За что и как торговле придется отвечать по новым правилам

(Щур Д. Л.) («Торговое право», 2012, N 1)

ЗА ЧТО И КАК ТОРГОВЛЕ ПРИДЕТСЯ ОТВЕЧАТЬ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Д. Л. ЩУР

Щур Д. Л., генеральный директор Агентства стратегических инициатив (ООО), кандидат экономических наук.

По количеству внесенных в Кодекс РФ об административных правонарушениях изменений 2011 год уступил 2010 году только на 3 федеральных закона: если в 2010 году законодатели 46 раз вносили дополнения и изменения в основной акт об административной ответственности, то в 2011 году — 43. Для отрасли торговли принципиальными из принятых являются 4 Федеральных закона о внесении изменений в Кодекс, вступивших в силу в 2011 и 2012 годах.

Пожарная безопасность

Пожары на объектах общественного питания, объектах социального значения в 2010 — 2011 годах побудили законодателей пересмотреть нормы об ответственности за правонарушения, приведшие к таким опасным последствиям.

Действует РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Инициатор с 17.06.2011 Правительство РФ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности

Принят Государственной Думой 10 мая 2011 года Одобрен Советом Федерации 25 мая 2011 года

Субъектом законодательной инициативы выступило Правительство РФ. Согласившись с неэффективностью существовавших по состоянию на лето 2011 года административных штрафов, не мотивирующих нарушителей выполнять требования пожарной безопасности из-за несопоставимости размеров штрафов с затратами, связанными с осуществлением мероприятий, направленных на выполнение требований пожарной безопасности капитального характера, законодатель Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ существенно ужесточил меры административного воздействия (рис. 1 — 9).

2011 Ч. 1 ст. 20.4 /\ КоАП РФ / \ 2010 2011

Нарушение 2010 требований 2011 2011 пожарной /\ /\ безопасности, / \ / \ установленных стандартами, нормами и 2010 2010 правилами (за исключением нарушений пожарной 1 2 3 4 5 6 7 8 безопасности в лесах и на транспорте)

Должностные Предпри — Организации Предприниматели и лица ниматели организации

> Административный Предупреждение < штраф

1 — от 1000 до 2000 руб. 2 — от 6000 до 15000 руб. 3 — от 1000 до 2000 руб. 4 — от 6000 до 15000 руб. 5 — от 10000 до 20000 руб. 6 — от 150000 до 200000 руб. 7 — административное приостановление деятельности до 90 суток. 8 — административное приостановление деятельности до 90 суток — исключено.

Рис. 1. Ответственность за общее нарушение правил пожарной безопасности

2011 Ч. 2 ст. 20.4 /\ КоАП РФ / \

Нарушение требований 2011 2011 пожарной /\ /\ безопасности, / \ / \ 2010 установленных стандартами, нормами и 2010 2010 правилами (за исключением нарушений пожарной безопасности в лесах и на транспорте), совершенное 1 2 3 4 5 6 в условиях особого противо — пожарного режима

должностные Предпри — Организации лица ниматели

Административный штраф

1 — от 2000 до 3000 руб. 2 — от 15000 до 30000 руб. 3 — от 2000 до 3000 руб. 4 — от 15000 до 30000 руб. 5 — от 20000 до 300000 руб. 6 — от 400000 до 500000 руб.

Рис. 2. Ответственность за общее нарушение правил пожарной безопасности при особом режиме

Ужесточив ответственность за общие составы правонарушений, законодатель одновременно выделил из них самостоятельные квалифицированные, в частности нарушения требований к оснащению объектов первичными средствами пожаротушения, нарушения требований к эвакуационным путям. Нельзя не отметить, что указанные правонарушения весьма распространены на торговых объектах (рис. 3, 4).

от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

Административный штраф от о Ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ р 20 п г р Нарушение требований пожарной а тыс. е безопасности к внутреннему н д противопожарному и до п водоснабжению, электро — з р установкам зданий, сооружений а 30 и и строений, электро — ц н технической продукции или и тыс. и первичным средствам и м пожаротушения либо требований руб. а пожарной безопасности об т обеспечении зданий, сооружений е и строений первичными л средствами пожаротушения и

/ должностные лица

/ от 6 тыс. до 15 тыс. руб.

Рис. 3. Ответственность за нарушение требований по противопожарному оснащению

от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

Административный штраф

от Ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ о р 30 п Нарушение требований г р пожарной безопасности к а тыс. е эвакуационным путям, н д эвакуационным и аварийным и до п выходам либо системам з р автоматического пожаротушения а 40 и и системам пожарной ц н сигнализации, системам и тыс. и оповещения людей о пожаре и и м управления эвакуацией людей в руб. а зданиях, сооружениях и т строениях или системам е противодымной защиты зданий, л сооружений и строений и

/ должностные лица

/ от 15 тыс. до 20 тыс. руб.

Рис. 4. Ответственность за нарушение требований по противопожарной организации

Административный «рецидив» указанных на рис. 3, 4 правонарушений получил самостоятельную квалификацию (рис. 5).

от 200 тыс. до 400 тыс. руб.

п Административный штраф о от р р е Ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ г 40 д а п н тыс. р Повторное совершение и и административного з до н правонарушения, а и предусмотренного частью 3 ц 50 м или 4 статьи 20.4 и а и тыс. т или е руб. ли / должностные лица или / от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Рис. 5. Ответственность за повторное нарушение требований по противопожарным оснащению и организации

Значительно выросли размеры штрафов за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие последствия для имущества и (или) здоровья человека (рис. 6).

2012 /\ / \

Ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ 2012 2012 /\ /\ Нарушение / \ / \ требований пожарной 2011 безопасности, повлекшее возникновение 2011 2011 пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение 1 2 3 4 5 6 легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

Должностные Предпри — Организации лица ниматели

Административный штраф

1 — от 3000 до 4000 руб. 2 — от 40000 до 50000 руб. 3 — от 3000 до 4000 руб. 4 — от 40000 до 50000 руб. 5 — от 30000 до 40000 руб. 6 — от 350000 до 400000 руб.

Рис. 6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности с последствиями для имущества или здоровья человека

Самостоятельным составом выделено нарушение поставщиками и производителями обязанности по сопровождению отдельных видов продукции информацией о показателях пожарной опасности (рис. 7).

от 90 тыс. до 100 тыс. руб.

Административный штраф

от Ч. 7 ст. 20.4 КоАП РФ о р 15 п Неисполнение производителем г р (поставщиком) обязанности по а тыс. е включению в техническую н д документацию на вещества, и до п материалы, изделия и з р оборудование информации о а 20 и показателях пожарной опасности ц н этих веществ, материалов, и тыс. и изделий и оборудования или и м информации о мерах пожарной руб. а безопасности при обращении с т ними, если предоставление е такой информации обязательно л и

/ должностные лица

/ от 15 тыс. до 20 тыс. руб.

Рис. 7. Ответственность за поставки продукции с нарушением правил пожарной безопасности

Ужесточена ответственность и за такое характерное для сферы торговли нарушение пожарной безопасности, как перекрытие проходов, проездов и подъездов к объектам (рис. 8).

2012 /\ / \

2011 2012 2012 /\ /\ / \ / \

Ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ

Нарушение 2011 2011 требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и 1 2 3 4 5 6 подъездов к зданиям, сооружениям и строениям

Должностные Предпри — Организации лица ниматели

Административный штраф

1 — от 5000 до 1000 руб. 2 — от 7000 до 10000 руб. 3 — от 5000 до 10000 руб. 4 — от 7000 до 10000 руб. 5 — от 50000 до 10000 руб. 6 — от 120000 до 150000 руб.

Рис. 8. Ответственность за перекрытие проходов и проездов

Дополняя статью 20.4 КоАП РФ новыми составами и корректируя старые, законодатель для повышения дисциплины соблюдения вручаемых предписаний дополнил статью 19.5 КоАП РФ новыми нормами, предусматривающими ответственность за невыполнение в срок законного предписания органа государственного пожарного надзора, а также за невыполнение законного предписания органа государственного пожарного надзора в срок, вновь установленный должностным лицом органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, после выявления факта невыполнения законного предписания (рис. 9). Помимо риска штрафа за неисполнение предписания торговым предприятиям следует помнить о том, что в ходе проверки исполнения предписания инспекторы могут выявить новые нарушения.

от 150 тыс. до от 15 тыс. до 200 тыс. рублей 20 тыс. рублей

Повторное административное нарушение — административный штраф

от 90 тыс. до от 5 тыс. до 6 100 тыс. рублей 6 тыс. рублей

п о р р Административный штраф е г д а Ч. ч. 12 — 14 ст. 19.5 КоАП РФ п н р и Невыполнение в установленный и з срок законного предписания н а органа, осуществляющего и ц государственный пожарный м и надзор, на объектах защиты, на а и которых осуществляется т деятельность в сфере е здравоохранения, образования и л социального обслуживания и / \ / \ / либо дисквалификация до 3 лет / \ / должностные лица \ \ от 5 тыс. до 6 тыс. рублей

либо дисквалификация 3 года

от 15 тыс. до 20 тыс. рублей

Рис. 9. Ответственность за неисполнение предписания органа пожарного надзора

Усиливая ответственность за нарушения в области пожарной безопасности, законодатель одновременно увеличил срок давности привлечения к административной ответственности за указанную группу нарушений: если до 17.06.2011 он составлял 2 месяца, то с указанной даты в соответствии с новой редакцией части 1 статьи 4.5 КоАП РФ этот срок составляет 1 год.

Техническое регулирование

Активизация работы по принятию технических регламентов, если не национальных, так Таможенного союза, не могла не иметь продолжения в виде ужесточения административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, а заодно и правил продажи товаров. В пояснительной записке к законопроекту, подписанному Президентом РФ 18.07.2011 под N 237-ФЗ, особо подчеркивалось, что проект Федерального закона внесен Минпромторгом России (В. Б. Христенко) и направлен на усиление мер административной ответственности за нарушения обязательных требований в области технического регулирования, обеспечивающих создание эффективных и жестких мер воздействия в отношении недобросовестных участников рынка, включая производителей, органы по сертификации, испытательные лаборатории. В результате законотворческих трансформаций перечень субъектов в отдельных составах правонарушений, как всегда, пополнился продавцами.

Действует РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Инициатор с 19.01.2012 Правительство РФ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Принят Государственной Думой 7 июля 2011 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Как пояснялось в записке к проекту Федерального закона, установленные статьей 19.19 и другими статьями Кодекса размеры штрафов не соответствуют рискам причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Тем более не соответствуют меры ответственности формирующейся практике перехода от обязательной сертификации к декларированию соответствия, осуществляемой на основе анализа рисков причинения вреда, степени обращения продукции и сложности (простоты) ее конструкции, а также подготовленности пользователей продукции к ее применению. Такой переход соответствует практике Европейского союза. Солидарная ответственность (при сертификации) за выпуск в обращение продукции, не соответствующей техническим регламентам, переносится на изготовителя (при декларировании). При этом административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции, в том числе впервые выпускаемой в обращение продукции, в КоАП РФ отсутствовала, так же как и ряд других составов, в том числе за нарушения требований технических регламентов в части реализации, хранения, перевозки и утилизации, которые обязательны и для торговых операторов. Ряд новых составов уже рассматривался на страницах журнала «Торговое право» <1>. ——————————— <1> Семенов С. В. Законодательные аспекты совершенствования механизмов защиты прав потребителей и технического регулирования // Торговое право. 2011. N 3. С. 28.

Структурированно информация о тех из них, которые имеют непосредственное отношение к торговле и введены Федеральным законом от 18.07.2011 N 237-ФЗ, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Норма Состав Субъект Вид Размер КоАП РФ ответственности ответственности

Продажа товаров, не соответствующих образцам по должностные лица от 3000 Статья 14.4 качеству, выполнение до 10000 руб. (часть 1) работ либо оказание населению услуг, не от 10000 соответствующих предприниматели административный до 20000 руб. требованиям штраф нормативных правовых от 20000 актов, до 30000 руб. устанавливающих организации порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг

административный от 7000 штраф до 15000 руб. должностные лица либо

дисквалификация до 1 года

Повторное в течение административный от 15000 года совершение штраф до 30000 руб. Статья 14.4 административного (часть 2) правонарушения, предприниматели с конфискацией предметов предусмотренного нарушения частью 1 данной или статьи предметов без конфискации нарушения

административный от 30000 штраф до 50000 руб. организации с конфискацией предметов нарушения или предметов без конфискации нарушения

Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих должностные лица от 10000 технических до 20000 руб. регламентов обязательных Статья требований к 14.43 продукции либо к (часть 1) продукции и связанным с требованиями к предприниматели административный от 20000 продукции процессам штраф до 30000 руб. проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, организации от 100000 реализации и до 300000 руб. утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ

должностные лица административный от 20000 Действия, штраф до 30000 руб. предусмотренные частью 1 статьи 14.43, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью Статья граждан, имуществу административный от 30000 14.43 физических или штраф до 40000 руб. (часть 2) юридических лиц, государственному или предприниматели с конфискацией предметов муниципальному нарушения имуществу, или окружающей среде, предметов жизни или здоровью без конфискации нарушения животных и растений либо создавшие административный от 300000 угрозу причинения штраф до 60000 руб. вреда жизни или организации здоровью граждан, с конфискацией предметов окружающей среде, нарушения жизни или здоровью или животных и растений предметов без конфискации нарушения

должностные лица административный от 30000 штраф до 40000 руб.

административный от 40000 штраф до 50000 руб.

с конфискацией предметов нарушения или Статья Повторное в течение 14.43 года совершение без конфискации предметов (часть 3) административного предприниматели нарушения правонарушения, предусмотренного либо частью 2 статьи 14.43 административное до 90 суток приостановление деятельности

с конфискацией предметов нарушения

административный от 700000 штраф до 1000000 руб. с конфискацией предметов нарушения

либо

организации административное до 90 суток приостановление деятельности

с конфискацией предметов нарушения

должностные лица от 15000 до 25000 руб. Недостоверное Статья декларирование от 15000 14.44 соответствия предприниматели административный до 25000 руб. (часть 1) продукции штраф от 100000 до 300000 руб. организации

Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена Статья обязательная должностные лица от 25000 14.44 сертификация, либо до 35000 руб. (часть 2) недостоверное декларирование такой от 25000 продукции на предприниматели административный до 35000 руб. основании штраф собственных от 300000 доказательств в до 500000 руб. случае, если организации отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов

Действия, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 14.44, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или должностные лица от 35000 юридических лиц, до 50000 руб. Статья государственному или 14.44 муниципальному от 35000 (часть 3) имуществу, предприниматели административный до 50000 руб. окружающей среде, штраф жизни или здоровью от 700000 животных и растений до 1000000 либо создавшие организации руб. угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений

Реализация продукции, подлежащей должностные лица от 20000 Статья обязательному до 40000 руб. 14.45 подтверждению соответствия, без от 20000 указания в предприниматели административный до 40000 руб. сопроводительной штраф документации от 100000 сведений о до 300000 руб. сертификате организации соответствия или декларации о соответствии

Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических Статья регламентов не 14.46 подтверждено в (часть 1) порядке, должностные лица от 10000 предусмотренном до 20000 руб. законодательством о техническом от 10000 регулировании, либо предприниматели административный до 20000 руб. маркировка знаком штраф соответствия от 100000 продукции, до 300000 руб. соответствие которой организации требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании

Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.46, повлекшие причинение вреда Статья жизни или здоровью 14.46 граждан, имуществу должностные лица от 30000 (часть 2) физических или до 50000 руб. юридических лиц, государственному или от 30000 муниципальному предприниматели административный до 50000 руб. имуществу, штраф окружающей среде, от 700000 жизни или здоровью до 1000000 животных и растений организации руб. либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений

Невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией Статья (центром) в 19.5 установленный срок должностные лица от 30000 (часть 15) законного решения, до 50000 руб. предписания федерального органа от 30000 исполнительной предприниматели административный до 50000 руб. власти, штраф уполномоченного на от 700000 осуществление до 500000 руб. государственного организации контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации

Непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), должностные лица от 30000 продавца от до 50000 руб. Статья представления 19.33 образцов продукции, от 30000 документов или предприниматели административный до 50000 руб. сведений, штраф необходимых для от 700000 осуществления до 500000 руб. государственного организации контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 КоАП РФ

Особо важно обратить внимание на то, что подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов под обязательными требованиями в статьях 14.44 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятые Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Защита конкуренции и общие вопросы

Нормы Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ принципиально важны для всех предпринимателей, в том числе, для занимающихся торговой деятельностью.

Действует РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Инициатор с 07.01.2012 Правительство РФ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

Помимо собственно установления административной ответственности за скорректированные и новые составы административных правонарушений нормами данного Федерального закона заметно был расширен перечень смягчающих ответственность обстоятельств, определенных в статье 4.2 КоАП РФ. Разницу иллюстрирует таблица 2.

Таблица 2

До 07.01.2012 С 07.01.2012

Раскаяние лица, совершившего Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение административное правонарушение

Добровольное сообщение лицом о Добровольное сообщение лицом, совершенном им административном совершившим административное правонарушении правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении

Предотвращение лицом, совершившим Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, административное правонарушение, вредных последствий вредных последствий административного правонарушения административного правонарушения

Совершение административного Совершение административного правонарушения в состоянии сильного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств семейных обстоятельств

Совершение административного Совершение административного правонарушения несовершеннолетним правонарушения несовершеннолетним

Совершение административного Совершение административного правонарушения беременной женщиной правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего или женщиной, имеющей малолетнего ребенка ребенка

Добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда

Добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение

Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении

Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор)

Еще одной новеллой является то, что законодатель расширил свои возможности по перечню смягчающих административную ответственность обстоятельств, закрепив за собой в части 3 статьи 4.2 КоАП РФ право предусматривать непосредственно в Кодексе иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений. Это право было реализовано им сразу в том же Федеральном законе N 404-ФЗ в примечании к статье 14.31 Кодекса (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), распространяющемся на другие антимонопольные статьи Кодекса (14.31.1, 14.31.2, 14.33). Согласно указанному примечанию при назначении административного наказания за нарушения антимонопольного законодательства в отношении юридического лица будут учитываться не все смягчающие обстоятельства: не будут учитываться раскаяние, а также имеющие строго субъективный аспект аффект, беременность и несовершеннолетие. Эти же смягчающие обстоятельства не будут учитываться при определении ответственности за картели, антиконкурентные согласованные действия и координацию экономической деятельности (статья 14.32 КоАП РФ). Очередной победой ФАС России можно считать и расширение перечня отягчающих обстоятельств. Согласно части 3 статьи 4.3 Кодекса непосредственно Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений. Согласно пункту 2 примечания к статье 14.31 и пункту 3 примечания к статье 14.32 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение антимонопольных нарушений в отношении юридического лица в качестве отягчающих обстоятельств будут учитываться не только продолжение противоправного деяния и повторное совершение однородного административного правонарушения, но и новые обстоятельства (рис. 10).

Отягчающие Еще отягчающие

\/ \/

По основным антимонопольным По картелям, согласованным нарушениям действиям

1. Совершение длящегося 1. Организация лицом, совершившим административного правонарушения, административное правонарушение, продолжительность которого ограничивающих конкуренцию превышает 1 год. соглашения или согласованных 2. Причинение в результате действий. совершения административного 2. Принуждение лицом, совершившим правонарушения ущерба гражданам, административное правонарушение, организациям или государству в иных лиц к совершению размере более административного правонарушения 1 млн. руб. либо извлечение в либо к продолжению участия в результате совершения ограничивающих конкуренцию административного правонарушения соглашении или согласованных дохода в размере более 5 млн. руб. действиях 3. Совершение административного правонарушения 2 и более лицами, входящими в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации

Рис. 10. Особые отягчающие обстоятельства

Еще одна очень важная общая новелла: новой статьей 25.15 КоАП РФ определен порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении. Согласно ее нормам лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, одним из следующих способов: — заказным письмом с уведомлением о вручении; — повесткой с уведомлением о вручении; — телефонограммой или телеграммой; — по факсимильной связи; — с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства, определяемому на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, то извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя. Однако лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, может заявить ходатайство о направлении извещений по иному адресу. В этом случае суд, орган или должностное лицо, в производстве которого находится дело, направляет извещение также по этому адресу. При таких обстоятельствах извещение будет считаться врученным лицу, участвующему в производс тве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу. Теперь собственно об изменении антимонопольных статей. Для тех хозяйствующих субъектов, которые не являются субъектами естественных монополий, за злоупотребление доминирующим положением штрафы будут определяться не пропорционально, а в твердых суммах. Неприменение оборотных штрафов — отнюдь не либерализация законодательства об ответственности за антимонопольные нарушения. Часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ выделена как имеющая меньшую общественную опасность по последствиям ущемлению интересов других лиц действиями, признаваемыми злоупотреблением доминирующим положением, при котором результатом этих действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, тогда как в части 2 статьи 14.31 КоАП РФ последствия: недопущение, ограничение или устранение конкуренции — по-прежнему наказываются оборотными штрафами (рис. 11).

От 1/100 до 15/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех Ч. 1 ст. 14.31 товаров (работ, КоАП РФ услуг) и не менее 100000 руб., а в Совершение случае, если сумма занимающим выручки доминирующее правонарушителя от положение на реализации товара товарном рынке (работы, услуги), на хозяйствующим рынке которого субъектом, за совершено исключением субъекта административное естественной правонарушение, монополии, действий, превышает 75% признаваемых совокупного размера злоупотреблением суммы выручки доминирующим правонарушителя от положением и реализации всех недопустимых в товаров (работ, соответствии с услуг), в размере антимонопольным 2011 2012 2011 от 3/1000 до 3/100 законодательством размера суммы Российской выручки Федерации, если правонарушителя от такие действия реализации товара приводят или могут (работы, услуги), на привести к ущемлению 2012 2012 рынке которого интересов других лиц совершено и при этом \/ \/ административное результатом таких правонарушение, но действий не является не более 1/50 и не может являться совокупного недопущение, размера суммы ограничение или выручки устранение 1 2 3 4 5 правонарушителя от 6 конкуренции, за реализации всех исключением случаев, товаров (работ, предусмотренных услуг) и не менее статьей 14.31.1 100000 руб.

Должностные Предприни — Организации лица матели

1 — от 20000 до 500000 руб. 2 — дисквалификация до 3 лет — исключена. 3 — от 15000 до 20000 руб. 4 — от 20000 до 50000 руб. 5 — от 15000 до 20000 руб. 6 — от 300000 до 1000000 руб.

Рис. 11. Ответственность за злоупотребление доминирующим положением, не приведшее к ограничению конкуренции

От 1/100 до 15/100 от 20000 до 50000 руб. размера суммы выручки от а и реализации товара, на д л рынке которого совершено м административный д и правонарушение, но не и ш о более 1/50 совокупного н Ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ т л д размера суммы выручки от и р ж и реализации всех товаров с о Совершение занимающим доминирующее а н с и не менее 100000 руб. т р положение на товарном рынке ф о к или р г хозяйствующим субъектом действий, с в От 3/1000 до 3/100 а а признаваемых злоупотреблением т а размера суммы выручки от т н доминирующим положением и н л реализации товара, на и и недопустимых в соответствии с ы и рынке которого совершено в з антимонопольным законодательством е ф правонарушение, но не н а Российской Федерации, если и более 1/50 совокупного ы ц результатом таких действий является л к размера суммы выручки й и или может являться недопущение, и а правонарушителя от и ограничение или устранение ц ц реализации всех товаров ш конкуренции, за исключением а и и не менее 100000 руб., т случаев, предусмотренных статьей я если сумма выручки от р 14.31.1 КоАП РФ, либо совершение реализации товара, на а субъектом естественной монополии д рынке которого совершено ф действий, признаваемых о правонарушение, злоупотреблением доминирующим превышает 75% положением и недопустимых в 3 совокупного размера соответствии с антимонопольным суммы выручки законодательством РФ л правонарушителя от е реализации всех товаров т или правонарушение совершено на рынке товаров, реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам)

Рис. 12. Ответственность за злоупотребление доминирующим положением, не приведшее к ограничению конкуренции

Изменилась и структура ответственности за недопустимые соглашения и согласованные действия (рис. 13).

2011 2012

От 1/100 до От 1/100 до 15/100 15/100 размера размера суммы выруч — суммы выручки ки от реализации от реализации товара, на рынке товара, на которого совершено Ч. 1 ст. 14.32 рынке которого административное КоАП РФ совершено правонарушение, либо правонарушение, от 1/10 до 1/2 Заключение но не менее начальной стоимости хозяйствующим 100000 руб. предмета торгов, но субъектом В случае если не менее 100000 руб. недопустимого в сумма выручки В случае если сумма соответствии с от реализации выручки от антимонопольным товара, на реализации товара, законода — рынке которого на рынке которого тельством совершено совершено правонару — Российской правонарушение, шение, превышает 75% Федерации превышает 75% совокупного размера соглашения, а 2011 > 2012 2011 2012 совокупного суммы выручки от равно участие в размера суммы реализации всех нем или выручки от товаров или осуществление реализации всех правонарушение хозяйствующим товаров — от совершено на рынке субъектом 3/1000 до 3/100 товаров, реализация недопустимых в размера суммы которых осуществля — соответствии с выручки от ется по регулируемым антимонопольным реализации в соответствии с законода — 1 2 3 4 товара, на законодательством тельством рынке которого РФ ценам (тарифам) — Российской совершено от 3/1000 до 3/100 Федерации правонарушение, размера суммы согласованных но не менее выручки от действий 100000 руб. реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100000 руб.

Должностные Предпри — Организации лица ниматели

1 — от 20000 до 500000 руб. 2 — дисквалификация до 3 лет 3 — от 20000 до 50000 руб. 4 — от 20000 до 50000 руб.

Рис. 13. Ответственность за картели и согласованные действия

Следует отметить, что с 06.01.2012 — даты вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» принципиально изменились и понятия недопустимых соглашений и согласованных действий. В обновленном Федеральном законе «О защите конкуренции» появилось понятие «картель», при этом уточнены признаки такового; изменилось содержание понятия согласованных действий, а запрет на совершение таковых выделен в самостоятельную статью. Аналогичное дополнение, расширяющее перечень условий, при которых применяются пропорциональные или так называемые оборотные штрафы за счет условия совершения административного правонарушения на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), сделано и в отношении координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимой в соответствии с антимонопольным законодательством (часть 2 статьи 14.32 КоАП РФ). Ответственность за антиконкурентные соглашения и координацию экономической деятельности в силу дополнения к примечанию распространена теперь и на группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством.

Смягчающие обстоятельства

В числе квалифицирующих смягчающих ответственность юридического лица обстоятельств в примечании к статье 14.32 КоАП РФ приведены следующие: 1) лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них; 2) лицо, совершившее административное правонарушение, не приступило к исполнению заключенного им ограничивающего конкуренцию соглашения. Как и в случае со злоупотреблением доминирующим положением, смягчающим обстоятельством больше не признается раскаяние лица, совершившего правонарушение, а также обстоятельства, имеющие строго личностный аспект и потому учитываемые только в отношении физических лиц (беременность, несовершеннолетие, др.).

Отягчающие обстоятельства

Одновременно применительно к сговорам и координации экономической деятельности отягчающими ответственность юридических лиц признаются не только вышеуказанные общие и специальные обстоятельства, но и новые, указанные на рис. 10. С учетом усложнившейся модели административной ответственности за нарушения в сфере конкуренции, специальных перечней смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств в статье 14.31 КоАП РФ впервые в институте административной ответственности введены формулы определения размера штрафов, налагаемых на юридических лиц. При отсутствии смягчающих или отягчающих административную ответственность обстоятельств административный штраф (АШ) рассчитывается по формуле, приведенной в следующей схеме (рис. 14).

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (статья 14.31)

Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35% (статья 14.31.1) Без смягчающих и 1 \ (или) отягчающих > АШ = Ш + — (Ш — Ш ), / обстоятельств min 2 max min Заключение ограничивающего где: конкуренцию соглашения, осуществление Ш — максимальный ограничивающих max конкуренцию согласованных административный штраф, действий, координация предусмотренный за экономической соответствующий состав деятельности правонарушения; (статья 14.32) Ш — минимальный min административный штраф, Недобросовестная предусмотренный за конкуренция соответствующий состав (статья 14.33) правонарушения

Рис. 14. Определение размера административного штрафа за антимонопольное нарушение в идеальных условиях

При наличии смягчающих обстоятельств конкретный административный штраф (АК) будет определяться по правилам, изложенным в схеме на рис. 15.

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (статья 14.31)

Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35% (Ш — Ш ) (статья 14.31.1) Смягчающее max min \ обстоятельство > АК = АШ — n x , / (смягчающие 8 Заключение обстоятельства) ограничивающего где: конкуренцию соглашения, осуществление Ш — максимальный ограничивающих max конкуренцию согласованных административный штраф, действий, координация предусмотренный за экономической соответствующий состав деятельности правонарушения; (статья 14.32) Ш — минимальный min административный штраф, Недобросовестная предусмотренный за конкуренция соответствующий состав (статья 14.33) правонарушения; n — количество смягчающих обстоятельств, n > 0

Рис. 15. Определение размера административного штрафа за антимонопольное нарушение при наличии смягчающих обстоятельств

Наличие отягчающих обстоятельств обусловливает применение иной формулы при определении размера административного штрафа (рис. 16).

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (статья 14.31)

Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35% (Ш — Ш ) (статья 14.31.1) Отягчающее max min \ обстоятельство > АК = АШ + n x , / (отягчающие 8 Заключение обстоятельства) ограничивающего где: конкуренцию соглашения, осуществление Ш — максимальный ограничивающих max конкуренцию согласованных административный штраф, действий, координация предусмотренный за экономической соответствующий состав деятельности правонарушения; (статья 14.32) Ш — минимальный min административный штраф, Недобросовестная предусмотренный за конкуренция соответствующий состав (статья 14.33) правонарушения; n — количество смягчающих обстоятельств, n > 0

Рис. 16. Определение размера административного штрафа за антимонопольное нарушение при наличии отягчающих обстоятельств

Наконец, еще одна новелла, на которую торговым операторам следует обратить внимание, — наделение компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях руководителей структурных подразделений ФАС России и их заместителей. Странным или, напротив, предсказуемым, но с некоторым опозданием, стал тот факт, что в соответствии с новой редакцией части 2 статьи 23.48 КоАП РФ из интересующих журнал «Торговое право» в сферу их ответственности попали: 1) нарушение порядка ценообразования (за исключением административных правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов) (статья 14.6 КоАП РФ); 2) нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности (статья 14.40 КоАП РФ); 3) нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности (статья 14.41 КоАП РФ); 4) нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности (статья 14.42 КоАП РФ).

Оборот товаров для детей

Для обеспечения выполнения ограничений и запретов, установленных новым Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (см. Щур-Труханович Л. В. Маленькие детки — новые бедки для торговли // Торговое право. 2012. N 1), потребовалось внесение соответствующих изменений в КоАП РФ.

Вступает в силу РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Инициаторы с 01.09.2012 Депутаты Госдумы РФ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Подписанный Президентом РФ Федеральный закон от 21.07.2011 N 252-ФЗ предусматривает новые составы административных правонарушений. Что касается торговых операторов, то для них обязательно соблюдение части 1 статьи 6.17 КоАП РФ (рис. 17).

до 90 суток до 90 суток

административное приостановление деятельности

с от 5 тыс. до от 20 тыс. до с 10 тыс. руб. 50 тыс. руб. к к о о н административный штраф н ф п ф и р Ч. 1 ст. 6.17 КоАП РФ о и с е р с к д Нарушение установленных г к а п требований распространения а а ц р среди детей информационной н ц и и продукции, содержащей и и е н информацию, причиняющую вред з е й и их здоровью и (или) развитию а й м (за исключением случаев, ц п а предусмотренных частью 2 и п р т статьи 13.21 КоАП РФ) (см. и р о е рис. 18), если это действие не о д л содержит уголовно наказуемого д у и деяния у к / к ц ц и должностные лица и и и и/или от 5 тыс. до 10 тыс. руб. и/или

Рис. 17. Нарушение порядка распространения среди детей продукции, содержащей вредную информацию

Следует отметить, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, — это информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с данным Федеральным законом. В частности, запрещена к распространению среди детей информация на различных видах носителей (печатных: в книгах, открытках, календарях и других канцелярских принадлежностях, на дисках с играми, программами, аудиовизуальными произведениями, др.), побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, др. В самостоятельный состав выделено правонарушение, заключающееся в нарушении порядка распространения среди детей продукции СМИ (рис. 18).

с конфискацией продукции

от 5 тыс. до от 20 тыс. до 20 тыс. руб. 200 тыс. руб.

административный штраф п р Ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ о е р д Нарушение установленного г п порядка распространения среди а р детей продукции средств н и массовой информации, и н содержащей информацию, з и причиняющую вред их здоровью и а м (или) развитию ц а и т и е л и /

должностные лица

от 5 тыс. до 20 тыс. руб.

Рис. 18. Нарушение порядка распространения среди детей продукции СМИ, содержащего вредную информацию

Общий перечень последствий для предпринимателя, не выполнившего в установленный срок вынесенное предписание в области оборота информационной продукции, также был дополнен специальным составом (рис. 19).

до 90 суток до 90 суток

административное приостановление деятельности

с от 30 тыс. до от 300 тыс. до с 50 тыс. руб. 500 тыс. руб. к к о о н административный штраф н ф п ф и р Ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ о и с е р с к д Невыполнение в установленный г к а п срок предписания федерального а а ц р органа исполнительной власти, н ц и и осуществляющего и и е н государственный надзор и з е й и контроль за соблюдением а й м законодательства Российской ц п а Федерации о защите детей от и п р т информации, причиняющей вред и р о е их здоровью и (или) развитию о д л д у и у к / к ц ц и должностные лица и и и и/или от 30 тыс. до 50 тыс. руб. и/или

Рис. 19. Ответственность за неисполнение предписания по устранению нарушения порядка распространения продукции с информацией, вредной для детей

——————————————————————