Рецензия на учебный курс С. А. Авакьяна «Конституционное право России»

(Глигич-Золотарева М. В.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2006, N 5)

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНЫЙ КУРС С. А. АВАКЬЯНА «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ»

М. В. ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА

Глигич-Золотарева М. В., старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

Учебный курс С. А. Авакьяна «Конституционное право России» <*> по праву вошел в плеяду учебников по современному российскому конституционному праву. Спустя год после первого издания вышло второе, измененное и дополненное. Учебный курс опирается на действующую Конституцию Российской Федерации, новейшее федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации, освещает становление и развитие основных конституционно-правовых институтов, широкий круг актуальных правовых вопросов. В нем анализируются дискуссионные научные и практические проблемы, связанные с формированием конституционно-правовых основ политического развития нашей страны. ——————————— <*> Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. В 2 т. М.: Юрист, 2006.

Автор учебного курса, Сурен Адибекович Авакьян — известный отечественный ученый-конституционалист, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им М. В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки, автор большого количества монографий и статей по самой разнообразной конституционно-правовой проблематике: от истории отечественного конституционализма до проблем конституционной ответственности. Преподавателям конституционного права, студентам, аспирантам, юристам-практикам да и всем, кто интересуется такой сложнейшей, интереснейшей и актуальнейшей в наши дни научной дисциплиной, как конституционное право, хорошо известны учебные курсы М. В. Баглая, А. А. Безуглова и С. А. Солдатова, Р. В. Енгибаряна и Э. В. Тадевосяна, Е. И. Козловой и О. Е. Кутафина, И. А. Конюховой, Ю. К. Краснова, В. Е. Чиркина и др. — они стоят на книжных полках, на прилавках книжных магазинов, их можно увидеть в библиотеках и на столах государственных служащих. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: а так ли нужны новые учебники конституционного права? Не «покрываются» ли потребности «целевой аудитории» в конституционно-правовых знаниях уже существующими? Если это и так, то учебный курс «Конституционное право России» С. А. Авакьяна относится к категории именно необходимых учебников. Не только по принципу «больше учебников, хороших и разных». И даже не потому, что достаточно большой «сегмент рынка» остался по разным причинам не охваченным соответствующей учебной литературой. Известно, что при всем обилии учебных курсов студентам, более углубленно занимающимся данной дисциплиной, аспирантам, да и просто конституционалистам-практикам, на какой бы ниве они ни трудились, не всегда просто найти необходимую информацию о тех или иных конституционных нормах и институтах. Сведения, содержащиеся в обычных учебниках, часто представлены в весьма сжатом виде, что позволяет сформировать квалифицированное мнение по тому или иному вопросу, но не дает полного понимания проблематики предмета исследования. И совсем уж особой спецификой отличается работа тех юристов, кто трудится в законодательной и правоприменительной сферах; для них, как правило, бывает недостаточно той правовой информации, которая содержится в базах данных законодательных актов, в юридических энциклопедиях и справочниках. Обычные учебники также не всегда помогают им в работе, поскольку рассчитаны чаще всего на базовый уровень «погружения» в конституционно-правовую проблематику, в то время как специалистам более высокого уровня и подспорье требуется более основательное. На розыск же узкотематических источников по библиотекам и книжным магазинам порой просто не хватает времени, ведь труд любого юриста требует быстроты и точности — вот и получается, что такого комплексного и подробного учебного курса конституционная теория и практика ждала уже не один год! Он не конкурирует с уже имеющимися, напротив, предназначен для тех читателей, чье знакомство с конституционным правом уже состоялось, но кто намерен и далее продолжать и углублять его. Недостатки обычных учебных курсов являются одновременно их достоинствами: в книге, размер которой ограничен 600 — 700 страницами, сложно изложить весь фундаментальный курс конституционного права, какие-то темы всегда окажутся освещенными в тезисной форме; но с другой стороны, именно такая книга будет удобна для студентов, востребована практикой образовательного процесса. «Визитной карточкой» учебного курса С. А. Авакьяна является то, что он написан сразу в двух томах. Это позволило изложить материал наиболее полно и логично, с авторской точки зрения. Курс четко структурирован — текст делится не только на разделы и главы, но и на параграфы и даже подпараграфы, что позволило автору систематизировать правовые знания и полностью охватить всю сложнейшую и многогранную проблематику отрасли. Значительный объем курса позволил осветить и такие вопросы, которые часто опускаются авторами учебников: не секрет, что исторические, углубленно-теоретические, дискуссионные аспекты конституционного права часто остаются «за бортом» современных учебных курсов. Автору удалось избежать этого, его курс репрезентативен с исторической, теоретической и даже с дискуссионной точек зрения, в нем подробно освещаются вопросы, которые найдешь даже не во всяком специальном исследовании — к примеру, анализ альтернативных проектов российской Конституции, теория и практика разграничения компетенции между разными уровнями публичной власти, новейшие процедурные аспекты избирательного процесса, порядок работы палат Федерального Собрания, подробный анализ системы власти в субъектах Российской Федерации, конституционно-правовые основы национальной и региональной политики и многие другие важные, но часто выпадающие из учебного процесса вопросы. При написании курса автор опирался не только на Конституцию России и действующее законодательство, но и на последние достижения отечественной и зарубежной государственно-правовой мысли, на разработки в области общей теории права и других смежных дисциплин. В начале каждой главы приводится библиография по рассматриваемой теме, что демонстрирует широкий спектр научных мнений и облегчает путь познания для тех, кто только-только входит в мир конституционно-правовых категорий. Новый учебный курс С. А. Авакьяна — это не просто пересказ действующей Конституции. В основе его структурирования лежат не только конституционные нормы, но и институты конституционного права. Среди отличительных особенностей нового курса можно также отметить подробное рассмотрение вопросов, часто лежащих вне учебных курсов. Такова тематика конституционно-правовых отношений, структуры конституционного права России, конституционно-правовой ответственности, места конституционного права в системе права, конституционного права России как науки, разработки и принятия действующей Конституции России 1993 г., особенностей ее содержания и изменения, институтов демократии и гражданского общества, конституционного закрепления вопросов собственности, общей характеристики государственного устройства, учреждения поста Президента России, общих вопросов российского парламентаризма, становления системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и др. Учебный курс С. А. Авакьяна возник не в одночасье. Он стал продолжением серии его научных исследований, хорошо известных в юридическом мире. Большой интерес вызвали его монографии «Конституция России: природа, эволюция, современность» (она вышла в 1997 г. и потом переиздавалась) и «Федеральное Собрание — парламент России» (была издана в 1999 г.), а также энциклопедический словарь «Конституционное право» под его редакцией, увидевший свет в 2000 г. Таким образом, новый учебный курс «Конституционное право России» стал итогом многолетней работы. Это солидный, завершенный труд, имеющий теоретическое и, что особенно важно для учебника, практическое значение. Хочется верить, что он станет настоящим подспорьем не только для студентов, но и для ученых, преподавателей конституционного права, а также для чиновников, так или иначе сталкивающихся в своей деятельности с конституционно-правовой материей. Что касается недостатков рассматриваемого учебного курса, то такого рода масштабное произведение просто не может быть абсолютно идеальным. Какие-то темы можно было бы освещать не столь подробно. Таково, например, рассмотрение вопросов разработки и принятия действующей Конституции 1993 г., альтернативных конституционных проектов, борьбы вокруг них — эти, безусловно, интересные страницы новейшей российской истории могли бы найти (и уже нашли) свое место в тематической монографии, но для учебника их изложение, как представляется, излишне детализировано. С другой стороны, подробность не всегда дает необходимый качественный эффект. Так, в разделе, посвященном федеративному устройству, отсутствуют ключевые для данной подотрасли понятия «федерации» и «федерализма», что затрудняет понимание самого феномена сложносоставного государства. Однако процесс совершенствования бесконечен. Практика преподавания конституционного права показывает, что хорошие учебники права со временем становятся только лучше, как хорошее вино. «Букет» того или иного курса права полностью «раскрывается» только после нескольких переизданий. Так что у нового учебного курса «Конституционное право России» все еще впереди!

——————————————————————