Очередные изменения законодательства о налогах и сборах
(Тимошенко В. А.)
(«Право и экономика», 2011, N 1)
ОЧЕРЕДНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ
В. А. ТИМОШЕНКО
Тимошенко Владимир Александрович, профессор кафедры финансов Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина, доктор исторических наук, почетный работник МНС России. Специалист в области налогового контроля, истории российского налогообложения.
Родился 23 марта 1946 г. В 1968 г. окончил Саратовский политехнический институт.
Автор ряда трудов по истории российского налогообложения (изд. 2001, 2003, 2009 гг.), книг и статей в журналах «Финансы», «Налоговый вестник», «Право и экономика».
В статье представлен обзор изменений налогового и финансового законодательства, вступивших в силу с 2011 г., и анализ влияния этих изменений на плательщиков налогов и сборов.
Ключевые слова: законодательство о налогах и сборах; акцизы; налог на прибыль; страховые взносы; налоговое администрирование; налоговые льготы.
The latest amendments to tax and fees legislation
V. A. Timoshenko
The article is devoted to the review of tax and finance legislation which have come into force since 2011, as well as to the analysis of their effect on payers of taxes and fees. The article is divided into three interrelated parts: amendments to certain types of taxes, to tax administration and to premiums.
Key words: taxes and fees legislation, excises, corporate income tax, premiums, tax administration, tax exemptions.
В преддверии 2011 г. принят ряд законов, вносящих изменения в законодательство о налогах и сборах, ведомственных приказов, направленных на пояснение отдельных положений Налогового кодекса РФ, других нормативных актов, которыми руководствуются налоговые органы. Большинство из них вступают в действие с 2011 г. Проанализируем, как эти законы повлияют на плательщиков налогов и сборов.
Изменения по отдельным видам налогов
Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» снижаются в два раза базовые ставки транспортного налога, определенные ст. 361 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) с 2011 г. Сумму налога за 2010 г., которая будет уплачиваться в 2011 г., надо рассчитать по старым ставкам.
Закон позволяет властям субъектов РФ уменьшать ставки транспортного налога вплоть до нуля по автомобилям мощностью до 150 л. с. Для машин мощностью более 150 л. с., согласно действующему п. 2 ст. 361 НК РФ, налоговые ставки по-прежнему могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.
Таким образом, необходимо проанализировать, какие решения по данному вопросу примут власти субъектов РФ.
Этим же Законом увеличены ставки налога на добычу полезных ископаемых — нефти и газа (п. 2 ст. 342 НК РФ):
с 2012 г. ставка НДПИ на нефть обессоленную, обезвоженную и стабилизированную установлена в размере 446 руб., а с 2013 г. — 470 руб. за тонну. В 2011 г. ставка налога останется на уровне 419 руб.;
на газ природный горючий ставка НДПИ увеличена со 147 руб. за 1000 куб. м в 2010 г. до 237 руб. уже в 2011 г., 251 руб. — в 2012 г. и 265 руб. начиная с 2013 г. Как видно, ставки налога на добычу газа резко растут уже с нынешнего года.
Это, естественно, приведет к резкому удорожанию бытового газа и нефтепродуктов.
Принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 425-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который устанавливает специфические ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении угля с возможностью применения к ним коэффициента-дефлятора, определяемого Правительством РФ.
Плательщикам предоставляется также право на налоговый вычет в виде уменьшения суммы НДПИ на величину расходов, понесенных в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда при добыче угля на участках недр с высоким уровнем метанообильности и склонности угольных пластов к самовозгоранию. Плательщики могут по своему выбору использовать указанный налоговый вычет либо учесть соответствующие расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Размер налогового вычета зависит от коэффициента безопасности труда (Кт), значение которого определяется Правительством РФ, и не может превышать 0,3.
Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся порядка обложения акцизами, НДС и госпошлины.
Ряд изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ, коснулся применяемой в нем терминологии. Так, в связи с созданием Таможенного союза в ряде случаев указание «граница Российской Федерации» заменено словами «граница Таможенного союза», ссылка на Таможенный кодекс РФ — ссылкой на таможенное законодательство Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательство РФ о таможенном деле. Введено понятие «иные территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации» — территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.
В частности, увеличены ставки акцизов на сигареты и папиросы, нефтепродукты, автомобили легковые с мощностью двигателя от 90 л. с.
Так, с 2011 г. ставки акцизов на нефтепродукты будут ежегодно расти на 1 рубль.
Индексация ставок акцизов на алкоголь пройдет в три этапа. В 2011 г. повышение составит от 10 до 42,9%, в 2012 г. — от 8 до 23%, в 2013 г. — от 5,7 до 16,7%. Средняя индексация ставок акцизов на пиво составит в 2011 г. 17%, в 2012 г. — 22% и в 2013 г. — 9,5%.
К перечню подакцизных товаров добавлен коньячный спирт. Обложение спирта этилового с 1 января по 31 июля 2011 г. включительно осуществляется по ставке 34 руб. за 1 литр безводного спирта. В последующие периоды обложение спирта этилового будет производиться по другим повышенным ставкам.
Темпами, опережающими инфляцию, растут и ставки табачных акцизов. В 2011 г. ставка на основные виды табачной продукции составит в среднем 20,7%, в 2012 г. — 20%.
Кроме того, законом изменяется порядок исчисления и уплаты акцизов по алкогольной продукции. В частности, предусматриваются авансовый платеж акциза по этиловому спирту и возможность освобождения от уплаты акциза в случае представления производителями банковской гарантии. Введена новая ст. 186.1 НК РФ, устанавливающая особенности взимания акциза по ввозимым в РФ товарам Таможенного союза, подлежащим маркировке акцизными марками.
Пункт 1 ст. 193 НК РФ, касающийся ставок акцизов, изложен в следующей редакции (см. табл. 1).
Таблица 1
Виды подакцизных Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за
товаров единицу измерения)
с 1 января по 31 с 1 января по 31 с 1 января по 31
декабря 2011 31 декабря 2012 декабря 2013 года
года включительно года включительно включительно
Спиртосодержащая продукция 190 рублей за 1 230 рублей за 1 245 рублей за 1
(за исключением спиртосо — литр безводного литр безводного литр безводного
держащей парфюмерно — этилового спирта, этилового спирта, этилового спирта,
косметической продукции в содержащегося в содержащегося в содержащегося в
металлической аэрозольной подакцизном подакцизном подакцизном
упаковке и спиртосодержащей товаре товаре товаре
продукции бытовой химии в
металлической аэрозольной
упаковке)
Алкогольная продукция с 231 рубль за 1 254 рубля за 1 280 рублей за 1
объемной долей этилового литр безводного литр безводного литр безводного
спирта свыше 9 процентов, в этилового спирта, этилового спирта, этилового спирта,
том числе напитки, содержащегося в содержащегося в содержащегося в
изготавливаемые на основе подакцизном подакцизном подакцизном
пива, произведенные с товаре товаре товаре
добавлением спирта
этилового (за исключением
пива, вин натуральных, в
том числе шампанских, игри —
стых, газированных,
шипучих, натуральных
напитков с объемной долей
этилового спирта не более 6
процентов объема готовой
продукции, изготовленных из
виноматериалов, произведен —
ных без добавления спирта
этилового)
Алкогольная продукция с 190 рублей за 1 230 рублей за 1 245 рублей за 1
объемной долей этилового литр безводного литр безводного литр безводного
спирта до 9 процентов этилового спирта, этилового спирта, этилового спирта,
включительно, в том числе содержащегося в содержащегося в содержащегося в
напитки, изготавливаемые на подакцизном подакцизном подакцизном
основе пива, произведенные товаре товаре товаре
с добавлением спирта
этилового (за исключением
пива, вин натуральных, в
том числе шампанских, игри —
стых, газированных,
шипучих, натуральных
напитков с объемной долей
этилового спирта не более 6
процентов объема готовой
продукции, изготовленных из
виноматериалов, про —
изведенных без добавления
спирта этилового)
Вина натуральные (за 5 рублей за 1 6 рублей за 1 7 рублей за 1
исключением шампанских, литр литр литр
игристых, газированных,
шипучих), натуральные
напитки с объемной долей
этилового спирта не более 6
процентов объема готовой
продукции, изготовленные из
виноматериалов,
произведенных без до —
бавления спирта этилового
Вина шампанские, игристые, 18 рублей за 1 22 рубля за 1 24 рубля за 1
газированные, шипучие литр литр литр
Пиво с нормативным 10 рублей за 1 12 рублей за 1 13 рублей за 1
(стандартизированным) литр литр литр
содержанием объемной доли
спирта этилового свыше 0,5
процента и до 8,6 процента
включительно, а также
напитки, изготавливаемые на
основе пива, произведенные
без добавления спирта
этилового
Пиво с нормативным 17 рублей за 1 21 рубль за 1 23 рубля за 1
(стандартизированным) литр литр литр
содержанием объемной доли
спирта этилового свыше 8,6
процента
Табак трубочный, 510 рублей за 1 610 рублей за 1 650 рублей за 1
курительный, жевательный, кг кг кг
сосательный, насвай,
нюхательный, кальянный (за
исключением табака, исполь —
зуемого в качестве сырья
для производства табачной
продукции)
Сигары 30 рублей за 1 36 рублей за 1 39 рублей за 1
штуку штуку штуку
Сигариллы (сигариты), биди, 435 рублей за 530 рублей за 565 рублей за
кретек 1000 штук 1000 штук 1000 штук
Сигареты с фильтром 280 рублей за 360 рублей за 460 рублей за
1000 штук + 7 1000 штук + 7,5 1000 штук + 8
процентов расчет — процента процентов
ной стоимости, расчетной расчетной стои —
исчисляемой исхо — стоимости, мости,
дя из максималь — исчисляемой исчисляемой
ной розничной исходя из исходя из
цены, но не менее максимальной максимальной
360 рублей за розничной цены, розничной цены,
1000 штук но не менее 460 но не менее 590
рублей за 1000 рублей за 1000
штук штук
Сигареты без фильтра, 250 рублей за 360 рублей за 460 рублей за
папиросы 1000 штук + 7 1000 штук + 7,5 1000 штук + 8
процентов расчет — процента процентов
ной стоимости, расчетной расчетной стои —
исчисляемой исхо — стоимости, мости,
дя из максималь — исчисляемой исчисляемой
ной розничной исходя из исходя из
цены, но не менее максимальной максимальной
310 рублей за розничной цены, розничной цены,
1000 штук но не менее 460 но не менее 590
рублей за 1000 рублей за 1000
штук штук
Автомобили легковые с 27 рублей за 0,75 29 рублей за 0,75 31 рубль за 0,75
мощностью двигателя свыше кВт (1 л. с.) кВт (1 л. с.) кВт (1 л. с.)
67,5 кВт (90 л. с.) и до
112,5 кВт
(150 л. с.) включительно
Автомобили легковые с 260 рублей за 285 рублей за 302 рубля за 0,75
мощностью двигателя свыше 0,75 кВт (1 л. с.) 0,75 кВт (1 л. с.) кВт (1 л. с.)
112,5 кВт (150 л. с.),
мотоциклы с мощностью
двигателя свыше 112,5 кВт
(150 л. с.)
Автомобильный бензин:
не соответствующий классу 5995 рублей за 1 7725 рублей за 1 9511 рублей за 1
3, или классу 4, или классу тонну тонну тонну
5
класса 3 5672 рубля за 1 7382 рубля за 1 9151 рубль за 1
тонну тонну тонну
класса 4 и класса 5 5143 рубля за 1 6822 рубля за 1 8560 рублей за 1
тонну тонну тонну
Дизельное топливо:
не соответствующее классу 2753 рубля за 1 4098 рублей за 1 5500 рублей за 1
3, или классу 4, или классу тонну тонну тонну
5
класса 3 2485 рублей за 1 3814 рублей за 1 5199 рублей за 1
тонну тонну тонну
класса 4 и класса 5 2247 рублей за 1 3562 рубля за 1 4934 рубля за 1
тонну тонну тонну
Моторные масла для дизель — 4681 рубль за 1 6072 рубля за 1 7509 рублей за 1
ных и (или) карбюраторных тонну тонну тонну
(инжекторных) двигателей
Прямогонный бензин 6089 рублей за 1 7824 рубля за 1 9617 рублей за 1
тонну тонну тонну
Расширен перечень юридически значимых действий, за совершение которых не взимается государственная пошлина. В перечень включены, в частности, государственная регистрация лекарственных средств, принятие решений о внесении изменений в документы на зарегистрированный лекарственный препарат, выдача разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов.
Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» установлен закрытый перечень работ (услуг), облагаемых НДС по ставке 0 процентов, в который включены только те работы (услуги), которые непосредственно связаны с экспортом товаров. Закон улучшает механизм подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 процентов по тем работам (услугам), которые связаны с экспортом товаров (обновлена ст. 165 НК РФ).
Кроме того, положения ст. ст. 164, 165 и 167 НК РФ приведены в соответствие с положениями таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства РФ о таможенном деле в части используемой терминологии.
Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 300-ФЗ «О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внес изменения в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, предусматривающие особенности определения доходов и расходов страховых организаций, а также ведения их налогового учета при исполнении указанными организациями обязательств по соглашениям о прямом возмещении убытков в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств путем перечисления фиксированных средних сумм страховых выплат.
Соответствующие дополнения внесены в ст. 293 НК РФ «Особенности определения доходов страховых организаций (страховщиков)», ст. 294 НК РФ «Особенности определения расходов страховых организаций (страховщиков)», ст. 330 НК РФ «Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховых организаций».
Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 308-ФЗ «О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 376 гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ дополнена п. 6 о том, что налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов. Эта льгота будет применяться до 2025 г.
Кроме того, Законом установлено, что уплата налога на имущество организаций (ст. 378 НК РФ) и земельного налога (ст. 388 НК РФ) в отношении имущества и земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, осуществляется управляющей компанией.
Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 310-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» сняты ограничения на применение УСН организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, если такие организации учреждены бюджетными научными учреждениями, высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями, или научными учреждениями и высшими учебными заведениями, созданными государственными академиями наук, если деятельность указанных организаций заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям и высшим учебным заведениям.
Федеральным законом от 3 ноября 2010 г. N 281-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Ростовская область исключена из перечня регионов, на территориях которых могут быть созданы игорные зоны. Одновременно отменяется запрет на принятие решений о ликвидации игорных зон до истечения 10 лет с момента их создания.
Налоговое администрирование
Приказом ФНС России от 5 октября 2010 г. N ММВ-7-10/478@ утвержден важнейший практический документ, предназначенный для повседневного общения плательщиков с налоговыми органами, — Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Приказ содержит срок реализации функций, осуществляемых налоговыми органами, форму их представления, а также перечень нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение каждой услуги. Как и раньше, время ожидания в очереди не должно превышать 30 минут, а при «пиковых» нагрузках — одного часа.
Стандарт состоит из разделов, касающихся исполнения функций (предоставления услуг):
по регистрации и учету налогоплательщиков;
по приему, регистрации налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и других документов, предоставлению информации налогоплательщикам (выдача справок, ответов на запросы и др.);
по информированию налогоплательщиков, в том числе о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса;
по информированию налогоплательщиков.
В связи с передачей функций контроля над производством и оборотом алкогольной продукции от ФНС России к созданной Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) из Стандарта налоговиков эти функции изъяты.
Федеральным законом от 3 ноября 2010 г. N 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 76 и 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» изменены сроки сообщения банками в налоговые органы информации по счетам налогоплательщиков. Увеличен до трех дней срок предоставления данных об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены.
Одновременно сокращен с пяти до трех дней срок сообщения банками в налоговый орган об открытии, закрытии, изменении реквизитов счета налогоплательщика. Аналогичным образом изменен срок выдачи налоговым органам по запросам справок о наличии счетов в банке (остатках денежных средств на них) и выписок по операциям на счетах.
Законом от 29 ноября 2010 г. N 324-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ» в новой редакции изложена ст. 48 НК РФ «Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем». Закон принят в целях снижения нагрузки на суды общей юрисдикции и исключает возможность обращения фискальных органов в суды с заявлениями о взыскании незначительных сумм задолженности.
Представитель Президента РФ в Госдуме Г. Минх сообщил, что количество исков по вопросам налоговой задолженности, которые рассматривают суды общей юрисдикции, ежегодно возрастает. Так, в 2007 г. суды разобрали 1,9 млн. таких дел, в 2008 г. — около 3 млн., а в 2009 г. — более 4 млн. дел. При этом все они «копеечные». «Мы тратим тысячу рублей для того, чтобы получить 100 рублей», — подчеркнул Г. Минх (см.: Право. Ru).
Теперь заявление о взыскании задолженности подается налоговым или таможенным органом в суд, если общая сумма задолженности превышает 1500 руб. При этом заявление подается в течение шести месяцев со дня, когда общая сумма налога, сбора, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с плательщика, превысит 1500 руб.
Страховые взносы
Особенно много изменений внесено в законодательство о страховых взносах во внебюджетные фонды. Для большинства плательщиков значительно возрастает налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, связанная с увеличением тарифов страховых взносов, — с 26% в 2010 г. до 34% в 2011 г.
Федеральным законом от 16 октября 2010 г. N 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» утверждены новые тарифы страховых взносов.
В 2011 г. эти тарифы составят: в ПФР — 26%, в ФСС — 2,9%, в ФФОМС — 3,1%, в ТФОМС — 2%. Итого — 34%.
Таким образом, с 2011 г. тарифы взносов в ФФОМС увеличиваются с 2,1 до 3,1%, а в ТФОМС уменьшаются с 3 до 2%. С 2012 г. в ФФОМС надо платить 5,1%, а отчисления в ТФОМС делать не нужно.
Установлены многочисленные льготы по тарифам для плательщиков страховых взносов.
Пониженные тарифы установлены для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, IT-компаний, а также организаций, созданных бюджетными научными учреждениями до 2019 г. В 2011 — 2017 гг. тариф страховых взносов для данных организаций составит 14%, в 2018 г. — 21%, в 2019 г. — 28%. Условиями применения пониженных тарифов для IT-компаний являются, в частности: наличие документа о государственной аккредитации; доля доходов от деятельности в области информационных технологий в общей сумме всех доходов должна составлять не менее 90%; средняя численность работников должна быть не менее 50 человек.
В 2011 — 2014 гг. пониженные тарифы также будут действовать для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ; для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН; для организаций народных художественных промыслов; для плательщиков, производящих выплаты инвалидам I, II или III группы (по этим выплатам), для общественных организаций инвалидов.
Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются по 2014 г. пониженные тарифы страховых взносов для СМИ и определяются условия, при выполнении которых возможно их применение. Подпадающие под льготу СМИ в 2011 г. должны будут уплачивать страховые взносы по совокупной ставке 26%, в 2012 г. — 27%, в 2013 г. — 28% и в 2014 г. — до 30%. В 2015 г. СМИ перейдут на общий тариф — 34%.
В Послании Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию отмечалось, что надо найти возможность смягчить отрицательные последствия для предпринимательской деятельности. В этом контексте было принято решение: для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, предусмотреть двухлетний переходный период с установлением более низкой ставки взносов на уровне 26%.
Недавно принятым Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности которых являются: производство пищевых продуктов; текстильное и швейное производство; обработка древесины и производство изделий из дерева; химическое производство; производство машин и оборудования; научные исследования и разработки; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; строительство; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования; деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий и некоторым другим, доля доходов по которым составляет не менее 70% в общем объеме доходов, в 2011 — 2012 гг. применяются следующие тарифы страховых взносов (см. табл. 2).
Таблица 2
Наименование 2011 г. 2012 г.
(%) (%)
ПФР 18 18
ФСС РФ 2,9 2,9
ФФОМС 3,1 5,1
ТФОМС 2 0
В этот же период применяются следующие тарифы взносов в ПФР (см. табл. 3).
Таблица 3
На На
финансирование финансирование
страховой накопительной
части трудовой части трудовой
пенсии пенсии
для лиц для лиц для лиц 1967
1966 г. 1967 г. г. рождения и
рожде — рожде — моложе
ния и ния и
старше моложе
18% 12% 6%
Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ по взносам на ОПС и на ОМС (форма РСВ-1) установлено, что с 2011 г. расчет нужно представлять в ПФР не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. В 2010 г. расчет сдавался до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Напоминаем, что форма 4ФСС должна представляться не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
О других изменениях по страховым взносам с 2011 г.
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 933 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г.» облагаемая база для взносов повышается с 415 тыс. руб. в 2010 г. до 463 тыс. в 2011 г. С доходов работника свыше этой суммы плательщики не будут перечислять страховые взносы.
Все плательщики, у которых среднесписочная численность работников на 1 января 2011 г. составила свыше 50 человек и более, должны представлять отчетность в фонды только в электронном виде (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ) (это требование распространяется и на отчетность за 2010 г., представленную в 2011 г.). Индивидуальные же сведения в ПФР нужно подавать в электронном виде, если трудятся 50 и более человек (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» период временной нетрудоспособности, оплачиваемый за счет работодателя, увеличен с двух до трех дней. Изменениями предусмотрена выплата застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности за счет бюджета ФСС начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности.
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. В 2010 г. этот срок ограничен 12 месяцами, которые должны предшествовать месяцу наступления страхового случая, а не году, как в новом Законе.
Законом установлены правила предоставления работникам справок о заработке для назначения и выплаты пособия за два предшествующих календарных года, на который были начислены страховые взносы. Такая справка выдается лицу в день прекращения работы по письменному заявлению застрахованного лица не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления.
Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определены понятия: обязательного медицинского страхования (ОМС) как вида обязательного социального страхования, объекта и субъекта ОМС, страхового риска и страхового обеспечения, страховых взносов на ОМС, застрахованного лица, базовой и территориальных программ ОМС.
Намечено финансировать оказанную услугу, а не медучреждение. Закон расширяет возможности выбора для человека. Он имеет право выбрать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. При этом медучреждение, включенное в реестр и заключившее договор на оказание услуг по программе ОМС, не вправе отказать застрахованному человеку в оказании помощи.
Законом урегулированы отношения, касающиеся финансового обеспечения ОМС: порядок формирования средств ОМС; размер страхового взноса неработающего населения; период, порядок и сроки уплаты страховых взносов; ответственность за нарушения в сфере уплаты страховых взносов; порядок установления тарифов на оплату медицинской помощи при ОМС. В течение 2011 — 2012 гг. за счет повышения на 2% страховых взносов на ОМС в здравоохранение будет направлено порядка 460 млрд. руб. дополнительно.
С мая 2011 г. гражданам будут выдаваться полисы единого образца, которые будут действовать на всей территории страны. Организации не будут заниматься оформлением и выдачей полисов своим работникам, эта обязанность возлагается на самих сотрудников.
Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» внесены изменения, в частности, в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Поправками изменяются требования к минимальному размеру уставного капитала страховщика, вносятся изменения в перечень льгот по некоторым налогам в отношении сумм, выплачиваемых в системе ОМС, устанавливается ответственность за нарушения законодательства в сфере ОМС, изменяются тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.
В частности, в Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» внесено изменение, согласно которому минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование, устанавливается в сумме 60 млн. руб. Минимальный размер уставного капитала иного страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 млн. руб.
Статья 294.1 «Особенности определения доходов и расходов страховых медицинских организаций — участников обязательного медицинского страхования» Налогового кодекса РФ изложена в новой редакции.
Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 331-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрено сохранение на 2011 г. и на период до 2013 г. порядка уплаты страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также размеров этих тарифов, установленных Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Таким образом, на указанный период сохраняются 32 страховых тарифа, дифференцированных по видам экономической деятельности (в зависимости от класса профессионального риска), при этом остаются в силе существующие льготы.
Страховые тарифы определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаются в базу для начисления страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлен перечень пособий, выплат и доходов, не подлежащих обложению страховыми взносами по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Перечень выплат, не подлежащих обложению взносами, идентичен выплатам, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ о страховых взносах.
* * *
В заключение можно сделать вывод, что анализ принятых нормативных актов о повышении акцизов на нефтепродукты, алкоголь, табак, налогов на добычу нефти и газа, росте тарифов страховых взносов показывает существенное увеличение налоговой нагрузки для плательщиков в 2011 г. и последующие годы. Об этом же на парламентских слушаниях в Совете Федерации сообщил Министр финансов России А. Л. Кудрин. По его словам, налоговая нагрузка в 2011 г. возрастет на 2,3% по сравнению с уровнем 2010 г., а в 2013 г. — на 3,6%.
——————————————————————
Вопрос: В каком случае уличная вывеска организации считается рекламной, а в каком информационной?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: В каком случае уличная вывеска организации считается рекламной, а в каком информационной?
Ответ: Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как определение вывески в законодательных и нормативных актах отсутствует. Выработанные в правоприменительной практике подходы к решению вопроса приведены в обосновании.
Обоснование: Рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Такое определение дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ).
Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Это установлено п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе». Кроме того, данные положения соответствуют п. п. 2 и 5 ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ и содержатся также в письме ФАС РФ от 16.03.2006 N АК/3512 «О разграничении рекламы и иной информации».
Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
Кроме того, фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг обязан разместить на вывеске согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон N 2300-1).
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Следовательно, если на вывеске обозначены фирменное наименование (наименование) организации, адрес, режим работы, то такая вывеска не должна считаться рекламной.
Если сведения, приведенные в вывеске, выходят за рамки требований упомянутой статьи, например, указывают на вид и объем предоставляемых услуг, призваны формировать и поддерживать интерес к услугам, оказываемым предпринимателем, содержат контактные телефоны, тогда данная вывеска является рекламной.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2007 N А11-12907/2006-К2-22/646, ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2007 N А56-20150/2006).
Судебная практика по признанию той или иной вывески рекламной либо не рекламной разнообразна.
В одном случае в силу того, что вывеска не соответствовала всем требованиям п. 1 ст. 9 Закона N 2300-1 (содержала только сведения о категории реализуемых товаров и круглосуточном режиме работы), ее признали рекламной (Постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2007 N Ф09-2923/07-С1).
В некоторых случаях суды квалифицируют вывеску в качестве рекламной исходя не только из ее содержания, но и из месторасположения. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 07.03.2007 N Ф08-1016/2007-433А отнес вывеску с наименованием юридического лица, размещенную с торца здания, к рекламным.
Т. С.Жданова
Младший юрист,
Юридическая фирма «JBI Эксперт»
Подписано в печать
08.02.2011
——————————————————————