Влияние права на конкуренцию в рекламной отрасли

(Зоркольцев Р. Д.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ВЛИЯНИЕ ПРАВА НА КОНКУРЕНЦИЮ В РЕКЛАМНОЙ ОТРАСЛИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2011 года

Р. Д. ЗОРКОЛЬЦЕВ

Зоркольцев Р. Д., адвокат, член Адвокатской платы г. Москвы.

В настоящей статье обращается внимание на нормы законодательства, влияющие на конкуренцию в сфере наружной рекламы.

1. «Угроза безопасности движения воздушного транспорта»

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта. Что касается автомобильного транспорта, то установление в Законе о рекламе указанного выше ограничения в отношении безопасности его движения в целом, вероятно, оправдано, поскольку отношения, связанные с безопасностью автомобильного транспорта, регулируются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (ст. 4 названного Закона). Среди нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации, существует ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 22 апреля 2003 года N 124-ст. Указанный нормативный документ предусматривает некоторые положения, касающиеся безопасности дорожного движения. Например, в п. 6.1 ГОСТ предусмотрено положение, согласно которому средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены, в частности, над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах, на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах. Пунктом 6.9 установлен запрет на размещение рекламы путем нанесения либо вкрапления, с использованием строительных материалов, краски, дорожной разметки и т. п., в поверхность автомобильных дорог и улиц. Вместе с тем в России имеются другие нормативные акты, устанавливающие требования к безопасности движения транспорта, отличного от автомобильного, в частности, воздушное законодательство. В этом смысле вызывает вопрос обоснованность включения в Закон о рекламе нормы п. 3 ч. 4 ст. 5, касающейся угрозы рекламы безопасности движения воздушного транспорта. Исходя из п. 1 ст. 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются не только перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), но и другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. В соответствии со ст. 46 Воздушного кодекса Российской Федерации проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома. Кроме того, согласно ст. 47 Воздушного кодекса РФ размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации. Размещение линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучающих объектов должны согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юридических лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации. Согласно ст. 5 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В ст. 1 Закона о рекламе предусмотрено, что его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Исходя из ст. 2 Закона о рекламе сфера применения законодательства о рекламе — отношения в сфере рекламы (связанные с производством, размещением и распространением рекламы) независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Вопросы, связанные с обеспечением безопасности продукции, процессов производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в целях недопущения появления риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, регулируются не законодательством о рекламе, а законодательством о техническом регулировании. Получается, что норма п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе, касающаяся, в частности, угрозы рекламой безопасности движения воздушного транспорта, не должна в Законе о рекламе существовать вовсе, поскольку не может затрагивать отношения в сфере рекламы. Рекламная конструкция согласно ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе это техническое средство стабильного территориального размещения (временное сооружение, предназначенное для экспонирования (воспроизведения) рекламы). Рекламные конструкции в воздухе не размещаются, и все отношения, связанные с безопасностью полетов (в воздухе) и авиационной деятельностью (на земле), регулируются иным законодательством — воздушным. Также вряд ли можно считать, что указанная норма Закона о рекламе заблаговременно урегулировала правоотношения на случай, если когда-нибудь наружная реклама будет размещаться не только на земле, но и в небесном пространстве. Представляется, что аналогичный вывод можно сделать и в отношении нормы Закона о рекламе об угрозе безопасности движения водного транспорта. Логичнее было бы сформулировать рассматриваемую норму лишь в общем виде, не конкретизируя виды транспорта.

2. Знаки информирования об «объектах притяжения»

Пункт 3.11 ГОСТ Р 52044-2003 предусматривает термин «знаки информирования об объектах притяжения» и дает его определение: это знаки, предназначенные для информирования участников дорожного движения об объектах городской инфраструктуры, по приложению А. В приложении А указанного документа предусмотрены допустимые пиктограммы и примеры надписей для знаков информирования об объектах притяжения. Так, в нем имеются следующие пиктограммы: «автосервис», «шиномонтаж», «автозапчасти», «ремонт бытовой техники», «ремонт оргтехники», «парикмахерская», «кафе», «ветлечебница», «стоматология», «продукты», «обмен валюты», «химчистка», «строй материалы», «банкомат», «фотоуслуги», «салон связи», «нотариус», «аптека». Соответственно, надо понимать, что эти пиктограммы, размещенные на указанных знаках, могут предоставить участникам дорожного движения информацию о месте расположения указанных объектов городской инфраструктуры. Во-первых, в указанном нормативном документе применена далеко не удачная терминология. Непонятно — кого, как и почему эти «объекты притяжения» должны «притягивать». Во-вторых, законодательство о безопасности дорожного движения, в том числе Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 (далее — ПДД), устанавливающие перечень знаков, применяющихся для регулирования дорожного движения, относится к сфере публичного права. В данной сфере действует принцип «разрешено только то, что предусмотрено законом». ПДД вводят ограниченный перечень дорожных знаков. Среди них уже имеются знаки сервиса, применяемые в соответствии с Конвенцией о дорожных знаках и сигналах (Вена, 8 ноября 1968 г.). Таким образом, любые знаки, если они не предусмотрены ПДД и в них присутствует дополнительная информация к пиктограммам, содержат не что иное, как информацию, доводимую до сведения неопределенного круга лиц, т. е. рекламу, и, кроме того, размещенную на запрещенном техническом средстве (сооружении). В противном случае, такие знаки нужно включать в ПДД или отменять запрет, установленный п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе. В связи с этим с юридической точки зрения необоснованным является включение в ГОСТ Р 52044-2003 положения п. 5.11, в соответствии с которым не допускается применять знаки информирования об объектах притяжения, изображения которых отличаются от приведенных в приложении А.

3. Вывеска или рекламная конструкция?

То же можно отметить по поводу использования стационарных технических средств (сооружений, конструкций), на которых размещается информация, доводимая до неопределенного круга лиц, т. е. фактически реклама, но участники правоотношений в рекламной сфере с определенными целями избегают напрямую называть эту информацию рекламой. Такое сооружение (конструкцию, носитель информации) можно назвать как угодно, избегая терминологии, предусмотренной законодательством о рекламе, однако сути это не изменит. Необходимо ответить на вопрос, может ли являться информация о продавце (изготовителе) как о юридическом лице (или индивидуальном предпринимателе) с указанием его места нахождения и режима работы, номера телефона, или информация о его товаре, средствах индивидуализации и т. п., размещаемая на каком-либо техническом средстве (сооружении), вывеской в смысле Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей)? Основываясь на п. 18 «Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» (далее — Обзор) (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 года N 37), на этот вопрос следует ответить отрицательно: не будет являться вывеской, предусмотренной п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей, информация о юридическом лице (или индивидуальном предпринимателе) с указанием его места нахождения и режима работы, размещаемая на какой-либо отдельно стоящей конструкции, сооружении. Из п. 18 Обзора следует, что уличная вывеска (табличка) с наименованием юридического лица размещается для указания его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа. Указание юридическим лицом (или индивидуальным предпринимателем) своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения не преследует цели формирования и поддержания интереса к нему, его товарам, идеям или начинаниям и не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для лица обязательным на основании закона (в данном случае п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей) или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. В Обзоре также отмечается, что Закон о рекламе не регулирует вопросы, связанные с содержанием вывесок (табличек) в части обязательной информации <1>. ——————————— <1> Согласно п. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе этот Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Юридическому лицу в соответствии со ст. 1474 ГК РФ принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках. Таким образом, вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения и прочей предусмотренной законом информацией располагаются около входа в занимаемое им помещение, здание или на территорию. Если информация, предусмотренная Законом о защите прав потребителей (наименование юридического лица, его место нахождения или режим работы), будет размещена в другом месте, на других конструкциях, то она не будет признаваться размещенной в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а сама конструкция не будет рассматриваться в качестве вывески (таблички), которая предусмотрена указанным Законом <2>. ——————————— <2> О споре в отношении изображения товарных знаков на конструкциях, установленных на недвижимом имуществе ее владельца см., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 июля 2009 года по делу N Ф04-4506/2009(11810-А45-43).

4. Уличные указатели

В ряде случаев в подзаконных актах предусматриваются отдельные виды рекламных конструкций, напрямую не называемых таковыми. Правилами установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года N 908-ПП (далее — Правила), предусмотрены следующие положения об «объектах городской информации», а не об «объектах наружной рекламы»: «2.3. Объекты городской информации: 2.3.1. Объектами городской информации являются конструкции, установленные на территории города Москвы в целях ориентирования и справочного обслуживания жителей и гостей города Москвы при перемещении по городу, информирования населения о событиях городской жизни, работе органов исполнительной власти города Москвы. 2.3.2. Объекты городской информации подразделяются на следующие виды: — информационные указатели; — справочные электронные терминалы; — вывески органов государственной власти; — стенды (информационные конструкции) с информацией о проведении строительных, дорожных, аварийных и других видов работ, распространяемой в целях безопасности и информирования населения; — праздничное оформление города, размещаемое по тематическим планам в соответствии с постановлениями и распоряжениями Правительства Москвы, распоряжениями мэра Москвы, поручениями Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы, префектов административных округов, глав районных управ. 2.3.3. Уличные и информационно-коммуникационные указатели расположения городских объектов — двусторонние и/или односторонние плоскостные модульные конструкции с внутренним подсветом, устанавливаемые на опорах (собственных опорах, мачтах-опорах городского освещения, опорах контактной сети) и содержащие информацию об уличной системе (названия улиц, проспектов, площадей, переулков и т. п.), местах нахождения учреждений и организаций городского, окружного и муниципального значения, культурно-исторических памятником, предприятий и организаций потребительского рынка, прочих объектов городской инфраструктуры. Максимальный размер модуля уличного информационно-коммуникационного указателя не должен превышать 1550 x 1550 мм. 2.3.4. Указатели мест расположения субъектов малого и среднего предпринимательства (малых и средних предприятий) и их видов деятельности — двусторонние и/или односторонние плоскостные модульные конструкции с внутренним подсветом, устанавливаемые на опорах (собственных опорах, мачтах-опорах городского освещения, опорах контактной сети) и содержащие информацию о местах нахождения субъектов малого и среднего предпринимательства (малых и средних предприятий) и об их видах деятельности. 2.3.5. Оформление разрешительной документации на установку и эксплуатацию объектов городской информации не требуется». При соотношении положений Закона о рекламе, дающих определение понятия рекламы, с нормами п. п. 2.3.1 — 2.3.5 подраздела 2.3 указанных Правил возникает вопрос, является ли информация о месте нахождения предприятий и организаций потребительского рынка и прочих объектов городской инфраструктуры рекламой? Согласно п. 1.4 Правил установка объектов наружной рекламы и информации осуществляется на основании разрешения, выданного Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. При сравнительном анализе п. п. 1.4, 2.3.1 — 2.3.5 подраздела 2.3 московских Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации с положениями Закона о рекламе, а также с положениями подп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ об обязательности уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции можно прийти к выводам об отклонении от принципов добросовестной конкуренции, предусмотренных федеральным законодательством. Недостатки законодательства, регулирующего деятельность в сфере наружной рекламы, отражаются на окружающей жизни, поскольку наличие таких правовых норм позволяет устанавливать рекламные конструкции без соответствующего разрешения, чем нарушается не только право граждан на благоприятную окружающую среду, но и затрагиваются государственные интересы.

——————————————————————