Информационная гарантия прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

(Кислицын Р. А.) («Юрист», 2011, N 17)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГАРАНТИЯ ПРАВ КРЕДИТОРОВ РЕОРГАНИЗУЕМОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Р. А. КИСЛИЦЫН

Кислицын Роман Александрович, аспирант кафедры коммерческого права СПбГУ.

Статья посвящена краткому анализу проблемы надлежащего уведомления кредитора реорганизуемого юридического лица. Автором делается вывод о том, что кредитор должен быть надлежащим образом извещен не только о начале процедуры реорганизации, но и о ее необходимости и содержании. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: реорганизация, кредитор, уведомление, информация, гарантия, юридическое лицо.

Informational guarantee of rights of creditors of reorganized juridical person R. A. Kislicyn

The article is devoted to a short analysis of problem of due notification of creditor of reorganized juridical person. The author makes a conclusion that a creditor should be duly notified not only on the beginning of procedure of reorganization but also on the necessity and contents thereof. The conclusions made in the article might be used in law-application practice.

Key words: reorganization, creditor, notification, information, guarantee, juridical person.

В связи с несовершенством правового регулирования реорганизации юридического лица часто нарушаются права кредиторов. Одним из средств защиты их прав, предусмотренных действующим законодательством, является гарантия надлежащего уведомления о начале процедуры реорганизации. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ <1> реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Кроме того, в силу п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <2> (далее — Закон N 129-ФЗ) реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами. ——————————— <2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено уведомление кредиторов о начале реорганизации как опосредованно — через средства массовой информации, так и непосредственно — личное уведомление. По мнению О. А. Беляевой, доведение информации до сведения каждого кредитора о реорганизации является основной обязанностью учредителя <3>. Однако на практике указанная обязанность часто не выполняется. Это связано с тем, что среди документов, необходимых для представления в регистрирующий орган при государственной регистрации реорганизации юридических лиц, нет документа, подтверждающего уведомление кредиторов (п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ). ——————————— <3> Беляева О. А. Реорганизация юридических лиц: Спорные вопросы современной практики // Цивилист. 2004. N 1. С. 21.

Таким образом, выполнение указанной обязанности не обеспечено никакими правовыми средствами. Данную проблему могла бы решить норма, закрепленная в ст. 10 Закона N 129-ФЗ, согласно которой федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Это означает, что федеральными законами могут устанавливаться иные перечни документов, необходимых для государственной регистрации отдельных видов юридических лиц. Такие перечни на сегодняшний день закреплены в отношении создания кредитных организаций, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов и др. Обязанность представлять доказательства уведомления кредиторов содержится также в специальных законах, регулирующих деятельность хозяйственных обществ. Так, в соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» <4> (далее — Закон об АО) государственная регистрация акционерных обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов. Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 51 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» <5> (далее — Закон об ООО). ——————————— <4> Российская газета. N 248. 1995. <5> Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

На уровне ведомственных актов было разъяснение указанных положений. Федеральная налоговая служба в письме от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440 <6> доводит до сведения регистрирующих органов, что при регистрации реорганизации хозяйственных обществ указанные юридические лица обязаны представлять регистрирующему органу доказательства уведомления кредиторов. ——————————— <6> Текст письма опубликован в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 28 июня 2005 г. N 13.

Однако, как показывает практика, работники налоговых служб при регистрации реорганизации юридических лиц руководствуются исключительно перечнем документов, содержащихся в ст. 14 Закона N 129-ФЗ, где отсутствует документ, подтверждающий надлежащее извещение кредиторов. Как правильно считает В. С. Епишин, в настоящее время нельзя сказать, что судебная практика по вопросу представления регистрирующему органу доказательств уведомления кредиторов полностью сформировалась <7>. ——————————— <7> Епишин В. С. Некоторые вопросы реорганизации общества с ограниченной ответственностью // Акционерный вестник. 2007. N 9. С. 5.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 24 марта 2011 г. по делу N А32-11446/2010 сделан вывод, что требование о представлении доказательств уведомления кредиторов о реорганизации юридических лиц является публично-правовым инструментом контроля за выполнением лицами, принявшими решение о реорганизации юридического лица, обязанности, установленной п. 1 ст. 60 ГК РФ. ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 5 декабря 2006 г. N А33-9795/06-Ф02-6492/06-С2 <8>, оставляя без удовлетворения кассационную жалобу о признании необоснованным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, отметил: абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО установлено, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом. ФАС Восточно-Сибирского округа по данному делу правомерно отказал в признании необоснованным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица, поскольку при нарушении порядка уведомления кредиторов государственная регистрация осуществляться не должна. ——————————— <8> СПС «КонсультантПлюс».

В Постановлении ФАС Уральского округа от 21 ноября 2007 г. N Ф09-9539/07-С4 <9> сделан вывод, что для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган должны представляться доказательства уведомления кредиторов, включая публикации в соответствующих печатных изданиях. ——————————— <9> Там же.

В решении Арбитражного суда г. Москвы от 28 декабря 2007 г. по делу N А40-29629/07-145-186 <10> указано, что несоблюдение порядка реорганизации предприятий, а именно отсутствие уведомления кредитора реорганизуемого предприятия о реорганизации, нарушает права и законные интересы кредитора, защита которых предусмотрена ст. 60 ГК РФ. ——————————— <10> Там же.

Таким образом, данная судебная практика показывает, что представление указанных доказательств является необходимым условием государственной регистрации юридических лиц, созданных в результате реорганизации. При отсутствии доказательств уведомлений кредиторов регистрирующий орган может принять решение об отказе в государственной регистрации. Вместе с тем рядом ученых такие дополнительные требования считаются неправомерными и как следствие — необоснованными. Например, К. П. Беляев в комментариях к Закону N 129-ФЗ отмечает, что «ввиду установления комментируемой статьей исчерпывающего перечня документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также императивного правила п. 4 ст. 9 комментируемого Закона о том, что «регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом», становится проблематичным применение норм иных федеральных законов, которые устанавливают необходимость представления других документов для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Иными словами, если считать, что в первую очередь должны применяться нормы комментируемого Закона в сравнении с нормами законов об отдельных видах юридических лиц, то на сегодняшний день при регистрации создаваемых путем реорганизации хозяйственных обществ необходимость представления доказательств уведомления кредиторов хозяйственных обществ о проводимой реорганизации отпала, поскольку помимо документов, предусмотренных комментируемой статьей, требовать другие документы прямо запрещено. Именно поэтому в силу положений комментируемой статьи в дальнейшем представляется неправомерным требование регистрирующего органа о представлении документов, являющихся доказательством уведомления кредиторов о реорганизации хозяйственных обществ» <11>. ——————————— <11> Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц» (постатейный) / Под ред. Б. М. Гонгало, П. В. Крашенинникова. 2-е изд. М.: Статут, 2003. Комментарий к ст. 14. С. 57.

Правило о том, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Законом N 129-ФЗ, содержится в п. 4 ст. 9 указанного Закона. На этом основании отказ в государственной регистрации по причине непредставления документов, подтверждающих уведомление кредиторов, может быть вполне успешно обжалован в судебном порядке <12>. ——————————— <12> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 декабря 2004 г. N Ф04-9020/2004(7230-А45-26); Постановление ФАС Уральского округа от 27 октября 2004 г. N Ф09-3562/04-ГК; Постановление ФАС Московского округа от 1 февраля 2006 г. N КГ-А40/14037-05; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 сентября 2004 г. N Ф03-А73/04-2/2181; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 августа 2003 г. N А43-3017/2003-26-102 // СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, на сегодняшний день судебная практика относительно необходимости представления доказательств уведомления кредиторов окончательно не сформировалась. Чтобы устранить указанные противоречия, в целях защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица следует добавить к документам, необходимым для государственной регистрации и указанным в п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ, документ, подтверждающий надлежащее извещение данных кредиторов. Отказ же от соблюдения порядка уведомления кредиторов о принятом решении о реорганизации и опубликовании соответствующего сообщения может иметь негативные последствия для общества. При этом важно отметить, какие именно документы являются подтверждением надлежащего извещения кредиторов. Сложившаяся практика гражданского документооборота свидетельствует, что уведомление о реорганизации юридического лица (лиц) осуществляется посредством направления в адрес кредитора заказного письма. В регистрирующий орган при подаче документов на государственную регистрацию юридического лица (лиц), создаваемого в порядке реорганизации, помимо документов, предусмотренных Законом N 129-ФЗ, представляются копии почтовых квитанций, подтверждающие «надлежащее уведомление» кредиторов <13>. ——————————— <13> Цыганков В. Совершенствование процедуры уведомления кредиторов // Корпоративный юрист. 2007. N 8. С. 33.

Почтовая квитанция не содержит информации, передаваемой в почтовом отправлении, а служит лишь доказательством отправки соответствующей корреспонденции определенному лицу. Недобросовестный должник, используя данную «лазейку», имеет возможность уйти от исполнения обязательств в отношении своих кредиторов. Для избежания таких злоупотреблений недобросовестным должником В. Цыганков предлагает, чтобы участники общества, принявшие решение о реорганизации, уведомляли об этом регистрирующий орган путем подачи заявления с приложениями, в которых заявитель называет всех известных обществу кредиторов с указанием их фирменного наименования, организационно-правовой формы, ОГРН, ИНН и места нахождения. Как считает далее В. Цыганков, регистрирующий орган сам должен уведомлять всех перечисленных в приложениях кредиторов посредством почтовых отправлений <14>. ——————————— <14> Там же.

Считаем, что предложение В. Цыганкова относительно уведомления регистрирующим органом (не реорганизуемым юридическим лицом) кредиторов является излишним. Оно потребует внесения изменений в законодательство, что в конечном итоге приведет к усложнению процедуры реорганизации. Что касается формы доказательств уведомления кредиторов, то согласно уже упомянутому письму Федеральной налоговой службы от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440 они могут быть представлены в регистрирующий орган в виде копий писем юридического лица, направленных в адрес его кредиторов, копии публикации в органе печати (в журнале «Вестник государственной регистрации»), в виде сведений, содержащихся в передаточном акте, разделительном балансе. На наш взгляд, проверка надлежащего извещения всех известных кредиторов представляется очень сложной. Считаем, что кредитор должен и сам проявлять активность в защите своих прав и интересов. Он должен самостоятельно интересоваться текущим экономическим и юридическим состоянием своего контрагента. В научной литературе существовала дискуссия об информации, которая должна содержаться в уведомлении кредиторам и публикации. В настоящее время эта проблема частично разрешена. Объем необходимой информации, которая должна содержаться в уведомлении, закреплен в п. 1 ст. 60 ГК и п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ. В частности, в уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Более подробный перечень информации закреплен в п. 6.1 и 6.2 ст. 15 Закона об АО, однако он касается только акционерных обществ. Таким образом, проблема информационной обеспеченности кредитора о реорганизации осталась. В настоящее время перечень информации о реорганизации, предоставляемой кредитору, носит общий характер и не может отражать истинные цели и задачи, которые преследуют лица, проводящие реорганизацию. Как правильно отмечает Ф. И. Тимаев, для кредитора существенным является не только принятое обществом решение о проведении реорганизации, но и представление о том, какие общества участвуют в слиянии (присоединении); об экономическом положении этих обществ; об условиях разделения (выделения обществ); о том, какую организационно-правовую форму будет иметь общество в результате преобразования. Эта информация позволила бы принять кредиторам взвешенное решение о возможности продолжать хозяйственные связи с реорганизуемым обществом. Ф. И. Тимаев утверждает также, что в п. 6 ст. 15 Закона об АО необходимо ввести норму, обязывающую реорганизуемое общество представлять кредиторам, получившим уведомление о предстоящей реорганизации или узнавшим об этом из соответствующего печатного издания, для ознакомления копии документов о решении общего собрания учредителей юридического лица, а также заключение независимых оценщиков по оценке имущества реорганизуемых обществ. Кроме того, по мнению Ф. И. Тимаева, кредиторам должно быть предоставлено право ознакомиться с бухгалтерским балансом общества <15>. ——————————— <15> Тимаев Ф. И. Защита прав кредиторов по гражданскому законодательству, регулирующему отношения с участием акционерных обществ. М.: Скиф, 2005. С. 78.

Арбитражные суды РФ также высказываются о необходимости информационной обеспеченности кредиторов реорганизуемого юридического лица. Так, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 19 июля 2005 г. N Ф08-3163/2005 по делу N А32-7441/2004-57/274 указал на следующее: «По смыслу Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» при проведении общего собрания по вопросу о реорганизации общества участники должны иметь полную информацию об условиях такой реорганизации. В частности, они должны знать размер своей доли в уставном капитале реорганизуемого общества, состав его имущества, включая обязательства перед третьими лицами, осознавать правовые последствия прекращения деятельности присоединяемого юридического лица» <16>. ——————————— <16> СПС «КонсультантПлюс».

Защите прав кредиторов при проведении реорганизации уделяется особое внимание в зарубежном законодательстве. Прежде всего она обеспечивается путем предоставления кредиторам полной информации о каждом этапе реорганизации. Получая всю необходимую информацию, указанные лица могут контролировать соблюдение своих прав и интересов путем принесения возражений по поводу условий и порядка проведения реорганизации в реорганизуемую компанию и суд <17>. ——————————— <17> Бакулина Е. В. Судебная защита прав акционеров и кредиторов при проведении реорганизации (на примере зарубежного законодательства) // Юрист. 2003. N 11. С. 52.

Правом зарубежных стран исключается ситуация неуведомления кредиторов о предстоящей реорганизации, так как опубликование решения о реорганизации или письменное уведомление кредиторов осуществляется самим регистрирующим органом (судом, торговой палатой), реже — реорганизуемой компанией, но под контролем регистрирующего органа <18>. ——————————— <18> Там же. С. 53.

Одной из гарантий защиты прав кредиторов является информационная гарантия — гарантия надлежащего извещения кредитора не только о начале процедуры реорганизации, но и о ее необходимости и содержании. Для того чтобы данная гарантия стала эффективной, необходимо внести изменения в Закон N 129-ФЗ. Изменения должны коснуться п. 1 ст. 14 указанного Закона, где среди документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган должны быть добавлены, во-первых, документ, подтверждающий надлежащее извещение кредиторов о реорганизации, ее необходимости и содержании на каждом этапе, во-вторых, документ, доказывающий публикацию таких сведений в журнале «Вестник государственной регистрации».

——————————————————————