Как защититься от спама?
(Серго А. Г.)
(«Информационное право», 2006, N 1)
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ СПАМА?
А. Г. СЕРГО
Серго А. Г., кандидат юридических наук.
Вопрос: есть ли какие-либо оценки ущерба от спама в мире и в России?
На сегодняшний день массовые рассылки, получаемые в виде незапрашиваемой корреспонденции (спам), увеличиваются и наносят огромный ущерб. В Европе ущерб от таких рассылок составляет почти 1 млрд. долларов в год. В США потери составили в общем 17,000 миллионов долларов. И проблема обостряется: эксперты аналитического агентства Radicati Group подсчитали, что стоимость спама для бизнеса в 2007 году составит 198 миллиардов долларов. Приблизительно 40% всех электронных писем, отправляемых каждый день, составляет спам.
В России эта цифра немного скромнее, по разным оценкам, ущерб от спамеров в России составляет около 30 млн. долларов (по данным Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»), а годовой доход самих отечественных спамеров составляет примерно 55 миллионов рублей в год.
Вопрос: в какой стадии находится работа над законопроектом об ответственности за спамерскую деятельность и в чем его суть?
В разное время существовало четыре законопроекта для урегулирования существующей проблемы.
Первый проект дополнения к ФЗ от 18 июля 1995 г. N 158-ФЗ «О рекламе» был разработан рабочей группой проекта «Антиспам» (см.: http://www. Internet-law. ru/law/projects/antispam. htm).
Второй проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» был разработан Национальной коалицией против спама (см.: http://www. Internet-law. ru/law/projects/antispam2.htm).
Третий законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в связи со спамом принадлежит московской организации партии «Единая Россия» (см.: http://www. Internet-law. ru/law/projects/antispam3.htm).
По имеющейся информации, все три законопроекта к настоящему времени сняты с рассмотрения. В настоящий момент на рассмотрении Государственной Думы РФ находится проект Федерального закона «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия массовой рассылке сообщений электросвязи рекламного характера». Законопроект ориентирован на внесение изменений в Федеральный закон «О рекламе» (дополнить статьей 13.1 «Особенности рекламы в сети связи общего пользования»), а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (дополнить статьей 13.25 «Массовая рассылка сообщений электросвязи») и в Уголовный кодекс Российской Федерации (дополнить статьей 274.1 «Массовая рассылка сообщений электросвязи»).
Законопроект основывается на следующих принципах:
1. Независимо от содержания спама, носящего рекламный характер, он должен быть запрещен. Несмотря на то что рекламное сообщение, полученное с помощью технологий массовых рассылок, может оказаться полезным для некоторых из его адресатов, несопоставимо большему количеству людей спам причиняет только вред. Кроме того, вред причиняется Интернет-провайдерам, вынужденным наращивать мощности (только для того, чтобы быть в состоянии обработать огромный объем незапрошенных сообщений) и затрачивать усилия специалистов на борьбу с массовыми рассылками.
2. Следует ограничиться законодательным запрещением массовых рассылок, осуществляемых посредством только электронной почты.
3. Эффективное противодействие спаму предполагает использование оперативно-розыскных мероприятий, которые могут проводиться только в рамках расследования преступлений. Поэтому для эффективной борьбы со спамом следует совершенствовать уголовное законодательство.
Внесение предлагаемых в законопроекте изменений в законодательство России соответствует практике стран Европейского союза, в частности Директиве Европарламента 2002/58/ЕС, принятой 12 июля 2002 года и обязательной для членов ЕС, в которой говорится, что «использование автоматических систем дозвона, факсов или электронной почты для целей прямого маркетинга не допускается, за исключением случаев, когда это делается с предварительного согласия потребителя».
Вопрос: можно ли пожаловаться на рекламную рассылку (спам) регистратору домена?
Можно, но это, на мой взгляд, бесполезно. Без решения суда регистратор не может предпринять санкции к владельцу домена, т. к. он своими действиями не нарушает правила регистрации доменов. Основанием для обращения в правоохранительные органы или суд может быть нарушение Закона «О рекламе» (см.: http://internet-law. ru/articles/sergo-06-12-05.pps).
Также по вопросам прекращения спам-рассылок можно обращаться:
— к провайдеру, у которого располагается данный домен или к владельцу домена, с которого поступает спам, с просьбой прекратить рассылку спама;
— к своему провайдеру с просьбой пресечь возможность получения спама;
— в Федеральную антимонопольную службу (в ее компетенции находится контроль за соблюдением законодательства о рекламе).
——————————————————————