Самостоятельное получение юридически значимой для хозяйственного оборота информации
(Кияшко В.) («Право и экономика», 2005, N 11)
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ДЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБОРОТА ИНФОРМАЦИИ
В. КИЯШКО
Кияшко Владислав Анатольевич Старший юрисконсульт ГУФСИН России по Краснодарскому краю, аспирант кафедры гражданского и международного частного права Кубанского государственного аграрного университета. Родился 21 декабря 1978 г. в г. Краснодаре. В 2000 г. с отличием окончил юридический факультет Кубанского госуниверситета. Автор ряда публикаций по вопросам гражданского права.
По общему правилу сведения о третьем лице можно получить либо от самого третьего лица при наличии у него доброй воли на представление таких сведений, либо через компетентные государственные органы, в производстве которых находятся дела, связанные с необходимостью получения данных сведений. Лишь некоторые юридически значимые для хозяйственного оборота сведения в соответствии с действующим законодательством можно получить самостоятельно. Какие это сведения и каков способ их получения?
Сведения о государственной регистрации и постановке на налоговый учет юридического лица и индивидуального предпринимателя и связанные с этим сведения
Данная информация содержится: в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) <*>; ——————————— <*> Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» // СПС «КонсультантПлюс:Законодательство».
в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) <*>; ——————————— <*> Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» // СПС «КонсультантПлюс:Законодательство».
в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН) <*>. ——————————— <*> Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СПС «КонсультантПлюс:Законодательство».
На индивидуальных предпринимателей в ЕГРИП содержатся следующие сведения: фамилия, имя и (если имеется) отчество; пол; дата и место рождения; гражданство; место жительства в РФ (адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством РФ порядке); данные документа, удостоверяющего личность; дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в ЕГРИП записи об указанной государственной регистрации; дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем; идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе; коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя в ПФР, ФСС, ФОМС; сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя; сведения о произведенной регистрации с указанием номера и даты регистрации. Указанные сведения, за исключением информации о дате и месте рождения, данных документа, удостоверяющего личность, может получить любое физическое и юридическое лицо по запросу, составленному в произвольной форме. Информация предоставляется в виде: выписки из государственного реестра по установленной форме; копии документа (документов), содержащегося в государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации (выдается при отсутствии в государственном реестре сведений об индивидуальном предпринимателе либо при невозможности определить конкретного индивидуального предпринимателя). Сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в виде выписки из государственного реестра может получить по запросу, представленному лично, физическое лицо, предъявившее документ, удостоверяющий личность. Запрос о предоставлении сведений из государственного реестра о месте жительства индивидуального предпринимателя составляется в произвольной форме и должен содержать паспортные данные и сведения о месте жительства физического лица, представившего запрос. Если эту информацию получает физическое лицо от имени юридического лица, то необходимо также представить копию свидетельства о государственной регистрации и доверенность. Индивидуальный предприниматель вправе получить информацию о физических лицах, получивших сведения о его месте жительства. По запросу любого физического лица, обратившегося в регистрирующий орган и предъявившего документ, удостоверяющий личность, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в государственном реестре персональные данные индивидуального предпринимателя с изложенными в запросе сведениями и предоставить заявителю справку о соответствии или несоответствии данных сведений. Такой запрос составляется в произвольной форме и должен содержать данные документа, удостоверяющего личность, ИНН (при его наличии) и сведения о месте жительства физического лица, представившего запрос. По запросу, составленному в произвольной форме, можно также получить сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, за исключением сведений о паспортных данных физических лиц (заявителя, учредителей (участников) юридического лица) и их ИНН. На юридические лица в ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения: наименование юридического лица (полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование); организационно-правовая форма; адрес (место нахождения); способ образования юридического лица (создание или реорганизация); сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а также о держателях реестров акционеров акционерных обществ; наименование и реквизиты документов, представленных при государственной регистрации юридического лица; сведения о правопреемстве; сведения о внесении изменений; сведения о прекращении деятельности юридического лица; размер уставного капитала; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица; сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом; сведения о филиалах и представительствах юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе; коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя в ПФР, ФСС, ФОМС; сведения о банковских счетах юридического лица; сведения о регистрации: регистрационные номера и даты регистрации. Данные сведения представляются в виде: выписки из государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо. По запросу любого физического лица, обратившегося в регистрирующий орган и предъявившего документ, удостоверяющий его личность, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о персональных данных конкретного физического лица с изложенными в запросе сведениями и предоставить заявителю справку о соответствии или несоответствии сведений, изложенных в запросе. Указанный запрос составляется в произвольной форме и должен содержать данные документа, удостоверяющего личность, ИНН (при его наличии) и сведения о месте жительства физического лица, представившего запрос. Срок предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений и документов не может составлять более 5 дней с даты получения соответствующего запроса. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса. Открытые и общедоступные сведения об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в государственном реестре, могут быть предоставлены в электронном виде в порядке, установленном налоговым ведомством, в срок, определенный соглашением сторон. Информация о третьих лицах из ЕГРИП и ЕГРЮЛ предоставляется за плату — 200 руб. за каждый документ, за срочное предоставление информации — 400 руб. за каждый документ. При этом запрашиваемую из реестров информацию можно получить как непосредственно в налоговом органе, который осуществил учет, так и в территориальном налоговом органе по субъекту РФ <*>. ——————————— <*> Письмо МНС России от 25 мая 2004 г. N 09-0-10/2157@ «О предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП» // СПС «КонсультантПлюс:Законодательство».
Отдельно от сведений о государственной регистрации можно получить сведения об идентификационном номере налогоплательщика и коде причины постановки его на налоговый учет. Данные сведения предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме, за плату — 100 руб., а за срочную выдачу указанной информации — 200 руб. Срок предоставления данных сведений составляет не более 5 дней со дня получения запроса. Срочное предоставление информации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса.
Получение информации о счетах и вкладах в банке
В соответствии с п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 86, п. 1 ст. 118, п. 2 ст. 132 Налогового кодекса РФ в налоговом органе находится информация о наличии у организации и индивидуального предпринимателя счетов (вкладов) в банке и иной кредитной организации. Информацией о вкладах должников — физических лиц налоговый орган не располагает. Информация о наличии у организации и индивидуального предпринимателя счетов (вкладов) в банке и иной кредитной организации имеется также в ЕГРЮЛ и ЕГРИП и предоставляется за плату в соответствии с указанным выше порядком. Также информацию о счетах в банке в соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» можно получить в налоговом органе по месту учета должника-организации бесплатно, направив в этот налоговый орган заказным письмом заявление с приложением копии исполнительного листа с неистекшим сроком давности. Налоговый орган в трехдневный срок с момента получения заявления направляет взыскателю по почте заказным письмом имеющуюся информацию о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях <*>. Информация предоставляется не только о факте открытия счета (вклада), но и о номерах этих счетов <**>. ——————————— <*> Приказ МНС России от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23 «Об утверждении порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю» // СПС «КонсультантПлюс:Законодательство». <**> Решением ВАС РФ от 3 марта 2004 г. N 15527/03 (СПС «КонсультантПлюс:Законодательство») положение, содержащееся во втором предложении п. 3 Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утв. Приказом МНС России от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23, в части предоставления взыскателю информации лишь о факте наличия у должника-организации открытых счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях признано недействующим.
Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество
Сведения о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся в Едином государственном реестре прав (ЕГРП), который ведется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с п. 1 ст. 7 данного Закона орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме, а юридическому лицу — при предъявлении документов, подтверждающих регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя. Запрошенная информация в течение 5 дней предоставляется заявителю, или ему выдается в письменной форме мотивированный отказ. Закон различает сведения, предоставляемые любому лицу (сведения открытого характера) и ограниченному кругу лиц (сведения закрытого характера). К сведениям открытого характера относятся следующие сведения: а) описание объекта недвижимости; б) зарегистрированные права и сведения о правообладателе; в) зарегистрированные ограничения (обременения) прав; г) сведения о правопритязаниях и правах требования в судебном порядке. Сведения о содержании правоустанавливающих документов (за исключением сведений об ограничениях (обременениях)), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным являются закрытыми и третьим лицам не предоставляются (п. 3 ст. 7 Закона о государственной регистрации прав). Исходя из изложенного, третьему лицу предоставляются сведения о конкретном объекте недвижимости и о его правообладателе, а не о правообладателе и зарегистрированном за ним объектом недвижимости. Указанное зачастую неудобно, потому что, для того чтобы получить сведения о том, владеет ли объектом недвижимости лицо, необходимо хотя бы предположительно знать объекты, которыми он может владеть. Третьим лицам сведения (информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества) предоставляются за плату. Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, а также за выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, составляет: для физических лиц — 100 руб.; для юридических лиц — 300 рублей. Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс, а также за выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок с предприятием как имущественным комплексом, совершенных в простой письменной форме, составляет 600 руб. <*>. ——————————— <*> Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2004 г. N 773 «Об утверждении Правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме» // СПС «КонсультантПлюс:Законодательство».
Порядок предоставления данных сведений, в том числе третьим лицам, утвержден Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. N 226 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах». В абзаце 2 п. 4 ст. 131 ГК РФ определено, что информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации. В переходных положениях Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним» о регистрации прав установлено (п. 7 ст. 33), что до создания системы электронного обмена информацией между учреждениями юстиции информация о зарегистрированных правах предоставляется по месту совершения регистрации, т. е. в учреждении юстиции по месту нахождения объекта недвижимости. Кроме того, сведения о правах на федеральное имущество можно получить из реестра федерального имущества, который ведется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696 «Об организации учета федерального имущества и ведении реестра федерального имущества». Согласно этому Постановлению третьим лицам информация об объектах учета предоставляется органами, осуществляющими ведение государственных баз данных федерального имущества, по их письменному заявлению при предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность, а уполномоченным представителем юридического лица — документов, подтверждающих его регистрацию. Информация об объектах учета (или мотивированное решение об отказе в ее предоставлении) сообщается в 15-дневный срок. Информация предоставляется за плату, размер которой устанавливается органом, осуществляющим ведение государственной базы данных федерального имущества, и не должен превышать половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (за информацию об одном объекте учета). Плата за предоставление информации подлежит перечислению в федеральный бюджет. Порядок получения других сведений о третьем лице законодательством не регламентирован.
——————————————————————