Фискальная миссия банка: о новом порядке сообщения банками в налоговые органы информации об открытии счетов клиентам

(Карчевский С.)

(«Бизнес-адвокат», N 10, 2004)

ФИСКАЛЬНАЯ МИССИЯ БАНКА

О НОВОМ ПОРЯДКЕ СООБЩЕНИЯ БАНКАМИ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

ИНФОРМАЦИИ ОБ ОТКРЫТИИ СЧЕТОВ КЛИЕНТАМ

С. КАРЧЕВСКИЙ

Сергей Карчевский, начальник юридического отдела Расчетной палаты ММВБ.

Статьей 86 Налогового кодекса РФ установлены обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков, в том числе обязанность сообщить об открытии или закрытии счета, организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Согласно ст. 132 НК РФ несообщение банком налоговому органу таких сведений влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб. Приказом МНС РФ от 4 марта 2004 г. N БГ-3-24/179 (далее — Приказ МНС РФ) с 1 апреля 2004 г. введен новый Порядок предоставления банками информации в налоговые органы об открытии (закрытии) банковских счетов налогоплательщиков — клиентов банка (далее — Порядок), в том числе утверждены соответствующие формы документов, содержащие такую информацию. Указанным Приказом МНС РФ признается утратившим силу Приказ Госналогслужбы «Об утверждении формы «Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета» и порядка ее заполнения» от 23 декабря 1998 г. N ГБ-3-12/340.

Отличительные особенности нового Порядка заключаются в следующем.

Изменены форма и содержание бланка «Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета» (далее — Сообщение банка), который включает три (ранее бланк включал четыре) раздела, аналогичных разделам бланка старого Сообщения банка, оформленных в виде отдельных частей:

часть первая — собственно «Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета» — предназначена для направления банком в налоговый орган по месту учета клиента, которому открыт (закрыт) счет;

часть вторая — «Уведомление налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета» — предназначена для направления налоговым органом по месту учета клиента, которому открыт (закрыт) счет, в налоговый орган по месту учета банка;

часть третья — «Корешок сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета» — остается в банке в целях подтверждения факта направления им сообщения налоговому органу об открытии (закрытии) счета в установленный законодательством срок.

Раздел (отрывная часть) «Уведомление банка об открытии (закрытии) банковского счета», предназначенный для информирования банком клиента об открытии (закрытии) ему банковского счета, в новом бланке Сообщения банка отсутствует.

Представляется, что исключение указанного раздела является правильным, так как вопросы взаимоотношений банка и его клиента, в том числе связанные с открытием счета, составляют предмет отношений по договору банковского счета.

Сообщение банка предусматривает заполнение банком реквизитов открываемого счета, в том числе номера счета, даты открытия счета и др. Однако существенным недостатком формы нового Сообщения, по нашему мнению, является отсутствие в нем реквизита «наименование (тип, вид) счета», который предусматривался бланком старого Сообщения, или иного аналогичного реквизита, предназначенного для информации о назначении (цели) открываемого счета.

Согласно ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ (в ред. от 5 марта 2004 г.) судебные приставы-исполнители и взыскатели в целях обращения взыскания на денежные средства должника запрашивают информацию о счетах должника в банках у налоговых органов. Порядок предоставления налоговыми органами запрашиваемой информации судебным приставам-исполнителям установлен совместным Приказом МНС РФ и Минюста РФ от 25 июля 2000 г. N ВГ-3-10/265/215 (в ред. от 13 ноября 2003 г.), взыскателям — Приказом МНС РФ от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23.

Учитывая положение ст. 46.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому обращение взыскания по долгам профессионального участника рынка ценных бумаг на денежные средства его клиентов, находящиеся на отдельном банковском счете (счетах), открытом профессиональным участником рынка ценных бумаг в кредитной организации в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», не допускается, информация о счетах должника, представляемая налоговыми органами судебным приставам-исполнителям (взыскателям), должна содержать сведения о наименовании (типе, виде) или назначении (цели) счетов должника.

К банковским счетам, указанным в ст. 46.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», относятся специальные брокерские счета, которые согласно ст. 3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2002 г.) предназначены для учета денежных средств клиентов, переданных ими брокеру для инвестирования в ценные бумаги, а также денежных средств, полученных по сделкам, совершенным брокером на основании договоров с клиентами. На денежные средства клиентов, находящиеся на специальном брокерском счете (счетах), не может быть обращено взыскание по обязательствам брокера.

В соответствии с письмом ЦБ РФ от 1 марта 2001 г. N 34-Т указанные счета открываются на балансовых счетах второго порядка, предназначенных для счетов финансовых организаций. При этом в книге регистрации клиентских счетов в реквизите «назначение (цель)» счета указывается: «специальный брокерский счет».

Сообщение банка, содержащее сведения о наименовании (типе, виде) или назначении (цели) счетов, позволит налоговым органам предоставить судебным приставам-исполнителям (взыскателям) по их запросам информацию, достаточную для оценки правовой возможности обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на банковских счетах должника.

Таким образом, включение в Сообщение банка сведений о наименовании (типе, виде) счета или назначении (цели) счета устраняет риск обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на банковском счете, предназначенном для учета исключительно денежных средств клиентов владельца счета, по обязательствам владельца счета, а также приостановления налоговыми органами операций по такому счету в соответствии со ст. 76 НК РФ.

Также Приказом МНС РФ введена в действие форма информационного письма налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета.

В соответствии с п. 6 Порядка информационное письмо налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета формируется и направляется в банк налоговым органом по месту учета клиента, которому открыт (закрыт) счет в банке, не позднее следующего рабочего дня после получения им Сообщения банка.

До вступления в силу Приказа МНС РФ использовалось информационное письмо по форме согласно приложению N 1 к Порядку открытия счетов налогоплательщика — предприятиям в соответствии с п. 7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 (утв. Минфином РФ 10 ноября 1996 г. N 95, Госналогслужбой РФ 11 ноября 1996 г. N ПВ-6-12/773 ЦБ РФ 24 октября 1996 г. N 349).

По мнению автора, факт получения банком информационного письма налогового органа не имеет правового значения.

Согласно указанному Порядку открытия счетов налогоплательщика — предприятиям информационное письмо налогового органа служило для банка основанием для извещения клиента о начале операций по открытому счету.

В связи с тем что решением Верховного Суда РФ от 27 июня 2003 г. N ГКПИ 03-565 абз. 3 п. 7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212, согласно которому операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета начинают производиться только после получения кредитной организацией от налогового органа подтверждения о получении указанного извещения, признан недействующим, извещение клиентов о начале операций по открытым счетам банками не осуществляется.

Можно предположить, что информационное письмо направляется в банк в целях подтверждения факта получения налоговым органом Сообщения банка об открытии счета клиенту. Но, как следует из судебно-арбитражной практики, при применении ответственности, предусмотренной ст. 132 НК РФ за несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем, необходимо установление не факта получения такого сообщения налоговым органом, а факта его отправления банком, подтверждением которого может служить соответствующая почтовая квитанция (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 июня 2001 г. N Ф04/1813-180/А81-2001).

Кроме этого, для подтверждения факта направления банком сообщения налоговому органу об открытии (закрытии) счета в установленный законодательством срок служит часть третья сообщения «Корешок сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета», которая остается в банке.

Приказом МНС РФ введена в действие форма извещения банка об изменении номеров банковских счетов клиентов банка.

Указанное извещение должно направляться банком заказным письмом в налоговый орган по месту учета клиентов банка после изменения номеров счетов в срок, предусмотренный законодательством РФ для сообщения банком налоговому органу об открытии (закрытии) счета, то есть в пятидневный срок.

Следует отметить, что обязанность банков сообщать в налоговые органы об изменении номеров банковских счетов клиентов, а также ответственность за неисполнение такой обязанности НК РФ не предусмотрены.

Учитывая это, можно сделать вывод, что банки не обязаны сообщать в налоговые органы об изменении номеров банковских счетов клиентов.

Вместе с тем такая информация о банковских счетах необходима налоговым органам для осуществления функций налогового контроля в соответствии с требованиями гл. 14 Налогового кодекса РФ. В связи с этим представляется целесообразным внесение изменений в ст. 86 НК РФ в части установления обязанности банков сообщать в налоговые органы об изменении реквизитов банковских счетов клиентов, в том числе их номеров.

Приказом МНС РФ наряду с общим правилом, согласно которому бланки Сообщений банка изготавливаются и предоставляются банку налоговым органом по месту учета банка по его письменной заявке, предусмотрена также возможность банка самостоятельно изготавливать бланки Сообщений. В последнем случае налоговый орган по письменной заявке банка предоставляет диапазон номеров бланков Сообщений. Ранее такая возможность не предусматривалась.

——————————————————————