Адвокат и СМИ

(Сергеев В.)

(«Бизнес-адвокат», 2005, N 16)

АДВОКАТ И СМИ

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. СЕРГЕЕВ

Владимир Сергеев, доктор юридических наук, профессор Московского гуманитарно-экономического института, адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Москвы.

Этот материал не претендует на открытие новых форм адвокатской деятельности. В нем не будет также каких-либо сенсационных заявлений относительно способов защиты граждан от произвола и беззакония. Однако выбор данной темы обусловлен именно нестандартным отношением как к самой адвокатской деятельности вообще, так и к применяемой в процессе оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям такой формы публичного воздействия, как размещение материалов юридической тематики в средствах массовой информации.

Публицистическая деятельность — одна из проверенных временем форм, которая сопутствует адвокатской деятельности. Нужно признать, что это довольно сложный, противоречивый и не всегда эффективный инструмент в борьбе за права человека. Я бы назвал его сугубо индивидуальным приемом работы каждого адвоката, а поэтому совершенно не призываю копировать мой опыт один к одному и применять в адвокатской деятельности к месту и не к месту. Во всем нужны здравая логика, чувство меры, тактическая целесообразность, а также учет множества других необходимых факторов и нюансов.

Если уж вы решили привлечь на свою сторону СМИ, необходима глубоко продуманная тактика сотрудничества с журналистами, соответствующий план действий и хорошее знание методики применения печатного или устного телевизионного (радийного) слова. В противном случае гарантирован неуспех дела или даже всевозможные судебные или иные неприятности, разборки, публичные опровержения, иной неблагоприятный исход.

Именно для таких случаев, когда печатное или устное слово в СМИ представляется вам как самый уместный и необходимый аргумент в юридическом споре, и предназначен данный материал.

Известно, что чем цивилизованнее общество, чем больше в нем гражданского заряда и содержания, тем более важную роль в нем играют средства массовой информации.

В нынешней России, где отсутствует и гражданское общество, и необходимая социальная зрелость населения и где сознанием людей безраздельно правят не установившиеся здоровые традиции общения власти с народом, в т. ч. традиции общественного контроля за властью, а всевозможные политические, идеологические, социоправовые манипуляции чиновничества, средства массовой информации зачастую служат властным государственным и/или частным структурам, чьи интересы эта власть выражает.

В этой ситуации использование СМИ оказывается не всегда эффективным. Более того, нередко СМИ, применяемые в качестве «грязных технологий», используются в клановой борьбе, дезинформации населения, нечестных политических играх, черных пиар-кампаниях и прочих акциях, вольными или невольными участниками которых становятся авторы публикаций в этих СМИ, в том числе нередко и адвокаты.

Однако это вовсе не означает, что позитивная роль средств массовой информации сегодня вообще сведена к нулю. Даже в нынешней обстановке СМИ способны оказать неоценимую помощь в решении тех или иных частных вопросов морали, нравственности, права. Обращение к СМИ не всегда приводит к желаемому исходу, но всегда показывает, что тот, кто к ним обращается, стремится к положительному результату. Обращение человека в СМИ как бы говорит нам, что он не пассивен в поиске истины и справедливости, он не сдается под ударами судьбы, он борется.

Исходить здесь надо из предположения, что не все же у нас в стране, в конце концов, продано, пропито, прогнило, ведь есть же и здоровые, добропорядочные силы, осталось понимание справедливости, чести, благородства, осталась человеческая солидарность в борьбе со стихией (а правовой произвол — это тоже стихия), в людях еще есть праведный гнев, непринятие зла и беззакония.

Однако, к сожалению, граждане не всегда правильно взаимодействуют со СМИ, заведомо ставя перед собой и ими или невыполнимые задачи, или иные цели, достижение которых не связано напрямую с качеством, остротой и объективностью публикаций. Нередко приходится слышать приблизительно такие слова: «Ну и что, написали статью в газету, а толку нет никакого: все осталось по-прежнему!». Это почти то же самое, что сказать о действиях адвоката, защищавшего, например, убийцу: «Ну и что, наняли адвоката, а Петька все равно в тюрьму загремел!»

А поэтому хотел бы сообщить, что сами по себе СМИ, обращение к ним, публикации в них, какими бы праведными и объективными они ни были, не могут в целом решить той или иной социально-нравственной или правовой задачи. Они лишь акцентируют внимание общественности к той или иной проблеме, помогают пробуждать в людях положительные заряды энергии, мобилизовывать их на преодоление и решение проблемы другими способами.

Вместе с тем следует иметь в виду, что СМИ станут эффективной точкой опоры, если их применение не будет формальным. Как и всякое общественное явление, действия СМИ по тому или иному делу имеют свои закономерности, и обращение к ним должно быть более-менее грамотным, учитывающим эти закономерности.

Применение средств массовой информации в адвокатской деятельности может осуществляться в двух формах:

1. «Пишу (говорю) сам». Эта форма характеризуется тем, что адвокат самостоятельно выступает в той или иной газете, журнале, на телевидении, радио. Практика знает немало случаев, когда адвокаты состоят в журналистских, писательских или иных творческих союзах и используют их трибуну, отражая наряду с общественным интересом также и проблемы собственных дел по защите (представительству) своих клиентов. Ни с точки зрения профессиональной этики журналиста, писателя, ни с точки зрения адвокатской этики в этом нет ничего предосудительного, лишь бы не нарушались иные морально-этические и нравственно-правовые корпоративные нормы.

Адвокат может прибегать к СМИ и публиковать в них свои произведения и не состоя в том или ином союзе.

2. «Пишут (говорят) обо мне». Эта форма характеризуется сотрудничеством адвоката с конкретным журналистом или средством массовой информации, которое самостоятельно на основе предоставленных адвокатом материалов публикует информацию о том или ином деле, клиенте, событии, факте.

Эффективность применения СМИ в адвокатской деятельности, как правило, достигается при:

— ясно и четко сформулированных целях, которые намерен достичь адвокат таким способом (при этом не следует смешивать главную цель по тому или иному гражданскому, арбитражному или уголовному или иному делу и цель применения СМИ, которая здесь имеет подчиненное значение по отношению к главной цели);

— наличии таких СМИ, которых бы заинтересовала ваша проблема;

— умелом раскрытии проблемы перед читателем (зрителем, радиослушателем);

— расстановке общественно-значимых акцентов и выводов, вытекающих из раскрытой проблемы, т. е. при реализации методологического принципа «от частного к общему», чтобы читатель (слушатель) мог извлечь из вашего дела уроки общественной морали и нравственности (иначе оно будет никому не интересно и публикация о нем останется незамеченной, как пустое сотрясение звука).

Только соблюдение всех вышеназванных компонентов позволит вам использовать СМИ как дополнительное «оружие» в адвокатской деятельности.

Какие же цели ставит адвокат при применении СМИ в адвокатской деятельности?

I. Основные:

— привлечение дополнительных сил и средств или заявление о намерении привлечь такие силы и средства для защиты (представительства) интересов гражданина, организации;

— придание громкого общественного звучания делу, которое вы ведете;

— предупреждение произвола, провокаций, нарушений закона в отношении подозреваемого, обвиняемого, других доверителей и самого адвоката.

II. Дополнительные (диктуются характером конкретного дела):

— решение с помощью СМИ какого-либо конкретного вопроса, который невозможно решить иначе как с помощью публично сказанного слова;

— поиск дополнительных свидетелей, участников;

— инициация (возбуждение) общественного мнения;

— принуждение поступить по закону;

— дезавуирование ситуации, ошибочных суждений о человеке;

— разоблачение недобросовестного оппонента доверителя;

— проверка собственной позиции;

— информирование о положительном;

— восстановление имиджа адвокатуры;

— другие цели.

III. Комбинированные цели.

При комбинированной целевой установке возможна постановка двух и более из вышеназванных целей в зависимости от характера дела и конкретных обстоятельств защиты (представительства) гражданина или организации.

Публикации в СМИ в зависимости от поставленных адвокатом целей, а также по характеру описываемых (освещаемых) событий и глубине аналитического исследования обстоятельств дела (личности доверителя адвоката) подразделяются на:

— описательные;

— аналитические (нравственно-этические, правовые, морально-правовые);

— разоблачительные;

— рекламные;

— комбинированные.

Принципы использования адвокатом средств массовой информации:

— конкретность, юридическая точность при изложении освещаемых событий и фактов;

— предельная объективность и правдивость;

— такт и корректность в определениях, обращении к лицам;

— гражданская позиция адвоката по излагаемым в СМИ проблемам, четко выраженная смелость, обличительность;

— социальность, криминологическая грамотность (подготовка);

— соблюдение адвокатской этики. К этому принципу относится и получение согласия на обращение к СМИ у клиента;

— в случае выступления адвоката на телевидении (радио) к указанным выше принципам добавляются принципы речевого выражения позиции адвоката.

Жанры журналистики, применяемые в адвокатской деятельности:

— статья (газетная, журнальная), в том числе связанная с разъяснением законов, судебной и адвокатской практики;

— судебный очерк;

— фельетон;

— рассказ, повесть (см., например, повести и рассказы адвокатов Ария, Мове); роман (см., например, романы Гейнце); исторические зарисовки (см., например, произведения Арсеньева, Потехина, Аксакова, Кони); эссе (см., например, произведения Дуровой, Пикуля). Это произведения художественные или художественно-публицистические. Они не связаны непосредственно с ведущимися делами адвоката и рассчитаны на долгую литературную жизнь;

— научные публикации (рефераты, монографии, статьи). Эти произведения также преследуют другие цели, нежели изложенные выше. Однако они могут быть непосредственно связаны с сегодняшними делами адвоката и опираться на опыт этих дел как методологию научного исследования.

Юридические особенности применения СМИ регламентируются Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 21 июля 2005 г). К рассматриваемому вопросу имеют отношения следующие нормы Закона: ст. ст. 4, 38, 39, 41, 43, 46, 47, 49, 51, 52, 56 — 60, 61, 62.

В любом случае нужно иметь в виду, что механическое использование предложенных мною схем едва ли приведет к желаемому результату. Отношения адвоката и СМИ требуют не только системного подхода, но и творчества с обеих сторон. В позитивном сотрудничестве и взаимодействии рождаются информационные и аналитические материалы, которые, с одной стороны, удовлетворяют редакцию и читателей, а с другой — способствуют достижению целей адвоката.

——————————————————————