Подписано Постановление об открытости информации в сфере ЖКХ

(Рубан А., Смородинов М., Пупко Б.)

(«Жилищное право», 2013, N 2)

ПОДПИСАНО ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ ОТКРЫТОСТИ

ИНФОРМАЦИИ В СФЕРЕ ЖКХ

А. РУБАН, М. СМОРОДИНОВ, Б. ПУПКО

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных домах, жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах».

Документ направлен на реализацию соответствующих норм Жилищного кодекса, что позволит гарантировать открытость информации в сфере ЖКХ, а также «обеспечить участников отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства актуальной и достоверной информацией, необходимой для принятия обоснованных решений и проведения взвешенной государственной политики», — отмечается в справочном материале пресс-службы.

Источник: www. ria. ru.

Рубан Александр, юрист компании «Адвокат ФРЕММ».

Правительство РФ издало Постановление от 28.12.2012 N 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах».

Ресурсоснабжающие организации, управляющие компании и ТСЖ будут представлять местным властям электронные паспорта на каждый дом. Данное требование должно благоприятно и главное продуктивно повлиять на дальнейшую деятельность вышеперечисленных организаций. Во-первых, каждый дом получит максимальное внимание со стороны своего «покровителя», так как последнему необходимо будет привести в порядок, если это еще не было сделано, всю техническую и кадастровую документацию. Во-вторых, данный процесс должен упорядочить электронно-информационную базу всех домов по районам.

Ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные лица, оказывающие коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо занимающиеся содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирных домах, обязаны предоставлять местным властям информацию об осуществляемых ими услугах. Прописаны правила ее подачи. Однако данный пункт имеет под собой скрытую угрозу для управляющих компаний местного масштаба, таких, как ТСЖ, особенно если ТСЖ обслуживает один или всего два дома. Суть в том, что указанные требования предполагают довольно большие затраты времени, которого и так, как правило, не хватает. А большие затраты времени должны кем-то оплачиваться (про добровольцев на безвозмездной основе говорить не буду, так как они «занесены в Красную книгу»). В домах при ТСЖ бюджет пополняется из карманов собственников помещений дома в виде оплаты коммунальных и иных услуг. А как показывает практика, практически всегда имеются должники. В итоге ТСЖ, которое из-за должников не имеет возможности иметь НЗ для таких мероприятий, должно будет повысить ежемесячную оплату для собственников помещений, что естественно будет многими принято в штыки.

Определены порядок, сроки, состав и периодичность представления сведений. Данные подаются отдельно по каждому дому в виде электронного паспорта. Его форму определяет Госстрой.

В паспорте приводятся общие сведения о доме, данные о ценах (тарифах) на оказываемые услуги и объемах поставленных ресурсов (выполненных работ), информация об отклонениях параметров качества услуг (работ) от установленных требований. Указываются сведения о техническом состоянии дома, в отношении многоквартирных домов — также о проведении плановых и аварийных ремонтов.

Отдельно подаются данные о состоянии эксплуатируемых объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры.

Все представляемые сведения ежемесячно обновляются.

Лица, оказывающие вышеназванные услуги по состоянию на 1 декабря 2012 г., обязаны до 1 марта 2013 г. представить в органы местного самоуправления перечни обслуживаемых ими домов с указанием услуг (работ, ресурсов), поставляемых в каждый дом. Об изменении списка домов или услуг следует извещать местные власти в 10-дневный срок.

Правила вступают в силу с 1 марта 2013 г.

Смородинов Максим, председатель Самарской коллегии адвокатов «Эгида», кандидат юридических наук.

Необходимость принятия Правительством РФ Постановления, которое бы обеспечивало открытость информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, была обусловлена не только прямым указанием на это в ч. 5 ст. 165 ЖК РФ и имеющим место пробелом в жилищном законодательстве, но и объективно существующими проблемами в указанной сфере, когда граждане не имеют возможности получить сведения о стоимости, ее расчете и качестве тех услуг, которые предоставляют организации, управляющие общим имуществом многоквартирных домов и предоставляющие коммунальные услуги, и вынуждены оплачивать ничем не обоснованные суммы, указанные в квитанциях на их оплату.

Соответствующая проблема характерна для многих регионов России, и, например, Самарская область не является исключением. Так, согласно данным официального сайта правительства Самарской области, по поручению губернатора Самарской области в 2012 г. в регионе приступили к работе 75 консультационных пунктов по вопросам проверки расчета платы граждан за коммунальные и жилищные услуги. Работу данных пунктов курировало областное Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства совместно с Государственной жилищной инспекцией.

В связи с вышеизложенным положительным видится принятие Постановления Правительства от 28.12.2012 N 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах» (далее по тексту — Постановление), которое способно не только устранить существующие пробелы жилищного законодательства, но и обеспечить реализацию значительного объема прав граждан, закрепленных ЖК РФ.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав. Согласно ст. 2 ЖК РФ вышеуказанные органы в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда. Принятое Постановление в первую очередь направленно на реализацию именно этих прав граждан.

В целом принятый акт позволит гражданам получать актуальную и достоверную информацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В Постановлении закреплено, что информация обновляется ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Согласно Постановлению лица, осуществляющие поставку коммунальных ресурсов и (или) оказание услуг, предоставляют информацию отдельно по каждому многоквартирному или жилому дому, что, в свою очередь, должно обеспечить конкурентную среду между соответствующими лицами и возможность граждан сравнить качество и стоимость услуг, предоставляемых различными организациями, а как следствие, выбрать наиболее подходящий и оправданный вариант.

Повышению качества управления многоквартирными домами и предоставляемых услуг также должно способствовать то, что принятым Постановлением закреплен обязательный и достаточно полный перечень той информации, которую должно представить лицо. Данный перечень является одинаковым для всех лиц, осуществляющих поставку коммунальных ресурсов и (или) оказание услуг. Так, к числу информации, обязательной для предоставления органам местного самоуправления, относятся: общие сведения о многоквартирном доме; сведения об установленных ценах (тарифах) на услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества, на предоставляемые коммунальные услуги; сведения об объемах оказания коммунальных услуг, о размерах оплаты за них, информация о фактах и количественных значениях отклонений параметров качества оказываемых услуг (выполняемых работ) от требований и другое. Граждане же смогут ознакомиться с интересующей их информацией, направив запрос непосредственно в орган местного самоуправления.

Соответствующий акт также делает возможным реализацию тех контрольных полномочий в отношении организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставляющих коммунальные услуги, которыми органы местного самоуправления наделены в порядке, установленном ЖК РФ.

В то же время важным является вопрос обеспечения достоверности сведений, содержащихся в электронных документах.

Пупко Борис, юрист Группы технологий и инвестиций юридической фирмы VEGAS LEX.

В целом Постановление Правительства направлено на обеспечение исполнения ч. 5 ст. 165 ЖК РФ, в которой говорится, что порядок, сроки, периодичность и форма предоставления органам местного самоуправления подобной информации должны определяться Правительством России.

Принятие подобного документа однозначно является шагом к повышению прозрачности отношений, возникающих в сфере ЖКХ. Также позитивным моментом является усиление государственного контроля за поставщиками ресурсов в сфере ЖКХ.

Однако на данный момент говорить об эффективности Постановления и реальности его исполнения рано. Необходимо время, чтобы оценить, насколько данное Постановление будет исполняться лицами, осуществляющими поставку ресурсов для коммунальных нужд.

——————————————————————