Требования к рекламе услуг операторов подвижной связи в законодательстве и судебной практике
(Аксенова М. Н.) («Закон», 2012, N 6)
ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ УСЛУГ ОПЕРАТОРОВ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
М. Н. АКСЕНОВА
Аксенова Мария Николаевна, руководитель направления правового обеспечения услуг связи и новых продуктов ОАО «МегаФон».
В статье анализируются требования к контекстному наполнению рекламного сообщения, предъявляемые к рекламе услуг операторов подвижной связи как действующим законодательством, так и судебной практикой. Автор раскрывает правовые аспекты содержания рекламы услуг операторов подвижной связи, проблему полноты отражения существенной информации в рекламном сообщении, а также правовые последствия неуказания подобного рода информации в теле рекламы.
Ключевые слова: оператор подвижной связи, реклама, телекоммуникационные услуги, права потребителей.
В условиях активно развивающегося рынка телекоммуникационных услуг особенный интерес представляют вопросы рекламы операторов подвижной связи. При относительно однородном наборе предоставляемых ими услуг реклама является основным спутником их продвижения на рынке и выступает, по сути, определяющим фактором выделения производителя данных услуг среди массы других. Вопрос эффективности восприятия рекламы потенциальным потребителем состоит в прямой зависимости от ее контекстного наполнения, в частности от объема и качества информации, размещенной непосредственно в теле рекламного сообщения. Но ограниченность рекламного места (эфирного времени) зачастую является причиной технической невозможности разместить всю существенную информацию непосредственно в тексте рекламы, и рекламодатели указывают лишь ее часть, что зачастую рассматривается контролирующим органом как нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), в соответствии с которой не допускается реклама, где отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В то же время действующее законодательство не определяет перечень существенных условий, которые должны быть отражены в рекламе услуг операторов подвижной связи, что зачастую служит основанием для правоприменительных органов требовать от рекламодателей размещения в рекламе существенных условий договора. Однако следует различать понятия «существенная информация» с точки зрения рекламного законодательства и «существенные условия договора» с точки зрения Гражданского кодекса РФ. Существенными условиями договора ГК РФ называет те условия, которые необходимо согласовать для того, чтобы договор считался заключенным. В соответствии с п. 1 ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. В соответствии со ст. 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Таким образом, исходя из указанных положений ГК РФ реклама — приглашение делать оферты — может и не содержать всех существенных условий договора. В соответствии с п. 20 Правил оказания услуг подвижной связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328; далее — Правила) в договоре об оказании услуг подвижной связи должны быть указаны следующие существенные условия: а) назначенный абоненту абонентский номер из выделенного оператору связи ресурса нумерации географически не определяемой зоны нумерации или уникальный код идентификации; б) оказываемые услуги подвижной связи; в) порядок, сроки и форма расчетов; г) система оплаты услуг подвижной связи. Если реклама — приглашение делать оферты — может не содержать всех существенных условий договора, то реклама услуг подвижной связи может не содержать всех существенных условий договора об оказании услуг связи, в том числе полного перечня оказываемых абоненту услуг подвижной связи, порядка, сроков и формы расчетов, системы оплаты услуг подвижной связи (в том числе стоимости услуг связи по всем существующим направлениям вызовов, стоимости услуг в рамках тарифных опций, которые заказываются абонентом по его желанию дополнительно, фиксированной составляющей увеличения стоимости первой минуты исходящих вызовов и т. д.). Исходя из положений рекламного законодательства существенной можно признать информацию, которая определяет основные параметры рекламного предложения и в конечном итоге оказывает определяющее влияние на выбор потенциального потребителя рекламного продукта в пользу или не в пользу конкретного товара (работы, услуги). Таким образом, существенная для того или иного рекламного предложения информация может и не являться существенным условием того или иного договора. Так, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области признало ненадлежащей, в частности, ввиду нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе следующую рекламу тарифного плана «Область» оператора сотовой связи «Смартс»: «Живешь, работаешь или отдыхаешь в области? Хочешь разговаривать от 0 копеек за минуту? Новый тариф «Область» от «Смартс». Цена действует на исходящие вызовы абонентам ЗАО «Волгоград-GSM» на территории Волгоградской области, кроме населенных пунктов Волгоград, Волжский, Городище, Краснослободск и прилегающих к ним районов. Подключайся уже сейчас! 8-902-363-20-00. «Смартс». По мнению антимонопольного органа, реклама тарифного плана недостоверна, поскольку из рекламного ролика следует, что стоимость любого исходящего звонка абонентам ЗАО «Волгоград-GSM» составляет 0 копеек. При этом в рекламе не указано, что 0 копеек — это цена второй и последующих минут разговора, а цена первой минуты разговора составляет 25 копеек, цена подключения — 30 копеек. То есть в рекламе нет информации о стоимости всего исходящего разговора — 55 копеек. Следовательно, в рекламе отсутствует часть существенной информации об услуге, в результате чего искажен смысл информации и потребители спорной рекламы вводятся в заблуждение, поскольку не имеют возможности рассчитать действительную стоимость исходящего вызова, что может обмануть их ожидания о цене тарифа. Однако суд пришел к выводу, что доводы контролирующего органа необоснованны по ряду оснований. В тексте звукового сопровождения ролика, признанном антимонопольным органом нарушающим Закон о рекламе, содержалась информация о цене тарифа «от 0 копеек за минуту». Подобного рода информация определенно указывает на наличие в стоимости тарифа цены минуты разговора как «0 копеек за минуту», так и иной стоимости разговора, составляющей более 0 копеек, что соответствует тарифному плану «Область» и предполагает принятие потребителем самостоятельных мер к выяснению полных ценовых условий тарифного плана у оператора связи. Поэтому отсутствие в рекламе информации о цене первой минуты разговора и стоимости подключения не искажает смысл информации и не вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно цены тарифа <1>. ——————————— <1> Постановление Двенадцатого ААС от 24.12.2009 по делу N А12-18095/2009.
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, а также сложившейся правоприменительной практики сам факт отсутствия части существенной информации непосредственно в тексте рекламного сообщения услуг подвижной связи, если при этом не искажается смысл рекламы и не вводятся в заблуждение потребители рекламы, не является нарушением ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе. Для того чтобы реклама была признана ненадлежащей в соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, необходимо, чтобы, помимо отсутствия части существенной информации, в обязательном порядке соблюдались еще два условия: в рекламе должен искажаться смысл рекламной информации, а потребители рекламы должны вводиться в заблуждение. Так, в рекламном сообщении следующего содержания: «2 Мбит/сек за 450 руб. Уникальное предложение. Попробовав многое, выбираешь лучшее. Etherway. Интернет. Подключение бесплатно. Локальные ресурсы. Тел.: 234 — 234. Пр. Ленина, 19, к. 1. www. etherway. ru» Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике установило нарушение ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе. Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что в рекламе отсутствует существенная информация о том, в какое время суток предоставляется рекламируемая услуга по доступу в Интернет на указанной скорости. Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа согласился с доводами контролирующего органа, в частности, ввиду того что в соответствии с реальными условиями предложения указанная в рекламе скорость доступа в Интернет предоставляется потребителю преимущественно в ночное время, с 00 час. 00 мин. до 10 час. 00 мин., в дневное и вечернее время, с 10 час. 00 мин. до 24 час. 00 мин., скорость Интернета по рекламируемому тарифному плану составляет 1 Мбит/сек. Эта информация была признана судом существенной и необходимой для получения возможности воспользоваться рекламируемой услугой. Ее отсутствие формирует у потенциального потребителя рекламного продукта искаженное представление об условиях пользования услугой, а также вводит в заблуждение относительно параметров рекламируемого предложения, что, несомненно, является нарушением ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе <2>. ——————————— <2> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.01.2011 по делу N А79-1584/2010.
Стандартный договор об оказании услуг связи большинства операторов содержит условие о том, что неотъемлемой частью договора является выбранный абонентом тарифный план, в котором содержится перечень услуг, предоставляемых оператором абоненту. Существенная информация о предоставлении услуг связи раскрывается также в описании услуг. Действующее законодательство о рекламе не содержит норм, императивно закрепляющих перечень существенной информации, обязательной для указания в рекламе услуг подвижной связи (в отличие, например, от рекламы банковских или страховых услуг). Таким образом, необходимо, чтобы рекламируемый оператором связи параметр того или иного предложения являлся достоверным и действительным и неуказание непосредственно в тексте рекламного предложения всей существенной информации о рекламируемой услуге, если при этом раскрывается достоверная и действительная информация относительно указанного в рекламе конкретного параметра, являющегося для данного сообщения объектом рекламирования, не вводит потребителя в заблуждение и не искажает смысл рекламной информации. Так, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что отсутствие в рекламе части информации о сроках действия тарифов на услуги подвижной связи, о направлениях действия и стоимости части вызовов по всем предусмотренным тарифным планом направлениям, о стоимости дополнительных услуг, заказываемых по желанию абонента, не искажает смысла рекламной информации и не вводит потребителя в заблуждение, а следовательно, не является нарушением действующего законодательства. Также суд указал, что отсутствие в тексте рекламного сообщения полного перечня параметров услуг, предусмотренных договором об оказании услуг связи, перечисленных в тарифных планах, и в то же время указание в тексте рекламного сообщения достоверной и существенной информации о стоимости вызовов абонентам по рекламируемому направлению не является искажением рекламной информации и не вводит потребителя в заблуждение, следовательно, не является нарушением ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе <3>. ——————————— <3> Постановление Тринадцатого ААС от 28.12.2010 N А56-39722/2010.
В большинстве рекламных предложений операторов подвижной связи тем или иным образом дается ссылка на источник дополнительной информации о рекламируемом продукте (интернет-сайт оператора, который, как правило, зарегистрирован в качестве официального средства массовой информации, телефон контактного центра оператора и др.). Подобного рода отсылка не заменяет в полной мере существенной информации об объекте рекламирования, однако данная информация включается в тело рекламного сообщения, для того чтобы дополнительно обратить внимание потенциального потребителя рекламного продукта на то, что, помимо указанной в тексте рекламного сообщения, существует и иная существенная информация о параметрах рекламного предложения, которую необходимо узнать перед подключением, для того чтобы потребитель в полной мере обладал всей существенной информацией о рекламном предложении и сделал осознанный выбор в пользу или не в пользу конкретного предложения рекламодателя. Как видим, неуказание в тексте рекламного сообщения оператора подвижной связи полного перечня параметров услуг, предусмотренных договором об оказании услуг связи, и в то же время предоставление достоверной и существенной информации по рекламируемому направлению, а также указание на необходимость узнать иную существенную информацию (подробности) о рекламируемом предложении и ссылка на официально зарегистрированное в установленном законом порядке СМИ не является искажением рекламной информации и не вводит потребителя в заблуждение, что, в свою очередь, не является нарушением ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
——————————————————————