За бортом Единого реестра
(Хаймович М.)
(«Бизнес-адвокат», N 6, 2003)
ЗА БОРТОМ ЕДИНОГО РЕЕСТРА
М. ХАЙМОВИЧ
Михаил Хаймович, генеральный директор ООО «Юрмаст».
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ вступил в силу 1 июля 2002 г. В соответствии со ст. 26 Закона уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления Закона в силу, обязано до 31 января 2002 г. представить в регистрирующий орган определенные сведения об этом юридическом лице. Что будет происходить с юридическими лицами, которые не выполнили этого требования Закона? Должны ли руководители этих предприятий сдавать бухгалтерскую отчетность в ИМНС? Имеют ли они право вообще вести хозяйственную деятельность после 1 января 2003 г.? На эти и другие вопросы, связанные со вступлением в силу Закона N 129-ФЗ, ответит эта статья.
Ликвидировать предприятие можно было
и до принятия Закона
Исторически сложилось так, что последнее десятилетие в каждом городе, районе местные власти регистрировали юридические лица, а единая база данных отсутствовала. Это ослабляло функции налогового контроля государства. Но для создания Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) вовсе не обязательно было заставлять уже зарегистрированные предприятия подавать о себе сведения в ИМНС. Все данные о юридических лицах имелись и у налоговых органов, и у регистрационных отделов (палат) районных и городских администраций. Достаточно было просто создать единый информационный банк данных, доступный всем региональным регистраторам и центру, а это — чисто техническая задача для специалистов в области информационных технологий.
Разработчики Закона объяснили требование подачи сведений со стороны юридических лиц своеобразной «чисткой рядов». Действительно, за последние 10 — 13 лет в стране накопилось огромное количество «брошенных» фирм, которые годами не сдают отчетность, не ведут хозяйственную деятельность. Предполагалось, что предприятия, не подавшие сведения о себе в ИМНС в период от 1 июля до 31 декабря 2002 г., действительно не функционируют, а значит, должны быть ликвидированы.
На самом деле у налоговых органов была реальная возможность ликвидировать предприятия, систематически не подающие налоговую декларацию, и до принятия Закона N 129-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в частности, если организация осуществляла деятельность без лицензии или со стороны организации имели место неоднократные (или однократные, но грубые) нарушения закона. Инициатором подачи иска в суд о ликвидации предприятия может быть государственный орган, имеющий такие полномочия. Налоговый кодекс дает такие полномочия ИМНС, а неподача налоговой декларации в течение нескольких налоговых периодов как раз является неоднократным нарушением закона. Тем не менее налоговые органы не воспользовались предоставленной возможностью. Случаи ликвидации предприятий, не сдающих налоговую отчетность, единичны.
Кто не подал сведения для включения в Реестр?
Подать сведения в ИМНС для включения в ЕГРЮЛ было несложно. Перечень необходимых сведений приведен в п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ. Все необходимые данные для заполнения бланков (которые были опубликованы в печати и в электронном виде на сайте www. mosnalog. ru) берутся из уставных документов юридического лица, и любой сотрудник предприятия мог справиться с этой работой.
Всех руководителей юридических лиц, не подавших сведения в ИМНС для включения в Реестр, условно можно разделить на 3 группы. Первые просто забыли это сделать. Это небольшая группа очень занятых или неорганизованных бизнесменов. Вторые хотели воспользоваться ситуацией, наивно полагая, что не включенную в Реестр фирму автоматически ликвидируют без всякого участия руководителя и участников (акционеров) предприятия. Третьи — вообще давно забыли о существовании своих фирм, бросив их много лет назад.
На особом положении находятся так называемые «черные» фирмы, зарегистрированные по подложным документам или на подставных лиц. Некоторые из них совершенно спокойно подали о себе сведения и включились в ЕГРЮЛ.
ИМНС составляет списки
В настоящее время ИМНС составляет списки юридических лиц, не исполнивших свою обязанность, предусмотренную ст. 26 Закона N 129-ФЗ (см. письмо МНС РФ от 3О декабря 2002 г. N ММ-6-09/2014@). Таких списков четыре.
Список N 1 — органы местного самоуправления, органы государственной власти, воинские части и иные субъекты гражданского права, которые создаются на основании распорядительных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоспособность которых возникает вне зависимости от их государственной регистрации.
Список N 2 — юридические лица, находящиеся в стадии ликвидации или в отношении которых возбуждены дела о банкротстве.
В отношении юридических лиц, включенных в списки N 1, 2, регистрирующие (налоговые) органы не инициируют процедуру ликвидации.
Должностные лица юридических лиц, указанных в списке N 1, не привлекаются к административной ответственности. Данные субъекты гражданского права не обязаны сообщать в регистрирующие (налоговые) органы сведения в порядке ст. 26 Закона N 129-ФЗ, поскольку обладают правоспособностью с момента издания распорядительных актов об их создании органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Конкурсные управляющие или руководители ликвидационных комиссий (ликвидаторы) юридических лиц, включенных в список N 2, привлекаются к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ст. 26 Закона N 129-ФЗ, в соответствии со ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (штраф 50 МРОТ = 5000 руб.).
Список N 3 — юридические лица, представляющие отчетность в налоговые органы, в т. ч. нулевую, но не сообщившие сведения, как этого требует ст. 26 Закона N 129-ФЗ.
По отношению к юридическим лицам, попавшим в список N 3, налоговые органы предпринимают следующие действия:
— направляют заказные письма о необходимости сообщения сведений в соответствии со ст. 26 Закона N 129-ФЗ по месту нахождения юридических лиц;
— привлекают должностные лица к административной ответственности в соответствии с п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление сведений о юридическом лице.
Если в течение 2 месяцев сведения о юридическом лице будут представлены в ИМНС (лично или по почте), оно будет включено в Реестр, но руководителя предприятия оштрафуют на 5000 руб.
Если этого не произойдет, юридический отдел налогового органа направляет на основании п. 3 ст. 26 Закона N 129-ФЗ исковое заявление в суд о ликвидации юридического лица в соответствии со ст. 61 ГК РФ.
После решения суда налоговый орган вносит запись в ЕГРЮЛ о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации. С момента внесения указанной записи правоспособность юридического лица ограничивается в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ.
ИМНС не имеет права отказать предприятию в праве подать сведения для включения в Реестр до принятия решения судом о ликвидации.
Список N 4 — юридические лица, не представляющие отчетность в налоговые органы и не сообщившие сведения.
Этот список подлежит размещению на стендах в помещении налоговых органов, на Интернет — сайтах Управления МНС РФ по субъекту РФ, инспекции МНС РФ по месту нахождения юридических лиц.
Как будет происходить процедура ликвидации предприятий, попавших в список N 4, в письме МНС РФ не указано. Скорее всего, она будет такая же, как и для предприятий из списка N 3. Только штрафовать, возможно, будет некого, если руководитель окажется подставным или несуществующим лицом.
Процедура ликвидации
Процедура ликвидации юридического лица определена ст. ст. 61 — 65 ГК РФ. Если в процессе ликвидации выясняется, что юридическое лицо не способно погасить кредиторскую задолженность, ликвидация происходит в форме банкротства. Поэтому, когда налоговые органы начнут процедуру ликвидации предприятий из списка N 3 или N 4, их тактика будет зависеть от того, является ли юридическое лицо должником бюджета или нет. Об остальных кредиторах нет смысла упоминать: если они не объявили о своих требованиях путем подачи искового заявления в арбитражный суд до начала ликвидации по инициативе государственного органа, значит, на момент ликвидации их не существует (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 декабря 1997 г. N 23).
Проверить, является ли предприятие должником бюджета, для налогового органа несложно. Вся информация в отделе учета налогоплательщиков имеется.
Итак, если долгов перед бюджетом нет, ИМНС подает в суд исковое заявление о ликвидации предприятия. Суд оперативно вынесет решение о ликвидации. На основании этого решения налоговый орган внесет в Единый реестр запись о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Но это не означает, что оно уже ликвидировано, как того очень бы хотелось участникам (акционерам) предприятия! Дальнейшая процедура потребует их участия.
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ суд возложит обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его участников. Это означает, что участникам предприятия придется создать ликвидационную комиссию, сдать в ИМНС промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы, снять предприятие с учета в ИМНС и внебюджетных фондах (ст. 63 ГК РФ). Другими словами, им придется пройти всю процедуру ликвидации, как если бы они сами были ее инициаторами.
Если у предприятия есть долги перед бюджетом, ликвидация происходит в порядке банкротства в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ. Для «брошенных» фирм это будет процедура банкротства отсутствующего должника (ст. ст. 227 — 230 Закона N 127-ФЗ). Скорее всего, именно этим путем будут ликвидированы большинство предприятий из списка N 4, т. к. положения о банкротстве отсутствующего должника применяются для предприятий, у которых в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам в банке (ст. 230 Закона N 127-ФЗ).
Иные процедуры ликвидации в законодательстве РФ отсутствуют, и налоговым органам не удастся «упростить» их с помощью каких-то ведомственных инструкций. Существующий порядок может быть изменен только Федеральным Собранием, однако, насколько мне известно, такие законопроекты в Госдуме пока не рассматривались. Поэтому не следует ожидать «обвальной ликвидации» всех предприятий, не подавших о себе сведений в ИМНС до 31 декабря 2002 г. На подготовку списков о подаче исков в суд уйдет не один месяц, а может быть, и год, учитывая загрузку сотрудников ИМНС и нехватку квалифицированных кадров.
Предприятие в Реестр не включено, но и не ликвидировано
Очевидно, что с 1 января 2003 г. и до момента ликвидации юридического лица может пройти немало времени. Каков статус юридического лица в этот отрезок времени? Этот вопрос волнует многих предпринимателей, а налоговые органы не дают официальных разъяснений, хотя ответ содержится в Гражданском и Налоговом кодексах.
Пока не началась процедура ликвидации предприятия, оно вправе вести хозяйственную деятельность. Юридическое лицо было зарегистрировано, и запретить его деятельность вправе только суд. Налоговые органы не могут приостанавливать операции по счетам юридического лица в банке только на основании неподачи сведений для включения в ЕГРЮЛ. Закон этого не предусматривает.
Руководитель предприятия также обязан подавать налоговые декларации в ИМНС, эту его обязанность никто с 1 января не отменял (вне зависимости, ведется хозяйственная деятельность или нет). В случае нарушения этой обязанности на руководителя (бухгалтера) и на само юридическое лицо будет наложен штраф в соответствии с КоАП и Налоговым кодексом.
Хотя деятельность предприятия в период с 1 января 2003 г. до его ликвидации не является противоправной, контрагентам такого предприятия следует иметь в виду, что, как только суд примет решение о ликвидации юридического лица, его счет в банке будет заблокирован. Если в этот момент на этом счете окажутся денежные средства, перечисленные контрагентом в качестве предоплаты, их возврат потребует значительных усилий, это можно сделать только по решению суда.
Сведения поданы, а свидетельство не получено
Следует учесть, что огромное количество юридических лиц, которые вовремя исполнили обязанность, предписанную Законом N 129-ФЗ, до сих пор не получили от налогового органа свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ. В то же время различные государственные органы, например таможня или контрагенты, требуют представить свидетельство в доказательство того, что предприятие включено в Реестр. Этот документ приходит по почте на адрес уполномоченного лица (заявителя), и ускорить его получение невозможно.
Таким предприятиям можно дать два совета. У заявителя есть расписка со штампом сотрудника ИНМС о приеме документов или почтовая квитанция с описью вложений. Расписка или квитанция являются доказательством того, что сведения для внесения в ЕГРЮЛ поданы, в некоторых случаях это может помочь. Но иногда, например, если требуется внести изменения в уставные документы фирмы, необходимо знание номера, под которым предприятие внесено в Реестр. Если ИМНС обработала ваши документы и номер присвоен, его можно узнать, направив письменный запрос. Но, например, в начале марта 2003 г. в ИМНС N 39 г. Москвы обрабатывались документы, поданные в начале декабря 2002 г.
В результате права законопослушных руководителей и участников предприятий, выполнивших требования Закона N 129-ФЗ, нарушаются.
Эффективность законодательных решений, как это часто бывает в нашей стране, сводится к нулю их незавершенностью, а также нерасторопностью и неготовностью исполнительных органов власти. Заявленная «чистка рядов» юридических лиц продлится не один год, потому что в Законе не предусмотрены механизмы упрощенной ликвидации. В то же время введение изменений в ГК РФ ради одномоментной акции не рационально, да этим никто и не занимается. Страдают, как всегда, законопослушные граждане, которые весной 2003 г. вынуждены доказывать, что их предприятия включены в Реестр, не имея на руках документа из ИМНС.
——————————————————————