Содержание конституционной свободы массовой информации и ее пределы по законодательству Российской Федерации

(Каракотов Р. М.) («Административное и муниципальное право», 2011, N 9)

СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ СВОБОДЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ПРЕДЕЛЫ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р. М. КАРАКОТОВ

Каракотов Расул Муратбиевич, аспирант кафедры конституционного права и государственного строительства Пятигорского государственного лингвистического университета.

В современном мире неуклонно возрастает роль информации и ее воздействия на человека, ускоряются темпы создания и распространения информации, идет процесс создания нового «информационного» общества. Вне этих процесс не может оставаться Российское государство и общество. Однако нормативно-правовая база производства и распространения массовой информации в России на сегодняшний день существенно устарела и является скорее сдерживающим фактором, чем средством повышения уровня демократии.

Ключевые слова: средства массовой информации, законодательство, право, Конституция, информация, гарантии, свобода, демократия, цензура.

Content of constitutional liberty of mass media and its borders according to the Russian Federation legislation R. M. Karakotov

The role of informatization and its influence on human are constituently growing in the modern world. Information is created and distributed at a faster pace and new ‘information-based’ society is being created. Russian state and society cannot be left beyond these processes. However, today’s regulatory grounds for reproduction and distribution of mass media in Russia are pretty obsolete and are rather an impediment than a mean of boosting democracy.

Key words: mass media, legislation, law, constitution, information, guarantees, freedom, democracy, censorship.

В современном мире неуклонно возрастает роль информации и ее воздействия на человека, ускоряются темпы создания и распространения информации, идет процесс создания нового информационного общества. Вне этих процессов не может оставаться Российское государство и общество. Однако нормативно-правовая база производства и распространения массовой информации в России на сегодняшний день существенно устарела и является скорее сдерживающим фактором, чем средством повышения уровня демократии. 27 декабря 1991 г. был принят Закон РФ «О средствах массовой информации» <1>, который заменил действовавший ранее Закон СССР от 12 июня 1990 г. «О печати и других средствах массовой информации» <2>. Российский закон, в отличие от союзного, декларировавшего свободу печати, презюмировал ее как естественное состояние прессы, требующее недвусмысленных и разумных ограничений, позволяющих свободу одних гармонично сочетать со свободой всех прочих <3>. ——————————— <1> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 7. Ст. 300. <2> См.: Свод законов СССР. Т. 1. Ст. 372. <3> См.: Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: Междунар. отношения, 2002. С. 69.

По оценкам его создателей, Закон 1991 г. отвечал требованиям того времени и, более того, был прогрессивным и рассчитанным на длительное применение его норм в стремительно меняющихся общественно-политических условиях <4>. ——————————— <4> См.: Батурин Ю. М., Федотов М. А., Энтин В. Л. Закон о СМИ: на перекрестке веков и мнений. М., 2004.

Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ содержит целый ряд статей, посвященных вопросу свободы массовой информации. Она впервые в российской истории конституционно закрепила понятие «свобода массовой информации» и дала этой свободе высшую конституционную гарантию. Согласно ч. 5 ст. 29 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещается. Фактически провозглашена свобода распространения такого вида информации, как массовая информация и свобода деятельности средств массовой информации. Но такая свобода не может быть абсолютной. В соответствии п. 4 ст. 29 Конституции РФ устанавливается, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Особо оговаривается, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. В качестве конституционных гарантий свободы массовой информации необходимо назвать свободу экономической деятельности и право частной собственности (ст. ст. 8, 34, 35 Конституции РФ), институт ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41), право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44), открытость судопроизводства (ч. 1 ст. 123) <5>. ——————————— <5> См.: Трофимов М. С. Реализация права на свободу массовой информации в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа: Дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С. 81.

Указанные положения Конституции РФ распространяются как на отношения, связанные с поиском, производством и распространением массовой информации, так и на иные виды общественных отношений, возникающих по поводу оборота информации. Непосредственно регулированию массово-информационных отношений посвящен именно Закон РФ «О средствах массовой информации». В настоящее время Закон о СМИ 1991 г. состоит из семи глав, фактически объединяющих 60 статей в отчасти измененной редакции и 2 статьи, внесенные в него в 2001 г. Всего же Закон о СМИ по состоянию на 11 июля 2011 г. перенес 22 изменения и дополнения. Его моральное и техническое несовершенство, устаревшая концепция и пробельность не позволяют эффективно регулировать отношения в области свободы массовой информации. В новейшей российской истории неоднократно предпринимались попытки реформировать законодательство о средствах массовой информации. Как отмечает М. С. Трофимов. «В 2004 году через комитет по информационной политике Государственной Думы прошло 43 законопроекта. Это больше чем законодательных инициатив в области экологии, культуры, спорта, семьи, молодежи, природных ресурсов, природопользования. Проблемы СМИ занимают внимание депутатов больше, чем проблемы промышленности, строительства и наукоемких технологий; больше чем проблемы ветеранов (26 законопроектов); охрана здоровья (35 законопроектов); вопросы местного самоуправления (38 законопроектов), и даже национальные проблемы (9 проектов) <6>. ——————————— <6> См.: Средства массовой информации России 2004: анализ, тенденции, прогноз. Аналитический доклад. М., 2005. С. 22.

Есть несколько неоспоримых причин, по которым действующий Закон должен быть либо изменен, либо заменен другим — более совершенным законом: 1) несмотря на достаточно длительное время, прошедшее с момента принятия Закона о СМИ, до сих пор существует настоятельная потребность привести отдельные положения Закона в соответствие с Конституцией РФ, которая была принята на два года позже, и с Гражданским кодексом РФ; 2) необходимо устранить те внутренние противоречия, неточности и пробелы в Законе О СМИ, которые выявились в практике правоприменения. Одним из таких пробелов является регулирование вопросов распространения СМИ в цифровых телекоммуникационных сетях <7>; ——————————— <7> См.: Батурин Ю. М., Федотов М. А., Энтин В. Л. Закон о СМИ: на перекрестке веков и мнений. М., 2004. С. 69.

3) необходимо дополнить Закон о СМИ правовыми нормами, регулирующими новые экономические отношения в сфере индустрии средств массовой информации; 4) необходимо учесть те изменения, которые произошли со времени принятия Закона о СМИ на международной арене. Уже после принятия Закона наша страна вступила в Совет Европы, присоединилась к Бернской конвенции, Флорентийскому соглашению и ряду других актов международного права. Нужна серьезная работа по полномасштабной имплементации этих норм в отечественное законодательство» <8>, <9>. Однако Закон о СМИ постоянно модернизируется, но не заменяется на принципиально новый. ——————————— <8> См.: Там же. <9> См.: Трофимов М. С. Реализация права на свободу массовой информации в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа: Дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С. 23.

Вносимые в него поправки в основном касаются уточнения условий распространения массовой информации, ужесточения пределов свободы массовой информации. Так, абз. 1 ст. 4 Закона в 2006 г. был дополнен положением о том, что не допускается использование средств массовой информации для распространения материалов, «содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов». В абз. 2 ст. 4 Закона в 2006 — 2007 гг. появилось указание на то, что в СМИ запрещается «распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности… без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена». В 2000 г. был введен, а в 2006 и 2011 гг. уточнен абз. 3 ст. 4: «Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами». В 2006 г. появились в Законе о СМИ абз. 5 и 6 следующего содержания: «Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции. При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных». В результате этих дополнений ст. 4 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» Закона РФ «О средствах массовой информации» увеличилась более чем вдвое и изменилась качественно. Большему изменению подверглись только статьи об организации деятельности средства массовой информации, но их значение менее важно с точки зрения сущности самого института свободы массовой информации в России. А. А. Малиновский определяет свободу массовой информации как «возможность беспрепятственно (без ограничений) распространять средствами массовой информации при помощи специальных технических систем и устройств сведения, адекватно отражающие процессы общественного бытия, предназначенные для неограниченного круга лиц» <10>. ——————————— <10> См.: Малиновский А. А. Свобода массовой информации: теоретико-правовые аспекты: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1995. С. 45.

В. Г. Елизаров понимает под свободой массовой информации комплекс прав, включающий права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять массовую информацию любым законным способом, осуществление которых связано с ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией РФ в той мере, в которой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц, а также в иных конституционно обоснованных целях ограничений <11>. ——————————— <11> См.: Елизаров В. Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: конституционные основы и правовые ограничения: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 25.

По мнению М. С. Трофимова, необходимо вести речь не о свободе массовой информации, а о праве человека и гражданина на свободу массовой информации и понимать под ним «закрепленное и гарантированное Конституцией РФ право на учреждение, владение, пользование и распоряжение средствами массовой информации, а также на поиск, получение, производство и распространение через средства массовой информации сведений и сообщений для неопределенного круга лиц на основе демократических принципов построения общества и государства, морали и общечеловеческих ценностей в пределах, установленных законодательством Российской Федерации» <12>. ——————————— <12> См.: Трофимов М. С. Реализация права на свободу массовой информации в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа: Дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С. 52.

По мнению М. А. Федотова, закрепленный в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации» 1991 г. комплекс прав, входящих в объем понятия свободы массовой информации, можно разделить, исходя из их содержания, на следующие группы: 1) права, непосредственно обеспечивающие поиск, получение, производство и распространение массовой информации; 2) права, связанные с организационным обеспечением создания и деятельности средств массовой информации (право свободно учреждать, владеть, пользоваться и распоряжаться средствами массовой информации); 3) права, обеспечивающие материально-технические условия деятельности СМИ <13>. ——————————— <13> См.: Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. М., 2002. С. 158.

М. А. Федотов подчеркивает, что право массовой информации реализуется в некой «цепочке», где существуют: «…конституционно-правовые (первое звено), административно-правовые (третье звено) и уголовно-правовые (четвертое звено) правоотношения. Во втором звене мы имеем дело с особым видом правоотношений — массово-информационными правоотношениями» <14>. ——————————— <14> См.: Там же.

Указанные правомочия, объединенные содержанием конституционной свободы массовой, могут быть ограничены в соответствии со ст. 4 Закона «О средствах массовой информации». Кроме того, ограничения свободы массовой информации, уточняющие ее пределы, установлены Конституцией РФ. Они касаются запрета пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также запрета пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29); запрета на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, вытекает из ч. 1 ст. 24 Конституции РФ; недопустимости разглашения сведений, составляющих государственную тайну <15>, личную и семейную, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ). ——————————— <15> См.: СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220.

Согласно ст. 56 Конституции РФ возможно ограничение свободы массовой информации в условиях чрезвычайного положения. В. В. Гриб подчеркивает, что «в демократических государствах у их граждан существует потребность в доступе к информации, что обусловливает важную роль средств массовой информации (СМИ) в жизни общества не только как объекта информационной политики, но и как ее субъекта. Вместе с тем гражданское общество — открытое общество в плане обеспечения доступа к широкой и разносторонней информации. Трудно представить себе какую-либо его сферу без информационных отношений» <16>. ——————————— <16> См.: Гриб В. В. СМИ как институт гражданского общества // Информационное право. 2010. N 1. С. 32.

И далее: «…СМИ как целенаправленный процесс передачи информации являются необходимым условием формирования личности и гражданского общества, поскольку представляют собой важнейшее средство распространения основных демократических идей и принципов усвоения правовых норм жизни общества. Из СМИ человек получает от государства и общества значительную часть той информации, того необходимого познавательного материала, который нужен ему для становления как гражданина, развития гражданского общества» <17>. ——————————— См.: Там же.

Российская Федерация является правовым и демократическим государством. В нем конституционно гарантирована свобода массовой информации. Однако наивно и даже вредно полагать, что средства массовой информации, даже в демотическом обществе, могут быть абсолютно свободными, а распространение массовой информации не иметь правовых пределов. Информация может являться не только благом, но и серьезным оружием, деконструктивным фактором, способным нанести ущерб обществу и государству. По этой причине Конституция РФ и Закон «О средствах массовой информации» содержат столько оснований защиты личности, общества и государства от вредоносной по своему характеру массовой информации. При этом нужно отметить, что ужесточение законодательства о средствах массовой информации как таковое, введение все большего количества запретов и ограничений без проведения качественных положительных преобразований других сторон общественно-политической сферы не способны привести к построению в России гражданского общества, основанного на принципах демократии, уменьшить антагонизм власти и отдельных слоев общества.

Библиографический список

1. Батурин Ю. М., Федотов М. А., Энтин В. Л. Закон о СМИ: на перекрестке веков и мнений. М., 2004. 2. Гриб В. В. СМИ как институт гражданского общества // Информационное право. 2010. N 1. 3. Елизаров В. Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: конституционные основы и правовые ограничения: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 4. Малиновский А. А. Свобода массовой информации: теоретико-правовые аспекты: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1995. 5. Трофимов М. С. Реализация права на свободу массовой информации в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа: Дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. 6. Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. М., 2002.

References (transliteration):

1. Grib V. V. SMI kak institut grazhdanskogo obshchestva // Informatsionnoe pravo. 2010. N 1. 2. Fedotov M. A. Pravo massovoy informatsii v Rossiyskoy Federatsii. M.: Mezhdunar. Otnosheniya, 2002. 3. Baturin Yu. M., Fedotov M. A., Entin V. L. Zakon o SMI: na perekrestke vekov i mneniy. M.: Izdanie soyuza Zhurnalistov Rossii, 2004. 4. Sredstva massovoy informatsii Rossii 2004: analiz, tendentsii, prognoz. Analiticheskiy doklad. M.: Izdatel’stvo «Izvestiya», 2005. 5. Baturin Yu. M., Fedotov M. A., Entin V. L. Zakon o SMI: na perekrestke vekov i mneniy. M.: Izdanie Soyuza zhurnalistov Rossii, 2004. 6. Trofimov M. S. Realizatsiya prava na svobodu massovoy informatsii v sub’ektakh Rossiyskoy Federatsii, nakhodyashchikhsya v predelakh Yuzhnogo federal’nogo okruga: Dis. … kand. yurid. nauk. Stavropol’, 2005. 7. Malinovskiy A. A. Svoboda massovoy informatsii: teoretiko-pravovye aspekty: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 1995. 8. Elizarov V. G. Svoboda massovoy informatsii v Rossiyskoy Federatsii: konstitutsionnye osnovy i pravovye ogranicheniya: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2002.

——————————————————————