Информационные таможенные технологии для бизнеса в России
(Ермакова В. В., Кротов И. Е.) («Информационное право», 2013, N 1)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ БИЗНЕСА В РОССИИ
В. В. ЕРМАКОВА, И. Е. КРОТОВ
Ермакова Валерия Валерьевна, стажер Института государства и права РАН, кандидат экономических наук.
Кротов Игорь Евгеньевич, менеджер по таможенным операциям ООО «Альстом», кандидат экономических наук.
Рецензент — Рыльская Марина Александровна, ведущий научный сотрудник Российской таможенной академии, доктор юридических наук.
На современном этапе развитие международной торговли невозможно без использования информационных технологий, в том числе и в таможенной сфере. В данной статье рассмотрены современные информационные таможенные технологии: электронное декларирование, удаленный выпуск, предварительное информирование, карта таможенных платежей, электронный фрахт и др. Вышеназванные технологии рассмотрены с точки зрения применения их в системе электронного предоставления сведений в таможенные органы.
Ключевые слова: электронное декларирование, удаленный выпуск, электронный фрахт, карта таможенных платежей, электронные платежи, предварительное информирование, электронное предоставление данных, информационные таможенные технологии, портал госуслуг, база данных разрешительных документов.
Informational customs technologies for business in Russia V. V. Ermakova, I. E. Krotov
At present time the development of international trade is not possible without the implementation of information technology, especially in the customs field. This article provides the overview of the modern information customs technologies: electronic declaration, a remote release, preliminary information, online customs duties payments, e-freight, etc. The above mention technologies are considered in terms of their use in the electronic data submission to the customs authorities.
Key words: electronic customs clearance, remote release, e-freight, customs card, on-line payment, preliminary information, electronic data submission, information customs technology, ICT, state services portal, documents database.
Внедрение информационных технологий в государственных органах положительно сказывается на развитии экономики. Таможенная служба не является исключением. Таможенная служба Российской Федерации в течение последних десяти лет активно внедряет информационно-коммуникационные технологии в свою деятельность <1>. Очевидно, что применение информационных таможенных технологий позволяет упростить процесс подготовки и принятия решения о выпуске товара, сделать его более прозрачным для бизнеса. ——————————— <1> Ермакова В. В. Нормативное правовое регулирование создания межгосударственных информационных систем с участием таможенных служб в рамках интеграционных союзов на пространстве СНГ: Монография. М.: Книга и Бизнес, 2011.
В настоящее время в целях упрощения таможенного оформления и повышения качества предоставления государственных услуг в сфере внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) разработан и внедрен ряд информационных таможенных технологий. Среди основных можно выделить: — электронное декларирование; — предварительное информирование; — удаленный выпуск; — карту таможенных платежей; — предоставление государственных услуг (функций) в электронном виде; — работу с разрешительными документами и др. Внедрение информационных технологий <2> в таможенной сфере позволило Федеральной таможенной службе (ФТС России) при обеспечении поддержки собственных таможенных процессов и содействии международной торговле создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, минимизировать влияние человеческого фактора, сократить расходы на государственное управление. ——————————— <2> Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет».
Основой для применения данных информационных технологий являются положения таких правовых актов как: — Таможенный кодекс Таможенного союза (п. 2 ч. 2 ст. 15, ст. ст. 42, 43, 54, 95, 98, п. 3 ст. 158, п. 2 ст. 163, п. 1 ст. 169, п. 4 ст. 176, п. 3 ст. 179, п. 5 ст. 180, п. п. 5 — 6 ст. 183, п. 5 ст. 187); — решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. N 494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа» <3>; ——————————— <3> Решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. N 494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа» // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://www. tsouz. ru/ (дата обращения: 10.12.2010).
— Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза <4>, от 21 мая 2010 г.; ——————————— <4> Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 21 мая 2010 г. // Бюллетень международных договоров. 2012. N 6.
— Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» <5>; ——————————— <5> Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. 2010. N 168.
— Приказ ГТК России от 3 августа 2001 г. N 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей» (вместе с Технологией расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт)) <6>; ——————————— <6> Приказ ГТК России от 3 августа 2001 г. N 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей» (вместе с Технологией расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт)) (в ред. от 5 апреля 2011 г.) // Российская газета. 2001. N 165.
— письмо ФТС России от 28 марта 2012 г. N 01-11/14513 «О применении технологии удаленного выпуска товаров» <7>. ——————————— <7> Письмо ФТС России от 28 марта 2012 г. N 01-11/14513 «О применении технологии удаленного выпуска товаров» (в ред. от 10 августа 2012 г.) // Таможенные ведомости. 2012. N 5 (извлечение).
Электронное декларирование. Внедрение электронного декларирования в таможенной службе Российской Федерации началось в 2002 г. с применения технологии ЭД-1, заключающейся в передаче электронных таможенных деклараций по выделенному каналу связи. В 2008 г. начала внедряться технология ЭД-2, которая для передачи электронных деклараций применяла Интернет. Первая электронная декларация с использованием технологии ЭД-1 была выпущена 25 ноября 2002 г., а с использованием технологии ЭД-2 — 9 сентября 2008 г. Штатное внедрение новой технологии в ФТС России началось в сентябре 2009 г. Данные о количестве электронных деклараций <8>, выпущенных с использованием технологий ЭД-1 и ЭД-2 по годам, приведены в табл. 1. В настоящее время 66100 участников ВЭД из 77950 зарегистрированных используют электронное декларирование. ——————————— <8> Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации за 2008 — 2011 гг.». URL: http://www. customs. ru (дата обращения: 12.01.2013).
Таблица 1
Данные о количестве выпущенных электронных деклараций
Количество электронных деклараций 2007 2008 2009 2010 2011 2012 (в % от общего кол-ва таможенных деклараций)
по ЭД-1 3 5,99 6,7 6,9 10,5 10
по ЭД-2 0 0,0 2 16,1 77,5 86
Итого 3 6 8,7 23 88 96
Для подачи таможенной декларации в электронном виде необходимы три составляющие — электронная цифровая подпись, программный продукт, позволяющий создать электронную декларацию, собственный абонентский пункт (технология ЭД-1) или информационный оператор (технология ЭД-2), который предоставляет услуги по передаче информации и обеспечивает выполнение требований безопасности при пересылке сведений от участника внешнеэкономической деятельности до Центрального информационно-технического таможенного управления (ранее — Главный научно-информационный вычислительный центр Федеральной таможенной службы (ГНИВЦ ФТС России)). Различия технологий ЭД-1 и ЭД-2 приведены в табл. 2.
Таблица 2
Сравнение технологий электронного декларирования ЭД-1 и ЭД-2
ЭД-1 ЭД-2
Подключение к ведомственной сети Подключение к Интернет таможенных органов. При удаленном нахождении от таможенного органа необходимо построение каналов связи
Необходимость создания собственного Использование услуг информационного узла доступа оператора (41 оператор)
Только один поставщик программного 7 поставщиков программного обеспечения (ЛЭТИ) обеспечения + портал ФТС
Затраты на использование системы Затраты при использовании системы электронного декларирования электронного декларирования через (программное обеспечение + информационного оператора — около настройка) от 500 тыс. до 1,5 млн. 100 тыс. руб. руб.
Допускается подача неформализованных Предоставляются только документов (сканы, фото) формализованные документы
Необходимо использование специальных Возможно использование стандартных программ для заполнения электронных программ для заполнения электронных деклараций деклараций
Таможенный инспектор работает в трех Таможенный инспектор работает в программных средствах — система одном программном средстве — электронного декларирования, АИСТ-РТ21 или АИСТ-М конвертатор ЭГТД, программное средство АИСТ-РТ21
Закрытая спецификация обмена Открытая спецификация обмена
При возврате электронной декларации При возврате электронной декларации протокол ошибок формируется протокол ошибок формируется инспектором вручную автоматически по результатам форматологического контроля
Долгосрочные документы хранятся в Долгосрочные документы поступают в электронном архиве без АИСТ-РТ21. Доступ к документам автоматического доступа из осуществляется автоматически из представленной описи документов к описи документов к электронной электронной декларации декларации
К преимуществам российской системы электронного декларирования можно также отнести: — сокращение времени таможенного оформления (до трех часов вместо двух дней); — доступность подключения; — возможность подачи электронной декларации на любой таможенный пост ФТС России; — прозрачность процесса декларирования и сокращение непосредственных контактов с сотрудниками таможенных органов. К числу минусов можно отнести: необходимость получения электронной цифровой подписи (срок действия 1 год) <9>, технические проблемы передачи данных, ручной ввод данных в электронные документы <10>. Кроме того, «вдобавок к электронной декларации таможня требует еще и ворох бумажных документов… Большая часть разрешительных документов по-прежнему выдается другими ведомствами и министерствами на бумаге» <11>. Таможенные органы обязаны эти документы проверять. ——————————— <9> Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 10 июля 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 11.04.2011. N 15. Ст. 2036; Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (в ред. от 8 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. N 2. Ст. 127. <10> Кротов И. Е. Проблемы внедрения и развития электронного таможенного декларирования в России // Таможенное дело. 2010. N 4. С. 5 — 7. <11> Интервью руководителя ФТС России Андрея Бельянинова «Российской газете» от 25 января 2013 г. N 5991(15). URL: www. customs. ru/index. php? option=com_content&view;=article&id;=16918:——-q-q—25012013—5991-15&catid;=26:2011-01-24-14-45-21&Itemid;=1830 (дата обращения: 26.01.2013).
Федеральная таможенная служба активно стимулирует использование электронного декларирования, о чем свидетельствует снижение сборов за таможенное оформление <12> на 25% и отмена необходимости предоставления паспорта сделки при подаче электронной декларации. ——————————— <12> Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1286 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863» // Российская газета. 2012. 18 дек. N 291.
Обязательным электронное декларирование станет с 1 января 2014 г., а использование бумажных деклараций будет разрешено в отдельных случаях, предусмотренных законодательством. В мае 2013 г. ФТС России планирует начать эксперимент по автоматическому выпуску товаров, т. е. без участия сотрудников таможенных органов. Предполагается, что информационная система будет выпускать электронную декларацию, поданную декларантом. При этом сотрудник таможенного органа не будет принимать участия ни в регистрации, ни в проверке сведений, ни в выпуске товара. Предварительное информирование <13>. Одним из показателей уровня развития таможенной службы является использование предварительной информации при таможенном оформлении. Использование предварительной информации служит основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли <14>. На предварительной информации основано управление интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы Всемирной таможенной организации <15> и применение Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999). ——————————— <13> В данной статье рассматривается система предварительного информирования участниками ВЭД таможенных органов о планируемом пересечение транспортными средствами и грузами границы Таможенного союза при их ввозе. <14> WCO High Level Strategic Group Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade. <15> Integrated Supply Chain Management Guidelines (WCO, June 2004).
Предварительное информирование таможенных органов (далее — ПИ) заключается в представлении в таможню государства — члена Таможенного союза (далее — ТС), на территории которого расположен пункт пропуска, сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах не менее чем за два часа до планируемого ввоза товара на территорию ТС <16>. ——————————— <16> Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». URL: www. tsouz. ru (дата обращения: 26.01.2013).
Предварительная информация может быть представлена отправителем, получателем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится: в странах — участницах ТС или в любом другом государстве. В тестовом режиме система предварительного информирования <17> на территории Российской Федерации начала работать с 2008 г. ——————————— <17> Приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. N 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации».
Для товаров, ввозимых автомобильным транспортом на таможенную территорию Таможенного союза с 17 июня 2012 г., предварительное информирование стало обязательным. Для товаров, ввозимых иными видами транспорта, представление предварительной информации необязательно. Для представления предварительной информации в ФТС России создан Портал электронного предоставления сведений (edata. customs. ru), основанный на использовании WEB-технологий и сети Интернет. При ввозе товаров через участки границ других государств — членов ТС предварительное информирование должно быть осуществлено через информационные системы соответствующих таможенных служб. Предварительное информирование «позволило на 30 минут сократить время таможенных операций для тех грузовиков и фур, по которым такая информация поступила заранее. Но если машина уже прибыла в пункт пропуска, а информации на таможне нет, то данные вводятся в ручном режиме» <18>. Сокращение времени таможенных операций на 30 минут происходит исключительно за счет того, что данные не вводятся в ручном режиме, а сверяются с данными, указанными в транспортных и коммерческих документах, которые в бумажном виде предъявляются при пересечении границы. Таким образом, предварительное информирование не освобождает перевозчика от предоставления бумажных транспортных и коммерческих документов сотрудникам таможенных органов в пункте пропуска для проверки сведений, указанных при предварительном информировании. ——————————— <18> Интервью руководителя ФТС России Андрея Бельянинова «Российской газете» от 25 января 2013 г. N 5991(15). URL: http://www. customs. ru/index. php? option=com_content&view;=article&id;=16918:——-q-q—25012013—5991-15&catid;=26:2011-01-24-14-45-21&Itemid;=1830 (дата обращения: 26.01.2013).
Предварительное информирование <19> особенно актуально в условиях угроз и опасности роста международного терроризма. Подобные программы одобрены рядом стран, например «Партнеры по защите» (PIP) таможенной службы Канады, «Передняя линия и аккредитованный клиент» таможенной службы Австралии, «C-TPAT» и CSI таможенной службы США, «SEP and FrontLine» таможенной службы Новой Зеландии и др. ——————————— <19> Приказ ФТС России от 5 июля 2012 г. N 1345 «Об утверждении порядка использования в рамках системы управления рисками предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом, и транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары».
Удаленный выпуск. Развитие электронного декларирования стало основой для внедрения технологии удаленного выпуска (далее УВ) товаров. В табл. 3 приведены темпы роста количества электронных деклараций, выпущенных с использованием технологии удаленного доступа.
Таблица 3
Темпы роста количества электронных деклараций, выпущенных с использованием технологии удаленного доступа
2010 2011 2012
Общее кол-во ЭД деклараций, выпущенных с 6500 54000 200000 использование технологии удаленного доступа
В основе технологии удаленного выпуска товаров лежит принцип разделения таможенных процедур. Документальный и физический таможенный контроль товаров осуществляется в различных таможенных органах на территории РФ <20>. Например, документальный таможенный контроль осуществляется на таможенном посту, расположенном внутри страны, а фактический — в пункте пропуска на таможенной границе. ——————————— <20> Приказ Федеральной таможенной службы от 22 апреля 2011 г. N 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» // Российская газета. 2011. N 119.
Применение технологии УВ товаров способствует равномерной загруженности людских ресурсов и снижению нагрузки на таможенные терминалы, которые в настоящее время сконцентрированы вдоль границы РФ. Применение технологии удаленного выпуска товаров позволяет сократить поток международного транспорта, следующего под таможенным контролем по дорогам РФ, а также в крупные города. Однако УВ товаров присущи недостатки электронного декларирования — предъявление бумажных документов по запросу таможенных органов. Применение технологии УВ позволяет перераспределить и оптимизировать нагрузку на таможенные органы, в том числе и в зависимости от их специализации. Также технология удаленного выпуска позволяет уменьшить общее время совершения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров. УВ реализуется с использованием тех же программных средств, которые применяются при электронном декларировании товаров. С целью развития технологии удаленного выпуска, а также оптимизации места размещения таможенных органов в РФ создано 26 специализированных таможенных постов — центров электронного декларирования. Они расположены во всех региональных таможенных управлениях РФ. Компетенция данных таможенных постов ограничена осуществлением таможенных операций исключительно в электронном виде. Электронный фрахт (E-freight). «E-freight» — программа Международной ассоциации авиационного транспорта ИАТА (IATA — International Avia Transport Association). Для организации международной перевозки груза авиационным транспортом необходимо оформить свыше 30 форм бумажных документов. Программа «E-freight» позволяет отказаться от технологий, основанных на бумажном документообороте, и способствует упрощению и модернизации процедур бизнеса в области грузовых авиационных перевозок. Программа «E-freight» поддерживает переход на технологии электронного обмена данными о грузовых перевозках с использованием коммерческих, транспортных и таможенных документов <21>. ——————————— <21> «All you need to know about… IATA e-freigh», IATA Cargo, May 2010. URL: www. iata. org/e-freight (дата обращения: 25.01.2013).
Таким образом, применение таможенными службами программ электронного декларирования оказывает значительное влияние на реализацию программы «E-freight» в процессе грузовой перевозки. Участие в данной программе принимают четыре российских аэропорта: Шереметьево и Домодедово (Москва), Толмачево (Новосибирск), Емельяново (Красноярск). На сегодняшний день первый этап данной программы успешно реализован, ведется подготовка к осуществлению следующего этапа. Карта таможенных платежей. Платежная система «Карта таможенных платежей» является инструментом оплаты таможенных и иных платежей. В основу построения платежной системы легла технология расчетов, утвержденная Приказом ГТК России от 3 августа 2001 г. N 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей». В соответствии с данной технологией оплата платежей осуществляется с использованием пластиковой карты, которая является микропроцессорной банковской картой. Она эмитируется кредитными организациями (банками-эмитентами) и является инструментом доступа к счету плательщика таможенных платежей в банке-эмитенте. Уплата таможенных платежей с данной карты производится в валюте Российской Федерации. Наличие счета (чека, подтверждающего совершение сделки по такой карте), подписанного держателем карты и инспектором таможенного органа, считается фактическим поступлением денежных средств на счет таможни. В настоящее время 35% всех таможенных платежей осуществляется с использованием данных карт. Ее используют около 2500 участников ВЭД. В настоящее время в России действуют два координатора эмиссии микропроцессорных банковских карт: ООО «Таможенная карта» — Таможенная карта и ООО «Мультисервисная платежная система» — Раунд (PayHD) <22>. ——————————— <22> Приказ ФТС России от 6 ноября 2012 г. N 2222 «О координаторе эмиссии таможенных карт». URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=138536 (дата обращения: 26.01.2013).
Преимущества использования микропроцессорных банковских карт: — оплата осуществляется в таможенном органе во время оформления товара; — оплата не зависит от времени работы банка; — с карты уплачивается необходимая сумма таможенных платежей, в результате не возникает переплат денежных средств; — не требуется внесение авансовых платежей; — карта может быть использована только для осуществления таможенных платежей в терминалах, установленных на таможне. Оплата иных операций блокируется (только для таможенной карты); — возможность оплаты таможенных платежей через сеть Интернет (только для карты «Раунд (PayHD)»). При большом количестве преимуществ у данных карт есть один существенный недостаток. Затраты на обслуживание таких карт довольно высоки и могут составлять от 0,2 до 1,3% от суммы платежа в зависимости от объема таможенных платежей. Портал госуслуг (www. gosuslugi. ru). В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг» в ФТС России проведены работы по созданию возможности предоставления государственных услуг (функций) в электронном виде через портал госуслуг. В настоящее время через портал госуслуг ФТС России реализует 14 услуг (функций). В основном предоставление таких услуг (функций) базируется на подаче и получении документов в бумажном виде. Только некоторые услуги (функции) допускают возможность подачи документов и получение ответа в электронном виде через портал услуг (функций) или по электронной почте. Электронное декларирование и предварительное информирование осуществляется с использованием электронного портала ФТС России.
Таблица 4
Прогнозируемые показатели таможенного администрирования в России
Показатели таможенного администрирования Единица 2012 2015 2018 измерения
Позиция в рейтинге Doing business по 160 79 17 показателю «Международная торговля»
Количество документов, требуемых для штук 10 6 4 пропуска товара через границу при импорте
Срок подготовки документов, необходимых для дней 25 15 7 прохождения всех процедур, связанных с перемещением товара через границу
Срок прохождения таможенных операций и часов 96 24 2 таможенных процедур для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки
Количество документов, требуемых для штук 8 4 4 пропуска товара через границу при экспорте
Срок подготовки документов, необходимых для дней 25 15 7 прохождения всех процедур, связанных с перемещением товара через границу
Срок прохождения таможенных операций и часов 72 24 2 таможенных процедур для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки
В 2012 г. ФТС России внедрена автоматизированная система формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов, выданных федеральными органами исполнительной власти, которые необходимо представить в процессе декларирования товаров. В этих целях ФТС России была подготовлена 31 технологическая карта межведомственного взаимодействия. Таким образом, разрешительные документы, необходимые для таможенного оформления, должны поступать в таможенные органы напрямую из федеральных органов исполнительной власти через систему межведомственного электронного взаимодействия и не требоваться от декларанта. Эта система должна позволять не только получать разрешительные документы, выдаваемые федеральными органами исполнительной власти и находящиеся в их информационных ресурсах, напрямую от них, но и проводить автоматическую сверку сведений, заявленных в электронной декларации, со сведениями, содержащимися в электронных документах соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Реализация указанных положений должна избавить участников ВЭД от лишних бумажных документов. Согласно отчетам Всемирного банка Российская Федерация по показателю «Международная торговля — Trading Across Border» в 2009, 2010 и 2012 гг. заняла 162-ю позицию в рейтинге, а в 2011 — 161-ю <23>. Это свидетельствует о том, что состояние таможенного оформления за последние четыре года не изменилось, несмотря на то что Президентом РФ и Премьер-министром РФ не раз отмечалось развитие таможенных технологий. Российская Федерация не включена в список государств, улучшивших показатели в данной области в течение 2011/2012 г. (Table 16.3 Who made trading across borders easier in 2011/12 — and what did they do? в отчете Doing Business — 2013). В соответствии с последним отчетом Всемирного банка в Российской Федерации для пересечения границы при импорте требуется 11 документов и 36 дней, при экспорте соответственно — 8 документов и 21 день. ——————————— <23> Отчеты Всемирного банка «Doing Business 2010», «Doing Business 2011», «Doing Business 2012», «Doing Business 2013». URL: http://www. doingbusiness. org (дата обращения: 12.01.2013).
Отчетом ИАТА о статусе внедрения «E-freight» по состоянию на октябрь 2012 г. отмечено отсутствие в России программы создания электронной таможни. Согласно исследованию <24>, проведенному В. Коростылевым в 2010 г. по заказу Европейской экономической комиссии ООН, в прикладных сообщениях информационных систем используется 104 формата, что свидетельствует о сложности алгоритмов информационного обмена и об отсутствии гармонизации процедур и документов в процессе разработки программных средств. Форматы электронных сообщений, применяемых в системах электронного декларирования и предварительного информирования, разработаны в синтаксисе XML. Международный стандарт UN/EDIFACT при разработке не применялся. ——————————— <24> Исследование «Применение в Российской Федерации систем классификации, кодирования и электронной передачи данных для внешней торговли, их взаимной совместимости и соответствия международным стандартам и рекомендациям» // Москва — Женева, 2010. URL: http://www. tsouz. ru (дата обращения: 25.01.2013).
Правительство РФ предпринимает действия по совершенствованию таможенного администрирования. В июне 2012 г. утверждается План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования» <25>, который прогнозирует улучшение показателей таможенного администрирования на период до 2018 г. ——————————— <25> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» // Собрание законодательства РФ. 09.07.2012. N 28. Ст. 3926.
ФТС России разработала и внедрила ряд информационных систем. Однако бумажные документы применяются одновременно с информационными системами — дополняют их или дублируют. Внедряя информационные системы, таможенная служба развивает информационный обмен, но не создает электронную таможню — таможенное оформление грузов в безбумажном виде — в целом, так как не отказывается от использования бумажных документов в ходе таможенного оформления. «Дорожная карта» предусматривает сокращение количества документов, предъявляемых в ходе таможенного оформления, что должно повлиять на упрощение таможенного оформления в России.
——————————————————————