Финансовые рынки

(Гамзин Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2005, N 50)

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Ю. ГАМЗИН

Юрий Гамзин, руководитель Центра корпоративного консалтинга «СКРИН».

Заканчивающийся год выдался весьма насыщенным новыми нормативными правовыми актами, регулирующими финансовые рынки. Изменениям в той или иной степени подверглись практические все ключевые документы, регулирующие основные элементы системы финансовых рынков.

Начало года ознаменовалось удорожанием взаимодействия участников финансовых рынков с ФСФР России. В соответствии с ФЗ от 02.11.2004 N 127-ФЗ, внесшим изменения в ч. II НК РФ и вступившим в силу с 01.01.2005, введено взимание государственной пошлины за рассмотрение заявлений о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, отчета об итогах выпуска, проспекта ценных бумаг, правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, изменений и дополнений в них и др. Кроме того, государственная пошлина теперь взимается за саму государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, проспекта ценных бумаг, правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, выдачу лицензии на осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и др.

В связи с изменениями в ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», внесенными ФЗ от 07.03.2005 N 16-ФЗ, отменяющими обязательность подписания финансовым консультантом проспекта ценных бумаг в случаях публичного размещения и/или обращения ценных бумаг, получили соответствующее отражение и нормы новых Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н.

Раскрытие информации

Новое Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-5/пз-н, объединило практически все нормы по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, содержащиеся ранее в ряде нормативных актов ФКЦБ России.

Специалисты финансовых рынков

Основным нововведением нового Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного 20.04.2005 N 05-17/пз-н, является отмена учета специалистов в реестре аттестованных лиц, соответственно отменены требования по включению в реестр аттестованных лиц и санкции по исключению из реестра. Положение устанавливает проведение всех специализированных экзаменов в один этап, отменен срок «годности» результатов сдачи базового квалификационного экзамена.

Организованный рынок ценных бумаг

В начале года вступило в силу Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 15.12.2004. Однако уже к середине года в указанное Положение внесены изменения Приказом ФСФР России от 22.06.2005 N 05-22/пз-н. Перенесено на 01.01.2006 введение ряда требований к эмитентам, ценные бумаги которых включены в котировальные списки разных уровней.

Предусмотрена возможность в отдельных случаях включения ценных бумаг в котировальные списки без соблюдения установленных требований, в частности для ценных бумаг эмитента, созданного в результате реорганизации иного эмитента, ценные бумаги которого были включены в котировальный список соответствующего уровня.

Кроме того, введена дисциплинарная мера ответственности участника торгов за непредставление отчета по исполнению сделок, расчет по которым совершен не через клиринговую организацию. Установлено, что организатор торговли обязан уведомлять ФСФР России о включении или об исключении ценных бумаг в список (из списка) ценных бумаг, допущенных к торгам, не позднее следующего дня с даты принятия соответствующего решения.

Лицензирование на рынке ценных бумаг

В мае вступил в силу новый Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденный Приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-3/пз-н. Порядком предусмотрена необходимость подтверждать наличие у руководителя соискателя лицензии опыта руководства отделом или иным подразделением профессионального участника рынка ценных бумаг, СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг или федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг не менее 1 года.

Кроме того, новый Порядок лицензирования установил обязанность соискателя лицензии представлять в ФСФР России для получения лицензии в числе иных документов бизнес-план профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденный в порядке, установленном соискателем лицензии.

Помимо того, в конце сентября ФСФР России Приказом N 05-43/пз-н утвердила новую Методику расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, призванную повысить стабильность финансового положения профессионального участника и предотвратить формирование «дутого» капитала.

Контроль

Новый Порядок проведения проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденный Приказом ФСФР России от 20.04.2005 N 05-16/пз-н, не принес принципиальных изменений для участников рынка. Нормы порядка направлены на упорядочение процедуры проверок организаций и устранение отдельных недостатков и противоречий, содержащихся в старом документе.

Ипотечные ценные бумаги

В начале ноября этого года ФСФР России утвердила комплекс нормативных актов, направленных на формирование рынка облигаций с ипотечным покрытием. Разработка нормативный базы для ипотечных ценных бумаг ведется уже около пяти лет, однако ни одной ипотечной ценной бумаги до сих пор не эмитировано. Документы ФСФР России направлены на регулирование размещения и обращения облигаций с ипотечным покрытием, раскрытия информации эмитентами таких облигаций, определения размера ипотечного покрытия, деятельности специализированного депозитария, учитывающего имущество, составляющее ипотечное покрытие. Указанные акты позволят уже в начале следующего года осуществлять эмиссию ипотечных облигаций.

Краткие итоги

Несмотря на парад нормативных актов, свидетелями которого мы стали, многие вопросы остаются нерешенными. По-прежнему отсутствуют нормативные документы, направленные на регулирование отношений, связанных с использованием инсайдерской информации на финансовых рынках, секьюритизацией активов финансовых организаций, использованием производных финансовых инструментов, эмиссией коммерческих (краткосрочных) облигаций, выдачей и обращением ипотечных сертификатов участия и др.

——————————————————————

Вопрос: Я работаю в женской консультации врачом-гинекологом. Недавно ко мне пришла на прием девушка 16 лет. Анализы показали наличие беременности. Я хорошо знаю ее мать, она тоже моя пациентка. Могу ли я ей передать эту информацию? Расскажите, пожалуйста, в каких случаях врачи могут не сохранять в тайне информацию о своем пациенте?

(«Медицинское право», 2006, N 1)

Вопрос: Я работаю в женской консультации врачом-гинекологом. Недавно ко мне пришла на прием девушка 16 лет. Анализы показали наличие беременности. Я хорошо знаю ее мать, она тоже моя пациентка. Могу ли я ей передать эту информацию? Расскажите, пожалуйста, в каких случаях врачи могут не сохранять в тайне информацию о своем пациенте?

Ответ: В соответствии со ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (в ред. от 7 марта 2005 г.) при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент, достигший возраста 15 лет, имеет право на получение информации о состоянии своего здоровья, на выбор лиц, которым в его интересах может быть передана данная информация, а также на сохранение в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении.

Каждый пациент (кроме лиц, не достигших возраста 15 лет, и недееспособных граждан) имеет право в доступной для него форме получить информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Такая информация предоставляется лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении, лично самому пациенту.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по следующим основаниям (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан):

1) в целях обследования и лечения гражданина, неспособного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет (а несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте старше 16 лет) для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Перечень оснований для разглашения врачебной тайны является исчерпывающим.

Медицинские работники с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в рассматриваемом случае нет оснований для предоставления информации о состоянии здоровья пациентки ее матери, поскольку девушка достигла возраста, определенного законом, — 15 лет и имеет право самостоятельно решать этот вопрос. Более того, следует отметить, что разглашение охраняемой законом тайны (в данном случае врачебной тайны) является самостоятельным основанием для увольнения, что не исключает наступления и других видов ответственности, о которых было упомянуто выше.

Ю. В.Павлова

Старший преподаватель

кафедры медицинского права

ММА им. И. М. Сеченова

С. И.Поспелова

Старший преподаватель

кафедры медицинского права

ММА им. И. М. Сеченова

——————————————————————