Формирование и развитие в муниципальных образованиях информационного общества — одна из стратегических задач России
(Пылин В. В.) («Конституционное и муниципальное право», 2012, N 7)
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА — ОДНА ИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ РОССИИ <*>
В. В. ПЫЛИН
——————————— <*> Pylin V. V. Formation and development in the municipalities of information society — one of the strategic tasks of Russia.
Пылин Владимир Васильевич, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, профессор, доктор юридических наук.
В статье рассматриваются проблемы и пути их решения в сфере формирования в каждом муниципальном образовании информационного общества, ориентированного на обеспечение через Интернет свободного доступа граждан к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Ключевые слова: информационное общество, муниципальное образование, многофункциональный центр, компьютерная грамотность, Интернет.
In the article problems and ways of their decision to sphere formirovanija in each municipal union of an information society are considered, shout-entirovannogo at maintenance through «Internet» of an easy approach of citizens to the information on activity of the state and municipal bodies, pre-transfer of state and municipal services.
Key words: an information society, municipal union, the multipurpose center, computer literacy, Internet.
Информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Одним из важных факторов осуществления успешной модернизации муниципальных образований является активное и ускоренное интегрирование в них современных постоянно развивающихся стандартов мирового глобального информационного общества. За последние годы в России многое сделано в этом направлении с учетом основных положений Окинавской хартии глобального информационного общества, Декларации принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» и других международных документов, принятых на высшем уровне по вопросам развития информационного общества. Образована достаточно широкая правовая база развития информационного общества в Российской Федерации. Указом Президента РФ от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, приняты Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», утверждены Постановлениями Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)», от 25 декабря 2009 г. N 1088 «О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление», от 20 октября 2010 г. N 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» и многие другие нормативные правовые акты. На основе постоянно развивающейся данной правовой базы с учетом накопленного уже немалого научного и практического опыта в стране поставлены амбициозные задачи обеспечить в 2020 г. место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу готовности к сетевому обществу в числе 20 ведущих стран мира (2011 г. — в числе 70 ведущих стран мира); по индексу развития информационных технологий в числе 10 ведущих стран мира (2011 г. — в числе 50 ведущих стран мира); по индексу развития электронного правительства в числе 20 ведущих стран мира (2011 г. — в числе 60 ведущих стран мира); число домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ в сеть Интернет, в расчете на 100 домашних хозяйств 80 (2011 г. — 45). Реализация поставленных целей уже обеспечила заметные положительные результаты. Отрасль информационных и телекоммуникационных технологий в 2000 — 2008 гг. развивалась высокими темпами, ежегодный прирост составлял около 25%. В стране динамично стало развиваться предоставление государственных и муниципальных услуг через Интернет, а также в многофункциональных центрах по принципу «одного окна». Началось внедрение предоставления государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. Взаимодействие с органами, предоставляющими услуги, стало осуществляться многофункциональным центром без участия заявителя, в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии. Расширился доступ населения к электронным средствам коммуникаций и сети Интернет. По уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Повышается уровень компьютерной грамотности. Информационно-коммуникационные технологии все шире используются в повседневной жизни, в медицине и здравоохранении, образовании и науке. Однако сводные международные индексы и сопоставления со многими другими странами до сих пор характеризуют Россию не лучшим образом: места нашей страны в ведущих мировых рейтингах — от 50 до 80. Это говорит о недостаточном уровне развития у нас отрасли информационных технологий, об отставании от мировых лидеров, а также о нереализованности потенциала уже существующих инфраструктур и технологий. В этом следует активнее использовать опыт передовых государств в построении информационного общества. К сожалению, совсем плохо у нас дело обстоит с развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий и имеющихся информационных ресурсов на муниципальном уровне, особенно в сельских и городских поселениях, число которых составляет почти 90% среди муниципальных образований в России. Процесс закрепления и развития стандартов информационного общества в муниципальных образованиях, за исключением городских округов, идет медленно и практических результатов почти не показывает. Бесспорно, что если существенные принципы и функции информационного общества не будут интегрированы в местные сообщества, то мы не сможем придать соответствующий характер и гражданскому обществу в целом в нашей стране, поскольку информационное общество по своей природе не может быть только федеральным, региональным или локальным, оно может быть только единым на территории государства. Вследствие этого для всех граждан России независимо от места их проживания и социального статуса должны соблюдаться единые минимальные федеральные стандарты доступности информационных технологий. Несмотря на то что за последние годы созданы основные необходимые правовые условия для гласности и информации населения, предоставления ему муниципальных услуг посредством электронных средств коммуникаций и сети Интернет, многие органы местного самоуправления нарушают либо ненадлежащим образом исполняют их. В частности, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил за органами местного самоуправления полномочия на учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Этим Законом было также установлено, что проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Подлежат опубликованию также результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования. Данный Закон также закрепил проведение публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав; проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, вопросы о преобразовании муниципального образования. Эти проекты должны быть опубликованы, чтобы граждане могли заблаговременно с ними ознакомиться. Прошло более восьми лет, а во многих муниципальных образованиях это вообще не делается либо осуществляется эпизодически и формально. А ведь такая информационная деятельность не требует больших капиталовложений, требует лишь надлежащего отношения к исполнению своих обязанностей со стороны органов местного самоуправления и муниципальных служащих. Также медленно и неудовлетворительно во многих муниципальных образованиях осуществляется развитие и пользование системой обеспечения свободного доступа граждан и юридических лиц к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Уже прошло более двух лет с тех пор, когда вступил в силу Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ, установивший указанную систему. Такой доступ к их информации должен обеспечиваться государственными и муниципальными органами путем опубликования информации о своей деятельности в средствах массовой информации, размещения информации о своей деятельности в сети Интернет, в помещениях, занимаемых данными органами, и в иных отведенных для этих целей местах, а также через библиотечные и архивные фонды, предоставления по запросу граждан и юридических лиц запрашиваемой информации, доступ к которой не ограничен, а также присутствием граждан, представителей юридических лиц и общественных объединений на заседаниях коллегиальных государственных и муниципальных органов. С 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» теперь и полиция должна регулярно информировать муниципальные органы и граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Участковые инспекторы обязаны информировать свое население ежеквартально. Отчеты должны проходить в удобное для людей время — вечером или в выходные дни. Все это очень важно не только для того, чтобы не на словах, а на деле заставить заработать ключевые принципы гласности и открытости, но и для обеспечения на их базе преодоления пока одной из трудных проблем — самостоятельного и под свою ответственность решения населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также для усиления общественного контроля за осуществлением местного самоуправления со стороны населения и общественных объединений. Большинство органов государственной власти создали интернет-сайты, на которых размещена нормативно-правовая, справочная и новостная информация, связанная с их деятельностью. Многие муниципальные органы это до сих пор не обеспечили, а также не используют в таких целях право размещать информацию о своей деятельности соответственно на официальных сайтах субъекта Федерации и муниципального района. Многие из созданных интернет-сайтов органов муниципальных образований практически не поддерживают оперативное информационное обновление и не содержат всей необходимой информации, а также сведений о необходимых условиях оказания ими услуг населению и организациям, в том числе в электронной форме. В большинстве муниципальных образований ничего не делается по созданию в доступных для посещения местах пунктов подключения к сети Интернет в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации. Вследствие этого предоставление информации, связанной с деятельностью муниципальных органов, в большинстве случаев требует непосредственного обращения населения и организаций в эти органы и формирования запросов и другой необходимой информации в бумажном виде, что также затрудняет взаимодействие граждан и организаций с этими органами. Люди вынуждены простаивать в очередях за государственными и муниципальными услугами в среднем в два-три раза больше времени, чем это предусмотрено регламентами. Конечно, на этом во многом сказывается недостаточно развитая базовая инфраструктура муниципального информационного общества, да и органов власти и управления субъектов Федерации. Применять достижения информационной революции в своей деятельности муниципальным образованиям во многом мешает их низкая финансовая обеспеченность, а еще более затрудняет то, что среди местных вопросов, отнесенных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции муниципальных образований, этот вопрос вообще не значится. Наиболее существенно тормозит интегрирование стандартов информационного общества в местные сообщества то, что сейчас большинство населения не обладает нужным уровнем знаний в области информационных технологий, а без этого Россия не сможет быть в числе лидирующих государств в XXI в. Мешает и низкий уровень компьютерной грамотности, к сожалению, не только у населения, но и у муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений. В результате не во всех органах и учреждениях используется система электронного документооборота. Недостаточно развита базовая инфраструктура информационного общества. Необходимо обеспечить возможность внедрения информационных технологий и создать привычку их использования в повседневной жизни у подавляющего большинства россиян. Думается, чтобы достичь этого, надо мобилизовать все силы и средства, а также использовать выдающийся опыт с учетом современных возможностей по ликвидации безграмотности (ликбез) путем массового обучения многих десятков миллионов неграмотных взрослых чтению и письму, как это было в РСФСР и СССР.
——————————————————————