, что абсолютно благотворительная для обеих организаций процедура вдруг приводит к возникновению объектов налогообложения в двух организациях одновременно. И это является главной налоговой проблемой для распространения социальной рекламы.
В этой связи были подготовлены поправки в законодательство, касающиеся налогообложения. Они включают в себя специальную льготу для социальной рекламы по НДС, когда услуги по созданию и распространению социальной рекламы, независимо от того, благотворительная это деятельность или нет, облагаться НДС не будут. Поправки в главу 25 по налогу на прибыль предполагают освобождение от налогообложения условных доходов от безвозмездно полученных услуг и имущественных прав, касающихся операций, связанных с благотворительной деятельностью и социальной рекламой. Это два принципиальных нововведения, которые, на наш взгляд, позволят оптимизировать процесс налогообложения и убрать противоречия, связанные с абсолютно некоммерческими и не приносящими доход операциями.
Третье направление, которое было сделано в части социальной рекламы, касается того, что СМИ будут учитывать расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг по размещению социальной рекламы.
——————————————————————