Правовой режим банковской и налоговой тайн в сфере валютного контроля. Правовые аспекты
(Кармишин Н.) («Финансовое право», N 6, 2003)
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ БАНКОВСКОЙ И НАЛОГОВОЙ ТАЙН В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Н. КАРМИШИН
Валютный контроль и система обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз
В положениях глав I и II Конституции Российской Федерации <*> определены потребности, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (далее — жизненно важные интересы личности, общества и государства) <**>. ——————————— <*> Российская газета. 1993. 237. <**> К объектам жизненно важных интересов личности относятся — ее права и свободы; общества — его материальные и духовные ценности; государства — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
В целях обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства (далее — состояние безопасности) в Российской Федерации создана и постоянно развивается система обеспечения состояния безопасности основных объектов жизненно важных интересов личности, общества и государства. Основные положения об обеспечении состояния безопасности в Российской Федерации изложены в Законе Российской Федерации «О безопасности» <*>, в соответствии с которым для создания и поддержания необходимого уровня состояния безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства в Российской Федерации: ——————————— <*> Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 N 2446-1 // Российская газета. 1993. 103.
разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности; определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области; формируются или преобразуются органы обеспечения состояния безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. При этом обеспечение состояния безопасности должно осуществляться исходя из принципов: соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства по обеспечению безопасности <*>. ——————————— <*> Ст. 5 Закона Российской Федерации «О безопасности».
Для любого подлинно суверенного государства вопросы управления финансово-кредитной системой, разработка и проведение в жизнь единой денежно-кредитной политики, защита, обеспечение устойчивости национальной валюты и национальной банковской системы, вопросы финансовой деятельности имеют стратегическое значение и всегда актуальны, составляя часть содержания понятия «экономическая безопасность государства» <*>. ——————————— <*> Г. А. Тосунян. Государственное управление в области финансов и кредита в России: Учебное пособие. М.: Дело, 1997. С. 24.
Основными органами обеспечения «экономической безопасности государства» являются Правительство Российской Федерации <*>, государственные органы исполнительной власти и Банк России <**>. Посредством разработки и проведения единой государственной денежно-кредитной политики складывается, исходя из осуществления таких ее направлений, как единая государственная бюджетная, таможенная, налоговая и валютная политика, политика в области банков и банковской деятельности, регулирование деятельности иных инвестиционных институтов. ——————————— <*> Ст. 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ // Российская газета. 1997. 245. <**> Пункт 3 ст. 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ)) // Российская газета. 1998. 153 — 154. Также см.: Г. А. Тосунян. Государственное управление в области финансов и кредита в России: Учебное пособие. М.: Дело, 1997. С. 40.
В настоящей статье автор хотел бы осветить один из аспектов проведения единой валютной политики в Российской Федерации <*>, такой, как осуществление органами государственной власти валютного контроля <**>, в части их взаимодействия по ведению единой информационной системы. ——————————— <*> Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юрист, 2000. С. 95 — 96. Также см.: Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»: Комментарий / Под. ред. Л. А. Окунькова. М.: Юридическая литература, 1999. С. 179. <**> «Валютный контроль — комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными на основании закона государственными органами или иными организациями (например, уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок, в частности валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка)» (Тосунян Г. А., Емелин А. В. Валютное право Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Дело, 2002. С. 28. (Серия «Банковское и финансовое право»)).
Цели и задачи валютного контроля, а также основы построения системы органов валютного контроля изложены в Законе Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» <*> (далее — Закон). ——————————— <*> Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 N 3615-1 (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 116-ФЗ) // Российская газета. 1992. 240; Тосунян Г. А., Емелин А. В. Валютное право Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Дело, 2002. С. 20 — 28. (Серия «Банковское и финансовое право»).
В настоящее время в Российской Федерации органами валютного контроля являются: 1. Банк России (ч. 2 ст. 11 Закона, п. 12 ст. 4, ст. 54 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» <*>). ——————————— <*> Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 5-ФЗ) // Российская газета. 2002. 127.
2. Федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами. Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 Закона, ст. ст. 198 — 201 Таможенного кодекса Российской Федерации <*>). ——————————— <*> Закон Российской Федерации от 18.06.1993 N 5221-1 (в ред. Федерального закона от 06.06.2003 N 65-ФЗ) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 31. Ст. 1224.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (ст. 6, ч. 2 ст. 11 Закона, ст. 1, ст. 5, ст. 6, п. 14 ст. 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» <*>). ——————————— <*> Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 N 943-1 (в ред. Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы валютного контроля (Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» <*>). ——————————— <*> Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» от 23.08.2000 N 624 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2001 N 756) // Собрание законодательства РФ. 2000. N 35. Ст. 3592.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (пп. 22 п. 6, пп. 6 п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» от 21.12.2000 N 990 <*>) <**>. ——————————— <*> Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» от 21.12.2000 N 990 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 N 406). <**> Проводит обеспечительные мероприятия, связанные с проведением экспертизы обоснованности недополучения или задержки поступления валютной выручки от экспорта российских товаров («О новой редакции Инструкции по проведению экспертизы обоснованности недополучения или задержки поступления валютной выручки от экспорта российских товаров», утв. Приказом МВЭС России от 24.10.1997 N 547; Инструкция о порядке проведения экспертизы обоснованности недополучения или задержки поступления импортируемых товаров, утв. Приказом МВЭС России от 23.05.1996 N 313).
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки — банки и иные кредитные организации, получившие лицензию Банка России на осуществление валютных операций, подотчетные Банку России (ч. 3 ст. 11 Закона), а также иные таможенные органы Российской Федерации (кроме ГТК РФ) <*>. ——————————— <*> Ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».
Нормативные положения о компетенции Банка России и федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля указывают на то, что система валютного контроля не является единой в силу установленной федеральными законами компетенции вышеперечисленных органов валютного контроля для реализации своих непосредственных функций в сфере реализации единой денежно-кредитной политики: ГТК России и МНС России реализуют свои полномочия в области валютного контроля в целях осуществления непосредственной своей деятельности — тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и взимание налогов и сборов. Банк России осуществляет конституционно установленную функцию защиты и обеспечения устойчивости рубля, в рамках которой является основным органом валютного регулирования <*>, денежно-кредитного регулирования <**>, а также осуществляет банковский надзор <***>. ——————————— <*> Ст. 10 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». <**> Ч. 3 ст. 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации. <***> Ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Минэкономразвития России осуществляет разработку и реализацию государственной социально-экономической политики, включая единую государственную торговую политику, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации <*>. ——————————— <*> Проводит обеспечительные мероприятия, связанные с проведением экспертизы обоснованности недополучения или задержки поступления валютной выручки от экспорта российских товаров («О новой редакции Инструкции по проведению экспертизы обоснованности недополучения или задержки поступления валютной выручки от экспорта российских товаров», утв. Приказом МВЭС России от 24.10.1997 N 547; Инструкция о порядке проведения экспертизы обоснованности недополучения или задержки поступления импортируемых товаров, утв. Приказом МВЭС России от 23.05.1996 N 313).
Минфин России и его территориальные органы валютного контроля осуществляют функции валютного контроля по отношению к резидентам (кроме уполномоченных банков и валютных бирж) без какой-либо привязки к своей основной функции — обеспечение проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной <*> политики в Российской Федерации и координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти <**>. ——————————— <*> На сегодняшний день Минфин России и его территориальные органы валютного контроля не осуществляют единой валютной политики в Российской Федерации в силу отсутствия единой системы органов валютного контроля, а в частности единой системы информатизации контрольной деятельности, осуществляемой органами валютного контроля, т. к. выполнение вышеперечисленных задач валютного контроля может быть организовано только при наличии единой системы информационного обеспечения принятия органами валютного контроля решений и осуществления действий, направленных на обеспечение мер валютной политики. <**> Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 273 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2003 N 529) // Российская газета. 1998. 53.
Все приведенное выше свидетельствует о том, что на сегодняшний день информатизация системы валютного контроля имеет одну основную черту, выраженную в допустимости или недопустимости использования органами валютного контроля информации с ограниченным доступом, получаемой ими в рамках реализации своей общей компетенции — банковского надзора, налогового или таможенного контроля, при осуществлении мероприятий по обеспечению исполнения мер валютной политики Российской Федерации.
Информатизация контрольной деятельности, осуществляемой органами валютного контроля
Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процессы создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов <*>. ——————————— <*> Ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) // Российская газета. 1995. 39.
Осуществляя свои полномочия, органы и агенты валютного контроля участвуют в обмене информацией, содержащей различные виды сведений, которые в соответствии с законодательством или по мнению самих органов валютного контроля являются информацией с ограниченным доступом, т. е. с особым правовым режимом, заключающимся в определении объема данной информации, ее характеристик, форм и методов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации <*>, органов (системы органов) государственной власти, имеющих доступ к такой информации. ——————————— <*> Информационные процессы.
По правовому положению субъекты информатизации подразделяются на две группы: собственники информации (физические и юридические лица, обладающие правами владения, пользования и распоряжения такой информацией в полном объеме) и владельцы информации (физические и юридические лица, осуществляющие владение и пользование такой информацией, а также реализующие полномочия по распоряжению в пределах, устанавливаемых законом и (или) собственником информации) <*>. ——————————— <*> Ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».
Собственники информации являются первичными субъектами информатизации. Это лица, создавшие ее, за счет средств которых эта информация была получена либо которые приобрели ее на иных законных основаниях, в т. ч. получили в порядке дарения или наследования. Владелец информации, являясь производным субъектом информатизации, владеет, пользуется и распоряжается ею с согласия собственника в рамках определенных им или законом пределов. Владельцев информации можно разделить на две категории: лица, получающие доступ к информации по решению собственника, и лица, получающие доступ на основании закона. К первой категории относятся работники собственника информации, составляющей коммерческую (служебную) тайну, банковскую тайну и иную другую профессиональную тайну, которым она становится известна в связи с выполняемыми ими трудовыми функциями, и контрагенты собственника информации, которым она становится известна в силу договорного обязательства. Ко второй категории относятся должностные лица государственных органов Российской Федерации, иных уполномоченных законом организаций, которым коммерческая тайна, банковская тайна или иная другая профессиональная тайна становится известна при выполнении ими служебных обязанностей или профессиональных, договорных обязательств в рамках отведенной им законом компетенции. Осуществляя свои полномочия, в рамках своей компетенции Банк России и иные органы валютного контроля (их должностные лица) вправе требовать от резидентов и нерезидентов информацию в виде документов и объяснений об осуществлении валютных операций <*>. ——————————— <*> П. 2 «а» и «б» ст. 13 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».
Существенным пробелом в этой области информатизации контрольной деятельности является отсутствие разработанного и законодательно закрепленного общего порядка получения органами валютного контроля и их должностными лицами на равных началах информации, составляющей банковскую тайну. В современных экономических условиях банковская система Российской Федерации выполняет самые разнообразные функции. Элементы банковской системы Российской Федерации — кредитные организации <*> — осуществляют финансовую деятельность государства, направленную на обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования органов государственной власти и иных элементов административной структуры управления всех уровней государственной власти, а также уровня местного самоуправления, способствуют развитию суверенного государства в целом, обеспечивают аккумуляцию свободных денежных средств и их вовлечение в официальных оборот, а также являются ключевым звеном расчетного и платежного механизма хозяйственной системы Российской Федерации <**>. ——————————— <*> Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ст. 5 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности». Видами кредитных организаций являются банк и небанковская кредитная организация. <**> Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян А. М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общей редакции академика Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2002. С. 15.
Это последняя функция банковской системы и является ключевой в определении места кредитных организаций в системе валютного контроля. Банки, иные кредитные организации, обладающие лицензией Банка России на осуществление валютных операций, являются уполномоченными банками <*> и агентами валютного контроля <**>. ——————————— <*> Ст. 1 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». <**> Ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».
Банки и иные кредитные организации — уполномоченные банки осуществляют собственно банковскую деятельность; банки и иные кредитные организации — агенты валютного контроля — уполномоченные банки, осуществляющие в рамках компетенции, установленной Законом и нормативными актами Банка России, Правительства Российской Федерации, совместными нормативными актами Банка России и ГТК России, контроль за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами и нерезидентами актов органов валютного контроля. И в том и в другом случае в процессе осуществления уполномоченными банками валютных операций они становятся владельцами сведений о банковских операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Данные сведения являются банковской тайной, доступ к которой ограничен в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности» <*>. ——————————— <*> Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ) // Российская газета. 1996. N 27.
В соответствии с принципом соблюдения баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере правовой режим сведений, составляющих банковскую тайну, представляет из себя установление перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к уполномоченным банкам о предоставлении данных сведений для указанных в Законе целей. Так как кредитные организации, составляющие банковскую систему Российской Федерации, находятся на нижнем управляемом уровне банковской системы, уполномоченные банки подотчетны Банку России <*>. Информация о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и банковских операциях клиентов уполномоченных банков резидентов и нерезидентов направляются в качестве отчетов в территориальные учреждения Банка России и в центральный аппарат Банка России для анализа и оценки действий по соблюдению уполномоченными банками установленных нормативными актами Банком России обязательных нормативов <**>. ——————————— <*> Ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», указание Банка России «О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Банк России» N 7-У, утв. Приказом Банка России от 24.10.1997 N 02-469 (Вестник Банка России. 2000. N 33 — 34), иные нормативные акты Банка России. <**> Инструкция Банка России «О порядке деятельности кредитных организаций» N 1 (в ред. письма Банка России от 23.05.1997 N 452), утв. Приказом Банка России от 30.01.1996 N 02-23 (Вестник Банка России. 1996. N 5), иные нормативные акты Банка России.
Данная информация также используется Банком России как органом валютного регулирования для анализа состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализа денежного обращения и кредита, банковской системы Российской Федерации, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации. Налоговые органы Российской Федерации получают сведения о счетах резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации <*> и Закона <**>. ——————————— <*> Глава 14 Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 104-ФЗ)) // Российская газета. 1998. N 148 — 149. <**> Ст. 5 и ст. 6 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».
Иные органы валютного контроля (Минфин России, ГТК России), не указанные в перечне органов государственной власти, имеющих право получения сведений, составляющих банковскую тайну, указанном в Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности», а также не обладающие полномочиями на получение такой информации в соответствии с законами, регулирующими их деятельность, доступа к данной информации не имеют и напрямую обращаться к уполномоченным банкам не могут. Информационная система Банка России в области валютного контроля является самодостаточной, и необходимость привлечения дополнительных информационных ресурсов из информационных систем иных органов валютного контроля возникает редко, при том, что для иных органов валютного контроля данная информация является необходимой в существенной степени. При этом следует отметить, что и Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами <*>. ——————————— <*> Ч. 7 ст. 26 Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности».
В настоящее время в соответствии с разграничением компетенции в области осуществления органами валютного контроля полномочий, установленных Законом <*> и подзаконными нормативными актами, а также в связи с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <**> информационные процессы в области информатизации контрольной деятельности иных органов валютного контроля регулируются Банком России в следующих формах <***>. ——————————— <*> Ст. 11 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». <**> Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 103-ФЗ) // Российская газета. 2001. N 256. <***> Ч. 7 ст. 11 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».
1. Осуществляет взаимодействие с иными органами валютного контроля в пределах их компетенции. Во-первых, взаимодействие с иными органами валютного контроля заключается в направлении Банком России в иные органы валютного контроля материалов, содержащих данные о конкретных фактах нарушения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. Так как в соответствии с КоАП РФ нарушение валютного законодательства Российской Федерации с 01.07.2003 является административным правонарушением, данное взаимодействие осуществляется в рамках дела об административном правонарушении по ст. 15.25 КоАП РФ, поводом к возбуждению которого может являться информация, поступившая из Банка России (его территориальных учреждений) <*>. ——————————— <*> В такой же форме банки или иные кредитные организации могут направлять в иные органы валютного контроля сообщения, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
С момента возбуждения дела об административном правонарушении иные органы валютного контроля вправе затребовать необходимые сведения (информацию) у резидентов и нерезидентов. При этом участие в административном производстве не дает право иным органам валютного контроля затребовать сведения, составляющие банковскую тайну, у самого Банка России или уполномоченных банков. Это в достаточной мере затрудняет проведение иными органами валютного контроля производства по делам об административных правонарушениях, т. к. при рассмотрении дела об административном правонарушении органу государственной власти, осуществляющему производство, приходится использовать иные средства доказывания, иные источники информации, что может привести к затяжке производства и пропуску процессуальных сроков. Несоблюдение процессуальных сроков может повлечь отмену постановления о назначении административного наказания, оспоренное резидентами или нерезидентами в судах общей юрисдикции или арбитражных судах по мотивам несоблюдения административным органом установленного порядка привлечения к ответственности. Во-вторых, т. к. информационные ресурсы Банка России в сфере валютного контроля не являются государственными информационными ресурсами <*>, взаимодействие Банка России с другими органами валютного контроля может быть основано на заключении между ними соглашений об информационном обмене. В настоящее время таких соглашений между Банком России и иными органами валютного контроля не заключено. ——————————— <*> Ст. 7 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».
2. Обеспечивает взаимодействие иных органов валютного контроля и уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Во-первых, в целях реализации целей и задач валютного контроля, как орган управления банковской системой Российской Федерации, Банк России устанавливает порядок проведения валютного контроля агентами валютного контроля — уполномоченными банками и их взаимодействия с иными органами валютного контроля. В соответствии с данной формой информатизации контрольной деятельности в сфере валютного контроля в Российской Федерации построена система банковско-таможенного валютного контроля при осуществлении резидентами экспортно-импортных операций. В данном случае взаимодействие установлено между таможенными органами Российской Федерации и уполномоченными банками по осуществлению валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров <*>, а также осуществлению валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров <**>. ——————————— <*> Инструкция Банка России и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» от 04.10.2000 N 91-И/01-11/28644 (в ред. Положения Банка России, утв. Банком России 24.06.2002 N 189-П, ГТК РФ 26.06.2002 N 01-100/4) // Вестник Банка России. 2000. 59. <**> Инструкция Банка России и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» от 13.10.1999 N 86-И и N 01-23/26541 (в ред. Положения Банка России, утв. Банком России 24.06.2002 N 190-П, ГТК РФ 26.06.2002 N 01-100/5) // Вестник Банка России. 1999. N 70 — 71.
Паспорт сделки и паспорт импортной сделки — документы валютного контроля, содержащие необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом (юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица) и нерезидентом, предусматривающего или экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации или оплату иностранной валютой, валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. В соответствии с приложением 1 к совместной Инструкции Банка России и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» от 4 октября 2000 г. N 91-И/01-11/28644 и приложением 1 к совместной Инструкции Банка России и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» от 13 октября 1999 г. N 86-И и N 01-23/26541 данные документы валютного контроля содержат сведения, являющиеся банковской тайной, в силу закона направляемые в таможенные органы Российской Федерации в целях осуществления валютного контроля. Во-вторых, уполномоченные банки при обнаружении нарушений валютного законодательства Российской Федерации резидентами и нерезидентами вправе направить информацию в иные органы валютного контроля о конкретных фактах нарушения резидентами валютного законодательства. При этом доступ к информации, составляющей банковскую тайну, иные органы валютного контроля не получают. Другим примером использования информации с ограниченным доступом в системе валютного контроля является налоговая тайна. В процессе осуществления налоговыми и таможенными органами Российской Федерации своих функций полномочий и исполнения обязанностей в области осуществления сбора налогов и сборов (фискальные функции), установленны х НК РФ, ТК РФ и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов <*> и таможенных органов <**>, в их распоряжении оказывается определенный объем информации о каждом конкретном налогоплательщике <***>. ——————————— <*> Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 N 943-1 (в ред. Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492. <**> Таможенный кодекс Российской Федерации. <***> Ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Режим данной информации установлен в НК РФ <*> и определен как информация с ограниченным доступом — налоговая тайна. ——————————— <*> Ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации.
Содержание налоговой тайны определяется как любые полученные налоговыми или таможенными органами Российской Федерации сведения о налогоплательщике независимо от способа, которым такие сведения получены, и о коммерческой или иной значимости этих сведений для третьих лиц. К налоговой тайне относятся сведения как предоставленные налоговому или таможенному органу Российской Федерации налогоплательщиком, так и собранные (полученные) ими самими, например, в ходе проведения камеральной или выездной налоговой проверки. К числу сведений налоговой тайны относится также информация, полученная от иных государственных органов исполнительной власти <*>. ——————————— <*> Ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так как информационные ресурсы МНС России, ГТК России и их территориальных органов являются государственными информационными ресурсами <*>, взаимодействие МНС России и ГТК России с другими органами валютного контроля по информационному обмену должно быть наиболее тесным. При этом у РУ ВК Минфина России при взаимодействии с налоговыми и таможенными органами Российской Федерации <**> установилась практика отказа последних в предоставлении необходимой информации о счетах резидентов, а также сведений из информационной системы таможенно-банковского валютного контроля, даже при проведении РУ ВК Минфина России проверок соблюдения резидентами валютного законодательства или при возбужденном производстве по делам об административных правонарушениях. ——————————— <*> Ст. 7 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». <**> Как указывалось выше, Банк России не нуждается в получении информации от органов валютного контроля — органов исполнительной власти.
Основным аргументом в обосновании отказа в предоставлении такого рода информации является то, что данные сведения являются налоговой тайной и не подлежат разглашению. Данная позиция является необоснованной по причине различия сферы деятельности налоговых и таможенных органов Российской Федерации как органов валютного контроля и органов с фискальными функциями. Так, налоговая тайна образуется в результате участия налоговых и таможенных органов Российской Федерации во властных отношениях по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля <*>. ——————————— <*> Ч. 1 ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Информация же о проводимых резидентами валютных операциях <*>, об открытых ими банковских счетах в уполномоченных банках <**> и банках за пределами Российской Федерации направляется резидентами в налоговые и таможенные органы Российской Федерации как органы валютного контроля, и правовой режим данной информации не может совпадать с правовым режимом налоговой тайны. ——————————— <*> Также в таможенные органы Российской Федерации поступает информация из системы банковско-таможенного валютного контроля при осуществлении резидентами экспортно-импортных операций. <**> Такая же обязанность возложена и на нерезидентов.
Вышеизложенное может свидетельствовать только о том, что в рамках системы контроля за соблюдением какой-либо отрасли законодательства Российской Федерации, осуществляемой несколькими государственными органами или организациями, наделенными властными полномочиями, действия (бездействие) каждого государственного ведомства, а также организации, наделенной властными полномочиями в попытке правомерными и неправомерными способами ограничить, а то и лишить другие государственные ведомства доступа к появившейся в результате собственной контрольно-надзорной деятельности информации, в конце концов приводят к затрате иных организационных ресурсов для реализации своих законодательно установленных функций, к невозможности определения единой позиции в сфере пресечения данными органами контроля нарушений законодательства Российской Федерации и обоснования этой позиции перед органами судебной власти и прокуратуры Российской Федерации.
——————————————————————