Юридическое содержание понятия «Интернет» в российском законодательстве

(Дашян М. С.) («Современное право», N 4, 2003)

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНТЕРНЕТ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

М. С. ДАШЯН

М. С. Дашян, региональный благотворительный общественный фонд «Право и Интернет».

Менее чем за полвека прошел стремительный процесс эволюции сети Интернет — от военно-стратегической разработки Министерства обороны США до значительнейшего достижения всего человечества, которое можно сравнить с появлением книгопечатания. Посредством Интернета и его технических сервисов создаются новые — виртуальные — формы общественных отношений, которые выходят далеко за сферу регулирования информационного права. В последнее время в юридической среде все чаще обсуждаются проблемы правового регулирования глобальной компьютерной сети Интернет. При этом обычно затрагиваются предметные области регулирования доменных имен <*>, охраны исключительной собственности в сети, обеспечения информационной безопасности, но недостаточное внимание отводится определению правового статуса сети Интернет. В настоящей статье мы попытаемся в какой-то мере осветить эту непростую проблему. ——————————— <*> Домен, доменное имя (от англ. domain — владение) — уникальный адрес сайта.

Используя наиболее общепринятые категории, Интернет и его основные сервисы можно представить как средство массовой коммуникации, средство массовой информации, а также как гигантский информационный архив, библиотеку электронных документов. Интернет может быть представлен в виде воображаемой среды, которая хранит следы информационной активности людей и распространяет изменения в среде (как «виртуальной», так и в реальном географическом пространстве), вызванные этой активностью. Эти изменения (например, перевод денежной суммы на банковский счет, участие в биржевых торгах и т. п.) распространяются с определенной скоростью и зачастую происходят в режиме реального времени, другими словами — в интерактивном, онлайновом <*> режиме или же с определенным временным запаздыванием <**>. ——————————— <*> Онлайн (от англ. on-line — на линии, на проводе) — режим реального времени. <**> См., напр.: Паринов С. Обзор основных интернет-технологий (http://rvles. ieie. nsc. ru).

В сущности, Интернет не является физическим объектом, обладающим материальными характеристиками. Это самостоятельно действующий набор протоколов передачи данных (правила, которым следуют компьютеры и программы при обмене информацией), принятый многими телекоммуникационными сетями. Он позволяет собирать, хранить, передавать и обрабатывать информацию. Глава корпорации «Майкрософт» Билл Гейтс говорит об Интернете как о «хаотичном наборе взаимосвязанных коммерческих и некоммерческих компьютерных сетей, включая оперативные информационные службы, услуги которых доступны по подписке» <*>. ——————————— <*> Гейтс Б. Дорога в будущее (http://www. infocity. kiev. ua).

Одним из наиболее легких и доступных способов для понимания сути процессов передачи информации в сети Интернет является проведение аналогии. Многие авторы полагают, что связь посредством Интернета является аналогом телефонной связи. Так, например, в докладе Федеральной комиссии США по связи «Цифровое торнадо: Интернет и телекоммуникационная политика» (март, 1997 г.) проводится аналогия между использованием телефонных линий и использованием сети Интернет. Российские исследователи пришли к выводу, что подобная аналогия не отражает существенного различия между принципами передачи данных в Интернет и телефонной сети. В качестве основного критерия выдвигается тезис о том, что «телефонная сеть предполагает коммутацию линий, то есть во время физического соединения абонентов занимается часть сети, которая для других уже не доступна» <*>. ——————————— <*> Волокитин А. В. и др. Инфокоммуникации в деловом мире: Учебное пособие для служащих государственных организаций и коммерческих фирм / Под общ. ред. Л. Д. Реймана. М., 2001. С. 169.

Для объяснения топологии (связи между отдельными сетями) Интернета наиболее доступной является аналогия со схемой транспортных магистралей. Российские исследователи отмечают, что, посмотрев на Интернет «сверху», можно увидеть «нечто, напоминающее карту автомобильных и железных дорог. Сюда же можно включить схему авиаперевозок» <*>. Локальные сети сравниваются с населенными пунктами, глобальные сети нижнего уровня — с регионами, а опорные сети Интернета — с государствами и континентами. ——————————— <*> Волокитин А. В. и др. Инфокоммуникации в деловом мире: Учебное пособие для служащих государственных организаций и коммерческих фирм / Под общ. ред. Л. Д. Реймана. М., 2001. С. 168.

Действующее законодательство России не содержит дефиниций Интернета, но правовая сущность сети отражена в ряде законов. В частности, нормы Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 25.07.2002; далее — Закон о СМИ) не конкретизируют формы периодических изданий распространения массовой информации. Согласно ст. 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Это позволяет утверждать, что информационные ресурсы в Интернете являются средствами массовой информации и действие Закона о СМИ распространяется и на них <*>. Поэтому в России осуществляется государственная регистрация сайтов как средств массовой информации (причем исключительно в добровольном порядке). В этом аспекте Интернет представляется глобальной коммуникацией, распространяющей массовую информацию в электронной форме. ——————————— <*> В письме от 18.11.2002 N 18/14-16380/18-11218 МПТР РФ подчеркивается, что информационный ресурс Интернета может считаться средством массовой информации, если отвечает установленным Законом о СМИ требованиям.

Одновременно Интернет является и сетевой глобальной автоматизированной информационной системой, которая составляет основу формирования и развития информационного общества <*>. Другими словами, Интернет в некотором смысле является особой информационной системой — «организационно упорядоченной совокупностью документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» (абзац шестой ст. 2 Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10.01.2003)). А в контексте Федерального закона от 04.07.96 N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» Интернет может рассматриваться и как средство международного информационного обмена: под этой дефиницией понимаются «информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене» (абзац двенадцатый ст. 2). ——————————— <*> См.: Копылов В. А. Информационное право. М., 2002. С. 233 — 234.

В число приводимых примеров следует включить Федеральный закон от 16.02.95 г. N 15-ФЗ «О связи» (в ред. от 17.07.99 г.). В область определения, даваемого этим Законом термину «сети электросвязи» (ст. 2), можно отнести и Интернет. К сетям электросвязи относятся технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио — и проводного вещания. Обращаясь к п. 1012 Устава Международного союза электросвязи, можно выяснить, что электросвязь — это «любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио-, оптической или другим электромагнитным системам» <*>. Таким образом, с позиций законодательства о связи Интернет является мировой сетью электросвязи. ——————————— <*> Бюллетень международных договоров. 1997. N 3. С. 3 — 29.

На парламентских слушаниях, проведенных в Государственной Думе РФ 17 декабря 1996 г. комитетами по безопасности и по информационной политике, было отмечено, что Интернет является уникальной совокупностью локальных, региональных, национальных и международных компьютерных сетей с универсальной технологией обмена информацией между миллионами людей многих стран мира. Интернет функционирует в глобальном информационном пространстве, не признает государственных границ и является качественно новым средством доступа к информационным ресурсам, накопленным человечеством <*>. ——————————— <*> См.: Кристальный Б. О правовых вопросах функционирования сети Интернет в России // Электронная версия журнала «Информационные ресурсы России». 1997. N 2 (33) (http://kcnti. csti. ru).

Дефиниция «Интернет» используется в ряде нормативно-правовых актов, но однозначного и единообразного определения этого понятия пока нет. Так, в распоряжении Правительства РФ от 29.08.96 N 1319-Р «О перечне университетов Российской Федерации, в которых создаются с участием Фонда Сороса центры доступа к международной компьютерной сети Интернет» Интернет определяется как «международная компьютерная сеть связи». В Постановлении Государственной Думы РФ от 16.12.98 N 3384-II «О неотложных мерах по предупреждению распространения в России наркомании и токсикомании среди детей и молодежи» об Интернете упоминается уже как о компьютерной информационной сети. Во второй части Налогового кодекса РФ Интернет рассматривается как информационная система (подп. 25 п. 1 ст. 264). В нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации также имеет место быть несогласованность в определении понятия «Интернет». Например, в распоряжении мэра г. Москвы от 20.07.2001 N 715-РМ «О разработке комплексной программы движения Москвы к информационному обществу» Интернет представляется как всемирная компьютерная сеть; в ст. 8 Закона Республики Калмыкия «О развитии игорного бизнеса в Республике Калмыкия» об Интернете упоминается как о разновидности сетей общего пользования. Определение понятия «Интернет» можно встретить и в российских судебных прецедентах. Так, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 16.01.2001 N 1192/00 по иску корпорации «Истман Кодак Компани» к предпринимателю без образования юридического лица А. В. Грундулу говорится о запрещении использовать зарегистрированный на имя истца товарный знак «Kodak» в доменном имени веб-страницы ответчика и о публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего. В тексте Постановления разъясняется, что сеть Интернет представляет собой объединение компьютеров, соединенных друг с другом посредством телефонной либо иной связи. С помощью этой сети можно обмениваться информацией. Возможности данной сети широко используются коммерческими организациями для продвижения своих товаров на рынок, для покупки и продажи товаров. О правоотношениях в Интернете указывается в новом Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Одной из основных причин отнесения регулирования киберпространства к процессуальному законодательству является складывающаяся практика судебных споров в этой области. Большинство из них связано с вопросами регистрации доменных имен и защиты авторских прав в Интернете. АПК РФ определяет глобальную компьютерную сеть Интернет как международную ассоциацию сетей. В подп. 9 п. 1 ст. 247 АПК РФ устанавливается, что в компетенцию арбитражных судов в Российской Федерации входит рассмотрение дел по экономическим и иным делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности иностранных лиц, международных организаций, в том случае, если спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей «Интернет» на территории Российской Федерации. Попытаемся на примерах наиболее существенных изъянов юридическо-технического плана, содержащихся в указанной правовой норме и недопустимых для нормативного правового акта такого ранга, как Арбитражный процессуальный кодекс, проанализировать нововведение. Во-первых, структура рассматриваемой правовой нормы логически несовершенна. Если попытаться рационально объяснить замысел разработчиков документа, то текст подп. 9 п. 1 ст. 247 АПК РФ условно можно разделить на две взаимосвязанные и взаимообусловленные части. Первая — основная — закрепляет положения, относящиеся к определению компетенции арбитражных судов России по рассмотрению дел с участием иностранных лиц. Однако в эту структуру абсолютно не вписывается норма, определяющая правовую сущность Интернета. Во-вторых, научно-техническая сторона Интернета не может быть представлена как международная ассоциация. Это обусловлено тем, что децентрализованная система функционирования сети не позволяет говорить об Интернете как о международной организации (ассоциации) или утверждать об организационно-правовом единстве сети (если, конечно, не входить в философско-методологический и естественнонаучный аспекты вопроса). Так почему же глобальная компьютерная сеть Интернет поставлена в один ряд с международными организациями при отсутствии соответствующих правовых оснований в российском и международном законодательстве? Законодательная техника подсказывает необходимость закрепления всех основных характеристик Интернета в отдельном правовом акте. Вероятно, разработчики АПК РФ хотели подчеркнуть особое значение экономических споров в системе российского права, связанных с отношениями в Интернете. Стремление закрепить правовую составляющую отношений в Интернете, вытекающую из предоставления арбитражным судам полномочий по рассмотрению соответствующих споров, объективно невозможно при отсутствии комплексного подхода к правовому регулированию Интернета. Другими словами, отсутствие необходимых нормативно-правовых актов и международных договоров, которые бы последовательно давали правовую оценку Интернета и раскрывали особенности правоотношений в киберпространстве, сказывается на эффективности судебной практики. Указанных недостатков можно было избежать, если бы при подготовке документа законодатели ограничились лишь отнесением споров экономического характера, связанных с Интернетом, к компетенции арбитражных судов. Это сняло бы все неясности в вопросе о правовом статусе Интернета. Что касается зарубежной практики, то наиболее четко понятие «Интернет» сформулировано в Законе США 1998 г. об интерактивной безопасности детей (Children’s Online Privacy Protection Act). Согласно данному Закону Интернет представляет собой объединение множества компьютеров и телекоммуникационных средств, включая оборудование и программное обеспечение, образующих связанную международную сеть сетей, которая основывается на протоколе межсетевого взаимодействия. Следует сказать, что подобная норма, аналог которой, судя по всему, рано или поздно появится и в российском законодательстве, раскрывает лишь техническую природу Интернета. Есть все основания полагать, что принятие такой формулировки не решит всех проблем. В первую очередь необходимо определение социальных функций Интернета, которые могут быть выражены в таких базовых понятиях международного права, как «зона мира и сотрудничества» и «всеобщее наследие человечества».

——————————————————————